Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г




Скачать 272.31 Kb.
НазваниеМеждународная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г
страница1/2
Дата публикации01.07.2013
Размер272.31 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Экономика > Документы
  1   2


Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории»

Г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова,

19 – 20 апреля, 2006 г.
Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета МГУ имени В.М. Ломоносова за 2005 – 2006 гг. Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории. Часть 1. Монография // М.: Грант Виктория ТК, 2006 . – С. 156 – 170 (560 с.)

Сокращенный вариант:

Международная конференция «Священное и обыденное в медицине, науке и обществе»

Г. Симферополь,

5 – 6 октября 2006 г.

Человек и христианское мировоззрение. – Симферополь. - 2006, - № 11. – С. 137 – 142.
^ Липов В.В.

к.э.н., доцент, кафедра международной экономики

и менеджмента ВЭД,

Харьковский национальный экономический университет

^ НЕВИДИМАЯ РУКА ЧЕГО ... ИЛИ КОГО? ЧТО ВИДНО И ЧЕГО НЕ ВИДНО В МЕТОДОЛОГИИ А. СМИТА

Я хочу знать мысли Бога, все остальное детали. ...

Все методы являются лишь тупым инструментом,

если за ним не стоит Живой Дух”

А. Эйнштейн.
Страны бывшего социалистического лагеря завершают переход к рыночной экономике. Одномоментный отказ в начале 90-х гг. от командно-административных методов хозяйствования породил социальный заказ на формирование новой парадигмы координации экономических процессов в обществе. На смену Мифу о «Социалистическом планировании» пришел Миф о «Невидимой руке рынка». Воспитанное на атеистических идеалах общество, казалось, легко воспримет новый, само налаживающийся механизм рыночного регулирования.

Более того, к оправданию «Невидимой руки» обращается католический богослов, автор «Духа демократического капитализма» М. Новак [1]. Ученый дает рациональное объяснение сущности «Невидимой руки». Во-первых, она не принуждает, экономические субъекты не замечают её влияния. Эта метафора, во-вторых, призвана обратить внимание читателя на непредвиденные результаты поступков человека. Мотивы индивидов оказываются нетождественными социальным последствиям их действий. За каждым разумным индивидуальным выбором стоит логика, система, порядок. За кажущимся хаосом рынка стоит рациональный расчет формирующих его экономических субъектов. Рационализм индивидуального выбора, даже в условиях многообразия целей деятельности обуславливает упорядоченность форм экономического поведения, сводит его к повседневной рутине, предсказуемой, общепринятой практике. В то же время, и это, в-третьих, порядок, порождаемый рынком, основывается на свободе выбора индивидов, добровольном характере их деятельности. Качество принимаемых решений зависит от объема и достоверности информации, которой индивид располагает. М. Новак подчеркивает, что «Порядок, который представляет собой рыночная экономика, лежит в иной плоскости по сравнению с движущими силами и намерениями людей, его осуществляющих (выделено мною – В.Л.» [1, с. 129] в этом состоит четвертое значение метафоры «Невидимой руки». Еще одно значение этой метафоры, по мнению ученого, состоит в том, что спонтанная, добровольная разумность рынка, оказывается более эффективным средством координации хозяйственной деятельности, чем механизмы плановой экономики. Результаты первых лет трансформации показали, что для объяснения успехов функционирования рыночной экономики сугубо рационалистического обоснования действия «Невидимой руки» оказывается недостаточно.

Для сторонников социального дарвинизма период трансформации означал наступление золотой эры формирования нового, в их понимании, экономического человека, нового бизнеса, нового капитала. Для общества в целом борьба с пережитками коммунистических идеалов обернулась новой «Политикой четырех Д»: деморализацией, десоциализацией, деиндустриализацией, депопуляцией. В результате, за четырнадцать лет реформ население Украины сократилось более чем на 10 %. Катастрофически уменьшился ВВП, уровень жизни народа. Подобная тенденция характерна для большинства стран с переходной экономикой. В Таблице 1 представлены индексы, отражающие динамику ВВП некоторых европейских стран с переходной экономикой и Китая.

Таблица 1.

Динамика реального ВВП отдельных стран с переходной экономикой 1988 – 2001 гг. (индексы, 1989 = 100) [2]

Страна

1989

1990

1991

1995

1999

2001

^ Восточная Европа

100

93,2

82,9

86,9

95,6

102,1

Болгария

100

90,9

83,3

79,7

70,6

78,3

Венгрия

100

96,5

85,0

85,6

99,1

108,3

Македония

100

89,8

84,3

70,8

78,4

78,2

Польша

100

88,4

82,2

98,6

121,8

128,1

Словакия

100

97,5

83,3

84,0

100,6

106,2

Словения

100

91,9

83,7

89,3

105,5

113,7

Чехия

100

98,8

87,3

94,1

95,9

102,2

Китай

100

103,8

113,4

181,8

...

...

Страны Балтии

100

97,8

89,9

56,5

65,6

73,4

Латвия

100

102,9

92,2

51,0

60,1

69,1

Литва

100

96,7

91,2

56,1

63,6

69,9

Эстония

100

91,9

82,7

66,6

79,8

89,8

^ Страны СНГ

100

96,8

90,9

56,9

56,4

64,9

Грузия

100

84,9

67,0

63,4

31,2

33,3

Молдова

100

97,6

80,5

38,5

33,2

36,0

Россия

100

97,0

92,2

60,2

58,8

67,3

Украина

100

96,4

88,0

46,0

39,3

45,4


Во всех постсоветских странах за исключением Китая и Вьетнама процесс формирования рыночной экономики сопровождался поспешной ликвидацией плановой системы хозяйствования. Только в последних формируется двухсекторная модель экономики. При сохранении государственного сектора доминирующая роль лишь постепенно переходит к рыночному сектору экономики.

Оказалось, что торжество «человека экономического», в упрощенном понимании этого понятия, вовсе не обеспечивает торжество рыночной экономики, «невидимой руки». Чтобы детальнее разобраться в причинах подобного расхождения обратимся к первоисточникам.

«Невидимая рука рынка», понятие, рождение которого приписывается А. Смиту, в буквальном смысле оказывается «невидимой» при обращении к «Богатству народов». Контекстуально она присутствует с первых страниц. Достаточно привести ставшую традиционной цитату из второй главы: « … Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно было бы ожидать ее только от их благоволения. Он скорее достигнет своей цели, если призовет себе в помощь их эгоизм и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что ему требуется от них. … Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе, - таков смысл всякого подобного предложения. … Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника, - пишет А. Смит, - ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах (выделено мною - В.Л.)» [3, с. 16].

Рефреном всего произведения служит мысль о том, что разумная, рациональная организация хозяйственной жизни общества осуществляется независимо от воли каждого из его членов в отдельности, является результатом свободы их деятельности, невмешательства государства в последнюю. «Каждый человек всеми силами стремится найти наивыгоднейшее применение своему капиталу. – Утверждает ученый в главе об ограничении ввоза иностранной продукции. - При этом он имеет в виду свою собственную выгоду, а вовсе не выгоду общества. Эта забота о собственной выгоде естественно и неминуемо направляет его именно на тот путь, который оказывается самым выгодным для общества» [3, с. 276]. Вкладывая свой капитал в развитие национальной промышленности, стремясь использовать его максимально эффективно, индивид тем самым неизбежно стремится к максимализации годового дохода всего общества. «Несомненно, у него и в мыслях нет – действовать во имя общего блага; более того, он не имеет ни малейшего представления о том, что он ему способствует. Отдавая предпочтение национальной промышленности перед зарубежной, он лишь стремится обезопасить свои интересы, а направляя свои инвестиции в отрасль, которая обещает максимальную прибыль, он заботится лишь о собственной пользе; и в этом, как и во многих других случаях, к достижению цели, к которой он никак не стремится, его направляет невидимая рука. Для общества даже неплохо, что он совсем не стремится к осуществлению этой цели. Трудясь во имя собственного блага, человек нередко больше способствует общему благу, чем тогда, когда он сознательно стремится к достижению общей пользы (выделено мною – В.Л.». [3, с. 277]. Это первый и единственный случай, когда термин “невидимая рука” появляется в “Богатстве народов”. Во многом пророческой звучит следующая фраза ученого: “Я никогда не слышал, чтобы люди, взявшиеся за торговое предприятие ради общественной пользы, сделали бы что нибудь полезное. Впрочем, такого рода желания не очень-то распространено среди торговцев, и вряд ли понадобится много слов, чтобы отговорить их от этой затеи” [3, с. 277].

Тема «Невидимой руки», сознательно или нет, заимствована А. Смитом из более раннего произведения – «Теории нравственных чувств». Парадоксально, но истоки внешнего, формального отказа от этических первооснов рыночных отношений мы находим в произведении, посвященном философии морали. «Несмотря на свою алчность и свой эгоизм, несмотря на то, что они [богатые – В.Л.] преследуют только личные выгоды, несмотря на то, что они стараются удовлетворить только свои пустые и ненасытные желания, используя для этого труд тысяч, тем не менее, они разделяют с последним бедняком плоды работ, производимых по их приказаниям. По-видимому, какая-то невидимая рука заставляет их принимать участие в таком же распределении предметов, необходимых для жизни, какое существовало бы, если бы земля была распределена поровну между всеми населяющими ее людьми. … Провидение, разделив землю между небольшим числом хозяев, не позабыло и о тех, кого оно только с виду лишило наследства, так что они получают свою долю из всего, что производится землей (выделено мною – В.Л.)» [4, с. 185]. «Невидимая рука» соотносится с Провидением. Так у раннего А. Смита мы находим подлинного хозяина ставшей «притчей во языцах» сторонников свободного рынка «невидимой руки».

Любопытно, что на эту связь, сам того не подозревая, указывает М. Вебер, сопоставляющий взгляды на проблему разделения труда и профессионального призвания А. Смита и М. Лютера: «Мирская … деятельность, … характеризуется им [М. Лютером] как проявление христианской любви к ближнему, причем обоснования Лютера весьма далеки от мирских понятий и находятся едва ли не в гротескном противоречии с известным утверждением Адама Смита; разделение труда принуждает каждого работать на других. … выполнение мирских обязанностей служит при любых обстоятельствах единственным средством быть угодным Богу, что это – и только это – диктуется божественной волей и что поэтому все дозволенные профессии равны перед Богом [выделено мною – В.Л.]» [5, с. 98].

Чтобы понять значимость религиозной морали и ее влияние на хозяйственную деятельность современников А. Смита обратимся к оппоненту М. Вебера по проблеме определения источников формирования капиталистического духа, В. Зомбарту. Ученый утверждал, что зарождение капитализма происходит под влиянием мировоззрения, формируемого католицизмом. Он критически характеризует религиозный дух протестантских Англии и Шотландии ХVII ст. и более позднего времени. Религиозное настроение находит свое выражение в высоком рвении при исполнении религиозных обрядов, рабском подчинении властному слову проповедников, вмешательстве последних в семейную жизнь прихожан, возрастании роли церковных старейшин, всеобщем страхе перед демонами. « … Люди, - отмечает ученый, - особенно в Шотландии, этой цитадели пуританизма, … проводили большую часть своей жизни в церкви или в приготовлениях к церковной службе. В субботу, воскресенье и понедельник (все это относится к ХVII столетию) рыночная торговля была воспрещена. В будни ежедневно в церкви утром и вечером происходила молитва; проповеди читались от двух до трех раз в неделю; в 1650 г. каждый день после обеда устраивались чтения. В 1653 г. при раздаче причастия дни недели были заняты следующим образом: в среду – пост и восемь часов молитвы и проповедей; в субботу – две или три проповеди; в воскресенье – двенадцать часов службы в церкви; в понедельник – три или четыре проповеди» [6, с. 315 - 316]. «…Учение о предопределении, – отмечает В. Зомбарт, - оказало то действие, что привело всех кальвинистов к строго церковному образу жизни» [6, с. 289].

Каковы же религиозные убеждения самого А. Смита? «Родные предназначали его, кажется, к духовному званию; - отмечает в предисловии к русскому изданию «Богатства народов» 1866 г. А. Бланки, - но потому ли что Адам Смит не чувствовал призвания к нему, или потому что раннее знакомство с философией внушило в нем отвращение к нему, он со всею горячностью отдался светской литературе, в которой безусловно господствовали в это время учения насмешливой и скептической философии, представителями которой были во Франции – Вольтер, а в Англии – Юм. Православное [так в тексте - В.Л.] университетское начальство неоднократно упрекало Адама Смита за пристрастие к таким опасным учениям; но через семь лет оксфордской жизни он стал независимым мыслителем и освободил свою мысль от школьной рутины …» [7, с. 10].

Истоки мировоззренческих позиций ученого закладываются в период его обучения в университете в Глазго. Жизнь большого торгового города властно вторгается в царство церковной схоластики. Совет университета ревниво охраняет его независимость от церковных властей. Совершенно иной представляется обстановка в Оксфордском университете. Невежественные профессора, почти все священники англиканской церкви, отказываются даже от видимости преподавания. Процветают интриги, политиканство, слежка за студентами. Не в восторге будущий ученый и от двукратной ежедневной молитвы. «С годами критическое отношение Смита к религии укреплялось. Правда, он не высказывал его публично и избегал прямых столкновений с попами. …

Но уйти от мелких стычек не мог. В Глазго пресвитерия отличалась особой нетерпимостью и пыталась вмешиваться в жизнь людей, как сто лет назад, когда она свирепствовала наподобие испанской инквизиции. Во второй половине ХVII века в Шотландии имелись приходы, где треть всех взрослых женщин была сожжена на костре по обвинению в колдовстве и ереси! Последняя ведьма была сожжена в Шотландии в 1722 году, за год до рождения Смита.

… Церковь понемногу сдавала свои позиции, но не отказывалась от права на охрану человеческих душ от еретической скверны. Ни сжигать, ни клеймить людей она уже не могла, но публичное осуждение с церковной кафедры имело еще немалую силу» [8, 57 - 58]. А Смит осуждает господствующую церковную мораль, основанную на предписаниях церковной власти, обещаниях райского блаженства, страхе перед загробной карой. Молодой профессор обращается в совет университета с просьбой отменить обязательную молитву перед каждой из его лекций. «Неверие профессора не было тайной для студентов ...» - отмечает А. Аникин [8, с. 58]. Христианскому принципу «Люби своего ближнего как самого себя» ученый противопоставляет прагматический принцип «Люби своего ближнего настолько, насколько он способен любить тебя».

Но был ли А. Смит атеистом, безбожником? Ответ на этот вопрос может дать название одной из глав «Теории нравственных чувств»: «О влиянии и авторитете общих правил нравственности; они справедливо принимаются за законы самого Бога» [4, с. 163 - 172]. Ученый пишет: «… Главнейшие правила нравственности суть не что иное, как заповеди и законы самого Бога, от которого когда-нибудь последует вознаграждение за их исполнение и наказание за их нарушение» [4, с. 165]. «Даже самая грубая религиозная система, отмечает А. Смит, - освящала общие правила нравственности задолго до возникновения философии и начала просвещения» [4, с. 166]. Нравственные нормы человеческого поведения принимаются как заповеди и законы самого Бога, передаваемые через пророков, истолкователей. Они находятся в самом сердце каждого человека.

Соблюдение этих законов и воспринимается как следование Промыслу Божьему: «Счастье людей и всех разумных существ, по-видимому, было главной целью создавшего их Творца природы. … когда мы следуем правилам, указываемым нам нашими нравственными способностями, то необходимо содействуем счастью наших ближних, в некотором роде принимаем участие в деятельности Божества и помогаем ему, насколько это зависит от нас, в выполнении плана, предначертанного его божественным промыслом» [4, с. 167 - 168].

Вовсе не случайно абсолютно доминирующее место в параграфе, посвященном расходам на образовательные учреждения для населения всех возрастных групп [3, с. 481 - 499], занимают рассуждения о формах организации финансирования церкви, обеспечивающих наиболее эффективное выполнение ею своих духовно-просветительных функций. Уже в первых фразах этого параграфа раскрывается мировоззренческая позиция самого А. Смита: «Образовательные учреждения для людей всякого возраста имеют своим предметом главным образом религиозное воспитание. Воспитание это имеет целью не столько сделать из людей хороших граждан в этом мире, сколько подготовка их к иному и лучшему миру в будущей жизни» [3, с. 381].

Критерием добродетельности человека у А. Смита выступает искренность Веры, готовность пожертвовать личными интересами ради интересов сообщества, к которому индивид принадлежит. Глубокая уверенность в благости и мудрости Бога позволяет находить оправдание несчастьям в их необходимости для всеобщего блага. В то же время, человек « … должен подчиняться, насколько это зависит от него, тому, чего сам он желал бы, если бы ему известны были все связи и все отношения между явлениями»[4, с. 232].

Ученый разделяет со своими современниками веру в наличие вечных, неизменных законов, определяющих поведение людей. Именно эти всеобщие принципы социального сосуществования индивидов и обретают у А. Смита смысл Провидения.

Каким же образом эти отвлеченные рассуждения об истоках появления и подлинном значении «Невидимой руки» оказываются увязанными с реалиями трансформационных процессов в переходных экономиках?

Безусловно, можно выделить множество факторов, повлиявших на глубину кризиса и время, понадобившееся на переход к фазе восстановления и роста, темпы позитивных изменений в экономике. Что объединяет европейские страны, в которых трансформационные изменения осуществлялись менее болезненно и существенно быстрее? Характерной чертой Восточно-европейских стран, относительно быстро преодолевших кризис, является значительное влияние религиозных ценностей, преобладание католической или протестантской ветвей христианства. В Таблице 2 представлены данные о доле представителей основных религиозных конфессий в населении стран, указанных в Таблице 1.

Таблица 2.
  1   2

Похожие:

Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г icon1. Возникновение экономической теории, её школы. Значение экономической...
Методы исследования в экономической науке. Макроэкономический и микроэкономический уровни анализа. 5
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г iconНаучная конференция «ломоносовские чтения» 2014 года международная научная конференция
«Ломоносовские чтения» и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2014». Конференции...
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г icon1. Возникновение экономической теории, ее школы. Значение экономической теории в жизни общества
Аристотель ввел понятие «экономика». Греческое октос – дом, хозяйство; номос – учение, закон
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г icon2 3 августа 2011г. Международная научная конференция высшее профессиональное
В соответствии с постановлением правительства №227 от 20 апреля 2006 Г. Работы, опубликованные в материалах международных и общероссийских...
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г icon16-23 августа 2011г. Международная научная конференция проблемы качества образования
В соответствии с постановлением правительства №227 от 20 апреля 2006 Г. Работы, опубликованные в материалах международных и общероссийских...
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г iconКонкурентные преимущества высокотехнологичных субъектов экономики в аспекте теории средней фирмы
Работа выполнена на кафедре экономической теории факультета государственного управления Московского государственного университета...
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г iconПрограмма по дисциплине гсэ. В. 2
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы....
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г iconПрограмма по дисциплине гсэ. В. 3
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы....
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г iconБлох М. Я. Б70 Теоретические основы грамматики: Учеб. 2-е изд., испр
Кафедра теории преподавания иностранных языков мгу им. М в ломоносова (зав кафедрой д-р филол наук, проф. С. Г. Тер-Минасова)
Международная научная конференция «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории» Г. Москва, мгу им. М. В. Ломоносова, 19 20 апреля, 2006 г iconЭкономическая методология сегодня: краткий обзор основных направлений2
Подробно анализируются достоинства и недостатки нормативной методологии, задающей стандарты научного исследования в экономической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница