Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости




НазваниеАлександр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости
страница1/8
Дата публикации12.03.2013
Размер0.98 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


СОДЕРЖАНИЕ
I. Экономика стран Центральной Азии: спустя 20 лет суверенитета


  1. Казахстан 3-7

2. Киргизия 7-12

3. Узбекистан 12-15



4. Таджикистан 15-19

II. Евразийская интеграция


Александр Лукашенко.
III .Таможенный Союз. Новости.


Российской Федерации 43-46

Казахстаном 46-47

почти $18 млрд. - Минэкономразвития 47-48

  • Экспорт Казахстана в страны Таможенного союза за 9 месяцев

увеличился на 53,3% 48

Таможенного союза позитивны! 50-51

Таможенном союзе 51-52


^ IV. Мнение экспертов:


  • Устранение барьеров во взаимной торговле 55-56




  • Условия ведения бизнеса в Казахстане 56-58




  • Евразийская экономическая комиссия 58-61


^ V. Источники информации 62

Экономика стран Центральной Азии: спустя 20 лет суверенитета
Казахстан

Казахстан считается наиболее развитой страной в Центральной Азии: характеризуется развитой финансовой инфраструктурой, мощной банковской системой, наиболее развитым промышленным сектором экономики, рыночными институтами, высоким уровнем инвестиционных вложений, наличием большого количества совместных предприятий с западными фирмами, что обуславливает опережающее развитие технологий среди стран-соседей.

Экономический потенциал Казахстана богат природными ресурсами, особенно нефтью, газом и ураном; также имеются запасы висмута и кадмия, необходимые для электроники.

На сегодняшний день подтвержденные запасы нефти в республике составляют около 40 млрд. баррелей, или 6,5 млрд. тонн нефти. Прогнозные запасы нефти только по месторождениям, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря, составляют более 124,3 млрд. баррелей, или 17 млрд. тонн. Основные нефтяные компании Казахстана — НК Казмунайгаз, Тенгизшевройл, CNPC-Актюбемунайгаз, Карачаганак Петролиум Оперейтинг и другие. В Казахстане находятся богатые месторождения руд различных металлов — свинца, цинка, хрома, золота, висмута, меди, молибдена, алюминия, железа, марганца, редкоземельных элементов и неметаллических полезных ископаемых — угля, фосфоритов и др. Основной и одной из крупнейшей медной компанией в Казахстане с полным циклом от добычи руды до производства готовой продукции, разрабатываемой в Жезказганском регионе, является корпорация «Казахмыс».

Разведанные газовые запасы Казахстана составляют 2,7 млрд. тонн, что составляет 1,5 % от мировых запасов (12-е место в мире по состоянию на 2008 г.). Основные газовые компании Казахстана — Карачаганак Петролиум Оперейтинг, НК Казмунайгаз, CNPC-Актюбемунайгаз и другие. Основные месторождения Казахстана — Карашыганак, Жанажол, Кызылойское и другие.

Разведанные запасы урановых месторождений Казахстана составляют 1,69 млн. тонн, что составляет 21 % от мировых запасов (2-е место в мире по состоянию на 2005 г.). Урановым бизнесом в стране занимается образованная в 1997 году государственная компания «Казатомпром». В 2005 г. по объем добычи урана компания заняла 3-е место в мире (после канадской «Cameco» и французской «Cogema»).

В Казахстане развита горнодобывающая промышленность. Активно добываются угли, нефть, природный газ, железные руды, медные руды, свинцово-цинковые руды, никелевые руды, бокситы и другие полезные ископаемые. Казахстан — активный игрок в каспийском регионе нефтедобычи.

Ведущие отрасли промышленности: цветная и черная металлургия, химическая, машиностроение, легкая, пищевая. Развиты также нефтепереработка и производство стройматериалов.

При этом отраслевая структура экономики характеризуется преобладанием е сырьевой направленности, большой зависимостью от импорта потребительских товаров.

Стратегия рыночных реформ в Казахстане предусматривает формирование социально ориентированной рыноч­ной экономики, основанной на сочетании государственной, коопера­тивной и частной собственности. Одновременно осуществляется программа освоения инвестиций в базовые отрасли экономики с тем, чтобы в течение 8-10 лет преодолеть однобокость ее развития (сырьевая и добывающая отрасли) и войти в число индустриальных стран с развитой рыночной инфраструктурой и конкурентоспособной экономикой.

Тем не менее, перечисленные факторы экономического благополучия не спасли экономику страны от проблем кризисного спада в 2008-2009 гг. В силу наибольшей интегрированности в мировую экономику среди стран ЦА, особенно в банковский сектор, экономика Казахстана первая ощутила на себе удары мирового финансового кризиса. Ситуация развивалась стремительно, повторяя кривую кризисного спада вслед за мировыми лидерами. В первую очередь кризисный спад проявился в финансовой и банковской сфере через кризис в сфере ипотечного и потребительского кредитования. Проблемы платежеспособности заемщиков, привели к потере ликвидности банков, что в последствии повлекло за собой сначала стагнацию, а затем и резкий спад объемов производства и реализации в промышленном секторе, секторе услуг, череду банкротств в малом и среднем бизнесе. Такова была картина экономического состояния в 2008-2009 г..

Очевидна, что глубина и скорость падения практически всех экономических показателей обусловила выработку эффективной программы антикризисного управления национальной экономической системы. По мнению российских специалистов, из всех стран СНГ, лучшая правительственная программа по противодействию кризису разработана именно в Казахстане. К такому заключению пришли эксперты российской аудиторско-консалтинговой компании "ФБК", работавшие над докладом "Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы". Начиная со второй половины 2009 г. и до конца 2010 г. применение казахстанской антикризисной программы обеспечило выход экономики на докризисные темпы развития. Суть данной программы сводилась к следующим компонентам:

Из Национального Фонда было выделено около 60 млрд. долл. США валютных резервов на поддержание финансового сектора казахстанской экономики;

· За счет этих средств была проведена докапитализация банков и предоставлена дополнительная ликвидность четырем системообразующим банкам на сумму 486 млрд. тенге. Это позволило им сформировать адекватный уровень резервов, а также продолжить кредитование экономики.

· Для обеспечения дополнительной ликвидностью банковского сектора Нацбанком пересмотрены в сторону снижения минимальные резервные требования (снижение МРТ позволило высвободить средства банков на общую сумму 490 млрд. тенге).

· Была увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 5 млн. тенге, что, в свою очередь, позволило избежать оттока депозитов населения.

· Из этих же средств удалось сократить внешние долги банков более чем на 11 млрд. долларов.

· Была успешно завершена реструктуризация внешних обязательств БТА Банка, Альянс Банка и Темирбанка, что решило проблему рефинансирования внешних долгов и создало предпосылки для оздоровления ситуации в банковском секторе страны в целом.

В результате предпринятых мер сохранена стабильность финансового сектора и объемы кредитования экономики для возобновления ее роста.

Преодоление ипотечного кризиса было достигнуто посредством государственной поддержки объектов долевого строительства через:

· фондирование банков и застройщиков;

· участие фонда недвижимости в завершении строительства объектов с последующей сдачей в аренду;

· выкуп квартир и завершение строительства акиматами Астаны, Алматы, Алматинской области.

· с момента создания фонда недвижимости "Самрук-Казына" развивается рынок арендного жилья.

Также в целях финансовой поддержки предпринимательства были предоставлены и рефинансированы кредиты субъектов малого и среднего бизнеса на общую сумму 184,5 млрд. тенге по сниженной ставке вознаграждения.

В рамках программы "Даму-Ондіріс" предоставлены кредиты на реализацию 207 проектов обрабатывающей промышленности на общую сумму 34,7 млрд. тенге (С учетом вышесказанных мер всего в рамках антикризисных программ 2008–2010 годов профинансировано более 10 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, создано более 19 тыс. новых рабочих мест).

В целях импортозамещения и развития новых экспортно ориентированных производств холдингом "КазАгро" одобрено к финансированию 60 инвестиционных проектов на сумму 56,3 млрд. тенге. Введено в эксплуатацию 27 инвестиционных проектов общей стоимостью 30,1 млрд. тенге.

Несмотря на кризис, не останавливалась работа по программам развития экономики «Дорожная карта бизнеса» и «Программа модернизации и индустриализации экономки».

В целом благодаря своевременности и эффективности, антикризисных мер удалось не допустить рецессии экономики в 2009 году и обеспечить ее уверенный рост в 2010 году. 

Прирост ВВП в 2009 году составил 1,2 %, в 2010 году – уже 7 %, а за 9 месяцев 2011 г.- на 6,5%. Таким образом, можно констатировать, что к концу 2010 г. был преодолен кризисный спад экономик. 2011 год считается годом пострикизной экономики, в котором также продолжается рост основных валовых показателей. Однако если абстрагироваться от оптимизма официальной статистики, то придется признать, что экономический рост обусловлен, прежде всего, благоприятной конъюнктурой мировых рынков, ростом цен на энергоносители. В экономике республики, несмотря на все усилия и обилие множества программ развития и модернизации, сохраняется сырьевая структура национальной экономики. Данное состояние обуславливает высокую степень зависимости Казахстана от колебаний цен на мировом рынке энергоносителей и продовольствия. Отсутствие высокого уровня технологичности и наукоемкости промышленности формируют низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики. Это выражается в следующем:

· сохраняется явный перекос в структуре производства в пользу сырьевых отраслей (добыча и переработка нефти, газа, металлов, производство и реализация сельхоз сырья, а не готовой продукции), что является признаком несбалансированного развития экономической системы, ее слабой конкурентоспособности;

· в республике не сформирован эффективный конкурентный механизм, который бы стимулировал процессы инновационного финансирования. То есть весь процесс поставлен на принципе «ручного управления» и системы государственных инвестиций через государственный фонд «Самрук-Казына»;

· несмотря на все усилия, сохраняется достаточно высокий темп роста индекса потребительских цен.

Данный факт официальными органами объясняется ростом уровня цен на мировых рынках, а также влиянием интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Что не в полной мере соответствует реальности. Большую долю в цене, в среднем 25-50%, по всем видам товаров и услуг формируется за счет «накрутки» многочисленных посредников, т.е. имеет непроизводственный характер. Это является следствием низкой эффективности конкурентных институтов и механизмов рынка. Здесь также сказывается эффект так называемого «ручного управления» с авторитарным замесом. Отсутствие реальной конкуренции, олигополистичноти большинства отраслевых рынков также способствуют росту цен.

· В республике сохраняется достаточно высокий уровень инвестиций в основной капитал, что, безусловно, является конкурентным преимуществом. Но при этом львиная доля этих инвестиций – это государственное финансирование. Инвестиционные проекты банков второго уровня минимальны и сводятся в основном к кредитованию потребительских нужд физических лиц, т.е. они практически выведены из процесса промышленного воспроизводства (исключение составляет лишь строительство), хотя именно на сохранение этого сектора и была потрачена большая часть государственной финансовой помощи.

· Рост внешнеторгового оборота в большей степени обусловлен повышением цен на основные сырьевые позиции по экспорту (нефть, металлы, продукцию сельского хозяйства и т.п.), а также рост торгового обмена в рамках ТС, т.е. также носит конъюнктурный характер и необусловлен ростом конкурентных позиций экономики страны.

· Несмотря на рост доходов населения сохраняется высокий уровень расслоения общества по уровню доходов, что требует от государства постоянных дотаций социального сектора экономики. Проблемы формирования устойчивого среднего класса остаются нерешенными, таким образом, в стране все еще не сформирован основной инновационный потенциал модернизации и индустриализации. Следовательно, Казахстану еще достаточно долго придется функционировать в режиме «ручного управления» и стратегии догоняющего развития за счет нефтегазовых доходов, что отнюдь не способствует достижению высокого уровня конкурентоспособности экономики страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что достижения по выходу из кризиса казахстанской экономики очевидны, но не имеют прочного, систематизированного и эффективного механизма саморазвития. Следовательно, в ближайшей перспективе в республике придется опираться на государственные финансы, административный ресурс «ручного управления». Вектор развития определен верно, но для того, чтобы достичь поставленной цели – формирования конкурентоспособной экономики – необходима большая степень либерализации экономики и переход на стратегии стимулирования самостоятельного развития бизнеса через косвенные механизмы регулирования.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
«Таможенный Союз, Единое Экономическое пространство: мифы и действительность» 28-33
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости icon23-29 III. Таможенный Союз. Новости
Беларусь выравнивает условия на автомобильном рынке с партнерами 36-37 по Таможенному союзу
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Состоялось очередное заседание Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества 33
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости icon4. Мнение экспертов 22-29 >II. Таможенный Союз. Новости Как Таможенный...
Россия, Белоруссия и Казахстан больше года жестко отстаивают интересы своего бизнеса, которому скоро
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости iconТаджикистан 41-47 III. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013-2017 годы
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости iconIii. Новости. Таможенный Союз и еэп
Краткие итоги социально-экономического развития стран Центральной Азии за январь-март 2012г
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости iconНовости. Таможенный союз. 21-31
С 1 июля на внутренних границах Таможенного союза снимается таможенный контроль 3-5
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости iconIii. Таможенный Союз Новости 29-40
Безусловно, это провоцирует рост внешнего долга и затрат на его обслуживание при одновременном снижении доли отечественных, в том...
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Более легко она протекает в сферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается интегрированию непосредственно производственная...
Александр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости icon3. Мнение экспертов. 25-28 III. Новости Таможенного Союза
Таможенный союз (ТС) в составе Белоруссии, Казахстана и России  рассматривается участниками этой интеграционной тройки как первый...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница