Уроках математики в специальной (коррекционной) школе




Скачать 142.28 Kb.
НазваниеУроках математики в специальной (коррекционной) школе
Дата публикации10.10.2014
Размер142.28 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Экономика > Урок
Пермикина Галина Владимировна,

ГКОУ СО «Богдановичская СКОШИ»
Формирование экономических знаний у обучающихся на уроках

математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.

Человек осознаёт мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.

Общеизвестно, что благополучие человека и его семьи в решающей степени зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда – глубокий интерес людей к экономике. При этом в процессе деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квали-фикацию, становится специалистом. Формируется как личность, самореали-зуется и получает общественное признание.

Таким образом, экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития.

А развитие, как известно, начинается в детском возрасте. Поэтому нельзя не согласиться, что приобщение детей к экономическим знаниям – это позитивный путь роста будущих рачительных хозяев, экономистов. Способных свободно ориентироваться в вопросах экономики и решать связанные с ней проблемы.

В меняющихся условиях жизни детям с ограниченными возмож-ностями здоровья особенно трудно адаптироваться. Формирование элементов экономических знаний у обучающихся коррекционной школы является для них жизненно важным.

Наиболее общее понимание экономики – способ ведения хозяйства. В переводе с греческого языка экономика – «хозяйствование по правилам в соответствии с законом». Применительно к домашнему хозяйству экономика – это наука о том, как человек зарабатывает себе на жизнь и удовлетворяет потребности личные и своей семьи. Вот в этом смысле и можно говорить об элементах экономического образования в коррекционной школе. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков и т.д.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учеников и их интеграции в общество.

Эти знания школьники получают при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направляю на:

- развитие понятийного аппарата;

- овладение элементарными экономическими понятиями;

- раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;

- успешную адаптацию в быту.

Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная ин-формация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если они напрямую связаны с нашим городом, с жизнью и трудом их родителей, т.е. в их условие входят понятия производи-тельность труда, прибыль, доход, расход, кредит, проценты, площадь и т. д. (приложение № 1).

Обучающиеся с нарушением интеллекта с трудом воспринимают десятичные дроби и выражение чисел, полученных при измерении длины, массы и стоимости десятичной дробью. А ведь в основном числа, полученные при измерении, записываются в виде десятичных дробей. В этом ученики убеждаются, изучая счета–квитанции за коммунальные услуги. Они видят, что начисления в счёте–квитанции даны в десятичных дробях и осознают значимость изучения десятичных дробей и преобразо-ваний с ними.

На примере этих счетов-квитанций объясняю детям все виды комму-нальных и прочих услуг. Ученики должны знать, какие услуги нами оплачиваются и что мы как пользователи и плательщики можем требовать от жилищно-коммунальных хозяйств. В целях подготовки школьников к жизни это имеет большое значение, они должны знать и уметь защищать свои права.

До начала решения задач на расчёт оплаты за различные услуги, каждый раз объясняю новые слова, выражения.

При решении этих задач говорю об экономии, о том, что с этой целью ставятся счётчики на воду, газ, электроэнергию (день, ночь) и т.д. Кроме того, объясняю, что некоторые семьи, люди получают субсидии, т.е. денежную помощь для оплаты коммунальных услуг: это ветераны Великой Отечественной войны (ВОВ), ветераны труда, инвалиды, а также семьи с низким уровнем доходов. При объяснении понятия «ветеран труда» воспитывается уважение к людям труда, говорю о том, какими льготами может пользоваться человек, проработавший добросовестно на одном и том же предприятии много лет. Также при объяснении, кто такие участники ВОВ, прививается уважение к участникам войны, воспитываются патриоти-ческие чувства (приложение № 2).

При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» на товары и «распродажа» - выпускники коррекционных школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку. С этой целью и составляю задачи, где речь идёт о стоимости товаров, о скидках на них, о приобретении товаров в кредит и т.д. В некоторых задачах указываю конкретные магазины, ученики имеют возможность зайти и проверить. Указание конкретного магазина повышают интерес обучающихся к задаче, они заметно оживляются, услышав, что речь идёт о чём-то знакомом.

Кроме того, при изучении темы «Проценты» решаем задачи, где речь идёт об услугах банков: кредитах (ссудах) и вкладах. При решении этих задач школьники узнают, что такое ссуда и её виды. После решения таких задач делается вывод: где, в каком банке, какой вид ссуды выгоднее взять. Обучающимся объясняю, что берётся в виде ссуды меньшая сумма, а возвращается большая (на сколько больше – считается по процентам), что эта сумма возвращается не в один приём, а постепенно в течение года или несколько лет ежемесячно.

При изучении темы «Проценты» также решаем задачи, в которых идёт речь о подоходном налоге, премиях, совокупном доходе семьи, о взносах (приложение № 3). До начала решения задачи объясняю новые слова, выра-жения, понятия. При решении ряда задач требуется сделать много вычисле-ний, в этих случаях использую групповые формы работы или разрешаю при индивидуальной работе пользоваться калькуляторами.

Можно сделать вывод, что уроки математики с элементами экономики способствуют выработке знаний, умений анализировать, вычислять, рассуж-дать, выбирать, обеспечивают возможность обучающихся в продвижении в овладении элементарными экономическими понятиями, обладают большим воспитательным значением, таким как привитие правил и норм экономи-ческого поведения, навыков взаимодействия с людьми, умение принимать решения. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной адаптации в обществе при современных экономических условиях.

Приложение №1

Задачи практического содержания



  1. Какими монетами можно заменить 1 рубль?

  2. Есть ли монеты, которыми можно заменить монету в 10 рублей?

  3. Какими купюрами можно заменить купюру в 50 р, 100 р.? и т.д.

  4. Какими монетами можно набрать 3 рубля, 5 р., 15 р.? и т.д.

  5. Вас попросили разменять 500 р. Какими купюрами можно набрать данную сумму?

  6. У Вас 6 купюр по 100 р. Вы можете разменять 500 р.? Объясните.

  7. У Вас 3 купюры по 100 р., 4 купюры по 50 р., 3 купюры по 10 р. Вы можете разменять 500 р.? Объясните.

  8. У Вас 9 купюр по 100 р. Вы можете разменять 1000 р.? Объясните.

  9. Какими купюрами можно вернуть долг 1000 р., 500 р, 300 р.?

  10. У Светы две купюры по 10 р. Тебе надо купить 1 булку хлеба. Какую

сдачу получишь?

  1. Подсчитайте стоимость набора продуктов и определите сдачу с 50

рублей:

булка хлеба – 14 р.50 к.,

2 кг лук – по 18 р.за 1 кг,

200 г карамели – по 80 р. за 1 кг.

  1. Какую сдачу со 100 р. ты получишь, если купишь тюбик зубной

пасты (45р.) и кусок туалетного мыла (26 р.).?

  1. Посчитайте, чему равен доход семьи, если:

Папа получает зарплату –

Мама получает зарплату –

Бабушка получает пенсию –

Детское пособие -

14. Рассортируйте записи в два столбика «доход» - «расход» и подсчи-

тайте какой результат ожидает семью.

Зарплата папы и мамы -

Истратили на продукты -

Пенсия бабушки –

Заплатили за ремонт холодильника –

Купили подарок сыну –

Детское пособие –

Заплатили за коммунальные услуги – и т.д.

^ 15. В семье Ивановых отец получает заработную плату 12000 р., мать –

8000 р., сын – стипендию 800 р. Посчитайте бюджет семьи.

16. Куртка для мальчика стоит 1600 р., а ботинки – 920 р. Сколько стоит

вся покупка?

17. Вася поймал 5 щук, продал по 15 р. за щуку. Сколько рублей дохода

он получил?

18. Семья Светы Петровой продала 5 мешков картофеля по 160 р. за

мешок. Сколько рублей дохода получила семья Светы?

19. ^ Чтобы найти торговую прибыль, нужно от дохода отнять расход

(затраты).

Кирилл купил в Екатеринбурге велосипед за 1100 р., а продал его за

1500р. Получил ли Кирилл прибыль? Сколько рублей прибыли?

^ 20. Стёпа с папой купили 6 мешков сахара за 11100 р., а продали каждый

мешок за 2250 р. Получили ли Стёпа с папой прибыль? Какую?

21. Люба купила за 1500 р. 10 футболок и наклейки за 100 р. Наклейки

наклеила на футболки и продала по 250 р. за штуку. Получила ли

Люба прибыль? Какую?

22. ^ Когда доход меньше расхода, это называется не прибылью, а

убытком.

Женщина купила мороженое на 180 р., а оно в жару стало мягким,

потеряло форму. Пришлось продать мороженое за 130 р. Сколько

рублей убытка понесла женщина?

23. Цена портфеля до распродажи была 800 р. В «Монетке» цену снизили

на 300 р., а в «Купце» в 2 раза. В каком магазине выгоднее купить

портфель?

24. 1 кг груш стоит 68 р., яблоки дешевле на 18 р. Вопросы к задаче:

1. Чему равна цена 1 кг яблок?

2. Сколько стоит 1 кг груш и 1 кг яблок вместе?

3. Сколько килограммов груш можно купить на 100 р.?

4. Сколько килограммов яблок можно купить на 100 р.?

25. В одном мешке 50 кг картофеля. 1 кг картофеля стоит 19 р. Вопросы

к задаче.

1. Сколько стоит 1 мешок картофеля?

2. Сколько стоит ½ мешка картофеля?

3. Если в 1 ведре 10 кг картофеля, то сколько вёдер картофеля в 1

мешке?

4. Сколько будет стоить 1 ведро картофеля?

5. На человека в неделю необходимо 3 кг картофеля. Сколько

килограммов картофеля потребуется для 5 человек на неделю? На

месяц? На год? Какова стоимость картофеля на год?

26. Стоимость проезда по городу в автобусе составляет 10 р. Какая

сумма денег тебе необходима для поездки в школу и обратно? На

неделю? На месяц?

27. Серёже надо съездить в Екатеринбург. Стоимость проезда в приго-

родном поезде составляет 100 р. для взрослых, а детский в 2 раза

дешевле. Стоимость проезда в общественном транспорте – 20 р.

Какая сумма денег необходима для поездки? Что ещё ты будешь

учитывать, планируя эту поездку?
^ В 19 веке жил русский купец Фома Усердов.

  1. Купец Фома Усердов купил 5 сомов по цене 3 р. за рыбину, а продал по 5р.. Сколько рублей дохода он получил?

  2. Фома купил в Москве велосипед за 86 р., а продал его за 100 р. Сколько рублей прибыли получил Фома?

  3. Фома договорился в одной школе, что каждый день будет поставлять сладкой воды на 50 р. Затем он договорился на заводе, что будет каждый день брать у них эту воду по 40 р. Сколько рублей прибыли получил Фома за сентябрь, в котором школа работала 26 дней?

  4. У Фомы есть 100 р. на товар. Он может купить на эти деньги дорогих книг, и продать их в течение месяца за 200 р. А может купить дешёвых книг, продать их за 150 р., но в течение недели, потом опять купить дешёвые книги и т.д. Какие книги принесут больше прибыли за месяц, дорогие или дешёвые?


^ Словарная работа

Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: «Семейный бюджет»,

Бюджет – в переводе с английского «денежная сумка».

Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода и направления расходов и достичь их соответствия.

Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.

Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.

Заработная плата- это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

Субсидия - денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.


Приложение №2

Расчёты по электроэнергии

Примечание: Тарифы на все виды услуг – величины непостоянные, их надо систематически приводить в соответствие с действующими тарифами. В разных регионах, городах, населённых пунктах тарифы разные.

^ Словарная работа.

Тариф – ставка или совокупность ставок обложения или платы за пользование чем-нибудь.

Счётчик – прибор для подсчёта чего-нибудь (электрический, газовый, водяной…).

Киловатт в час (кВт ч) – единица электрической энергии.

Льгота – облегчение в оплате кому-нибудь, предоставление как исключение из общих правил.

Двух тарифный счётчик – два тарифа день, ночь.

Тариф за электроэнергию: по одно тарифному счётчику 2,42 р. за 1 кВт ч; по двух тарифному счётчику - день – 2,97 р. ; ночь – 1,40 р.
Задачи.

1. Показание счётчика на 31.12. – 1601, через месяц на 31.01. – 1709. Сколько

нужно заплатить за электроэнергию?

2. Показание счётчика на 01.03. – 1709, через месяц на 01.04. – 1813. Сколько

нужно заплатить за электроэнергию?

3. Предыдущее показание счётчика 6077, последнее показание – 6205.

Сколько нужно заплатить за электроэнергию?

4. Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям

счётчика?

№ п/п

Показание счётчика

Показание счётчика

Оплата по счёту



предыдущее

последующее




1.

5646

5938




2.

5697

5701




3.

1234

1405




4.

6582

6602




5.

2481

2539




6.

3487

3601





5. Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям

двух тарифного счётчика:

День – 3628 на 01.09., на 01.10. – 3843

Ночь – 2774 на 01.09., на 01.10. – 2825.

6. Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям

двух тарифного счётчика:

День – 2432 на 01.03., на 01.04. – 2513

Ночь – 4321 на 01.03., на 01.04. – 4411.

7. Вычислить, сколько нужно заплатить за электроэнергию по показаниям

двух тарифного счётчика:

День – 2351 на 01.08., на 01.09. – 2481

Ночь – 1324 на 01.08., на 01.09. – 1422.
Расчёты по оплате сетевого газа

Плата за сетевой газ в домах с горячим водоснабжением – 44,37 р. в месяц с 1 человека.

Эксплуатация и ремонт газового оборудования – 0,36 р. за 1 кв. м. (берётся площадь квартиры).

Задачи.

  1. Семья состоит из 3 человек. Сколько платит семья за сетевой газ, за 1 месяц? За 2 месяца? За 3 месяца? и т.д.

  2. В семье 5 человек. Вычислите плату за сетевой газ за 1 месяц? За 5 месяцев? За полгода? За год?

  3. Семья состоит из 2 человек. Сколько платит семья за сетевой газ за 1 месяц? За 2 месяца? За полгода? За год?

  4. Семья состоит из 2 человек. Сколько платит семья за сетевой газ, включая и эксплуатацию и ремонт газового оборудования, за 1 месяц? За 2 месяца? За 3 месяца? За полгода? За год?

  5. Семья состоит из 4 человек. Сколько платит семья за сетевой газ, включая и эксплуатацию и ремонт газового оборудования, за 1 месяц? За 2 месяца? За 3 месяца? За полгода? За год?


Расчёты по оплате за телефон

Словарная работа.

Абонентская плата – плата за наличие стационарного телефона, за пользование им.

Абонент – тот, кто пользуется какой-то услугой, имеет право на пользование.

Услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому.

Предоставление в пользование абонентской линии – 180,00 р. в месяц +

Предоставление местных телефонных соединений (Повременной) – 1 мин. – 0,7 р.

Задачи.

1. Рассчитайте, сколько нужно заплатить за услуги местной телефонной связи, если наговорили 25 мин. и + плата за пользованием линии? 48 мин.? 56 мин. и т.д.

2. Минута разговора г. Богданович – Екатеринбург стоит…. Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3, 10, 15 минут?

3. Минута разговора г. Богданович – Москва стоит…. Сколько будет стоить

разговор продолжительностью 3, 10, 15 минут? И т.д.
Приложение 3

Проценты

Словарная работа.

Налог – государственный сбор с населения и предприятий.

Скидка – сумма, на которую понижена цена чего-нибудь. Продажа товара со скидкой.

Кредит – ссуда, предоставление ценностей (товаров, денег) в долг; коммерческое доверие.

Взнос – внесённые за что-нибудь деньги.

Премия – денежное или иное материальное вознаграждение в награду за что-нибудь.

Вкладчик – владелец денежного вклада.

Задачи.

  1. Средняя зарплата работника предприятия составляет 15000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства (подоходный налог), а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?

  2. В магазине предновогодние скидки 10%. Сколько будут стоить мужские ботинки, если до скидки их цена была 1640 р.?

  3. В аптеке лекарства подорожали на 20%. Сколько будет стоить лекарство, если прежняя его цена была 145 р., 120 р., 43 р.?

  4. В магазине «Радиотовары» распродажа, скидки 60%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 14700 р.? Сколько будет стоить музы-кальный центр, если его цена 10400 р.?

  5. В магазине «Эльдорадо» скидки на электротовары на 10%. Сколько будет стоить холодильник, если его цена 12650 р., 7800 р.?

  6. В мебельном магазине можно сделать покупку в кредит на 3 месяца при

оплате 50% стоимости сразу. Рассчитать, сколько нужно будет запла-тить сразу и по сколько платить 3 месяца, если стоимость комплекта мягкой мебели 12600 р.?

  1. В магазине «Ваш дом» беспроцентный кредит на бытовую технику на 4

месяца. Первый взнос 40% от стоимости при покупке. Рассчитать опла-ту при покупке и по кредиту каждый месяц, если стоимость телевизора 10840 р.?

  1. Рабочему выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа.

Какую премию получит рабочий, если среднемесячный тариф 5500 р., 7000р. 10000 р.?

  1. Каждый член профсоюза платит профсоюзные взносы в размере 1%

своего заработка. Сколько платит в профсоюз работник, если он получает 5000 р.? 15800 р.? 24500 р.?
Литература

  1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. № 5, 2000.

  2. Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике. – Москва «ВАКО», 2006.

  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – Москва «ВАКО», 2007.

  4. Иманова В.Д., Максимочкина В.Н., Попова Г.П. Родительские собрания 5 класс.- Волгоград «Учитель», 2008.

  5. Сухин И.Г. Занимательные материалы. – Москва «ВАКО», 2004.

  6. Чечулина А.Г. Задачи практического содержания для уроков математики. -

ГОУ СО «Верхнесинячихинская СКШИ», 2009.

Похожие:

Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconУроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Межпредметные связи на уроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconУроках математики в специальной школе
В статье раскрывается эффективность использования метода моделирования при решении арифметических задач на уроках математики в специальной...
Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconУрок по трудовому обучению рекомендован для обучающихся 1 класса...
Открытый урок по трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида №1 г. Новочеркасска
Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconРабочая программа по Производительному труду на уроках «Цветоводства...
Рабочая программа по Производительному труду на уроках «Цветоводства и озеленения» для учащихся 7-8-9 классов специальной (коррекционной)...
Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconКонспект открытого урока по математике в 9 классе специальной (коррекционной)...
Конспект открытого урока по математике в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconВопросы по частным методикам
Итоговый экзамен по специальной (коррекционной) дошкольной психологии и специальной (коррекционной) дошкольной педагогике с вопросами...
Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconРазвитие связной устной речи на уроках чтения в 7-9 классах специальной...

Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconГбу «скош №2 VIII вида г. Твери» Учитель: Гусева Лариса Николаевна....
Ло, они препятствуют нормальному общению и развитию познавательных интересов. Именно поэтому на первый план выдвигается перед вспомогательной...
Уроках математики в специальной (коррекционной) школе iconШмо учителей трудового обучения, математики и обж. Список членов мо
МС(К)оу коробчеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Уроках математики в специальной (коррекционной) школе icon«Всякая работа мастера хвалит»
Заключительное мероприятие на неделе труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница