Социология




Скачать 192.94 Kb.
НазваниеСоциология
Дата публикации12.03.2013
Размер192.94 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Экономика > Документы

www.bip-ip.net | Могилевский филиал


СОЦИОЛОГИЯ

1. Предмет и объект социологии. Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества. Объектами социологического познания могут являться: глобальное мировое сообщество; традиционное национальное общество; микрообщество (социальная группа, семья); индивид. Предмет социологии – 1.социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду. Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят: групповые 1.взаимодействия (конфликты или интеграцию внутри обществ); становление и функционирование социальных институтов (института семьи, религии, спорта); социальные процессы (социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию). Социология -научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа.


^ 2. Понятие социального, социального факта, социальной связи. Понятие "социальный факт" было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом - классиком французской социологической школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологические как материальный субстрат общества (плотность населения) и нематериальные факты как компоненты коллективных 2.представлений, имеющие надиндивидное социально-культурное значение. В современной социологии социальными фактами принято считать: совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; совокупные, систематизированные характеристики массового сознания - мнений, оценок, суждений, верований; 2.совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.


^ 3. Соотношение теоретической и прикладной социологии. Теоретическая социология рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения разных социальных явлений и процессов, которые в дальнейшем находят свою конкретизацию на уровне специальных социологических теорий. Ценность общей социологической теории заключается в том, что благодаря 3.ей можно соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их генезис, структуру и функции. Место прикладной социологии в системе обществоведения еще не совсем осознано и не определено. Чаще всего ее отождествляют с проведением эмпирических или конкретных социологических исследований: полагают, что прикладная социология -наука, изучающая конкретные общественные процессы, системы, институты, социальные структуры, организации и их компоненты. При таком подходе прикладная социология выглядит как совокупность или отраслевых социологии, или проводимых в их рамках эмпирических социологических исследований, ставящих задачу эмпирического обоснования научного вывода, и лишь на заключительной стадии - разработку практических рекомендаций, преследующих внешние по отношению к социологии цели.


^ 4. Место социологии в системе социальных наук и её роль в жизни общества. Место социологии в системе социальных наук определяется прежде всего тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию и методологию всех других общественных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы 4.социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными, социальными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, ведущихся на рубеже социологии других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Вместе с психологией и частичными поведенческим науками социология играет значительную 4.роль в формировании духовного облика западного и восточного общества, господствующих в них процессов, явлений. Политическое образование -одно из условий, чтобы превратить украинское общество из объекта манипуляций власти и конфликтующей с ней оппозиции в коллективный субъект политики.


^ 5. Предпосылки возникновения социологии и её развитие в 19 в. ( идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса ). Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка: концентрацию рабочей силы в городах; установку на получение прибыли; использование в производстве достижений науки и техники; возникновение скрытого или 5.явного антагонизма между хозяевами и наемными работниками; усиление социального неравенства; формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции. Данный период связан и с усилением специализации в различных областях науки, что повлекло отделение ряда наук от философии и возникновении 5.политологии, юриспруденции, экономики. Вместе с этим возникла потребность в обобщении всех сведений, представленных частными науками и появлении новой, т.н. обобщающей науке, которая отличалась бы от философии. Идею такой науки выдвинул Сен-Симон, у которого ее заимствовал О.Конт, сформулировав первые положения новой позитивной науки об обществе.


^ 6. Социология конца 19- начала 20 вв. Психологическое направление (Г. Зиммель, Ф. Тённис). На развитие социологии на данном историческом этапе существенное влияние оказали следующие факторы: кризис естественных наук; нарастание революционных настроений в обществе; духовные «метания» интеллигенции того времени. Резко усилилось влияние политической социологии разнообразных, порой противоборствующих направлений. Различные ученые 6.того времени представляли и доказывали перспективы социального развития российского общества с точки зрения своих политических взглядов и позиций.


^ 7. Социология Э. Дюркгейма и М. Вебера. Вебер определяет ряд методологических принципов, на которые, по его мнению опирается социологическое знание: 1. требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. 2. Социология не обязана претендовать на что- то большее, чем выяснение обстоятельств тех либо других свершившихся событий, воздерживаясь от так 7.называемых « научных прогнозов ». 3. социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, до этого всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям. 4. Социолог обязан знать, что в базе механизма его интелектуальной деятельности лежит отнесение 7.всего обилия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. 5. изменение ценностных предпочтений социолога определяется « энтузиазмом эпохи», то есть социально -историческими обстоятельствами, в которых он действует.


^ 9. Особенности американской социологии. Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской 9.социологии - ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода - отсутствие теоретической и методологической базы. Две 9.главные характеристики - эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете.


^ 13. Понятие общества, его характерные черты. Типология общества. В узком смысле под обществом понимают:- определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;- конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны. В широком смысле общество -обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы 13.взаимодействия людей и формы их объединения. Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство. Сложные общества - многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен 13.миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота и собирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охоте и собирательстве, является самым древним обществом. На смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике. Четвертая типология строится на разделении общества на традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий. В соответствии с этой типологией традиционное общество характеризуется: естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку); персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных лиц); неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы); связанностью членов отношениями родства; примитивной системой управления (правлением старейших, наследственной властью).


^ 14. Понятие социально- классовой структуры общества и её основные элементы. Социально - классовая структура определяется на основе экономических признаков и их отражении в остальных сферах общественной жизни (политической, социальной, духовной). При определении социально-классовой структуры в 14.период существования СССР в ней выделялось два дружественных класса - промышленные (рабочий класс) и сельскохозяйственные рабочие (крестьянство); слои - интеллигенция, служащие, военнослужащие, духовенство; деклассированные элементы - бомжи, проститутки, тунеядцы. Зарубежные ученые подвергали 14.резкой критике такой подход, как не соответствующий действительности, как надуманный. По законам логики и диалектики если есть рабочий и, тем более наемный рабочий, то должен быть и работодатель.


^ 15. Социальная стратификация. Классификация страт. Стратификация- деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали, вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними -основное свойство стратификации. 15.Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Страта социальная -элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим 15.социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным). Страты конструируются на основании многомерной классификации и часто организуются в иерархический порядок. Критерии конструирования страт зависят от целей исследования и от того, что считается важным в данном конкретном исследовании и данной конкретной модели. Это может быть один признак: пол, возраст, уровень дохода, уровень образования, область интересов, место проживания и т. п., или сочетание нескольких признаков (характеристик).


^ 16. Социальная мобильность. Теория среднего класса. Социальная мобильность -переход индивида или группы с одной социальной позиции на другую. Социальная мобильность бывает: вертикальная и горизонтальная; индивидуальная и групповая; внутрипоколенная и межпоколенная. Вертикальная мобильность -перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса. Горизонтальная- переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения 16.социального статуса. Индивидуальная- изменения социальных характеристик индивида вследствие его личных усилий. Групповая- изменение социальных характеристик индивида, вызванное повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, вследствие организованных массовых социальных перемещений. Внутрипоколенная - изменения социальной позиции индивида на протяжении его активной жизнедеятельности, по 16.сравнению с его возрастными группами. Межпоколенная - изменения современного социального статуса одного поколения по отношению к предыдущему. В результате концентрации капитала, появления коллективной собственности, а также необходимости в управления государственной собственностью, произошли значительные изменения в сфере права контроля над производственной сферой. Представители «нового среднего класса» получили значительные права в сфере контроля над производством по сравнении с другими группами населения. Между тем, большинство исследователей невысоко оценивают шансы «профессионального класса знаний» стать «правящим классом». Такой вывод основан на том, что власть, которую имеют представители этого класса, не выходит за рамки организации производственного процесса и, таким образом, является значимой на локальном уровне Различия в уровне знаний является основой выделения подгрупп не только в «новом среднем классе», но и в «старом среднем классе» собственников и предпринимателей. Роль такого капитала как «знание», таким образом, для представителей обеих групп является определяющим с точки зрения организации их личной деятельности и определения их преференций.


^ 17. Социальная структура и стратификация белорусского общества. Социальные перемещения в Беларуси. Социальная стратификация (расслоение общества) – 17.иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными 17.согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.


^ 18. Социальные процессы и социальные взаимодействия. Межличностное взаимодействие. Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и 18.ориентаций. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процесса. Межличностное взаимодействие - в широком смысле -случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; в узком смысле -18.система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Различают два основных типа межличностного взаимодействия — сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия.


^ 19. Понятие группы и коллектива, их виды и основные функции. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно 19.осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. 19.В ней человек проводит большую часть своей жизни. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.


^ 20. Социальный конфликт, его виды и способы разрешения. Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. Причина социальных конфликтов кроется в самом 20.определении - противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. Разрешение социального конфликта -преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин 20.конфликта. Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта: - силовой (одностороннее доминирование), - компромисс; -интегральная модель; -разъединение сторон.


^ 21. Социальные организации, их особенности, виды и основные функции. Социальная организация - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, 21.политическая организация общества. К основным социальным организациям можно отнести: гражданское общество как относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству; объединения людей на основе наличной культуры, церковь, религиозные 21.объединения, искусство, литературу, науку; общественное разделение труда, производство, рынок, распределение, обмен и т.д. как экономические организации общества; обучение, воспитание, родильный дом, детский сад, школа и т.д. как организации социального воспроизводства.


^ 22. Понятие социального института, его роль в обществе. Типы социальных институтов. Социальный институт -внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие 22.общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития. Г.Спенсер различает три основных типа институтов: продолжающие род (брак и 22.семья); распределительные (или экономические); регулирующие (религия, политические системы). Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.


^ 23. Социальный контроль и его виды. Общественное мнение как вид социального контроля. Социальный контроль- система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира. Выделяют три типа процессов социального контроля: процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит внутренние требований общества- социальных предписаний; процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность- форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп; процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.


^ 24. Понятие личности в социологии. Сущность теории ролей. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а 24.социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального 24.опыта. Личность -целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. Для анализа возникновения и развития личностных черт Фролов С.С. делит факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: биологическая наследственность; физическое окружение; культура; групповой опыт; уникальный индивидуальный опыт, и анализирует влияние этих факторов на личность. Теория ролей рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей. Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается "просто человеком", а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и обществ, нормативов. Социальные роли в Теории ролей рассматриваются в трех планах: в социологическом -как система ролевых ожиданий; в социально-психологическом -как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; в психологическом -как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.


^ 25. Социальная роль, её особенности и элементы. Социа́льная роль- модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Более того, в современном обществе широкое распространение получили 25.ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные 25.роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый).


^ 26. Социальный статус, его виды. Статусные права и обязанности. Социальный статус -положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. 26.Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов. За каждым статусом -постоянным или временным, основным или неосновным -стоит особая социальная группа либо социальная категория. Люди обладают множеством статусов и 26.принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству.


^ 27. Социализация личности. Агенты, виды, стадии и механизмы социализации. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к 27.периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к 27.выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. Социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека.


^ 30. Предмет и основные проблемы социологии труда. Социология труда -исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Цель социологии труда -30.исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов. Задачи социологии труда: изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива); анализ рынка труда 30.как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка; изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов; определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.


^ 31. Трудовой коллектив. Социально- психологический климат коллектива. Трудовой коллектив -организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей. Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые 31.вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив- это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей. Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и становятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив. В.Д. 31.Парыгин дает следующее определение социально – психологического климата: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности».


^ 32. Понятие управления, формы управленческой деятельности. Управление -труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных 32.действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. Определяя управление как деятельность и функцию специальной системы органов исполнительной 32.(публичной) власти, германские административисты выделяют в этом управлении момент деятельности в форме издания актов управления. Точнее, управление, или административно-правовая деятельность, выражается главным образом в форме издания актов управления.

Похожие:

Социология iconПрограмма вступительного испытания по предмету социология для поступающих...
История социологии. Истоки социологии. Становление и развитие социологической теории в XIX – XX вв. Западная социология в XX в. Отечественная...
Социология iconТерентьева И. Н. Курс лекций по социологии Глава I. Социология как наука
Автор термина "Социология" Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта уподобить...
Социология icon4. Адрес проживания: г. Стерлитамак
...
Социология iconИ. В. Образцов социология войны и мира
Женеве под эгидой Международного института социологии (L’Institut International de Sociologie) состоялся X международный социологический...
Социология iconТезисы доклада
Сша, Британии, Франции? Где кубинская социология, северокорейская? До недавнего времени почти не было китайской социологии. Где сталинистская...
Социология iconТема Социология как наука и как учебная
Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие Все они изучают...
Социология iconАгдас Бурганов Философия и социология собственности: Русские и татарские...
Философия и социология собственности: русские и татарские реалии. – 4-е изд., перераб и доп. – М., 2004
Социология iconПриложение Федеральный государственный образовательный стандарт высшего...
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Социология iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социология»

Социология iconВопросы к экзамену по курсу «социология»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница