Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11




Скачать 420.31 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине гсэ. Ф. 11
страница1/5
Дата публикации26.04.2013
Размер420.31 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5


министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА

Советом института филологии массовой информации и психологии

_________председатель Е. Ю. Булыгина

«30» мая 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры

экономики и управления

Протокол № 6а от «27» февраля 2012г.

________зав. кафедрой Л. А. Журавлева

ПРОГРАММА по дисциплине

ГСЭ.Ф.11 «ЭКОНОМИКА»


Специальность: 050301.65 Русский язык и литература. валификация – Учитель русского языка и литературы).


Составитель: Л. В. Михайлова, ст.преподаватель кафедры экономики и управления

Новосибирск 2012

СОДЕРЖАНИЕ




1. ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА………………………………………………3

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………3

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………..4

^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ..5

5. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………...8


6. Тематический план………………………………………………………...9

7. Содержание курса…………………………………………………………11

8. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………16
9. ИТОГОВЫЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ…………………………...19

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ………………...20

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ………..24



^ 1. ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ГСЭ.Ф.11 Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

^ 2. Пояснительная записка
Дисциплина «Экономика» является одной из общих гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплин для подготовки студентов по неэкономическим специальностям. Ее изучение предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 «Русский язык и литература». Дисциплина изучается в 6 семестре – студентами очной и в 5 семестре – студентами заочной формы обучения.

Экономика как наука имеет большое мировоззренческое значение, поскольку вводит в круг знаний, описывающих рациональное поведение самостоятельных экономических агентов, и имеет практическое применение каждым человеком в его жизни.

Теоретической основой дисциплины «Экономика» являются достижения мировой и отечественной экономической мысли.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами в средней школе (или учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Курс «Экономика» взаимосвязан с курсами «Отечественная история», «Правоведение», «Психология», «Социология», «Философия» и др.

Дисциплина «Экономика» ориентирована на формирование знания фундаментальных основ микро- и макроэкономики и целостного представления об экономике.
^ 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель учебной дисциплины ― формирование у будущих специалистов теоретических знаний в области экономики и формирование экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в любой области в условиях рыночной экономики.
Реализация данной цели предполагает необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- изучить основы экономики;

- сформировать представление о важнейших направлениях экономической теории и областях ее применения на микроэкономическом и макроэкономическом уровне;

- сформировать умение применять полученные знания для решения прикладных задач;

- развивать умение правильно ориентироваться, вырабатывать рациональное экономическое поведение в условиях современной экономики;

- выработать навыки самостоятельной работы с учебной и методической литературой.
^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ


В ходе изучения дисциплины студенты должны:

иметь представления о следующих экономических категориях и понятиях:

  • альтернативная ценность {альтернативная стоимость, альтернативные издержки);

  • спрос и предложение;

  • эластичность спроса и предложения;

  • основные типы фирм в рыночной экономике;

  • основные типы корпоративных ценных бумаг;

  • затраты фирм в краткосрочном периоде, показатели затрат;

  • бухгалтерская и экономическая прибыль;

  • зависимость общих затрат и затрат на единицу продукции от выпуска;

  • типы рынков и особенности принятия решений фирмой на разных рынках;

  • принципы спроса фирмы на переменный ресурс (на примере труда);

  • последствия государственного ценообразования на рынках готовой продукции и рынке труда;

  • основные типы «провалов» (несовершенств) рынка;

  • основные показатели системы национальных счетов;

  • национальный доход, совокупные расходы, спрос, предложение, уровень цен;

  • экономический цикл и его фазы;

  • макроэкономические проблемы инфляции, безработицы и стагфляции, их причины, типы и последствия;

  • основные макроэкономические школы;

  • деньги, денежное обращение и денежная политика;

  • фискальная политика;

  • мировая экономика и экономический рост.


По результатам изучения курса слушатель должен знать:

  • предмет и методы экономики;

  • общие закономерности экономической организации общества: механизм функционирования рынка, поведение производителей и потребителей на рынке, организационные формы предпринимательской деятельности, рынки ресурсов и распределение расходов;

  • сущность проблем национальной экономики в целом, экономическую роль государства и основные инструменты стабилизации экономики;

  • закономерности переходной экономики.


По результатам изучения курса слушатель должен уметь:

  • использовать принцип альтернативной ценности для объяснения экономического выбора различных экономических агентов;

  • определять параметры равновесия рынка по данным о предложении и спросе;

  • демонстрировать влияние различных неценовых факторов (детерминантов) спроса и предложения на рыночное равновесие;

  • прогнозировать изменение равновесных цен и количеств на рынке под воздействием различных комбинаций изменения спроса и предложения;

  • рассчитывать показатели эластичности спроса и предложения, объяснять принципы использования показателей эластичности спроса в планировании рыночной политики фирм;

  • показывать влияние государственного ценообразования на объем продаж на конкурентных рынках конечной продукции и труда;

  • определять показатели производительности труда по данным о зависимости выпуска от объема использования труда;

  • объяснять связь между зависимостью выпуска от количества используемого труда (средний и предельный продукт труда) и показателями средней и предельной производительности труда;

  • определять показатели затрат фирмы на весь объем выпуска и на единицу продукции по данным о зависимости выпуска от объема использования труда и ставке заработной платы, а также по данным о стоимости оборудования и используемой схеме амортизации;

  • определять экономические затраты и экономическую прибыль фирм по данным о бухгалтерских затратах, выручке и альтернативной ценности собственных ресурсов фирмы;

  • определять оптимальный (максимизирующий прибыль) выпуск фирмы по данным о динамике затрат с изменением выпуска и зависимости цены ее продукции от объема продаж;

  • определять оптимальную величину спроса фирмы на труд по данным о зависимости выпуска от объема использования труда и ставке заработной платы;

  • определять предложение готовой продукции и спрос на переменный ресурс фирмы, приобретающей труд и продающей готовую продукцию на рынках совершенной конкуренции;

  • объяснять основные различия между типами рынков, показывать связь между признаками рынка и уровнем монопольной власти действующих на нем фирм;

  • показывать особенности политики и принципов конкурентоспособности продукции фирм, действующих на рынках разных типов – совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии;

  • характеризовать особенности рынков ресурсов, принципов формирования спроса и предложения на этих рынках и основ монопольной власти;

  • объяснять содержание понятия «провалы» (несовершенство, фиаско) рынка;

  • приводить примеры общественных благ, объяснять их отличие от частных благ;

  • приводить примеры как отрицательных, так и положительных внешних эффектов, показывать различия между частными и общественными выигрышами и затратами в случае внешних эффектов;

  • определять вид кривой Лоренца и значение индекса Джини по данным о распределении доходов в обществе, обсуждать дилемму, стоящую перед государством, регулирующим перераспределение доходов;

  • использовать различные методы для расчета ВНП, рассчитывать величины ВВП, ЧНП, НД личного дохода, личного располагаемого дохода;

  • объяснять разницу между понятиями внутренней и национальной экономики реальными и номинальными показателями;

  • анализировать состояние и динамику национальной экономики;

  • определять параметры макроэкономического равновесия по данным о совокупном спросе предложении и совокупном спросе, сбережениях и инвестициях, доходах и расходах;

  • объяснять отличие подходов к поиску макроэкономического равновесия в рамках классической и кейнсианской теорий;

  • объяснять причины конъюнктурных колебаний;

  • характеризовать основные макроэкономические проблемы;

  • анализировать социально-экономические последствия инфляции, безработицы в зависимости от их типов;

  • объяснять причины экономических явлений и процессы, происходящие в экономике;

  • характеризовать антиинфляционную политику: подходы к ее решению, меры антиинфляционного регулирования;

  • различать приоритеты в антиинфляционной политике в зависимости от теоретических концепций ее проведения;

  • определять объем денежной массы на основе данных о ее составляющих уровень денежной массы, необходимый для нормального функционирования экономики;

  • характеризовать монетарную и фискальную политику, их макроэкономические задачи, содержание и механизмы, меры денежно-кредитного и бюджетно-налогового регулирования;

  • характеризовать роль государства в зависимости от типа экономической системы.


^ 5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

111

6

Аудиторные занятия

52

6

Лекции

30

6

Практические занятия

22

6

Самостоятельная работа

59

6

Вид итогового контроля

зачет


6


^ Объем дисциплины и виды учебной работы для заочного отделения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

111

5

Аудиторные занятия

8

5

Лекции

4

5

Практические занятия

4

5

Самостоятельная работа

103

5

Вид итогового контроля

зачет

5
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ. Р. 3
Гсэ. Р. 3 «Профессиональный этикет в обучении и воспитании лиц с проблемами в развитии»
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ. В 11
Составитель: Н. Н. Вольский, доцент кафедры специальной психологии ифмип, к мед н
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ. В 10
Составитель: Н. Н. Вольский, доцент кафедры специальной психологии ифмип, к мед н
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ в 12 Психология
«личность» в психологии; о соотношении понятий «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность»
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ ф. 7
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ ф. 5
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ ф 5
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ. В. 10
Достижение данной цели ведет к повышению общей культуры будущего специального психолога, уровня его гуманитарной образованности
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ р. 1
Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Госу­дарственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа по дисциплине гсэ. Ф. 11 iconПрограмма по дисциплине гсэ р. 1
Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Госу­дарственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница