Методические указания




Скачать 496.35 Kb.
НазваниеМетодические указания
страница1/3
Дата публикации22.04.2013
Размер496.35 Kb.
ТипМетодические указания
shkolnie.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

Кафедра «Экономика предприятия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к дипломному проектированию по специальности 080502
«Экономика и управление на предприятии (машиностроения)»

2005

УДК

Составители: док. эконом. наук., проф. Р.А. Галиахметов,
Методические указания к дипломному проектированию по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (машиностроения)» для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения/ Ижевск. гос. техн. ун-т. Под общ. ред. Галиахметова Р.А. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. – 28 с.

Рецензент: д.э.н., проф. Ревенко Н.Ф.


Редакция автора

Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры «Экономика предприятия». Протокол №____от_____


Данные методические указания предназначены для выполнения дипломного проекта студентами специальности 080502 "Экономика и управления" очной, заочной и очно-заочной форм обучения. Предлагаемые материалы также могут быть использованы при выполнении отчета по преддипломной практике.





Ижевский государственный

технический университет

2004


ПРЕДИСЛОВИЕ
Дипломное проектирование - завершающая стадия подготовки специ­алистов, при выполнении дипломного проекта (ДП) студенты должны продемонстрировать зна­ния в ключевых областях экономической науки - организации, планиро­вании, управлении производством и трудом в условиях рыночной систе­мы хозяйствования. Дипломный проект должен показать степень соот­ветствия их квалификации требованиям современного этапа перестройки управления экономикой.

Задача настоящих методических указаний - дать студенту-выпускнику представление о требованиях к тематике, содержанию и оформ­лению ДП, помочь ему правильно организовать работу над ним.

Пособие может быть использовано как на этапе преддипломной практики при сборе и систематизации студентами исходных материа­лов к дипломному проекту, так и в процессе его написания. Методические указания составлены с учетом опыта подобных пособий других кафедр и ВУЗов.


^ I. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ
Дипломное проектирование является самостоятельной работой сту­дента и позволяет преподавателям определить уровень знаний, полу­ченных при изучении дисциплин, предусмотренных учебным планом.

^ Основными учебно-методическими задачами дипломного проектирова­ния являются:

  1. Выявление глубины и основательности усвоения студентами зна­ний, в первую очередь, в областях организации управления производ­ством и экономики предприятия;

  2. Определение степени овладения навыками проведения научных исследований, умения применять выводы и положения науки к решению конкретных производственно-хозяйственных задач;

  3. Выявление организаторских способностей студента по реализа­ции на практике разработанных им предложений.

^ Общая формулировка требований к дипломному проекту может быть определена следующим образом:

    • ДП должен разрабатываться на конкретных производственных материалах, его тема должна быть обусловлена реальными производст­венными задачами предприятия, на котором работает студент;

    • объем ДП может колебаться в пределах 70…90 страниц машино­писного текста;

    • ДП должен носить комплексный характер, т.е. в процессе его выполнения должны рассматриваться организационные, экономические, технологические и социальные стороны объекта проектирования;

    • предложения и выводы ДП должны иметь высокий уровень обо­снования, что обеспечивается использованием статистической информа­ции, корректностью выбора методологиями методов исследования, вклю­чая современные научные подходы к анализу и проектированию органи­зационно-экономических систем, и применением средств вычислитель­ной техники при обработке информации и формулировке предложений;

    • ДП должен содержать конкретные разработки по управлению предприятием. Вместе с тем в ДП должны содержаться предложения, значимые для экономики в целом. Последнее должно характеризовать способность студента к обобщению, к анализу и выявлению не только единичных (случайных) проблем, но и к охвату проблемы в целом;

    • ДП должен содержать элементы новизны в постановке задачи, методах их решения, методах анализа сложившейся производственной ситуации, организации внедрения предложений ДП, определении его эффективности;

    • желательно, чтобы практическая значимость ДП подтверждалась актами внедрения материалов, используемых при дипломном проектиро­вании.


^ II. ТИПОВАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Содержание и состав разделов ДП определяются сложностью избран­ной темы, особенностями объекта исследования, объемом и характером используемого материала. В любом случае ДП должен содержать следую­щие основные разделы (табл. 1).
Таблица 1 - Структура дипломного проекта

Наименование и объем разделов

Краткое содержание разделов

Введение 1-2 стр.

Постановка и формулирование целей и задач ДП

Характеристика объекта дипломного проектирования, 15-25 стр.

Описание внутренней и внешней среды предприятия. Анализ основных показателей, характеризующих состояние предприятия. Оценка сильных и слабых сторон предприятия. Выявление основных проблем в деятельности предприятия. Обоснование значимости выбранной темы ДП для данного объекта.

Теоретические основы избранной темы, 10-15 стр.

Теоретический анализ проблем объекта проектирования. Анализ методов исследования и проектирования. Определение возможных методов исследования и проектирования.

Проектная часть, 25-30 стр.

Проведение глубокого анализа по направлению темы дипломного проектирования. Разработка системы мероприятий, направленных на решение выявленной проблемы. Оценка эффективности осуществления разработанной системы.

Организация внедрения ДП, 6-10 стр.

Разработка технологии осуществления проекта. Формирование плана осуществления проекта. Оценка управленческих возможностей осуществления проекта. Разработка рекомендаций, обеспечивающих внедрение проекта.

Правовые аспекты ДП, 6-10 стр.

Основные правовые вопросы, связанные с деятельностью предприятия и реализацией предложенных в проекте мероприятий.

Заключение, 1-2 стр.

Краткое описание проделанной работы и полученных результатов. Выводы и рекомендации по результатам работы.


Содержание разделов ДП по теме имеет свою специфику, однако общие рекомендации, которые могут быть использованы независимо от избранной темы, сводятся к следующему.

ВВЕДЕНИЕ должно содержать краткую характеристику избранной темы, обоснование её актуальности, важности рассматриваемых в ДП проблем для повышения эффективности деятельности предприятия. Студент должен аргументировать выбор объекта исследования, сформу­лировать цель ДП и основные задачи, решения которых предусматрива­ются в ДП.

^ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ДП. В этой части дается подробный технико-экономический анализ объекта проектирования. Для этого не­обходимо описать состояние внутренней и внешней среды предприятия.

Основными источниками информация для анализа являются данные управленческого учета, специальных самостоятельно проведенных наб­людений и обследований, первичная документация (наряды, личные кар­точки рабочих и др.), планы и проекты, нормативные документы (инст­рукции, положения и т.п.) и др.

В результате анализа должны быть сформулированы аргументирован­ные выводы о сильных и слабых сторонах объекта проектирования и обоснована необходимость решения выбранной темы для данного пред­приятия. Сделанные выводы являются исходной базой для последующего проектирования и обоснования мероприятий по совершенствованию ис­следуемого объекта.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗБРАННОЙ ТЕМЫ. Эта часть включает в себя анализ современного состояния исследуемой проблемы. В данном разделе необходимо дать характеристику предмету исследо­вания:

  1. определить основные категории и понятия, провести при необходимости их классификацию;

  2. обозначить и обосновать выбор возможных методов исследования и решения проблемы;

  3. сформулировать основные закономерности развития и т.д.

При наличии интересного опыта решения выбранной проблемы на других предприятиях целесообразно кратко охарактеризовать его и дать ему оценку. При этом, ссылаясь на научные публикации, студент должен представить краткое изложение различных точек зрения специалистов по вопросам, являющимся дискуссионными, и дать им свою собственную оценку, ясно характеризующую позицию автора ДП. Целесообразно также осветить достижения передовой зарубежной науки по исследуемым проблемам.

Изучение теоретических основ темы предполагает хорошее знание специальной литературы по вопросам организации производства и тру­да, экономики промышленности, управления и планирования производ­ством и т.д.

В данной главе обязательны ссылки на литературные источники.

^ ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. Это наиболее сложная и ответственная часть дипломного проекта. Именно здесь проявляется умение студента ре­шать на научной основе конкретные производственные задачи. В проектной части желательно выделить личные предложения автора.

Содержание проектных предложений и организационных мероприятий, обеспечивающих их внедрение, зависит от характера и целевой уста­новки каждого ДП. Однако в любом случае они должны быть научно обоснованными, реальными для выполнения, прогрессивными по содер­жанию и форме реализации.

Проектирование любой системы должно опираться на осуществление глубокого анализа состояния вопроса выбранной темы, оценке его по­ложительных характеристик и недостатков. Глубина анализа опреде­ляется темой дипломного проекта.

Разработанная система должна получить экономическую оценку эф­фекта внедрения. В зависимости от существа разработки эффект может быть выражен в виде различных экономических показателей. Примене­ние тех или иных из них необходимо обосновать в ДП. Следует пре­дусмотреть источники покрытия затрат на осуществление проекта.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ДП. В данной части возможно преду­смотреть выполнение следующих разделов:

  1. разработка регламента процесса внедрения проекта;

  2. разработка плана внедрения проекта;

  3. оценка управленческих возможностей осуществления проекта.

В данном разделе формируются этапы внедрения рекомендаций дипломного проекта, разрабатывается календарный план реализации проекта. Более подробно данные разделы рассмотрены в прил. А.

^ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДП. Структура и содержание данной части ДП определяются консультантом по кафедре «Юриспруденция». В разделе необходимо описать основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность организации, перечислить содержание государственных стандартов на продукцию, работы и услуги предприятия. В качестве правовых норм могут быть также рассмотрены процедура лицензирования нового вида деятельности, система сертификации, система стандартизации и обеспечения единства измерений, правовые нормы охраны окружающей среды, охраны труда и т.д.

Допускается, что данные вопросы могут быть рассмотрены в дипломном проекте без выделения в отдельную главу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключение в сжатом виде формулируются основные выводы и результаты, к которым пришел сту­дент, систематизируется его предложения по решению рассматриваемых вопросов, обобщаются данные об их эффективности, отмечаются проблемы, которые требуют дальнейших уг­лубленных исследований.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. В обязательном порядке в состав ДП входит список используемых литературных источников, который располагается после заключения. В работе должно быть использовано не менее 20…30 литературных источников, включая правовые акты. При этом не менее одной четвертой части литературных источников должны иметь год издания давностью не более двух-трех лет. Рекомендации по оформлению списка используемых литературных источников приведены в прил. В.

Приложения. В состав ДП могут входить приложения, содержащие статистическую информацию в виде таблиц или графиков, справочные материалы, нор­мативы, выдержки из ГОСТов и других методических документов, с помощью которых осуществляется анализ исследуемой проблемы и фор­мулируются предложения. Приложения оформляются после списка литературы в соответствии с требованиями прил. В.

^ Иллюстративный материал. Последним в дипломный проект подшивается иллюстративный материал, который отражает в графическом виде основное содержание проекта, и используется при защите дипломного проекта. Титульный лист иллюстративного материала должен быть подписан руководителем ДП и самим студентом.
Окончательная структура дипломного проекта может быть уточнена научным руководителем в соответствии с особенностями объекта дипломного проектирования и в зависимости от выбранной темы.


^ III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В ходе дипломного проектирования должны быть выполнены следующие этапы работы:

    • закрепление студента за руководителем дипломного проектирования;

    • выбор объекта дипломного проектирования;

    • выбор и согласование темы;

    • составление примерной структуры и плана дипломного проекта;

    • выдача задания на преддипломную практику;

    • прохождение преддипломной практики и сбор материала для выполнения дипломного проекта;

    • представление и защита отчета по преддипломной практике;

    • утверждение темы дипломного проекта и составление окончательного плана дипломного проекта;

    • выполнение дипломного проекта, его оформление и представление его на кафедру;

    • рецензирование диполмного проекта;

    • допуск дипломного проекта к защите;

    • подготовка дипломного проекта к защите и оформление иллюстративного материала;

    • защита дипломного проекта перед Государсвтенной аттестационной комиссией (ГАК).

Сроки выполнения этапов дипломного проектирования регламентируются графиком учебного процесса, рабочего учебного плана и устанавливаются выпускающей кафедрой.
Руководство дипломным проектированием

Для руководства ДП кафедра прикрепляет к каждому студенту науч­ного руководителя, а при необходимости и консультантов из числа работников кафедры, университета или специалистов народного хозяйства.

В период прохождения студентами преддипломной практики кафедра назначает ответственного преподавателя, который организует выход студентов на преддипломную практику, осуществляет общий контроль за ее прохождением и принимает зачет. Консультации по содержанию со­бираемого материала проводит научный руководитель ДП.

Консультанты по правовым вопросам, а в неко­торых случаях по другим разделам проекта помогают студентам выпол­нять соответствующие части ДП, проверяют задания, подписывают их и титульный лист пояснительной записки.

Руководитель ДП и консультанты по его отдельным частям, исполь­зуя свой опыт и знания, должны помогать студенту находить правиль­ные решения того или иного вопроса, побуждать его к творчеству, по­иску принципиально новых организационных решений, поощрять самосто­ятельность в работе над темой, ориентировать на использование пере­дового опыта других предприятий и отраслей, свежих научных идей отечественных и зарубежных ученых. При этом необходимо ориентировать студента на соблюдение не только интересов предприятия и отрасли, но и народного хозяйства в целом. Следует помнить, что студен­ты, обучающиеся по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии", - это будущие организаторы производства всех уровней управления.

Основные обязанности научного руководителя ДП сводятся к следующему:

  1. оказать помощь студенту в выборе темы ДП и в определении и формулировке его целей и задач;

  2. при активном участии студента составить задание на диплом­ное проектирование, согласовать направление исследования с главным экономистом или начальником соответствующего профилю ДП отдела того предприятия, на материалах которого он выполняется;

  3. контролировать ход преддипломной практики и сбор необходи­мого для написания ДП материала, принять зачет по итогам преддип­ломной практики;

  4. наметить календарные сроки выполнения отдельных частей ДП, помочь студенту в определении библиографии по избранной теме;

  5. регулярно (как правило, еженедельно) консультировать студен­та по всем вопросам, связанным с выполнением ДП, систематически контролировать ход работы над ДП и информировать ответственного за ДП по специальности, а при необходимости и заведующего кафед­рой о состоянии дипломного проектирования;

  6. оказывать помощь студенту в сборе дополнительных материалов (не связанных с материалами базового предприятия) и в получении специальных консультаций;

  7. поддерживать постоянную связь с работниками подразделений предприятия, для которых разрабатываются рекомендации в ДП, согла­совывать с ними окончательный вариант мероприятий, предусмотренных к внедрению, контролировать их ход и при необходимости оказывать методическую и организационную помощь в процессе внедрения разрабо­танных студентом в ДП предложений;

  8. проверить качество законченного ДП, оказать студенту помощь в его редактировании и оформлении;

  9. подготовить отзыв о ДП и внести на рассмотрение комиссии по предварительному просмотру перед защитой и заведующего кафед­рой предложение о возможности (или невозможности) его допуска к защите перед Государственной аттестационной комиссии (ГАК);

  10. оказать студенту методическую помощь при подготовке текста его выступления перед ГАК, присутствовать на заседании ГАК при защите студентом выполненного ДП.

Руководитель ДП должен стремиться к тому, чтобы работа обладала научной новизной и включала элементы научного исследования. Поощ­ряется участие студента при написании им ДП в научно-исследовательской работе кафедры.

Время, выделяемое научному руководителю на консультации в пери­од преддипломной практики и дипломного проектирования (23 час.), распределяется следующим образом: 4 час. - на период преддиплом­ной практики; 2-4 час. - на период защиты; остальное время (15-17 час.) - на период непосредственной работы со студентом над ДП.

На завершающем этапе дипломного проектирования руководитель подписывает титульный лист пояснительной записки, иллюстративный ма­териал и составляет письменный отзыв о ДП. В отзыве должны быть отмечены:

1) актуальность избранной темы и ее практическая значимость для предприятия, на материалах которого готовится ДП;

2) новизна научного исследования и организационных решений с указанием конкретных примеров;

3) факт внедрения проектных предложений;

4) недостатки выполненной работы.

Кроме того, руководитель ДП должен дать характеристику студен­ту как работнику и специалисту, необходимо оценить добросовестность и трудолюбие студента, его самостоятельность и инициативность в профессиональных вопросах, кругозор, умение доводить решение задачи до практических результатов и их внедрения, способность к творче­ству и т.д. На основании этой информации руководитель дает оконча­тельную оценку проекта.
Объекты и направления дипломного проектирования

Объектами дипломного проектирования по специальности 060800 "Экономи­ка и управление на предприятии" могут быть выбраны:

  • предприятия, организации, учреждения;

  • организация производства и ее составляющие (производственный процесс и его характеристики, производственная структура, стадии производства, формы и принципы организации производства и т.д.);

  • организация труда и ее составляющие (трудовой процесс и его характеристики, методы труда, организация и обслуживание рабочих мест, режим труда и т.д.);

  • организация работ по планированию и управлению предприятием;

  • организация и управление нововведениями на предприятии;

  • организация и управление финансово-кредитной деятельностью и др.

При этом один и тот же объект в ДП может являться предметом разного вида исследований - экономических, организационных, социо­логических, экономико-математического моделирования и т.д.
Выбор темы дипломного проектирования и ее согласование

Темы дипломного проектирования могут быть сгруппированы следующим образом.

Первое. Это ккомплексные темы, предполагающие:

  1. раскрытие одного объ­екта с позиций разных видов исследований;

  2. изучение разных объ­ектов, но применительно к одному конкретному производственному подразделению (условию рассмотрения объекта);

^ Второе. Это специальные темы, предусматривающие одностороннее, но подробное и глубокое изучение выбранного объекта;

Третье. Это темы, имеющие ярко выраженный прикладной характер примени­тельно к конкретному производственному подразделению (уровню рас­смотрения объекта);

Четвертое. Это темы, имеющие научно-исследовательский, поисковый характер.

Студент выбирает тему ДП в соответствии с опытом своей предыдущей работы (учитывается проблематика выполненных в период обуче­ния курсовых работ и проектов, рефератов, научных докладов на се­минарах и конференциях), научными, производственными интересами, возможностями и личными склонностями.

Допускается выполнение коллективного ДП (выбор комплексной те­мы исследования) в случае, если несколько студентов работают в одном подразделении и решают сложную организационно-экономическую задачу в масштабах всего предприятия или если студенты разных предприятий (подразделений) работают над решением сходных по проблематике задач. Решение о закреплении за группой студентов комплексной темы исследования в ДП принимает заведующий кафедрой с учетом степени подготовки и деловых качеств каждого студента, а также актуальности, сложности и ответственности темы.

Примерный перечень тем, предлагаемых к дипломному проектирова­нию по специальности 060800 "Экономика в управление на предприятии", приведен в прил. С.
Составление примерной структуры и плана дипломного проектирования

Структура и план дипломного проекта определяется выбранной темой проекта и ее объектом. Типовая структура проекта приводится выше (см. табл. 1).
Выдача задания на преддипломную практику

Целью преддипломной практики является закрепление совокупности теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения и сбор материалов, необходимых для написания дипломного проекта. Задание на преддипломную практику выдается руководителем, исходя из первоначального плана проекта.
Представление и защита отчета по преддипломной практике

Отчет по преддипломной практике предоставляется научному руководителю дипломного проекта за неделю до окончания срока практики и защищается перед руководителем практики. Отчет должен обоснованно раскрывать актуальность темы, основные элементы комплексного анализа деятельности предприятия. В случае наличия замечаний со стороны руководителя по выполнению задач, поставленных перед дипломником, студент обязан в течение оставшейся недели практики доработать отчет и представить его к защите.
Утверждение темы дипломного проекта и составление окончательного варианта его плана

Предварительные тема и план дипломного проекта на данном этапе его написания могут быть скорректированы с учетом выявившихся в процессе прохождения практики помех организационного или экономического характера.

Закрепление темы дипломного проекта осуществляется приказом ректора по представлению выпускающей кафедры в соответствии с письменным заявлением студента, согласованным с его руководителем. Тема дипломного проекта должна быть утверждена до государственного экзамена в течение недели после прохождения практики.
Оформление дипломного проекта

Пояснительная записка оформляется в соответствии с требованиями и правилами оформления отчетов о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32-2001), основные моменты которого, используемые при написании дипломного проекта приводятся в прил. Б, В. Дипломный проект должен быть переплетен в следующей последовательности:

  • титульный лист проекта;

  • книжка дипломника (листы книжки дипломника подшиваются в диплом, но в общей нумерации страниц не участвуют). Пример заполнения книжки дипломника приведен в прил. Д;

  • сам дипломный проект;

  • иллюстративный материал.

В дипломный проект вкладываются, но не подшиваются, отзыв руководителя и внешняя рецензия.
Рецензирование дипломного проекта

В соответствии с установленным порядком каждый ДП подвергается специальному внешнему рецензированию. К этой работе привлекаются ведущие специалисты в области экономики, организации, планирования, управления производством из числа работников предприятий, вузов, научно-исследовательских учреждений. Рецензент призван определить качество ДП. Состав рецензентов по данной специальности ежегодно уточняется. Списки, рецензентов утверждаются деканом фа­культета по представлению выпускающей кафедры после оформления ос­новных приказов по дипломному проектированию.

^ Рецензия должна отражать;

  • актуальность, практическую направленность и значимость темы ДП (как для того предприятия, на материалах которого выполняется про­ект, так и для других предприятий отрасли и народного хозяйства);

  • обоснованность выводов, глубину исследования темы, качество проведенного анализа;

  • уровень проектных решений и мероприятий по их внедрению;

  • прогрессивность примененных в проекте методов исследования, обоснования, планирования, проектирования и др.;

  • недостатки в теоретической части исследования и в разработан­ных мероприятиях по внедрению проектных решений и их реализации;

  • логичное изложения материала, взаимосвязь разных разделов ДП;

  • стиль и качество оформления пояснительной записки и графичес­ких материалов.

Помимо этого, в рецензии должны быть отмечены:

  • наличие в ДП самостоятельных оригинальных научных решений и организационных предложений;

  • профессиональные качества студента, уровень его теоретичес­кой подготовки и практический опыт;

  • предложения по дальнейшей разработке темы или расширению внедрения проектных решений.

Рецензия завершается обобщенной оценкой выполненного студентом ДП и предоставляется в ГАК.
Защита дипломного проекта в гак

Зашита ДП проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии строго по графику, составленному, как правило, за 2 недели до начала работы ГАК и утвержденному дека­ном факультета. Перенос сроков защиты разрешается деканом факуль­тета в исключительных случаях (болезнь студента, длительная коман­дировка и т.д.).

Защиту принимает Государственная аттестационная комиссия, ко­торая создается деканатом факультета и утверждается ректором вуза. Председателями ГАК назначаются руководящие работники промышленности (директора предприятий и их заместители, начальники управления, ми­нистерств, начальники профилирующих отделов предприятий). Членами ГАК (7-8 чел.) назначаются наиболее квалифицированные представи­тели выпускающей и специальных кафедр и руководящие работники про­мышленности.

До начала защиты секретарь ГАК представляет комиссии пояснитель­ную записку к ДП, справку деканата о выполнении студентом учебного плана, отзывы руководителя проекта, рецензию, акт (справку) о внед­рении материалов ДП.

Процедура зашиты студентом ДП в ГАК включает:

  1. ознакомление членов ГАК с темой представленного к защите ДП;

  2. доклад студента продолжительностью 7…10 мин.;

  3. ознакомление членов ГАК с отзывом руководителя и внешней рецензией;

  4. дополнительные вопросы и ответы по содержанию и оформлению отдельных раз­делов ДП и материалов о внедрения его результатов;

  5. закрытое заседание ГАК, на котором выносится решение об оценке;

  6. публичное оглашение результатов защиты.

Защита начинается с представления комиссии дипломника и темы его дипломного проекта. Далее следует доклад. В своем докладе студент должен кратко сформулировать цель ис­следования, дать характеристику объекту проектирования, изложить основные выводы, полученные в результате анализа, и предложения, выработанные в проектной части ДП, оценить их эффективность. Доклад должен иллюстрироваться графическими материалами. Рекомендуется главное внимание в докладе уделять конкретным предложениям, их экономическому обоснованию и эффективности, а также результатам внедрения. В процессе доклада студент может использовать заранее написанные тезисы, однако рекомендуется свободное изложение мате­риала. Текст доклада должен быть обязательно согласован с руково­дителем ДП. Доклад не должен превышать 7…10 мин. (2…3 машинописных страницы) и должен состоять из трех частей: введения, содержания работы (основной части) и заключения.

Введение включает в себя актуальность темы ДП, цель работы, пути достижения цели, четкую формулировку задач данного ДП. ^ Основное содержание проекта, на которое можно выделить 2/3 текста до­клада. Основная задача этой части - дать членам ГАК и всем присутствующим отчетливое представление о существе, задачах, методике и результатах проведенного исследования. Необходимо охарактеризовать методы исследования и основ­ные результаты, акцентируя внимание на принципиальных моментах, от­метив перспективы продолжения работы по данной проблеме и предполагаемый эффект. Изложить содержание работы в таком малом объеме трудно, по­этому необходимо обратить внимание на стиль изложения материалов ДП в докладе, а также на содержание иллюстративного материала. В заключительной части доклада необходимо сжато изложить соответствующий раздел ДП, остановившись на основных выводах и полученных результатах. Конец доклада должен быть логически связан с его началом.

Изложение должно быть простым и доступным, как будто дипломник разговаривает с собеседником, являющимся специалистом в смежной области знаний. Ничто не раздражает так членов ГАК, как попытки излагать прос­тые вещи излишне сложным образом или наоборот, упрощать до вульга­ризмов и производственного сленга. Опыт подсказывает, что доклад должен быть выучен наизусть. Это справедливо, во-первых, потому, что при таком лимите времени нельзя допускать импровизаций; во-вторых, отработанный доклад позволит ос­вободить речь от бесполезных слов и выражений: "значит", "вот", "гак сказать", "понимаете" и др.; в-третьих, при заученном наизусть докладе дипломник может сосредоточить свое внимание не на подборе слов, а на стиле и смысле изложения, на своём поведении (внешнем виде, жестах и т.д.).

Дипломник на заседании ГАК должен иметь культурный внешний вид, во время выступления с докладом не должен поворачиваться спи­ной к аудитории, не должен держать руки в карманах и т.д.

После доклада комиссия знакомится с отзывом руководителя и внешней рецензией, в случае необходимости студент должен быть готов прокомментировать отмеченных в них замечания. Далее следуют дополнительные вопросы, студент должен дать краткие, но обстоятельные ответы на все за­данные вопросы. При этом он имеет право отвечать на каждый вопрос по мере его поступления или, выслушав и записав все вопросы, дать на них ответы в удобной для него последовательности. Готовясь к ответам на вопросы, студент может использовать свои записи, имеющиеся иллюстративный материал и текст пояснительной записки. В заключительном слове студент может ответить на все критические замечания, объяс­нить причины обнаруженных в проекте недостатков, обосновать свою позицию по тем вопросам, в трактовке которых он с замечаниями не согласен.

На закрытом заседании ГАК обсуждаются результаты защиты и об­щая оценка работы студента. При этом решение об оценке принимается простым большинством голосов, но в случае равенства голосов за раз­ную оценку решающим является голос председателя ГАК.

В процессе публичного или закрытого заседания ГАК секретарь тщательно протоколирует его ход, отмечая вопросы, задаваемые сту­денту, ответы на них, выступления и особые мнения членов ГАК или присутствующих преподавателей и представителей промышленности, оценки выполнения и защиты ДП.

Проекты, имеющие практическую ценность или содержащие оригинальные решения, помимо рекомендации к внедрению могут быть реко­мендованы к публикации. Студентов, проявлявших склонность к научно-исследовательской работе, ГАК имеет право рекомендовать в аспи­рантуру. На последнем публичном заседании председатель ГАК оглашает ре­зультат защиты, объявляет о присуждении студенту квалификации экономиста-менеджера по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии", формулирует свои замечания по результатам заседания ГАК.

Организация защиты дипломных проектов, допускает проведение засе­даний ГАК как в вузе, так и на предприятиях и организациях, где работают сту­денты.

Если студент не прошел итоговую аттестацию в установленные сроки или поучил неудовлетворительную оценку решение принимается согласно положения «Об экзаменах и зачетах в ИжГТУ» и утвержденному приказу ректора № 922 от 23.07.2003.
  1   2   3

Похожие:

Методические указания iconМетодические указания для развития навыков чтения литературы по теме «банки и деньги»
Методические указания предназначены для студентов V курса специальности «Перевод» по дисциплине «Аспектный перевод» (Банковское дело)....
Методические указания iconМетодические указания Санкт-Петербург 2009 Федеральное агентство...
Правоведение. Методические указания / Под ред. Т. Д. Засориной: Метод указания. Спб.: СпбгуниПТ, 2009. 48 с
Методические указания iconМетодические указания к выполнению
Методические указания предназначены для студентов специальности 140604 всех форм обучения
Методические указания iconМетодические указания к выполнению контрольных
Задания и методические указания к контрольным работам для студентов всех форм обучения
Методические указания iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Психология и педагогика: Методические указания / Сост. Н. С. Александрова. – Киров: всэи, 2009. – 6 с
Методические указания iconМетодические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Техническая механика»
Методические указания предназначены для студентов очной формы специальностей
Методические указания iconОбщие методические указания по выполнению письменных контрольных...
Составитель: О. Ю. Баранова. Теплотехника: Задания и методические указания по выполнению контрольных работ для слушателей факультета...
Методические указания iconСодержание I. Общие методические указания
Методические указания по выполнеию разделов курсовой работы
Методические указания iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Методические указания iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические указания составлены на основании Государственных образовательных стандартов, утвержденных в 2000 году
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница