Скачать 142.28 Kb.
|
Пермикина Галина Владимировна, ГКОУ СО «Богдановичская СКОШИ» Формирование экономических знаний у обучающихся на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. Человек осознаёт мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики. Общеизвестно, что благополучие человека и его семьи в решающей степени зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда – глубокий интерес людей к экономике. При этом в процессе деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квали-фикацию, становится специалистом. Формируется как личность, самореали-зуется и получает общественное признание. Таким образом, экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития. А развитие, как известно, начинается в детском возрасте. Поэтому нельзя не согласиться, что приобщение детей к экономическим знаниям – это позитивный путь роста будущих рачительных хозяев, экономистов. Способных свободно ориентироваться в вопросах экономики и решать связанные с ней проблемы. В меняющихся условиях жизни детям с ограниченными возмож-ностями здоровья особенно трудно адаптироваться. Формирование элементов экономических знаний у обучающихся коррекционной школы является для них жизненно важным. Наиболее общее понимание экономики – способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи. Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учеников и их интеграции в общество. Эти знания школьники получают при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направляю на: - развитие понятийного аппарата; - овладение элементарными экономическими понятиями; - раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений; - успешную адаптацию в быту. Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная ин-формация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если они напрямую связаны с нашим городом, с жизнью и трудом их родителей, т.е. в их условие входят понятия производи-тельность труда, прибыль, доход, расход, кредит, проценты, площадь и т. д. (приложение № 1). Обучающиеся с нарушением интеллекта с трудом воспринимают десятичные дроби и выражение чисел, полученных при измерении длины, массы и стоимости десятичной дробью. А ведь в основном числа, полученные при измерении, записываются в виде десятичных дробей. В этом ученики убеждаются, изучая счета–квитанции за коммунальные услуги. Они видят, что начисления в счёте–квитанции даны в десятичных дробях и осознают значимость изучения десятичных дробей и преобразо-ваний с ними. На примере этих счетов-квитанций объясняю детям все виды комму-нальных и прочих услуг. Ученики должны знать, какие услуги нами оплачиваются и что мы как пользователи и плательщики можем требовать от жилищно-коммунальных хозяйств. В целях подготовки школьников к жизни это имеет большое значение, они должны знать и уметь защищать свои права. До начала решения задач на расчёт оплаты за различные услуги, каждый раз объясняю новые слова, выражения. При решении этих задач говорю об экономии, о том, что с этой целью ставятся счётчики на воду, газ, электроэнергию (день, ночь) и т.д. Кроме того, объясняю, что некоторые семьи, люди получают субсидии, т.е. денежную помощь для оплаты коммунальных услуг: это ветераны Великой Отечественной войны (ВОВ), ветераны труда, инвалиды, а также семьи с низким уровнем доходов. При объяснении понятия «ветеран труда» воспитывается уважение к людям труда, говорю о том, какими льготами может пользоваться человек, проработавший добросовестно на одном и том же предприятии много лет. Также при объяснении, кто такие участники ВОВ, прививается уважение к участникам войны, воспитываются патриоти-ческие чувства (приложение № 2). При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» на товары и «распродажа» - выпускники коррекционных школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку. С этой целью и составляю задачи, где речь идёт о стоимости товаров, о скидках на них, о приобретении товаров в кредит и т.д. В некоторых задачах указываю конкретные магазины, ученики имеют возможность зайти и проверить. Указание конкретного магазина повышают интерес обучающихся к задаче, они заметно оживляются, услышав, что речь идёт о чём-то знакомом. Кроме того, при изучении темы «Проценты» решаем задачи, где речь идёт об услугах банков: кредитах (ссудах) и вкладах. При решении этих задач школьники узнают, что такое ссуда и её виды. После решения таких задач делается вывод: где, в каком банке, какой вид ссуды выгоднее взять. Обучающимся объясняю, что берётся в виде ссуды меньшая сумма, а возвращается большая (на сколько больше – считается по процентам), что эта сумма возвращается не в один приём, а постепенно в течение года или несколько лет ежемесячно. При изучении темы «Проценты» также решаем задачи, в которых идёт речь о подоходном налоге, премиях, совокупном доходе семьи, о взносах (приложение № 3). До начала решения задачи объясняю новые слова, выра-жения, понятия. При решении ряда задач требуется сделать много вычисле-ний, в этих случаях использую групповые формы работы или разрешаю при индивидуальной работе пользоваться калькуляторами. Можно сделать вывод, что уроки математики с элементами экономики способствуют выработке знаний, умений анализировать, вычислять, рассуж-дать, выбирать, обеспечивают возможность обучающихся в продвижении в овладении элементарными экономическими понятиями, обладают большим воспитательным значением, таким как привитие правил и норм экономи-ческого поведения, навыков взаимодействия с людьми, умение принимать решения. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной адаптации в обществе при современных экономических условиях. Приложение №1 Задачи практического содержания
сдачу получишь?
рублей: булка хлеба – 14 р.50 к., 2 кг лук – по 18 р.за 1 кг, 200 г карамели – по 80 р. за 1 кг.
пасты (45р.) и кусок туалетного мыла (26 р.).?
Папа получает зарплату – Мама получает зарплату – Бабушка получает пенсию – Детское пособие - 14. Рассортируйте записи в два столбика «доход» - «расход» и подсчи- тайте какой результат ожидает семью. Зарплата папы и мамы - Истратили на продукты - Пенсия бабушки – Заплатили за ремонт холодильника – Купили подарок сыну – Детское пособие – Заплатили за коммунальные услуги – и т.д. ^ В семье Ивановых отец получает заработную плату 12000 р., мать – 8000 р., сын – стипендию 800 р. Посчитайте бюджет семьи. 16. Куртка для мальчика стоит 1600 р., а ботинки – 920 р. Сколько стоит вся покупка? 17. Вася поймал 5 щук, продал по 15 р. за щуку. Сколько рублей дохода он получил? 18. Семья Светы Петровой продала 5 мешков картофеля по 160 р. за мешок. Сколько рублей дохода получила семья Светы? 19. ^ (затраты). Кирилл купил в Екатеринбурге велосипед за 1100 р., а продал его за 1500р. Получил ли Кирилл прибыль? Сколько рублей прибыли? ^ Стёпа с папой купили 6 мешков сахара за 11100 р., а продали каждый мешок за 2250 р. Получили ли Стёпа с папой прибыль? Какую? 21. Люба купила за 1500 р. 10 футболок и наклейки за 100 р. Наклейки наклеила на футболки и продала по 250 р. за штуку. Получила ли Люба прибыль? Какую? 22. ^ убытком. Женщина купила мороженое на 180 р., а оно в жару стало мягким, потеряло форму. Пришлось продать мороженое за 130 р. Сколько рублей убытка понесла женщина? 23. Цена портфеля до распродажи была 800 р. В «Монетке» цену снизили на 300 р., а в «Купце» в 2 раза. В каком магазине выгоднее купить портфель? 24. 1 кг груш стоит 68 р., яблоки дешевле на 18 р. Вопросы к задаче: 1. Чему равна цена 1 кг яблок? 2. Сколько стоит 1 кг груш и 1 кг яблок вместе? 3. Сколько килограммов груш можно купить на 100 р.? 4. Сколько килограммов яблок можно купить на 100 р.? 25. В одном мешке 50 кг картофеля. 1 кг картофеля стоит 19 р. Вопросы к задаче. 1. Сколько стоит 1 мешок картофеля? 2. Сколько стоит ½ мешка картофеля? 3. Если в 1 ведре 10 кг картофеля, то сколько вёдер картофеля в 1 мешке? 4. Сколько будет стоить 1 ведро картофеля? 5. На человека в неделю необходимо 3 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля потребуется для 5 человек на неделю? На месяц? На год? Какова стоимость картофеля на год? 26. Стоимость проезда по городу в автобусе составляет 10 р. Какая сумма денег тебе необходима для поездки в школу и обратно? На неделю? На месяц? 27. Серёже надо съездить в Екатеринбург. Стоимость проезда в приго- родном поезде составляет 100 р. для взрослых, а детский в 2 раза дешевле. Стоимость проезда в общественном транспорте – 20 р. Какая сумма денег необходима для поездки? Что ещё ты будешь учитывать, планируя эту поездку? ^
^ Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: «Семейный бюджет», Бюджет – в переводе с английского «денежная сумка». Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода и направления расходов и достичь их соответствия. Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах. Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг. Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником. Субсидия - денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением. Приложение №2 Расчёты по электроэнергии Примечание: Тарифы на все виды услуг – величины непостоянные, их надо систематически приводить в соответствие с действующими тарифами. В разных регионах, городах, населённых пунктах тарифы разные. ^ Тариф – ставка или совокупность ставок обложения или платы за пользование чем-нибудь. Счётчик – прибор для подсчёта чего-нибудь (электрический, газовый, водяной…). Киловатт в час (кВт ч) – единица электрической энергии. Льгота – облегчение в оплате кому-нибудь, предоставление как исключение из общих правил. Двух тарифный счётчик – два тарифа день, ночь. Тариф за электроэнергию: по одно тарифному счётчику 2,42 р. за 1 кВт ч; по двух тарифному счётчику - день – 2,97 р. ; ночь – 1,40 р. Задачи. 1. Показание счётчика на 31.12. – 1601, через месяц на 31.01. – 1709. Сколько нужно заплатить за электроэнергию? 2. Показание счётчика на 01.03. – 1709, через месяц на 01.04. – 1813. Сколько нужно заплатить за электроэнергию? 3. Предыдущее показание счётчика 6077, последнее показание – 6205. Сколько нужно заплатить за электроэнергию? 4. Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям счётчика?
5. Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям двух тарифного счётчика: День – 3628 на 01.09., на 01.10. – 3843 Ночь – 2774 на 01.09., на 01.10. – 2825. 6. Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям двух тарифного счётчика: День – 2432 на 01.03., на 01.04. – 2513 Ночь – 4321 на 01.03., на 01.04. – 4411. 7. Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям двух тарифного счётчика: День – 2351 на 01.08., на 01.09. – 2481 Ночь – 1324 на 01.08., на 01.09. – 1422. Расчёты по оплате сетевого газа Плата за сетевой газ в домах с горячим водоснабжением – 44,37 р. в месяц с 1 человека. Эксплуатация и ремонт газового оборудования – 0,36 р. за 1 кв. м. (берётся площадь квартиры). Задачи.
Расчёты по оплате за телефон Словарная работа. Абонентская плата – плата за наличие стационарного телефона, за пользование им. Абонент – тот, кто пользуется какой-то услугой, имеет право на пользование. Услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому. Предоставление в пользование абонентской линии – 180,00 р. в месяц + Предоставление местных телефонных соединений (Повременной) – 1 мин. – 0,7 р. Задачи. 1. Рассчитайте, сколько нужно заплатить за услуги местной телефонной связи, если наговорили 25 мин. и + плата за пользованием линии? 48 мин.? 56 мин. и т.д. 2. Минута разговора г. Богданович – Екатеринбург стоит…. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3, 10, 15 минут? 3. Минута разговора г. Богданович – Москва стоит…. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3, 10, 15 минут? И т.д. Приложение 3 Проценты Словарная работа. Налог – государственный сбор с населения и предприятий. Скидка – сумма, на которую понижена цена чего-нибудь. Продажа товара со скидкой. Кредит – ссуда, предоставление ценностей (товаров, денег) в долг; коммерческое доверие. Взнос – внесённые за что-нибудь деньги. Премия – денежное или иное материальное вознаграждение в награду за что-нибудь. Вкладчик – владелец денежного вклада. Задачи.
оплате 50% стоимости сразу. Рассчитать, сколько нужно будет запла-тить сразу и по сколько платить 3 месяца, если стоимость комплекта мягкой мебели 12600 р.?
месяца. Первый взнос 40% от стоимости при покупке. Рассчитать опла-ту при покупке и по кредиту каждый месяц, если стоимость телевизора 10840 р.?
Какую премию получит рабочий, если среднемесячный тариф 5500 р., 7000р. 10000 р.?
своего заработка. Сколько платит в профсоюз работник, если он получает 5000 р.? 15800 р.? 24500 р.? Литература
ГОУ СО «Верхнесинячихинская СКШИ», 2009. |
![]() | Уроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида Межпредметные связи на уроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида | ![]() | Уроках математики в специальной школе В статье раскрывается эффективность использования метода моделирования при решении арифметических задач на уроках математики в специальной... |
![]() | Урок по трудовому обучению рекомендован для обучающихся 1 класса... Открытый урок по трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида №1 г. Новочеркасска | ![]() | Рабочая программа по Производительному труду на уроках «Цветоводства... Рабочая программа по Производительному труду на уроках «Цветоводства и озеленения» для учащихся 7-8-9 классов специальной (коррекционной)... |
![]() | Конспект открытого урока по математике в 9 классе специальной (коррекционной)... Конспект открытого урока по математике в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида | ![]() | Вопросы по частным методикам Итоговый экзамен по специальной (коррекционной) дошкольной психологии и специальной (коррекционной) дошкольной педагогике с вопросами... |
![]() | Развитие связной устной речи на уроках чтения в 7-9 классах специальной... | ![]() | Гбу «скош №2 VIII вида г. Твери» Учитель: Гусева Лариса Николаевна.... Ло, они препятствуют нормальному общению и развитию познавательных интересов. Именно поэтому на первый план выдвигается перед вспомогательной... |
![]() | Шмо учителей трудового обучения, математики и обж. Список членов мо МС(К)оу коробчеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида | ![]() | «Всякая работа мастера хвалит» Заключительное мероприятие на неделе труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида |