Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а




Скачать 122.68 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а
Дата публикации11.10.2014
Размер122.68 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Экономика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


П Р О Г Р А М М А

ВСТУПИТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

для поступающих в 2014 году

на направления подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование» по образовательным программам «Начальное образование», «Дошкольное образование»

44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» по образовательной программе – «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
на базе профессионального образования

Армавир

2014

^ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Собеседование по педагогике проводится с абитуриентами, имеющими профессиональное образование. От абитуриента при ответе на поставленный вопрос требуется раскрытие его основных аспектов, умение ориентироваться в педагогической терминологии.
Раздел 1. Общие основы педагогики
^ 1. Педагогика как наука

Понятийный аппарат: воспитание, обучение, образование.

Педагогика как наука о воспитании. Воспитание как общественное явление. Предмет педагогики и ее задачи, функции педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Методы педагогического исследования.

Видные деятели педагогики: Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, И.Г.Песталоцци, Дистервег и др.

Разработка научной педагогической теории в России (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.)
^ 2. Гуманистические основы современной педагогики

Понятийный аппарат: гуманизм, гуманизация, гуманитаризация, личностный подход в воспитании.

Сущность гуманистических идей в современной педагогике. Педагогика сотрудничества ее основные положения. Педагоги-новаторы и их роль в разработке педагогической теории (Ш.А. Амонашвили, C.H. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.Л. Щетинин и др.)
^ 3. Целеполагание в педагогике.

Понятийный аппарат: цель воспитания и обучения, общепедагогические цели, конкретные педагогические цели, целеполагание.

Общее понятие о педагогических целях. Значение целей для педагогической теории и практики. Иерархия целей в педагогике Особенности целеполагания в современных условиях.
^ 4. Личность как педагогическая категория, факторы влияющие на ее развитие.

Понятийный аппарат: человек, личность, индивидуальность, индивид, активность личности.

Понятие «развитие личности». Факторы, влияющие на формирование личности. Роль наследственности в развитии человека. Роль среды и воспитания в формировании личности. Собственно преобразующая деятельность личности как условие ее развития. Теории развития личности.
^ 5. Целостный педагогический процесс

Понятийный аппарат: педагогический процесс, ребенок как объект и субъект педагогического процесса, особенность педагогического процесса, воспитание и обучение, структура целостного педагогического процесса.

Понятие о педагогическом процессе и его целостности. Общность и специфика обучения и воспитания. Структура учебно-воспитательного процесса. Педагогическое руководство и условия эффективности целостного педагогического процесса.

Раздел 2. Теория воспитания
^ 1. Воспитание как целенаправленный процесс

Понятийный аппарат: сущность, процесс воспитания, движущие силы воспитания, воспитанность, принципы воспитания, самовоспитание и перевоспитание, современные концепции воспитания.

Сущность процесса воспитания, движущие силы воспитательного процесса. Принципы воспитания. Связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, комплексности, целостности единства всех компонентов воспитательного процесса, принципа гуманизма, уважения личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему и др. Самовоспитание и перевоспитание. Критерии эффективности воспитательного процесса. Уровни воспитанности учащихся.
^ 2. Общие методы воспитания

Понятийный аппарат: метод, средства, прием воспитания, разъяснение, рассказ, беседа, пример, диспут, лекция, педагогическое требование, упражнение, поручение, воспитывающая ситуация, игровые ситуации, общественное мнение, требование, соревнование, поощрение, наказание, личные обязательства, самообязательство и самоанализ, самооценка, самоубеждение, самоприказ, самоотчет, самовнушение.

Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности: разъяснение, рассказ, беседа, пример, диспут и др.

Методы организации деятельности, опыта общественного поведения: педагогическое требование, приучение, общественное мнение, упражнение, создание воспитывающих ситуации, игровые ситуации и др.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание и др.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоубеждение, самооценка, самовнушение, самоприказ.

Выбор методов воспитания.
^ 3. Содержание воспитания

Понятийный аппарат: умственное воспитание и формирование мировоззрения школьников, нравственное воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание, экономическое воспитание учащихся.
3.1. Умственное воспитание и формирование мировоззрения

Умственное воспитание как педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления.

Цель умственного воспитания учащихся начальных классов. Пути решения задач умственного воспитания - обучение и внеклассная работа.

Понятие о мировоззрении. Компоненты процесса формирования мировоззрения: познавательный, эмоционально-волевой и действенно-практический. Общие критерии сформированности мировоззрения учащихся. Средства формирования мировоззрения.
3.2. Нравственное воспитание

Понятие о морали. Сущность нравственной личности. Задачи нравственного воспитания учащихся. Содержание нравственного воспитания в начальной школе, методы нравственного воспитания учащихся начальных классов. Критерии нравственной воспитанности учащихся.

3.3. Гражданское воспитание

Понятие о гражданственности, цель гражданского воспитания в школе. Пути формирования гражданственности у учащихся начальных классов в учебном процессе и во внеучебной деятельности, роль педагога в решении этой задачи. Патриотизм и интернационализм - стержень гражданского воспитания. Социальная активность как показатель гражданственности.
3.4. Экономическое воспитание

Понятие об экономическом воспитании, его сущность. Функции экономического сознания как главной цели экономического воспитания. Содержание экономического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.
3.5. Экологическое воспитание

Понятие об экологическом воспитании. Сущность экологического воспитания. Задачи экологического воспитания. Содержание экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности. Показатели экологической воспитанности личности школьника.
3.6. Трудовое воспитание

Понятие о трудовом воспитании. Функции трудового воспитания. Система трудового воспитания в школе, профессиональная ориентация школьников. Профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор. особенности профориентации в школе, условия эффективности трудового воспитания.
3.7. Эстетическое воспитание

Понятие об эстетическом воспитании, формирование эстетической культуры как цель эстетического воспитания. Составляющие эстетической культуры: эстетическое воспитание, эстетические чувства, эстетические потребности. эстетические вкусы и идеалы. Средства эстетического воспитания. Показатели эстетической воспитанности.
3.8. Физическое воспитание и охрана здоровья школьника

Понятие о физическом воспитании. Сущность физического воспитания и его содержание. Задачи и средства физического воспитания школьников. Понятие здорового образа жизни. Содержание антиалкогольного и антиникотинового воспитания. Показатели физической воспитанности учащихся.
3.9. Коллектив как средство воспитания

Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Формирование личности в коллективе — ведущая идея гуманистической педагогики. Существенные признаки коллектива и его функции. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Педагогическое руководство коллективом. Концепция коллективного воспитания б современных условиях.
3.10. Семья и школа

Семья как социальный воспитательный коллектив. Общественно значимые функции семьи. Педагогические основы работы школы с семьей в современных условиях. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся, их характеристика. Педагогическое просвещение родителей.

^ Раздел 3. Теории образования и обучения
1. Дидактика

Понятийный аппарат: дидактика как отрасль педагогической науки, предмет дидактики, основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение.

Понятие о дидактике как теории образования и обучения Дидактические системы фундаментальная научная разработка дидактики чешским педагогом Я.А. Коменским. Вклад в разработку дидактики известных педагогов: И.Г. Песталоцци, И. Герберта, К.Д. Ушинского, отечественных дидактов — М.А. Данилова Н.П. Груздева, Б.П. Осипова, Л.З. Занкова, М.Н. Скаткина, Н.А. Менчинской, Ю.К. Бабанского и др.). Основные проблемы дидактики. Ее понятия (категории), их краткая характеристика.
^ 2. Сущности процесса обучения

Понятийный аппарат: процесс обучения, обучение, существенные признаки процесса, обучения.

Роль обучения в личностном развитии человека, проблема соотношения обучения и развития. Сущность процесса обучения, его признаки. Философские и психологические основы обучения. Функции и особенности процесса обучения. Структура процесса обучения. Системы и виды обучения.
^ 3. Закономерности и принципы обучения

Понятийный аппарат: закономерность, принципы обучения, правила обучения.

Общее понятие о закономерностях и принципах обучения Характеристика принципов, имеющих общее методологическое значение: принцип гуманизации, принцип целостности, принцип демократизации, принцип культуросообразности.

Классические принципы: принцип активности и сознательности, принцип научности, принцип связи учебного процесса с жизнью, с социокультурной средой, принцип систематичности, последовательности, наглядности, индивидуализации и дифференциации.

Принципы гуманной педагогики; принцип диалогизма, принцип создания ситуации успеха и др.
^ 4. Содержание образования

Понятийный аппарат: содержание образования, теории формального и машинального образования, общее среднее образование, элементы содержания образования, государственный образовательный стандарт, учебные планы, программы и учебники.

Понятие о содержании образования. Факторы, его определяющие. Общие требования к содержанию образования. Теория формального и материального образования. Основные элементы содержания образования: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционального ценного отношения к людям, к миру и самому себе.

Государственный образовательный стандарт. Учебные планы, образовательные программы, принципы их построения. Учебники, их специфика, вариативность. Педагогические требования к учебникам. Основные тенденции реорганизации содержания школьного образования.
^ 5. Методы обучения

Понятийный аппарат: метод обучения, прием, средство классификация методов обучения.

Понятие о методе обучения. Прием и средство обучения Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели, по месту в структуре деятельности.

Выбор методов обучения. Активные и интенсивные методы обучения, средства обучения: простые и сложные Компьютер в обучении.
^ 6. Формы организации учебной работы

Понятийный аппарат: формы организации обучения (индивидуальные, индивидуально-групповые, классно-урочная система организации занятия), Белл-ланкастерская система (ХVIII в.), Батавская система обучения (XIX в.), Дальтон-план (система мастерских), метод проектов (XX в.), урок, дополнительны формы организации обучения, нетрадиционные формы занятий.

Понятие о формах организации обучения. Развитие организационных форм обучения в истории педагогической практики. Классно-урочная система обучения. Урок как основная форма обучения. Требования к уроку. Типы уроков. Структура уроков и их моменты. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала. Дополнительные формы организации обучения. Нетрадиционные формы организации учебного процесса. Требования к современному уроку.
^ 7. Проверка и опенка результатов обучения

Понятийный аппарат: проверка, оценка знаний, умений, навыков, контроль устный, письменный, лабораторный, предварительный, текущий, итоговый, тестирование учебных достижений учащихся.

Функции проверки и оценки знании, умении и навыков у школьников. Педагогические требования к проверке. Виды и формы проверки (индивидуальная, фронтальная, групповая). Методы контроля; устный, письменный, программированный. Тестирование учебных достижений и развития учащихся. Назначение оценки. Виды оценки. Роль оценочных суждений.
^ 8. Новые дидактические системы

Понятийный аппарат: дидактическая система, передовой и новаторский опыт.

Обучение по системе Л.В. Занкова. Школа Д.Б. Эльконина- З.В. Давыдова. Система обучения Ш.А. Амонашвили. Опыт работы С.К. Лысенковой. Педагоги-новаторы: В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, Ш.А. Амонашвили и др.
Вопросы по педагогике для собеседования

  1. Что представляет собой педагогика как наука?

  2. Педагогику называют наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите ее правильность.

  3. Что выступает в качестве предмета педагогики?

  4. Сформулируйте задачи современной педагогики.

  5. Методология и методы педагогических исследований.

  6. Что вы знаете о вкладе в разработку педагогической теории Я.А. Коменского, Жан-Жака Руссо, И.Г. Песталоции, Дистервега и др.?

  7. Разработка научной педагогической теории в России. (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).

  8. Отношение учителя и ученика. Педагогика сотрудничества, ее основные положения. Гуманистическая школа.

  9. Какие современные подходы к определению целей воспитания вам известны?

  10. Личность как предмет воспитания. Факторы ее развития.

  11. Общее понятие о целостном педагогическом процессе (ЦПП). Его структура.

  12. Каковы общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

  13. В чем сущность процесса воспитания, движущие силы воспитательного процесса? Современные концепции воспитания.

  14. Дайте характеристику основным принципам воспитания: связи воспитания с жизнью, социокультурной средой гуманизмом и др.

  15. Общее понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.

  16. Какие современные подходы к определению содержания воспитания вам известны? В чем состоит культура самости и социумности.

  17. Определите цель умственного воспитания школьников. Пути решения задач умственного воспитания.

  18. Как вы понимаете «нравственная личность»? Каковы критерии определения воспитанности школьников?

  19. Цель и пути формирования гражданственности у учащихся в учебном процессе и во внеучебной деятельности.

  20. Общее понятие об экологическом и экономическом воспитании.

  21. Цели и задачи трудового обучения в школе на современном этапе.

  22. Как вы понимаете выражение «эстетически воспитанный младший школьник»?

  23. Сущность физического воспитания и его содержание. Роль учителя в формировании здорового образа жизни учащихся.

  24. Действия учителя по формированию детского воспитательного коллектива в современных условиях.

  25. Каковы педагогические основы работы школы и семьи в современных условиях.

  26. Общее понятие о дидактике как теории образования и обучения. Вклад в разработку дидактики известных педагогов: Я.А. Коменского, К.Ю. Ушинского и др.

  27. Что вы знаете о дидактических и психологических системах обучения (Занков, Давыдов, Гальперин).

  28. Основные проблемы современной дидактики, ее понятия (категории).

  29. Какова роль обучения в личностном развитии человека? Ваша позиция.

  30. Сущность процесса обучения, его особенности. Учение и усвоение знаний.

  31. Общее понятие о закономерностях и принципах обучения.

  32. Понятие о содержании образования. Основные элементы содержания образования, их характеристика.

  33. Учебный план школы, образовательные стандарты, образовательные программы.

  34. Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.

  35. Как вы понимаете «активные методы и интенсивные методы обучения».

  36. Понятие о формах организации обучения. Их развитие в истории педагогического образования.

  37. Дайте характеристику классно-урочной системы обучения.

  38. Урок как основная форма обучения. Требования к современному уроку.

  39. Типы и структура урока. Подготовка к уроку.

  40. Общее понятие о проверке и оценке результатов обучения.

  41. Управление образованием, школой. Директор школы. Педагогический совет.

  42. Учитель. Методическая работа в школе. Требования к личности учителя.

  43. Передовой опыт. Инновации в образовании. Опыт учителей новаторов.


Список основной литературы


  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1996.

  2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. — М., 1997.

  3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.

  4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1998.

  5. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.

  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997.

  7. Степаненков Н.К. Педагогика. — Минск, 1998.

  8. Харламов Н.Ф. Педагогика. – М., 1997.

  9. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

  10. Дидактика средней школы. / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. - М., 1987.


Список дополнительной литературы:


  1. Амоношвили Ш.А. Единство цели. – М., 1987.

  2. Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. - Краснодар, 1996.

  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М, 1979.

  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «армавирская государственная педагогическая академия» программ а iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница