Программа по дисциплине опд. Ф. 04




Скачать 399.67 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Ф. 04
страница1/3
Дата публикации22.02.2013
Размер399.67 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Экономика > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП

_______________________________

_________________/Е. Ю. Булыгина/

(подпись)

«13» октября 2010 г.
Обсуждена на заседании кафедры

экономики и управления

Протокол № __ от «___» __________ 20___ г.

_________________/______________/

(подпись)



^ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД. Ф. 04. Теория организации

(код по УП) (наименование дисциплины)

Направление 080500.62 Менеджмент

Степень: бакалавр менеджмента

Составитель: Р. Т. Мамахатова, канд. экон. наук., доцент

Новосибирск 2010

Рабочая учебная программа по дисциплине "Теория организации"

^ 1. Цели и задачи курса – Основная цель изучения дисциплины - дать студентам основополагающие представления об организации как субъекте совместной деятельности людей и объекте управлении.

Задачи изучения дисциплины состоят в формировании у студентов необходимых знаний по следующим вопросам:

1.      принципы построения и функционирования организаций;
2.      характеристики организаций;
3.      формы существования и модели организаций;
4.      факторы, влияющие на состояние и развитие организаций; 
5.      строение и структура организаций;
6.      процессы развития, адаптации и организационных изменений.

 

^ 2. Связь с другими дисциплинами

Курс концептуально и содержательно связан с рядом социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных курсов дисциплин. Информационно-методологическая основа курса закладывается в основном при изучении Экономической теории, Социологии, Культурологии и Философии, которые формируют у студентов понимание базисных понятий и категорий, важных для успешного основания организационной теории: общество, социальная группа, культура, макро- и микроэкономическое окружение, система и др., а также ряд учебно-интеллектуальных навыков, связанных с анализом социальных и экономических объектов и явлений. Для других управленческих курсов – Менеджмента, Маркетинга, Организационного поведения, Стратегического менеджмента, Исследования систем управления, Управленческих решений, Управления персоналом теория организации создает информационно-теоретическую основу, помогая боле успешно освоить методологические и технологические аспекты процесса управления организациями, как в целом, так и в отдельных его сферах.

 ^ 3. Знания и навыки после изучения дисциплины

После изучения курса студенты должны:

- иметь представления о сущности, происхождении и функциях организаций, их месте в современной рыночной экономике и социально-экономической системе;
- иметь представления о методологических основах современной теории организации, ее теоретических предшественниках;
- знать современные теории организации и характеризовать возможные тенденции развития организаций и организационной науки;
- знать принципы построения, внешние и внутренние условия функционирования современных организаций;
- знать, какими признаками и характеристиками обладают организации, чем они отличаются от других человеческих сообществ;
- уметь определять на реальных образцах проявления организационных характеристик, а также действие факторов внутренней и внешней среды организации;
- уметь сравнивать и классифицировать организации по наиболее распространенным основаниям;
- представлять себе, что такое современная организационная культура, каковы ее функции и содержание;
- уметь распознавать различные факторы, определяющие формирование и развитие организационной культуры;
- применять отдельные методы организационного проектирования, уметь анализировать и описывать организации по заданным параметрам и характеристикам;
- сравнивать различные типы организационных структур, определять сферы их применения и эффективность;
- оценивать процессы организационных изменений, применять способы оценки эффективности организаций.

Таким образом, предмет курса «Теория организации» — организация как субъект совместной деятельности людей и объект управления, а проблематику курса составляют следующие основные вопросы:

  • принципы построения и функционирования организаций;

  • характеристики организаций;

  • формы существования и модели организаций;

  • факторы, влияющие на состояние и развитие организаций;

  • строение и структура организаций;

  • процессы развития, адаптации и организационных изменений.

План изучения курса

темы

Наименование разделов и тем

лекции

семинары

Рейтинг, баллы

1

Введение в теорию организации

 2

 2

 

2

Источники и современные влияния

на теорию организации

 2

 2

10

3

Современные организационные подходы, теории и концепции

 2

 2

 

4

Базовые принципы современной организации

 2

 2

10

5

Характеристики организации

 2

 2

10

6

Типология организаций

 2

 2

10

7

Внутренняя среда организации:

цели, ресурсы и технологии

 2

 2

 

8

Организационные технологии

 2

 2

10

9

Организационная культура

 2

 2

 

10

Механизмы координации

 2

 2

 

11

Внешняя среда организации:

деловая, общая и глобальная среда

 2

 2

10

12

Ноосфера. Параметры внешней среды.

Взаимодействие организации с внешней средой

 2

 2

 

13

Строение организации: подсистемы

 2

 2

10

14

Организационная структура: понятие и процессы

структурирования

 2

 2

 

15

Типы, виды и схемы организационных структур

 2

 2

10

 16

 Дисфункции современной организации

 2

 2

20

17

Организационное развитие

2

2




18

Организационные изменения и обучение

2

2




 

 

36

36

40


Общий объем курса составляет 72 часа (лекции - 36 ч, семинарские занятия - 36 ч). Семинарские занятия проводятся по основным разделам в соответствии с тематическим планом.

^ 5. Место курса в профессиональной подготовке

Комплекс управленческих дисциплин, предусмотренный профессио-

нально-образовательными программами специальностей 061100 - ^ Ме-

неджмент организации, и 062100 – Управление персоналом, охватывает

все аспекты и смыслы понятия “Организация”. В каждой из этих дисцип-

лин свои акценты и подходы в изучении организации, но так или иначе

они основываются на едином методологическом подходе.

Курс концептуально и содержательно связан с рядом социально-

гуманитарных, общепрофессиональных и специальных курсов указанных

специальностей.

Информационно-методологическая основа курса закладывается в ос-

новном при изучении ^ Экономической теории, Социологии, Культурологии

и Философии, которые формируют у студентов понимание базисных поня-

тий и категорий, важных для успешного основания организационной тео-

рии: общество, социальная группа, культура, макро- и

микроэкономическое окружение, система и др., а также ряд учебно-

интеллектуальных навыков, связанных с анализом социальных и экономи-

ческих объектов и явлений.
^ 5. Требования к уровню освоения содержания курса

1) После изучения курса вы будете:

2) иметь представления о сущности, происхождении и функциях органи-

заций, их месте в современной рыночной экономике и социально-

экономической системе;

3) иметь представления о методологических основах современной тео-

рии организации, ее теоретических предшественниках;

4) знать современные теории организации и характеризовать возможные

тенденции развития организаций и организационной науки;

5) знать принципы построения, внешние и внутренние условия функцио-

нирования современных организаций;

6) знать, какими признаками и характеристиками обладают организации,

чем они отличаются от других человеческих сообществ;

7) уметь определять на реальных образцах проявления организационных

характеристик, а также действие факторов внутренней и внешней сре-

ды организации;

8) уметь сравнивать и классифицировать организации по наиболее рас-

пространенным основаниям;

9) представлять себе, что такое современная организационная культура,

каковы ее функции и содержание;

10) уметь распознавать различные факторы, определяющие формирование

и развитие организационной культуры;

11) применять отдельные методы организационного проектирования,

уметь анализировать и описывать организации по заданным парамет-

рам и характеристикам;

12) сравнивать различные типы организационных структур, определять

сферы их применения и эффективность;

13) оценивать процессы организационных изменений, применять способы

оценки эффективности организаций.

^ 6. Методика изучения курса

Для эффективного достижения указанных целей обучения процесс

изучения материала курса предполагает достаточно интенсивную работу

не только на лекциях и семинарах, но и с различными текстами и инфор-

мационными ресурсами. На дневном отделении в качестве основных эле-

ментов учебного процесса выступают проблемно-ориентированные лекции

с объяснением и иллюстрированием ключевых понятий и категорий теории организации, а также семинары-дискуссии.

^ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ, ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ
Тема 1. Введение в теорию организации

Аспекты понятия «организация».

Предмет курса. Организации, учреждения, фирмы ...

Место теории организаций в современной системе социально-

управленческих наук. Отрасли и структура науки и учебной дисциплины.

Связи курса с другими экономико-управленческими курсами. Аспекты и

методология изучения организаций.

Понятие организации. Организация как: элемент общественной системы,

социальное явление, социальная группа, объект управления, субъект кол-

лективной деятельности людей.

Общие признаки организации: целенаправленность, совместная дея-

тельность, наличие особой системы отношений, координация деятельно-

сти, технологичность, особая субкультура.

Функционально-целевая природа организации. Соотношение и взаимо-

связь роли и функции. Роли организации в обществе и его хозяйственно-

экономической подсистеме: организация-инструмент, организация-

общность, организация-система связей и правил.

Функции организаций в обществе.

Семинар 1. Сущность и признаки организации

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Организация как социальная группа.

2. Отличия организации от других социальных групп.

3. Организации в социуме: значение, место, функции.

4. Дискуссия. Ваш оппонент говорит, что менеджеру-практику незачем

забивать голову теорией организации. Попробуйте доказать обратное.

Практическое задание: привести примеры реализации каждой из соци-

альной функций организации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему необходимо изучать теорию организации?

2. Как связана теория организации с уже изученными Вами курсами?

3. Методы изучения организаций.

4. С каких точек зрения рассматривается понятие «организация»?

5. Как связаны между собой признаки организации?

6. Каковы социальные и рыночные функции организаций?
Тема 2. Источники и современные влияния

на теорию организации

Классическая политэкономия и экономическая теория: политэконо-

мия А.Смита, теория капитала К.Маркса.

^ Классическая социология: теория разделения труда Э.Дюркгейма.

М.Вебер и его теория рациональной бюрократии. Значение теории бюро-

кратии для развития современной организационной теории.

^ Классический менеджмент (школа научного управления) и админист-

ративная концепция - Ф.Тейлор, А.Файоль, Ч.Барнард

Тектология А.Богданова. Тектология как «всеобщая организационная

наука». Роль А.Богданова в развитии современной теории организации.

10

^ Школа человеческих отношений – Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергер,

Ф.Герцберг, Д.МакГрегор, Р.Лайкерт, К.Арджирис. Ключевые положения

школы. Трактовка организации как особой человеческой общности.

^ Системный подход. Истоки системного подхода в теории организации.

Влияние общей теории систем: (Л.фон Берталанфи, К.Боулдинг); киберне-

тики (Н.Винер, У,Эшби, С.Бир); структурно-функциональной теории

(Т.Парсонс, Р.Мертон). Современные представители системного подхода в

теории управления и организации: А.Этциони, Ф.Селзник, Г.Саймон.

Представления об организации как социальной системе. Основные по-

нятия и категории системной концепции.

^ Современные влияния на теорию организации.

Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, Н.Лукман,

Д.Морено) Влияние символизма на современную организационную тео-

рию. Символы, роли, интерпретации как основа организационных отноше-

ний и организационной культуры.

Постмодернизм. Постмодернизм как специфическое мировоззрение.

Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Бодрийар, Ю.Кристева как основатели постмодернизма.

Постмодернистские принципы в современной организационной теории:

сетевые и открытые структуры, децентрализация, фрагментарность, неоп-

ределенность, контекстуальность и др. Отражение постмодернистских

принципов и идей в теории и аспектах функционирования современных

организаций.

^ Семинар 2. Истоки и современные влияния на теорию организации

Примерный план и вопросы для обсуждения

1. Заслушивание и обсуждение докладов по классическим источникам

теории организации.

2. Организация как совокупность символов, ролей, конфликтов. Симво-

лический интеракционизм и теория организации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как в современной теории организации прослеживаются: влияния

классической социологии; политэкономии, экономической теории?

2. Вклад концепции научного менеджмента в теорию организации.

3. Какое влияние оказали на развитие теории организации символиче-

ские и постмодернистские концепции?

4. Сущность системного подхода к организации.
  1   2   3

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 02
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 4
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине опд. Ф. 04 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 25
Дисциплина дпп. Ф 13 «Патопсихология» должна содержать следующие дидактические единицы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница