Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации19.07.2013
Размер0.79 Mb.
ТипПланы семинарских занятий
shkolnie.ru > Экономика > Планы семинарских занятий
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Пермский национальный исследовательский политехнический университет



Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИКА




Планы семинарских занятий

для студентов неэкономических специальностей


Пермь 2013г.

Экономика: Планы семинарских занятий для студентов неэкономических специальностей / Пермский национальный исследовательский политехнический университет – Пермь, 2013. – 48 с.

Составители: Анисимова Е.Л., Буторина О.В., Карпович Ю.В., Климова Е.К., Лепихина Т.Л., Прокин В.В., Печенегина Т.А., Третьякова Е.А., Толстоброва Н.А., Фукалова Ю.С.

Составители:

Тема 1 -

к.э.н., доцент

Т.Л. Лепихина

Тема 2 -

ассистент

Е.Л. Анисимова

Тема 3, 4 -


д.э.н., профессор к.э.н., доцент

Е.А. Третьякова


Т.Л. Лепихина

Тема 5 -

к.э.н., доцент

Т.А. Печенегина

Тема 6 -

к.э.н., доцент

Т.Л. Лепихина

Тема 7 -

ассистент

Е.Л. Анисимова


Тема 8 -

магистрант

Ю.С. Фукалова


Тема 9 -

ст. преподаватель

Е.К. Климова


Тема 10 -

ст. преподаватель

Ю.В. Карпович


Тема 11 -

к.э.н., доцент

Н.А. Толстоброва


Тема 12 -

к.э.н., доцент

О.В. Буторина

Компьютерный набор

Ю.С. Фукалова

^



Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Пермь, 2013г.






  1. Цель и задачи дисциплины




    1. ^ Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в жизни общества, формирование способности использовать основные положения и методы экономической науки при решении социально – экономических и профессиональных задач.
Изучение законов и закономерностей функционирования экономических систем посредством формирования категориально - понятийного аппарата, а также аккумулирование комплекса знаний, навыков и умений различного уровня анализов и обобщений способствует созданию целостной системы инновационно – ориентированной экономической подготовки будущих инженеров.


    1. Задачи изучения дисциплины

  • рассмотреть эволюцию экономической мысли, основных концепций и теорий экономической науки;

  • раскрыть сущность экономических явлений и процессов;

  • сформировать категориально - понятийный аппарат науки;

  • дать фактические знания об основных экономических законах и категориях экономики;

  • сформировать навыки выведения общих экономических законов и закономерностей функционирования социально-экономических систем в современных условиях;

  • дать навыки расчета наиболее важных показателей и коэффициентов;

  • сформировать умение анализировать состояние и тенденции социально – экономического развития национальной экономики;

  • способствовать формированию навыков осуществления оценки эффективности управления экономическими процессами на основе системы микро - и макроэкономических показателей.


Предметом изучения дисциплины являются :

Экономические субъекты (фирмы, государство, домохозяйства), объекты функционирования экономической системы (факторы производства и экономические ресурсы), экономические отношения, рынок ресурсов, рынок товаров и услуг, национальная экономика, мировое хозяйство, переходная экономика.
^ 1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

«Экономика» как дисциплина относится к базовой части гуманитарных и социально-экономических дисциплин и опирается на знания следующих дисциплин:

  • философия;

  • политология;

  • отечественная история.


Дисциплина «Экономика» связана с рядом дисциплин, изучаемых после.

Среди них можно выделить: организацию и управление производством, экономику отрасли, менеджмент, основы маркетинга.
^ 2. Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина участвует в формировании компетенций общекультурные и профессиональные из перечня компетенций выпускника:

Общекультурные (ОК)

ОК -1 Использовать основные положения и методы экономической науки при решении социально-экономических и профессиональных задач.

^ Знать: Основные экономические категории, методы и законы с учетом развития экономической науки.

Уметь: Использовать экономические категории, законы и методы при решении социально-экономических задач.

Владеть: навыками использования экономических категорий, законов и методами прогнозирования.
ОК -2 Способность и готовность понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активными субъектом экономической деятельности.

Знать: Основные вопросы экономической системы (что, как и для кого производить), структуру, функции и проблемы, формы проявления активности (функции субъектов экономической системы).

Уметь: Проводить анализ основных параметров экономических систем, понимать и анализировать экономические проблемы, факты и ситуации и анализировать экономические процессы воспроизводства, а также прогнозировать поведение субъектов экономической системы.

Владеть: Владеть навыками выявления, оценки и решения проблем экономической системы, навыками проектирования и реинжиниринга экономических и бизнес процессов, методами анализа и принимать решения с учетом передового опыта хозяйствующих субъектов.
ОК -3 Адаптироваться к новым экономическим ситуациям, изменения содержания социально-экономической и профессиональной деятельности.

Знать: Основы функционирования рыночной экономики: параметры рынка, параметры спроса, параметры предложения.

Модели рыночной конкуренции: совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции. Типы рынков.

Уметь: Уметь применять законы рынка

Собирать, обобщать, систематизировать и анализировать информацию о рыночной конъюнктуре.

Адаптироваться к рыночной ситуации в условиях.

Принимать решения, с учетом информации о рыночных ценах, издержках, возможных доходах в условиях альтернативного выбора .

Владеть:

Владеть методами позитивного и нормативного анализа рыночных параметров.

Владеть навыками определения уровня издержек, цен, объема производства.

Уметь применять полученную информацию с целью адаптации к изменениям социально-экономической ситуации.
ОК - 4 Способность находить организационно - управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений, и готовность нести за них ответственность.

Знать:

Знать законодательную основу функционирования организаций (предприятий).

Знать сущность прямых и косвенных методов регулирования.

Знать особенности экономической интеграции.

Уметь:

Уметь обосновывать выбор на основе полученной информации в условиях разных.

Уметь обосновывать выбор инструментов регулирования экономических процессов.

Уметь сопоставлять и оценивать информацию о преимуществах и недостатках экономической интеграции с точки зрения экономической безопасности.

Владеть:

Владеть навыками обоснования необходимости трансформации и реорганизации экономических процессов в разных условиях.

Владеть навыками моделирования результатов деятельности хозяйствующих субъектов в условиях.

Владеть навыками моделирования внешнеэкономической деятельности.
^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 3.1.




п.п.

Виды учебной работы

Трудоемкость, час

^ По семестрам 3 (4)

Всего

1

2

3 4

1

Аудиторная работа

72

72

2



Лекции (ЛК)

32

32

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Лабораторный практикум(ЛР)

-

-

Семинары (С)

-

-

Контроль самостоятельной работы (КСР)

4

4

2

Самостоятельная работа

72

72

ПОд4 44

Курсовой проект (работа)

-

-

Подготовка к аудиторным занятиям

34

34

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

15

15

Самостоятельное изучение теоретического материала

20

20

Другие виды самостоятельной работы

-

-

3

Вид промежуточного контроля

Тестирование

3

Тестирование 3

4

Вид итогового контроля


экзамен


экзамен

5

Трудоемкость дисциплины

(Всего)

144

144 часа


Студенты, АКФ, АДФ, ГНФ, ГУМФ изучают дисциплину в III семестре.

Студенты СТФ, МТФ, ЭТФ, ХТФ, ФППМ изучают дисциплину в IV семестре.
^ 4.1Содержание разделов и тем учебной дисциплины
Модуль 1

Л –18 ч, ПЗ – 20 ч, СРС – 16 ч, КСР - 2ч.

Раздел 1. Введение в курс «Экономика»

Тема 1. Предмет и метод экономики как науки.

Экономика. Ресурсы, потребности; блага. Экономическая наука. Ос­новные направления фундаментальной и прикладной науки. Введение в эко­номическую теорию. Предмет исследования политической экономии и пред­мет исследования экономикс. Задачи экономической теории: информацион­ная, методологическая, аналитическая, прогностическая и практическая функции экономической теории.

Методы экономической теории. Логический и исторический анализ. Научная абстракция. Анализ и синтез. Объективный и необъективный эко­номический анализ. Количественный и качественный анализ. Экономико-ма­тематическое моделирование.

Основные этапы развития экономической теории. Экономическая школа меркантилизма. Классическая буржуазная политэкономия. Марксизм. Вульгарная буржуазная политэкономия. Маржинализм. Неоклассика. Эконо­мический либерализм. Кейнсианство. Неолиберализм. Монетаризм.

^ Тема 2. Экономическая система: сущность и структура

Экономические системы. Основные вопросы экономической системы. Структура экономической системы: субъекты и их функции (домохозяйства, государство, фирмы). Кругооборот доходов и продуктов (модель Дж.М. Кейнса). Роль государства. Распределение доходов. Внешние эффекты и об­щественные блага. Объекты экономической системы. Первичные и вторич­ные потребности. Безграничность потребностей. Экономические ресурсы. Спрос на факторы производства. Материально-вещественный, личный, ин­формационный факторы производства Ограниченность ресурсов. Экономи­ческий выбор. Кривая производственных возможностей.

Экономическая система и воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство. Типы расширенного воспроизводства: экстенсивный, ин­тенсивный, интегральный.

Экономические отношения, формирующие модель экономической сис­темы: отношения собственности, отношения управления, отношения распре­деления. Отношения собственности. Объект собственности. Субъект собст­венности. Собственность как форма присвоения благ. Собственность как сис­тема отношений. Формы собственности: государственная собственность: фе­деральная и субъектов федерации. Муниципальная собственность: районная и городская и т.п. Частная собственность: индивидуальная, групповая, ак­ционерная. Собственность общественных организаций: партий, профсоюзов, церкви и т.п. Приватизация. Национализация.

Базовые модели экономических систем: традиционная, администра­тивно-командная, рыночная. Позитивы и негативы их функционирования. Общее равновесие и благосостояние. Неравенство в распределении доходов. Смешанная модель экономической системы. Различные модели смешанной экономической системы: американская, японская, шведская и др.
^ Тема 3. Основы функционирования рыночного хозяйства

Товарное хозяйство: сущность, особенности, законы

Натуральное хозяйство, продукт труда. Разделение труда: обществен­ное, частное, единичное. Специализация экономической деятельности и рост производительности труда. Излишек продукта, персонификация собствен­ника и формирование отношений частной собственности.

Товарное хозяйство и товар. Свойства товара. Стоимость. Теории стоимости товара: трудовая (классическая), факторная (калькуляционная), теория потребительских предпочтений и предельной полезности (маржина­лизм). Цена. Индекс цен.

Деньги и инфляция. Марксистский и монетаристский подходы к опре­делению сущности денег. Деньги и их функции: мера стоимости, средства сбережения, средства накопления, средства платежа, средства обращения, мировые деньги. Закон денежного обращения. Инфляция. Индекс цен произ­водителей. Индекс цен потребительских товаров. Эмпирические признаки инфляции. Монетаристский, марксистский, кейнсианский подходы к опреде­лению причин инфляции. Классификация видов инфляции. Основные на­правления антиинфляционной политики.
^ Тема 4. Рынок и рыночное равновесие

Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика. Производитель, ко­нечный потребитель, система профессиональных посредников. Товар как объект рынка. Система отношений между субъектами, основанная на взаи­модействии рыночных законов.

Индивидуальный и рыночный спрос. Спрос и закон спроса. Факторы спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Цена. Потребительские пред­почтения и предельная полезность. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность спроса. Предложение и закон предложения. Факторы предло­жения. Свободное рыночное ценообразование. Эластичность. Точка равнове­сия. Равновесная цена. Закон конкуренции. Конкуренция. Предложение со­вершенно конкурентной фирмы и отрасли. Рыночная власть. Совершенная и несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, монополия. Эффективность конкурентных рынков. Антимоно­польное регулирование. Закон стоимости. Теневая экономика.

Инфраструктура рыночной экономики. Объекты материально-вещест­венной инфраструктуры. Финансовая инфраструктура: банковская система, биржа, страховые компании. Торгово-посредническая инфраструктура.
^ Раздел 2. Производство: факторы, виды, доходы.

Тема 5. Капитал: производство, издержки, прибыль

Определение условий эффективного производства. Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль. Производственная функция. Понятие среднего и предельного продукта.

Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизации. Оборот капитала.

Виды издержек. Издержки производства: внутренние и внешние; вало­вые: постоянные, переменные; предельные и средние. Издержки обращения: чистые и дополнительные. Внешние эффекты. Трансакционные издержки. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба.

Выручка и прибыль. Особенности эксплуатационной, монополистиче­ской, инновационной теорий прибыли как различных принципов максимиза­ции прибыли.
^ Тема 6. Виды факторов производства.

Виды ресурсов (факторов производства). Особенности рынка ресурсов. Рынок капитала. Процентная ставка. Спрос и предложение на рынке капи­тала. Инвестиции. Дисконтирование. Рынок земли. Цена земли. Рента. Виды ренты: абсолютная, дифференциальная рента 1 и 2. Спрос и предложение на землю. Рынок труда. Производный характер спроса на рынке труда. Предло­жение труда в коротком и долгом периоде. Неценовые факторы предложения труда. Заработная плата. Ставка заработной платы Реальная и номинальная заработная плата. Системы и виды заработной платы. Принципы оплаты труда. Стоимость рабочей силы. Потребительская корзина. Минимальная за­работная плата.
^ Тема 7. Предпринимательство в современной экономике

Накопление капитала. Внешние и внутренние источники накопления. Прибыль предприятия. Фонд развития. Акционирование. Инвестиции. Реин­вестирование. Концентрация и централизация капитала. Накопление капи­тала и расширенное воспроизводство. Закон капиталистического накопления. Капитал. Рынок капитала: субъекты (собственники свободных денежных средств, финансовая инфраструктура, потенциальные пользователи свобод­ных денежных средств), объекты (инвестиции, заемные и кредитные сред­ства), механизмы функционирования. Процентная ставка. Спрос на капитал, факторы, его определяющие. Закон спроса (графическое и теоретическое описание). Дисконтирование. Предложение капитала, факторы, его опреде­ляющие. Закон предложения (графическое и теоретическое описание). Рав­новесие на рынке капитала (графическое и теоретическое описание).

Фирма. Бизнес и предпринимательство: сущность, виды и формы. Ин­дивидуальный капитал. Объединение капиталов. Хозяйственные общества. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Товарищество. Товарищество с полной ответственностью, смешанное товарищество. Акционерный капитал и акционерное общество. Закрытое и открытое АО. Акция, облигация, контрольный пакет.
Модуль 2.

Л – 14 ч, ПЗ – 16 ч, СРС –20 ч, КСР – 2 ч.

Раздел 3. Общественное производство и его регулирование

Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение. Эконо­мический рост.

Макроэкономика как один из разделов экономикс. Национальная эко­номика как целое. Макроэкономические показатели: способы их измерения. Валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт. Конечный продукт. Чистый продукт. Национальный доход. Располагаемый личный до­ход.

Эффективность общественного производства Рентабельность. Мате­риалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость. Фондоотдача, производительность труда. Фондовооруженность.

Экономический рост и развитие. Темпы экономического роста. Качест­венные и количественные показатели. Факторы совокупного спроса и сово­купного предложения. Экстенсивный, интенсивный, инновационный, инте­гральный типы экономического роста. НТП и HTP. Основные этапы НТР. Инновационный экономический рост. Противоречия НТР. Теории нулевого экономического роста.
^ Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая неста­бильность

Сущность макроэкономического равновесия. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесие на товар­ном рынке. Частичное и общее макроэкономическое равновесие. Равновесие на денежном рынке. Эффект мультипликатора.

Макроэкономическая диспропорция. Макроэкономическая стабиль­ность и нестабильность. Классическая, кейнсианская, монетаристская мо­дели стабилизационной политики: соединение рыночного механизма и госу­дарственного регулирования. Потребление и сбережения. Денежный мульти­пликатор.

Экономические циклы. Циклический характер экономического разви­тия. Различные подходы к определению причин циклических колебаний. Фазы экономического цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем.
^ Тема 10. Государство и экономика.

Государство как экономический субъект. Модель макроэкономиче­ского кругооборота Кейнса. Роль государства в экономике: Классическая школа. Марксизм. Кейнсианская школа Монетаризм. Распределение и до­ходы. Общее равновесие и благосостояние. Неравенство.

Цель и задачи государственного регулирования. Экономические функции го­сударства. Прямое регулирование экономики. Контроль за исполнением эко­номического законодательства. Госзаказ. Госзакупки. Государственное пред­принимательство. Субсидии. Субвенции. Косвенное регулирование эконо­мики. Денежно-кредитная политика. Бюджетно-налоговая политика.

Финансы государства. Бюджетные и внебюджетные фонды. Государст­венные расходы и доходы (налоги). Дефицит госбюджета и способы его по­гашения.
^ Тема 11. Объективные основы мировой экономики

Мировое хозяйство, международные экономические отношения, меж­дународное разделение труда, этапы развития мирового хозяйства, колони­альная система и ее крах, современная структура мирового хозяйства, эконо­мическая интеграция, организационные формы экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз. Европейское Сообщество, тенденции развития мирового хозяйства.

Внешняя торговля, абсолютные и относительные преимущества в меж­дународной торговле. Экспорт и импорт товаров, внешнеторговый товаро­оборот. Торговый баланс. Внешнеторговая политика, фритредерство (сво­бодная торговля) и протекционизм. Внешнеторговые пошлины, фискальные и протекционистские пошлины, экспортные и импортные пошлины. Платеж­ный баланс

Валюта, мировая валютная система, конвертируемость валюты, валют­ный курс, валютная корзина, валютная система «золотого стандарта»
^ 4.2. Перечень тем практических занятий (семинаров)

Таблица 4.3. - Темы практических занятий


п.п.

Номер темы дис­циплины

Наименование темы практического занятия

1

1

Предмет и метод экономики как науки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет и методы экономической теории.

  2. Функции и задачи экономической теории.

3. Эволюция методологии экономических исследований.


2

2

Экономическая система: сущность и структура

Вопросы для обсуждения:

1. Экономическая система: структура, функции и проблемы.

2. Потребности и ресурсы. Необходимость экономического выбора.

3. Воспроизводство экономической системы.

4. Отношения собственности как основа экономической системы.


3

3

Товарное хозяйство: сущность, особенности, законы

Вопросы для обсуждения:

  1. Становление и развитие товарного хозяйства.

  2. Товар и его свойства.

  3. Величина стоимости товара. Закон стоимости.

  4. Деньги и закон денежного обращения.




4

4

Рынок и рыночное равновесие

Вопросы для обсуждения:

  1. Рынок: сущность, функции, структура.

  2. Основные параметры рынка.

5

4

Рынок и рыночное равновесие

1.Продавец (производитель) и покупатель (потребитель): особенно­сти рыночного поведения.

2.Рынок и конкуренция. Закон конкуренции.

3.Рыночное равновесие. Механизм саморегулирования рынка.

4.Рыночная инфраструктура.


6

5

Капитал: производство, издержки, прибыль

Вопросы для обсуждения:

              1. Производственная функция.

              2. Издержки производства: сущность и виды.

              3. Особенности функционирования производственного капитала.

4. Доход и прибыль фирмы.

5. Сущность и виды инвестиций.


7

6

Рынок факторов производства.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность и особенности рынков факторов производства

  2. Рынок труда. Занятость населения. Безработица.

  3. Зарплата: подходы, сущность, функции, формы и системы.

  4. Уровень жизни. Потребительская корзина.

  5. Земельная собственность и рента. Цена земли.

6. Рынок капитала.

8

7

Предпринимательство в современной экономике

Вопросы для обсуждения:

  1. Предпринимательство: сущность, формы, виды.

  2. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий в России. Фирмы. Объединения фирм.

  3. Организация предпринимательской деятельности (своего дела).

  4. Факторы и показатели эффективности предпринимательской дея­тельности.




9

8

Национальная экономика: результаты и их измерение. Экономиче­ский рост.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные макроэкономические показатели.

2. Показатели эффективности общественного производства.

3. Экономический рост: сущность и виды.

4. НТП и НТР как фактор экономического роста.


10

9

Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабиль­ность

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность макроэкономического равновесия.

11

9

Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабиль­ность

Вопросы для обсуждения:

1. Цикличность экономического развития.

2. Особенности современных экономических циклов.


12

1210

Государство и экономика

Вопросы для обсуждения:

  1. Государство как экономический центр.

  2. Экономические функции государства.

  3. Экономическая политика государства.

13

11

Государство и экономика

Вопросы для обсуждения:

1.Государственные финансы и кредит. Госбюджет.

2.Прямое и косвенное вмешательство государства в экономику.

3.Национальные особенности государственного регулирования эко­номики.


14

12

Объективные основы мировой экономики

Вопросы для обсуждения:

1.Мировое хозяйство: возникновение, сущность, тенденции разви­тия.

2. Международная торговля и торговая политика.

3.Международные валютно-кредитные отношения.


Планы семинарских занятий
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и методы экономической теории.

2. Функции и задачи экономической теории.

3. Эволюция методологии экономических исследований.
Категории и понятия:

Экономика. Ресурсы, потребности; блага. Экономическая наука. Основные направления фундаментальной и прикладной науки. Введение в экономическую теорию. Предмет исследования политической экономии и предмет исследования экономикс. Задачи экономической теории: информационная, методологическая, аналитическая, прогностическая и практическая функции экономической теории.

Методы экономической теории. Логический и исторический анализ. Научная абстракция. Анализ и синтез. Объективный и необъективный экономический анализ. Количественный и качественный анализ. Экономико-математическое моделирование.

Основные этапы развития экономической теории. Экономическая школа меркантилизма. Классическая буржуазная политэкономия. Марксизм. Вульгарная буржуазная политэкономия. Маржинализм. Неоклассика. Экономический либерализм. Кейнсианство. Неолиберализм. Монетаризм.
Темы рефератов и докладов:

1. Экономическая наука и ее роль в развитии общества.

2. Фундаментальный и прикладной анализ: соотношение и роль в развитии современной экономики.

3. Нобелевская премия в области экономики.

4. Вклад русских экономистов в мировую экономическую мысль.

Задания

1. Какова роль практики в развитии экономической теории? Объясните положение: «Практика как критерий истины, подтверждает или опровергает те или иные теоретические выводы». Приведите конкретные примеры.

2. Проанализируйте и объясните следующее положение: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». К. Маркс.

3. Проанализируйте каждую из конкретных целей экономической политики:

- экономический рост;

- полная занятость;

- экономическая эффективность;

- стабильный уровень цен;

- экономическая свобода;

- справедливое распределение доходов;

- социальная обеспеченность;

- торговый баланс.

А) Какую очередность указанных целей вы установите, почему?

Б) В чем можно усмотреть между ними противоречие, в чем совместимость:

а) со снижением уровня загрязнения окружающей среды

б) с увеличением свободного времени

в) с защитой русских производителей от иностранной конкуренции.
4. Объясните подробно, какова взаимосвязь между экономическими фактами, экономической теорией и экономической политикой? (проанализируйте схему).
Схема №1

^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

Применение на практике экономической теории, экономическое поведение, его последствия, воздействие на него, контроль над ним.




ТЕОРИЯ.

Экономическая теория, выявляющая общие принципы экономического поведения.




ФАКТЫ.

Данные, цифры, конкретные примеры и проблемы, характеризующие тот или иной аспект экономики.


5. Укажите, какое из следующих утверждений относится к микроэкономике и, какое к макроэкономике.

а) уровень безработицы в России составлял в 2007 году 12%;

б) электротехнический завод в индустриальном районе г. Перми уволил в августе 2009г. 28 инженерно-технических работников;

в) внезапные холода в районах Закавказья сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на мандарины;

г) на прошлой неделе Пермский коммерческий банк снизил процентную ставку на ссуды местным предпринимателям на половину процентного пункта;

д) индекс цен на потребительские товары возрос в 2009 году более чем на 10%.
Тест

1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) редкость благ.

2. Если экономические обобщения основываются на фактах, то какой метод анализа присутствует:

а) описательный;

б) гипотетический;

в) дедуктивный;

г) индуктивный.

3. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и его динамику.

4. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

6) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

5. Какая экономическая цель преследуется, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать полезность от ограниченных производственных ресурсов?

а) достижение полной занятости;

б) поддержание экономического роста;

в) экономическая безопасность;

г) экономическая эффективность.

6. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть что»;

б) положительные тенденции в экономическом развитии;

в) что должно быть;

г) оценочные суждения.

7.Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это

а) инвестиции;

б) производство;

в) потребление;

г) редкость.

8. Представителем неоклассической школы является:

а) Дж. Кейнс;

б) К. Маркс;

в) А. Маршалл;

г) А. Монкретьен.

9. Метод мысленного отвлечения от несущественных сторон изучаемого объекта, выделение главного, наиболее существенного – это:

а) индукция;

б) дедукция;

в) научная абстракция;

г) синтез.

10. Предметом изучения в современной экономике является:

а) общественное богатство;

б) товары и деньги;

в) методы наилучшего удовлетворения потребностей в условиях ограниченных ресурсов;

г) рынок и рыночное равновесие.
Тема 2. Экономическая система: сущность и структура
Вопросы для обсуждения:

1. Экономическая система: структура, функции и проблемы.

2. Потребности и ресурсы. Необходимость экономического выбора.

3. Воспроизводство экономической системы.

4. Отношения собственности как основа экономической системы.
Категории и понятия:

Экономические системы. Основные вопросы экономической системы. Структура экономической системы: субъекты и их функции (домохозяйства, государство, фирмы). Кругооборот доходов и продуктов (модель Дж.М. Кейнса). Роль государства. Распределение доходов. Внешние эффекты и общественные блага. Объекты экономической системы. Первичные и вторичные потребности. Безграничность потребностей. Экономические ресурсы. Спрос на факторы производства. Материально-вещественный, личный, информационный факторы производства Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей.

Экономическая система и воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство. Типы расширенного воспроизводства: экстенсивный, интенсивный, интегральный.

Экономические отношения, формирующие модель экономической системы: отношения собственности, отношения управления, отношения распределения. Отношения собственности. Объект собственности. Субъект собственности. Собственность как форма присвоения благ. Собственность как система отношений. Формы собственности: государственная собственность: федеральная и субъектов федерации. Муниципальная собственность: районная и городская и т.п. Частная собственность: индивидуальная, групповая, акционерная. Собственность общественных организаций: партий, профсоюзов, церкви и т.п. Приватизация. Национализация.

Базовые модели экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная. Позитивы и негативы их функционирования. Общее равновесие и благосостояние. Неравенство в распределении доходов. Смешанная модель экономической системы. Различные модели смешанной экономической системы: американская, японская, шведская и др.
Темы рефератов и докладов:

        1. Модели экономических систем: сравнительный анализ.

        2. Рынок и государственная собственность.

        3. Интеллектуальная собственность в экономике России.


Задания:

              1. Как решаются базисные экономические вопросы «Что, как и для кого производить?» в различных типах экономических систем?

              2. Какая экономическая система является наиболее эффективной? Ответ обосновать.

              3. В каком случае можно говорить о преобладании в стране административно-хозяйственной системы. Приведите примеры.

              4. Обоснуйте взаимосвязь экономических субъектов между собой.

              5. Черты какого или каких типов экономических систем преобладают в российской современной экономике.


Тест:

1. Установите источники экстенсивного пути развития экономической системы?

а) изобретения и научные разработки;

б) новые технологии;

в) повышение квалификации работников;

г) увеличение объема факторов производства.

2. Установите источники интенсивного пути развития экономической системы?

а) новые месторождения полезных ископаемых;

б) новые прогрессивные технологии;

в) освоение новых земель;

г) увеличение объема факторов производства.

3.Четыре типа экономических систем - это:

а) демократическая, анархическая, авторитарная и тоталитарная;

б) рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая;

в) традиционная, рыночная, командная и смешанная;

г) развивающая, развитая, стагнирующая и загнивающая.

4.Какие из перечисленных групп покупают всё, что производится в стране, при условии, что вывоз товаров и услуг на внешний рынок не увеличивается?

а) фермеры, рабочие и домашние хозяйства;

б) фирмы , государство и домашнее хозяйство;

в) корпорации, инвесторы и домашние хозяйства;

г) инвесторы, спекулянты и производители.

5.Четыре фактора производства - это ...

а) производство, обмен, распределение и потребление;

б) природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательство;

в) природные ресурсы, деньги, товары и услуги;

г) домашние хозяйства, фирмы, государство, внешняя торговля.

6.Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

а) командная;

б) рыночная;

в) натуральная;

г) смешанная.

7.Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) конкуренция;

б) свобода предпринимательского выбора;

в) частная собственность;

г) централизованное планирование.

8.Для того, чтобы определить к какому типу относится экономическая система, следует выяснить...

а) каким образом выбирается правительство в данной стране;

б) влияние тех или иных политических партий на жизнь страны;

в) каким образом решаются вопросы, связанные с производством товаров и услуг;

г) используется ли в промышленности данной страны передовые технологии.

9.Собственность – это:

а) вещь;

б) отношение человека к вещи;

в) фактор производства;

г) отношения между людьми.

10.Кривая производственных возможностей показывает:

а) точные количества двух товаров, которые хозяйства намеренно производить;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при определенном уровне ресурсов;

г) время, когда вступает в действие закон производительности факторов производства.

Тема 3. Тема 3. Основы функционирования рыночного хозяйства
Вопросы для обсуждения:

1. Становление и развитие товарного хозяйства.

2. Товар и его свойства.

3. Величина стоимости товара. Закон стоимости.

4. Деньги и закон денежного обращения.

  1   2   3   4

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница