Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография




Скачать 138.7 Kb.
НазваниеПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография
Дата публикации23.07.2013
Размер138.7 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Экономика > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года


1. Демография
Важнейшим фактором стабильности развития муниципального образования является демографическая ситуация.

По статистическим данным по состоянию на 01.01.2013 года
на территории Мокшанского района проживают 27806 человек.
Городское население составляет 41,9% от общей численности или 11,65 тыс. человек, сельское, соответственно, 58,1% или 16,16 тыс. человек.

До 2016 года прогнозируется ежегодное незначительное снижение численности населения.
^ 2. Промышленное производство

Промышленность района представлена предприятиями пищевой, (ООО «Невский кондитер, обществами с ограниченной ответственностью «Успех», «Сладкий мир», «Зоренька», «Бриз», «Нева), деревообрабатывающей промышленности (ООО «Лесное», ООО «Лесовита», ООО «Мокшанское лесное хозяйство»), распределение воды ООО «Росич», ООО «Кристалл», ООО «Радикс»).

В 2012 году объем отгруженных товаров собственного производства по ООО «Невский кондитер» (включая малые предприятия) составил 374,6 млн.руб.

По оценке, объем отгруженных товаров собственного производства по предприятиям района в 2013 году составит 423,26млн.руб. или 108,3 % к уровню 2012 года (в сопоставимых ценах).

В 2013 году объем отгруженных товаров собственного производства по предприятиям пищевой промышленности (ООО «Невский кондитер») ожидается в размере 405,94 млн. рублей или 108,4 % к уровню 2012 года (в сопоставимых ценах), по предприятиям в сфере деревообработки (ООО «Лесное», ООО «Лесовита», ООО «Мокшанское лесное хозяйство») – 16,03 млн. рублей или 105,5 %, по предприятиям в сфере распределения воды – 16,89 млн. рублей или 111,9 %.

В 2014-2016 годах прогнозируется рост объема отгруженных товаров собственного производства в целом и по отраслям. В 2014 году прогнозируется, что объем отгруженных товаров в целом по району составит 456,99 млн.руб., в том числе: пищевая промышленность (ООО «Невский кондитер») – 438,22 млн. рублей или 108 %, деревообработка – 17,36 млн. рублей или 108,3 %, распределение воды – 19,16 млн. рублей или 113,4 %.

Увеличение показателей планируется в ООО «Невский кондитер» - за счет увеличения ассортимента и качества продукции, в ООО «Лесное» - за счет производства новых видов продукции, в ООО «Росич» - за счет увеличения потребностей населения и промышленных потребителей.

^ 3.Потребительский рынок

На территории района осуществляют деятельность 237 торговых объектов со средней численностью работников 671 человек, 60 объектов общественного питания и 118 предприятий бытового обслуживания. За 2012 год создано 28 предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности, из них 7 объектов торговли, 1 предприятие общественного питания и 20 субъектов, оказывающих бытовые услуги. За 1 квартал 2013 года создано 3 объекта потребительского рынка и 8 рабочих мест.

На территории Мокшанского района проводится политика, направленная на поддержку местных товаропроизводителей. Важным элементом развития торговли на территории района является организация и участие в выставочно-ярмарочной деятельности, проведение смотров-конкурсов среди предприятий торговли, способствуют обеспечению условий для повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей, расширения сбыта продукции.

На территориирайона торговля и бытовое обслуживание достаточно развито,население стабильно и бесперебойно обеспечивается необходимыми продовольственными и промышленными товарами. Полностью удовлетворяется растущий спрос на товары и услуги.

По состоянию на 01.03.2013г. на территории района 131 субъект предпринимательства оказывают населению бытовые услуги. По сравнению с прошлым годом наблюдается рот количества предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся данным видом деятельности. За 1 квартал 2013г. создано 2 объекта бытового обслуживания: ИП Аргаткин А.В. – тех. обслуживание и ремонт транспортных средств; ИП Скобелева Т.И. – прокат свадебной атрибутики. Всего в сфере бытовых услуг на 01.03.2013г. занято 379 человек.

Средняя обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в районе по состоянию на 01.01.2013 года составляет 522,9 кв.м., что соответствует нормативам. На территории района имеется 114 магазинов, из них 12 продовольственных, 29 непродовольственных и 73 смешанных.

^ 5. Малое и среднее предпринимательство

В 2012 году наблюдается снижение количества объектов предпринимательства, основной причиной является то, что большинство предпринимателей закрываются из-за увеличения страховых взносов и увеличения налогов. Это в основном те предприниматели, которые занимаются мелким бизнесом, у них просто нет достаточного спроса на товары и услуги, чтобы сделать достаточную выручку и покрыть свои расходы. Возможно, данная проблема разрешиться, если субъекты бизнеса перейдут на патентную систему налогообложения. В этом направлении ведется активная пропагандистская и информационная работа среди населения, публикуются статьи в районной газете и на официальном сайте администрации.

Количество средних предприятий в 2013году сократилось на 1 единицу по сравнению с прошлым голом по причине того, что в одном из предприятий численность работников снизилась на 10 человек и составила 98 человек.

Оборот средних предприятий в 2013 году ожидается 0,35млрд. руб., что составит 106% к уровню прошлого года.

Ожидаемое количество малых предприятий в 2013 году - 335 единиц, среднесписочная численность работников - 5800 человек, из них работников предприятий обрабатывающих производств - 1300 человек, строительства - 110 человек, розничной торговли и общественного питания, бытового обслуживания – 860 человек. В 2014-2015 годах прогнозируется рост численности работников малых предприятий, за счет расширения производства, привлечения инвестиций, создания кооперативов, открытия малых и средних предприятий.

Оборот малых предприятий по всем видам деятельности в 2013 году ожидается на уровне 0,72 млрд.руб. или 103 % к 2012 году в сопоставимых ценах, в том числе в обработке 0,34 млрд.руб. или 106,3 %, в строительстве – 0,01 млрд.руб., в розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании – 0,19 млрд.руб. или 105,5 %.

Большая роль в развитии и поддержке малого бизнеса, реализации инвестиционной политики района возлагается на Агентство по развитию предпринимательства, которое оказывает существенную помощь предпринимателям в решении возникающих проблем, предоставляет консультативные услуги по широкому спектру вопросов предпринимательской деятельности, разрабатывает бизнес- планы.

Оказывается поддержка субъектам бизнеса в части предоставления товарных кредитов, оказания имущественной поддержки в виде предоставления в аренду помещений в бизнес-инкубаторе по льготной ставке арендной платы.

В целях устойчивого развития и поддержки малого предпринимательства, анализа состояния предпринимательской среды, обобщения наиболее проблемных вопросов, в 2014-2016 годах администрацией района будет продолжена работа по организации семинаров, совместных совещаний и «круглых столов» с участием руководителей структурных подразделений администрации района, контролирующих органов, депутатов Собрания представителей Мокшанского района.

В течение года будет продолжаться работа по взаимодействию со средствами массовой информации по информированию предпринимателей о наличии свободных и пустующих объектов, сдаваемых в аренду, или подлежащих продаже, пропаганде передового опыта предпринимательской деятельности; по привлечению предпринимателей к участию в благотворительных акциях (с целью возрождения ранее сложившихся традиций российского предпринимательства и патриотизма), дальнейшее развитие получит кадровое обучение малого предпринимательства.

Планируется также в течение года:

  • участие представителей малого бизнеса Мокшанского района в традиционных областных конференциях и конкурсах, способствующих распространению передового опыта предпринимательства.

  • поддержка (институциональная и финансовая) ключевых проектов;

  • привлечение инвесторов.



7. Финансы
Прогноз консолидированного бюджета Мокшанского района на период 2014 – 2016 г.г. составлялся на основании отчетных данных 2012, , учитывая ожидаемое исполнение бюджета 2013 года, на основе методических рекомендаций по разработке отдельных показателей прогноза социально - экономического развития территории на 2013 год и на период до 2016 года.

Финансовый баланс отражает объем финансирования ресурсов, расходуемых на финансирование капиталлообразования, коллективного потребления, удовлетворения социальных потребностей и определяет источники их формирования.

Состав показателей финансового баланса соответствует бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2012года № 171-н, с внесенными дополнениями и изменениями.

Основным источником поступления собственных доход является НДФЛ: в 2012 году поступление в консолидированный бюджет района налога на доходы физических лиц составляет 54,3 млн.руб. или 54,5% от налоговых и неналоговых доходов. В 2013 году процент поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет района планируется 53,3 %. На период с 2014 – 2016 г.г. планируется аналогичный процент поступлений в консолидированный бюджет района. Соответственно, с увеличением фонда оплаты туда планируется увеличение НДФЛ:

2014г. - 2 вариант 57,0 млн.руб.;

2015г. - 2 вариант 60,0 млн.руб;

2016г. - 2 вариант 62,0 млн.руб;
Поступления налогов на имущество в консолидированный бюджет района планируются в 2013 году в сумме 20 млн. руб., в 2014 году — 21млн. руб., в 2015 году —22 млн. руб., в 2016 году - 23 млн.руб..

При прогнозировании поступлений налога на имущество физических лиц учитывались отчетные данные по форме 5-МН «Отчет o налоговой базе и структуре начислений по местным налогам ».

Налоги на имущество – налог на имущество физических лиц и земельный налог -планировались с учетом принятых решениями Советов депутатов муниципальных образований ставок, динамики поступлений прошлых лет и кадастровой стоимости земель.

Налог на имущество физических лиц:

2014г. - 2 вариант 1,3 млн.руб.;

2015г. - 2 вариант 1,3 млн.руб.;

2016г. - 2 вариант 1,3 млн.руб.;

Прогноз сумм налога на имущество организаций определен на основании порядка исчисления и уплаты налога, установленного главой 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, учтены фактические поступления налога в текущем году и оценка поступлений за 2012 год. Использованы показатели отчетности по форме N5-НИО «Отчет o налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций ». Применена действующая на территории области ставка налога в размере 2,2 процента, учтен уровень собираемости дохода в размере 99-100 процентов (с ростом по фактическому — за 2012 год, и оценке — за 2013 год), a также норматив зачисления налога в бюджет района —10 процентов.


Поступления налога на имущество организаций:
2014г. - 2 вариант 3,1 млн.руб.;

2015г. - 2 вариант 3,3 млн.руб.;

2016г. - 2 вариант 3,4 млн.руб.;

Поступления земельного налога оценивались в соответствии c решениями, принятыми представительными органами муниципальных образований о введении на соответствующих территориях земельного налога, согласно главы 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При прогнозировании земельного налога учитывались ставки налога, установленные органами местного самоуправления, отчетные данные по форме N25-MH «Отчет o налоговой базе и структуре начислений по местным налогам ». Собираемость налога предусмотрена в размере 99,7 процента.

Земельный налог:
2014г. - 2 вариант 16,6 млн.руб.;

2015г. - 2 вариант 17,4 млн.руб.;

2016г. - 2 вариант 18,3 млн.руб.;
Налоги на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и единый сельхозналог рассчитывались учитывая динамику поступлений прошлых лет, ставок, принятых решением Совета депутатов и в соответствии с Порядком налогообложения, регламентируемых Налоговым кодексом (часть П главы 26.1, 26.2., 26.3).

Расчет поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, произведен на основании показателей отчетности о налоговой базе и структуре начислений по Форме № 5–УСН, фактического поступления налога в 2012 и оценки поступлений доходов на 2013 год.

По налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, в расчетах использовалась ставка в размере 6 процентов. Собираемость предусмотрена в размере 100 процентов. По налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в расчетах использовалась ставка в размере 15 процентов. Собираемость предусмотрена в размере 98 процентов.

В результате планируются поступления налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения в бюджет района в 2013-2016 годах в суммах 5,1 млн. рублей, 5,4 млн. рублей, 5,6 млн. рублей и 5,9 млн. руб.

Увеличение по сравнению с 2012г. поступления ЕНВД объясняется увеличением корректирующего коэффициента базовой доходности (К2). Поступление ЕНВД в 2013 году ожидается 8,4 млн. руб; в 2014 году – 8,8 млн.руб., в 2015 году – 9,3 млн.руб., в 2015 году – 9,8 млн. руб.;

Прогноз по единому сельскохозяйственному налогу определен, исходя фактического поступления налога в 2012 году и оценки поступлений налога в 2013 году, действующей ставки налога (6 процентов), 98 процентного уровня собираемости. Единый сельскохозяйственный налог в полном объеме зачисляется в консолидированный бюджет района.

Планируемая в 2014 году сумма поступлений этого налога в консолидированный бюджет района составит 2,7млн. руб., в 2014 году -2,8 млн. руб., в 2015 году – 3,0 млн. руб., в 2016 году – 3,1 млн. руб..
Итого суммы налогов на совокупный доход:

2014г. - 2 вариант 17,1 млн.руб.;

2015г. - 2 вариант 17,9 млн.руб.;

2016г. - 2 вариант 18,8 млн.руб.;

В поступлении прочих налогов и сборов учитывается поступление государственной пошлины. Оценка поступлений государственной пошлины, зачисляемой в районный бюджет и бюджеты поселений, произведена на основе ожидаемых поступлений за 2013 год, a также данных главных администраторов.

В 2013 году ожидается поступление госпошлины в сумме 1,2 млн. рублей.

2014г. - 2 вариант 1,6 млн.руб.;

2015г. - 2 вариант 1,66 млн.руб.;

2016г. - 2 вариант 1,7 млн.руб.;

Задолженность по перерасчетам прошлых лет не планируется, поскольку налоги и сборы, зачисляемые в консолидированный бюджет района, отменены уже давно и поступления по ним в 2012 составили незначительные суммы..
В раздел «Неналоговые доходы» входят: арендная плата за земли, доходы от пользования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от продажи муниципальной собственности, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государству, административные платежи и штрафные санкции.

Арендная плата за землю рассчитывалась с учетом количества заключенных договоров аренды. Доходы от предпринимательской деятельности - с учетом повышения ФОТ и индексами повышения цен на оказываемые услуги. Также в раздел включены поступления от сдачи в аренду имущества, в соответствии с Решения Совета депутатов Мокшанского района . В 2013 году поступления от неналоговых доходов ожидаются в сумме 10 млн.руб.

Суммы неналоговых доходов:

2014г. - 2 вариант 10,5 млн.руб.

2015г. - 2 вариант 11,0 млн.руб.

2016г. - 2 вариант 11,5 млн.руб.
в том числе арендная плата за землю:
2014г. - 2 вариант 2,7млн.руб.

2015г. - 2 вариант 2,6 млн.руб.

2016г. - 2 вариант 2,5 млн.руб.

Сокращение поступлений доходов от аренды земельных участков по сравнению с 2013 года планируется в связи с выкупом земельных участков и расторжение договоров аренды за земельные участки.

Итого поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района 2013 года ожидается в сумме 102,2 млн.руб.

Всего налоговых и неналоговых доходов:

2014г. - 2 вариант 107,1 млн.руб.

2015г. - 2 вариант 112,6 млн.руб.

2016г. - 2 вариант 117,2 млн.руб.
Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней:

в 2013 году утверждено отчислений 321,9 млн.руб.

2014г. - 2 вариант 250,6 млн.руб.

2015г. - 2 вариант 260 млн.руб.

2016г. - 2 вариант 270 млн.руб.

^ Расходная часть бюджета на 2013-2015 годы

Прогноз консолидированного бюджета Мокшанского района Пензенской области до 2015 года подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Собрания представителей Мокшанского района от 15.05.2009 № 463-45/2 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Мокшанском районе Пензенской области» (с последующими изменениями) с учетом решения приоритетных задач бюджетной политики Мокшанского района, а именно:

1) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Мокшанского района;

2) чёткая приоритезация расходов бюджета Мокшанского района исходя из необходимости достижения целей социально-экономической политики;

3) создание условий для формирования программного бюджета, начиная с формирования бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов;

4) повышение качества муниципальных услуг, прежде всего в образовании и культуре, улучшение условий жизни населения, переход на адресный характер предоставления социальных льгот и выплат;

5) поддержка дорожного хозяйства;

6) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса, эффективности управления районными финансами.

Расходы консолидированного бюджета Мокшанского района за 2012 год составили 380,0 млн.руб., оценка 2013 года – 445,7 млн.руб., прогноз на 2014 год – 397,4 млн.руб., на 2015 год – 403,7 млн.руб., на 2016 год – 410,3 млн.руб.

В 2013 году и на период до 2016 года консолидированный бюджет Мокшанского района остается социально ориентированным. Планируется, что расходы на социально-культурные мероприятия на 2013 год составят 68,4 % всех расходов, на 2014 – 77,3 %, на 2015 – 77,9 %, на 2016 – 76,6 %.

Затраты на государственные инвестиции включают в себя расходы на увеличение стоимости основных средств и будут уточняться исходя из планируемых поступлений в консолидированный бюджет.

Расходы на обслуживание муниципального долга уменьшаются в связи с планируемым снижением объема муниципального долга Мокшанского района.

Расходы на национальную экономику уменьшаются в связи со снижением объема областных и районных средств на данные цели.

Расходы на пенсионное обеспечение уменьшаются в связи с наличием в расходах на 2013 год кредиторской задолженности.

Расходы на социальное обслуживание населения уменьшаются в связи со снижением объема областных средств на данные цели.
Дефицит бюджета

Прогноз дефицита бюджета: 2013 год – 21,6 млн.руб., 2014 год – 39,7 млн.руб., 2015 год – 31,0 млн.руб., 2016 год – 23,1 млн.руб.


^ 8. Труд и занятость
Численность трудовых ресурсов. Прогноз численности трудовых ресурсов разработан исходя из ожидаемого снижения численности населения в трудоспособном возрасте и притока рабочей силы на вновь создаваемые производства из – за пределов района. Численность трудовых ресурсов района в отчетном году составила 15,9 тыс.чел., оценка текущего года – 16 тыс.чел., прогноз 2014 года – 16,2 тыс.чел.

^ Численность занятых на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности.

Численность работников организаций государственной и муниципальной форм собственности за 2012 год составила 2,76 тыс. человек.

^ Численность занятых на частных предприятиях.

В 2013 году ожидается, что численность работающих на частных предприятиях составит 11,87 тыс. человек.

Фонд заработной платы.

Фонд заработной платы работников предприятий и организаций в 2012 году составил 611,4 млн. руб., среднемесячная зарплата одного работника – 12061,1 руб. (рост реальной заработной платы – 120 % к уровню 2011 года).

В 2014-2016 годах прогнозируется увеличение фонда оплаты труда и средней заработной платы одного работника.

Основными предприятиями, имеющими возможность обеспечить значительный рост фонда оплаты труда являются: ООО «Невский кондитер», ООО «ТК Мокшанский», ЗАО АПК «Нечаевский», ТНВ «Пугачевское», Учхоз Рамзай, ОАО «Сервис», ООО «Новая Иизда». Также ожидается увеличение фонда оплаты труда по организациям бюджетной сферы.

Главными проблемами развития кадрового потенциала является снижение численности трудовых ресурсов в условиях демографического кризиса, старение населения и дисбаланс в профессионально – квалификационной системе спроса и предложения на рабочую силу.
^ Фонд заработной платы.
Фонд заработной платы работников предприятий и организаций в 2012 году составил 611,4 млн. руб., среднемесячная зарплата одного работника – 12061,1руб. (рост реальной заработной платы – 113,4% к уровню 2011 года).

По оценке, среднемесячная зарплата одного работника в 2013 году составит 13500,0 руб. В 2014-2016 годах прогнозируется увеличение фонда оплаты труда и средней заработной платы одного работника.

Основными предприятиями, имеющими возможность обеспечить значительный рост фонда оплаты труда являются: ООО «Невский кондитер», ООО «Новая Изида», ЗАО АПК «Нечаевский», ТНВ «Пугачевское», ФГУП «Учхоз Рамзай», ОАО «Сервис». Также ожидается увеличение фонда оплаты труда по организациям бюджетной сферы.

Главными проблемами развития кадрового потенциала является снижение численности трудовых ресурсов в условиях демографического кризиса, старение населения и дисбаланс в профессионально-квалификационной системе спроса и предложения на рабочую силу.

Начальник отдела экономики Н.А. Михеева

Похожие:

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития...
Показатели прогноза разработаны на базе статистических данных за 2011-2012 годы, а также с учетом тенденций, складывающихся в экономике...
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconКонцепция социально-экономического развития Волотовского муниципального...
Ально-экономического развития района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее – «Концепция 2014-2016») отражает...
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconОтчет главы администрации Мокшанского района Пензенской области Тихомирова...
Мокшанского района Пензенской области Тихомирова Н. Н. об итогах социально-экономического развития Мокшанского района Пензенской...
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconКонцепция социально-экономического развития района на 2010 год и...
Концепция социально- экономического развития района на 2010 год и на период до 2012 года отражает меры, направленные на улучшение...
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconО прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография icon2014 годах на территории района сохранятся действующие льготы. В...
О внесении изменений в Концепцию социально-экономического развития Холмского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014...
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconОб утверждении муниципальной программы «Обеспечение экономического...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Обеспечение экономического развития Волотовского муниципального района на 2014-2016...
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconОб утверждении муниципальной программы Волотовского муниципального...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу Волотовского муниципального района «Обеспечение экономического развития Волотовского...
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconСобрание представителей мокшанского района пензенской области решени е
О внесении изменений в решение Собрания представителей Мокшанского района от 28. 12. 2012 №202-18/3 «О бюджете Мокшанского района...
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мокшанского района на 2014 год и на период до 2016 года Демография iconДума холмского муниципального района решени е
Об утверждении Концепции социально-экономического развития Холмского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница