Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей




Скачать 41.02 Kb.
НазваниеМодель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей
Дата публикации03.03.2014
Размер41.02 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Экономика > Документы
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей

Малых О.В.

преподаватель

ГБОУ АО СПО «Астраханский колледж

вычислительной техники»


Понятие экономической культуры отражает крайне сложное переплетение и взаимодействие экономики и культуры как относительно самостоятельных сфер человеческого бытия, проникновение общечеловеческой культуры во все ниши хозяйственной жизни, внутреннее регулирование экономического поведения людей.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Культура экономическая характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его развития и включает в себя как материальный продукт, материальные услуги, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей. Экономическая культура отражает меру гуманизации общественного воспроизводства, способствует ее дальнейшему обогащению.

К основным характерологическим признакам базовой личностной экономической культуры относятся:

  1. Социальная детерминированность. Базовая экономическая личностная культура как смысловая система индивидуального сознания и составная часть личностной экономической и общей культуры человека формируется в процессе социализации на основе предшествующего опыта под воздействием совокупности факторов реальной социальной среды, в которой формируется и функционирует личность. Тем самым, социальная детерминированность базовой экономической личностной культуры указывает на влияние внешних факторов, отражающих специфические условия социального окружения. Сказанное означает, что базовую экономическую личностную культуру следует рассматривать и оценивать в конкретных рамках социальной истории человека.

  2. Субъективная значимость. Базовая экономическая личностная культура представляет собой социально обусловленное и вместе с тем избирательное отношение человека к экономике, социуму, общественным идеалам, к целям жизнедеятельности личности. Она отражает не только социально-экономические качества и свойства личности, но и его психические особенности, фиксирует их единство, целостность в реакции на социокультурные процессы и изменения. Ценностные ориентации как синтез индивидуального и общественного сознания регулируют экономическое поведение личности прежде всего на основе их субъективной значимости, за которой стоят смыслообразующие мотивы, побуждающие к социальной активности. Личностный и общественный смысл выражает в данном случае отношение прежде всего к экономическим ценностям и взаимоотношениям, а так же отражает переход от реальности («мир объективности») к ментальности («мир субъективности»).

  3. Творческая ориентированность. Базовая личностная экономическая культура актуализируется применительно к определенным ситуациям общественной жизни. Такие ситуации имеют проблемно-поисковый характер и предполагают на­личие некоторого противоречия («социальные нормы - этнокультурные тра­диции», «социальные нормы - ценности личности», «практика жизнедея­тельности — социальные нормы», «стереотипы поведения - правила общест­венной жизни» и др.). Таким образом, для деятельностной реализации личностной базовой экономической культуры следует проявлять творчество.

  4. Рефлексируемость. Для становления, функционирования и перемены уровня личностной базовой экономической культуры принципиальное значение имеет осознание своего отношения к действительности (в том числе к самому себе и своему ближайшему экономическому и общественному окружению), что предполагает самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, самооценку. Анализ и оценка своих представлений, собственных поступков и моделей социальной активности, переосмысление отношений к миру могут вызвать те или иные изменения в уровне личностной экономической культуры, что обычно сопровождается эмоциональными переживаниями.

Согласно выделенным характерологическим признакам базовую личностную экономическую культуру можно и следует рассматривать в нескольких аспектах, прежде всего, как:

  • обусловленное внешними и внутренними факторами отношение человека к социокультурной реальности;

  • процесс самоидентификации и саморазвития человека как гражданина и как участника экономической деятельности общества;

  • ориентацию в общем пространстве общественно-экономического развития и процесса формирования личностной экономической культуры;

  • интегративный образ экономической жизнедеятельности государства и общества, имеющий единый личностный смысл для всех членов социального сообщества;

  • смыслообразующие мотивы, побуждающие к социальной экономической активности.

Изложенное выше позволяет представить модель процесса формирования базовой личностной экономической культуры студентов колледжа, представляющую собой описательный аналог подготовки человека к экономической жизнедеятельности и отражающую формирование и аналитические конструкции ее важнейших элементов, а так же последовательность процесса формирования и взаимодействий компонентов базовой экономической культуры личности, дидактический инструментарий, элементы содержания, порядок диагностирования и управления учебным процессом.
группа 50

Похожие:

Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconКонтрольная работа по курсу «Экономика» выполняется студентами заочной...
Задания для контрольных работ предназначены для студентов заочной формы обучения технических и гуманитарных специальностей, изучающих...
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconПсихолого-педагогические особенности мотивации студентов 1-4 курсов технических специальностей

Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconМетодические указания и контрольные задания для студентов инженерно-технических...
Ескд, с учетом внедрения в учебный процесс пэвм и на основе накоплен­ного за последние годы опыта преподавания. Программы едины для...
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconМетодические указания, программа, решение типовых задач и контрольные...
Методические указания, программа, решение типовых задач и контрольные задания для студентов заочного обучения технических направлений...
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconМетодические указания, программа, решение типовых задач и контрольные...
Методические указания, программа, решение типовых задач и контрольные задания для студентов заочного обучения технических направлений...
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconУчебное пособие для студентов–заочников инженерно-технических специальностей вузов Тула 2007
Разработали: д Х. н. Аверьянов В. А., к Х. н. Карташова Т. Д., к Х. н. Дмитриева Е. Д., к Х. н. Хлебникова С. Ф
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconИнновационно-образовательная модель системы формирования экологической...
«Инновационно-образовательная модель системы формирования экологической культуры в мкоу «Любинская сош№1»
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconКафедра «Проектирование и эксплуатация нефтегазопроводов и хранилищ»...
Основной целью дисциплины «Гидравлика» является ознакомление студентов с процессами, используемыми при разработке и эксплуатации...
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconПрограмма «Маленькие фантазеры» Автор: Диброва Татьяна Николаевна Место выполнения работы
В «Концепции дошкольного воспитания» творчество детей рассматривается как предпосылка формирования базиса их личностной культуры...
Модель формирования базовой личностной экономической культуры студентов технических специальностей iconМатематика методические указания и контрольные задания 5 и 6 для...
Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисления для втузов. Т. – М.: Наука, 2006
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница