Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости




НазваниеIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
страница1/5
Дата публикации23.02.2013
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5

СОДЕРЖАНИЕ
I. Единое экономическое пространство. Таможенный Союз.



  • Прагматичный союз 3-5

  • Соглашения ЕЭП в области миграции значительно 5-6

расширяют права и гарантии иностранных работников

  • Первые успехи в деятельности Таможенного союза появились 7-11

в прошлом году, теперь их надо закреплять

  • Таможенный союз. Минусы и плюсы интеграции 11-14

  • Перспективы участия Белоруссии в Едином экономическом 14-19

пространстве


^ II. Мнение экспертов



III .Таможенный Союз. ЕЭП. Новости.



^ IV. Правительство стран ЦА 47-49
V. Источники информации 50
Единое экономическое пространство. Таможенный Союз.
Прагматичный союз
Интенсивная многовекторная интеграция Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Таможенного союза является наиболее перспективной тенденцией в современный период. 27 января 2011 года президент Нурсултан Назарбаев в своем очередном ежегодном послании народу подтвердил приверженность быстрому и эффективному развитию Таможенного союза.

Он отметил: «Таможенный союз – очень прагматичный проект, решающий экономические задачи наших стран. Единое экономическое пространство (ЕЭП) открывает огромный рынок сбыта для казахстанского бизнеса». Также глава государства подчеркнул, что стратегическим приоритетом республики было и остается укрепление сотрудничества и взаимодействия со странами Содружества. В данном контексте следует отметить, что в последнее время Казахстан стал активным игроком не только на евразийском пространстве, но и на международной арене.

В рамках Таможенного союза только за первые 10 месяцев его существования объемы торговли с Россией и Беларусью возросли на 38%. Экспорт казахстанской продукции в страны Таможенного союза увеличился на 52,4%. При этом рост таможенных пошлин в бюджет составил 25%. Все это подтверждает слова казахстанского лидера о назначении Таможенного союза. В рамках процесса интеграции товарооборот между странами – участницами ТС значительно расширился, интеграция сказалась и на экономических отношениях Казахстана и Беларуси, не имеющих общей границы. По этой причине взаимоотношения двух стран требуют более детального рассмотрения. Так, за 2011 год товарооборот между Казахстаном и Беларусью составил 294,1 миллиона долларов (рост на 13,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года). Экспорт из Казахстана составил 59,6 миллиона долларов (рост на 69,3%), а импорт в Казахстан – 234,4 миллиона долларов (рост на 4,5%). Эти данные демонстрируют, что торгово-экономическое сотрудничество между двумя республиками в рамках ТС развивается весьма активно.

Глава государства неоднократно говорил о роли и значении разносторонних отношений между странами в рамках Единого экономического пространства. Еще 1 декабря 2010 года он подписал пакет законов о ратификации протоколов, подписанных на саммите в Минске, в соответствии с которыми Казахстан как страна – участница Таможенного союза может в течение пяти лет в исключительных случаях – в целях национальной, экономической, продовольственной безопасности и других – применять ставки таможенных пошлин ниже или выше установленного единого таможенного тарифа. Данная мера необходима для адаптации национальных отраслей промышленности и открывает целый спектр возможностей для казахстанского бизнеса.

В скором времени государства – участники ТС завершат составление продовольственных балансов. В этом ключе, к примеру, перспективным как для белорусских, так и для российских аграрников видится направление по созданию вместе с казахстанскими коллегами базы по сортосмене и сортообновлению, использованию генетического потенциала зерновых и овощных культур. Другое перспективное направление сотрудничества двух союзных государств – переработка молочной продукции и продукции животноводства. Известно, что Беларусь имеет большой опыт именно в части развития аграрных хозяйств, и есть смысл расширять сотрудничество, не зацикливаясь только на растениеводстве. Актуальное значение также имеют пищевая промышленность и ее перерабатывающий сектор: в этом белорусские партнеры и их опыт могут быть очень полезны для казахстанских аграриев. Кроме того, Беларусь в сфере поставок техники сельхозназначения предлагает покупать не только местные тракторы, но и другую технику в комплексе.

Для нашей республики актуальное значение имеет создание совместных производств – это дополнительные рабочие места, технологии, инвестиции. В связи с этим страны намерены не просто завозить продукцию или сельскохозяйственные машины из Беларуси, а создавать соответствующие производства. В этом плане Казахстан – очень хорошая площадка для развития инвестиционного сотрудничества: здесь более мягкие налоговый режим и инвестиционный климат, принимаются адекватные меры со стороны правительства по устранению различных барьеров и сокращению разрешительных процедур для создания и ведения бизнеса. Создание новых производств отвечает главным задачам по модернизации и диверсификации экономики Казахстана, о чем в своем послании «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» говорил Нурсултан Назарбаев.

29 сентября 2011 года Беларусь и Казахстан договорились о поэтапном введении безразрешительной системы в международных автоперевозках. Соответствующая договоренность была достигнута в Астане на заседании казахстанско-белорусской совместной комиссии по автомобильному транспорту.

Казахстан проявляет интерес к разработке Петриковского месторождения калийных солей и покупке госдоли в пакете акций одного из сотовых операторов, работающего на территории Беларуси. Стороны также намерены создавать совместные инновационные компании, продукция которых будет востребована не только в странах Таможенного союза, но и на внешних рынках.

Нынешний 2012 год знаменателен тем, что с этого времени действующий Таможенный союз трансформировался в Единое экономическое пространство. Интеграция становится все более плотной, появляются общие правила не только в сфере внешней торговли, но и в перемещении капиталов, миграции, доступе к услугам естественных монополий. В итоге нужно отметить, что в целом позиции и стремления Казахстана и Беларуси в региональных интеграционных структурах совпадают по многим вопросам. Тенденции сторон находят взаимную поддержку и понимание, что обусловлено как близостью наших целей и желаний, так и отношениями стратегического партнерства и схожестью наших национальных интересов. А взаимодействие непосредственно в рамках ТС создает благоприятные условия для развития торговли, производства, способствует укреплению не только экономических, но и политических связей обоих государств.
^ Соглашения ЕЭП в области миграции значительно расширяют права и гарантии иностранных работников
Соглашения ЕЭП в области миграции значительно расширяют социальные права и трудовые гарантии иностранных работников из государств ЕЭП, фактически предоставляя трудовым мигрантам национальный режим. В то же время эффективность принятых соглашений будет зависеть от степени гармонизации национальных законодательств стран ЕЭП и правоприменительной практики. Такой вывод содержится в докладе «Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений ЕЭП в области трудовой миграции», сообщили корреспонденту БЕЛТА в Центре интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР).

^ Доклад подготовлен по итогам совместного исследования, выполненного Бюро Международной организации по миграции в Москве и ЦИИ ЕАБР. В ходе исследования был проведен комплексный анализ вступивших в силу 1 января 2012 года соглашений ЕЭП в области миграции, определена их новизна и влияние на существующую правовую базу Беларуси, России и Казахстана, оценен потенциальный эффект для экономик стран региона, включая страны Центральной Азии.

Авторы исследования пришли к выводу, что поскольку на данном этапе действие соглашений распространяется только на страны ЕЭП, являющиеся преимущественно потребителями иностранной рабочей силы, экономический эффект соглашений в ближайшей перспективе ожидается незначительный. Однако положительный эффект может вырасти кратно при распространении действия соглашений на Кыргызстан и Таджикистан. В частности, по подсчетам экспертов, в случае присоединения к соглашениям этих государств число легально работающих в России мигрантов из Кыргызстана увеличится на 360 тыс. человек, из Таджикистана - на 890 тыс. человек.

В этой связи представляется особенно важным активизировать межгосударственное взаимодействие в области миграции в ЕврАзЭС для максимизации «демонстрационного эффекта» соглашений в целях формирования общего регионального рынка труда. Экономический эффект ратификации соглашений в области трудовой миграции непосредственно для стран - участниц ЕЭП связан с такими факторами, как более рациональное перераспределение рабочей силы (в том числе высококвалифицированной), направленное на упорядочение миграционных потоков, повышение степени защищенности иностранных работников от рисков и угроз, связанных с нелегальной занятостью, и сокращение расходов на сдерживание нелегальной миграции, увеличение ВВП стран за счет снижения заработной платы, а также рост занятости и доходов федерального бюджета за счет налогов.

Для максимизации положительных эффектов для экономик стран региона необходимо уделить внимание разработке методики оценки объективной потребности в привлечении иностранной рабочей силы, сформировать единый подход стран ЕЭП к определению и классификации мигрантов и унифицировать системы обработки статистической информации и обмена данными между странами. Следует повышать информированность трудящихся-мигрантов (включая потенциальных мигрантов) о возможностях трудоустройства в странах - членах ЕЭП, имеющихся вакансиях, квалификационных требованиях, законодательстве стран трудоустройства, правах и обязанностях мигрантов, их социальном обеспечении во время работы в стране трудоустройства. Необходимо конкретизировать в национальных законодательствах стран ЕЭП положения, касающиеся возможностей получения медицинской помощи трудящимися-мигрантами и членами их семей, а также вести работу по включению права на пенсионное обеспечение трудящихся-мигрантов в общие социальные гарантии, обеспечиваемые страной трудоустройства. Эксперты считают, что нужно установить дополнительные налоговые льготы и иные экономические преференции в связи с осуществлением трудовой деятельности гражданами стран ЕЭП на территории государства ЕЭП, отличного от страны постоянного проживания.

^ Кроме того, целесообразно придать межгосударственному взаимодействию в миграционной сфере стратегический характер. Для этого страны ЕЭП, а также государства, входящие в ЕврАзЭС, должны разработать долгосрочный (с перспективой на 15-20 лет) документ, подтверждающий взаимную заинтересованность стран в развитии миграционного взаимодействия. Это придаст такому взаимодействию большую устойчивость и прозрачность, а также упрочит общий фон интеграционных процессов между странами региона.
^ Первые успехи в деятельности Таможенного союза появились в прошлом году, теперь их надо закреплять

 

В различных регионах мира отдельные группы государств инициировали разнообразные интеграционные проекты и инициативы, призванные обеспечить более глубокую взаимосвязь национальных экономик.

В то же время результативность разнообразных региональных интеграционных группировок сильно различается - от достигшего в определенных аспектах  уровня регулирования ЕС до многочисленных структур в форме ОЭСР. Было бы логично предположить, что результаты интеграции во многом зависят от особенностей взаимодействия национальных экономик, которые, по всей видимости, можно свести к ограниченному числу форм интеграции.

Развитие мировых интеграционных процессов охватило и постсоветские страны на основе взаимной экономической заинтересованности.  Основным примером  послужил европейский опыт создания Европейского союза на основе первоначального этапа становления  ЕС в форме таможенного союза.

Опыт этих стран показывает, что таможенные союзы создаются для объединения государств примерно с одинаковым уровнем развития экономик против стран, которые имеют перед ними преимущества на международных товарных рынках. Поэтому страны, опасающиеся эффективных конкурентов, объединяются в единый таможенный союз и защищают своих производителей таможенными пошлинами, транспортными тарифами и ограничениями.

В результате многочисленных переговоров Казахстана со странами ЕврАзЭС 1 января 2010 года был создан таможенный союз в составе Казахстана, России и Беларуси. Таможенный союз подразумевает единую таможенную территорию с общим рынком в 170 млн. человек. В Казахстане, согласно Таможенному кодексу, 47,7 процента тарифов были повышены до российского уровня, 45 процентов остались на прежнем уровне, 5 процентов снизились.  Практически при формировании единого таможенного тарифа (ЕТТ) был соблюден паритет.

О том, какое значение имеет для Казахстана вхождение его в состав Таможенного союза, неоднократно говорил президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях на различных форумах. В частности, интеграция в форме таможенного союза позволит Казахстану, как и другим участникам этого союза, легче справиться с последствиями мирового финансово-экономического кризиса.

Спад мировой экономики значительно повлиял на снижение мирового спроса на товары и соответственно усилил  конкуренцию на экспортных рынках. В целом, цены на товары не будут иметь условий для устойчивого роста или, по крайней мере, будут расти заметно медленнее, чем в предыдущее десятилетие.

В условиях мирового экономического кризиса страны склоняются к политике протекционизма, однако наряду с этим закономерно продолжаются и интеграционные межгосударственные процессы. Таможенный союз как новое интеграционное объединение, предполагающее согласованную отмену странами-участницами национальных таможенных тарифов, введение общего таможенного тарифа и образование единой таможенной территории, открывает возможность коллективного протекционизма.

Хотелось бы отметить, что таможенный союз между Казахстаном, Россией и Беларусью усиливает интеграционные процессы в торговле, а это дает возможность производителям реализовать свою продукцию на общем рынке без всяких ограничений, что позволило усилить  конкуренцию между предприятиями. Развитие торговых отношений в рамках таможенного союза для потребителей стран ТС дает возможность получить качественный товар по доступной цене.

Единый рынок трех государств выступает ключевым преимуществом для эффективных торгово-экономических отношений. Упразднение таможенных границ активизирует общий товарооборот и, соответственно, объемы грузооборота. Уже не стало таможенных постов с их многочисленными процедурами, которые зачастую препятствуют быстрому движению товара. Все это привело к уменьшению издержек бизнеса. Это влечет за собой и большие перспективы. К примеру, в нефтегазовом секторе переработка казахстанской нефти на белорусских НПЗ была бы более рентабельной, поскольку снизится стоимость транзита по российской территории и в европейском направлении в целом.

По мнению экспертов, удешевление железнодорожного транзита через Россию  за один только год дало эффект в сумме около 350 млн. долларов, что положительно отразилось на внешнеторговом балансе Казахстана.

Касательно состояния торгового баланса в сфере продовольствия, 80-90 процентов импортных продуктов питания поступает из стран СНГ, с которыми уже существует зона свободной торговли. То есть формирование Таможенного союза, а именно - установление высоких пошлин на товары, поставляемые из третьих стран, не должно отразиться на ценах продовольствия, поставляемого из стран СНГ.

В целом структура экспорта Казахстана  на три четверти состоит из  минеральных продуктов  (72 процента), металлов (16 процентов), химических товаров  (4,2 процента),  продовольственных продуктов (2,8 процента) и только на 1,8 процента - из продукции машиностроения.  В структуре импорта Казахстана  доля машин и оборудования  достигает 45 процентов, минеральных продуктов - 14,3 процента, химических товаров - 10,8 процента, пищевых  товаров - 7 процентов.

Суммарный объем внешней торговли государств-членов Таможенного союза с третьими странами в 2011 году составил 913 млрд. долларов, увеличившись на треть по сравнению с 2010 годом. Экспорт товаров в третьи страны в 2011 году возрос на 34,2 процента и составил 586,5 млрд. долларов, а импорт - на 31,1 процента, до 326,5 млрд. долларов. Таким образом, сальдо внешней торговли оказалось положительным - 260 млрд. долларов, что на 71,9 миллиарда больше, чем      в 2010 году.

Преобладающую долю в торговле с третьими странами занимает Россия (83,6 процента), доля Казахстана составляет 11,4 процента, Беларуси - 5 процентов. Основным покупателем товаров из ТС выступает Евросоюз. Туда направляется до 55,5 процента совокупного экспорта. Суммарная стоимость товаров, проданных в Китай, составила 8,9 процента от общего объема экспорта, партнерам по СНГ реализовано 8,7 процента товаров.

Наибольшие объемы импорта также приходятся на ЕС (44 процента совокупного импорта). Китай поставляет государствам Таможенного союза 17 процентов товаров, страны СНГ - 9,1 процента, США - 5,2 процента, Япония - 4,9 процента и Южная Корея - 3,8 процента.

По данным Евростата, в 2011 году Таможенный союз был третьим среди основных торговых партнеров ЕС после США и Китая (13,3 процента).

И все-таки Казахстану в рамках Таможенного союза все еще есть над чем поработать. Известно, что общий объем взаимной торговли членов Таможенного союза - Казахстана, Беларуси и России - в 2011 году составил 62,3 млрд. долларов. По сравнению с предыдущим годом объем взаимной торговли увеличился на 36 процентов. Это на 3 процента выше темпов роста торговли государств ТС с третьими странами, то есть внутренняя торговля росла ощутимо быстрее, чем внешняя.

Однако, как заявил недавно в ходе пресс-конференции министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, Казахстан, несмотря на большой экономический потенциал, пока не проявляет особой активности на рынке Таможенного союза. Слепнев отметил, что почти две трети объема взаимной торговли (65,2 процента) приходится на Россию. Доля Беларуси составляет 23 процента, Казахстана - всего 11,8 процента.

- Мы провели анализ динамики внутренней торговли за период с 2009-го по 2011 годы. За эти три года Беларусь нарастила экспорт в Казахстан на 15 процентов, на российский рынок - на 20 процентов. Доля казахстанских поставок на российском рынке выросла на 10 процентов, в Беларуси подвижек вообще не наблюдалось, - сказал министр. - Что касается РФ, доля российских товаров в Беларуси снизилась на 1,5 процента. Доля присутствия российских товаров в Казахстане увеличилась на 30 процентов.

И все же определенные подвижки у нас имеются. По данным отечественного Госстатагентства, в 2011 году взаимная торговля Республики Казахстан со странами Таможенного союза составила 24,5 млрд. долларов, что на 40,8 процента больше показателей предыдущего года. В том числе экспорт составил 7,6 млрд. долларов    (на 43,1 процента больше), импорт - 16,9 млрд. долларов (на 39,8 процента больше). Как уже можно заметить, в данном случае Казахстан оказался больше в роли потребителя, нежели поставщика товаров в страны ТС. Отрицательное сальдо при этом составило порядка 9,2 млрд. долларов.

В структуре экспорта Республики Казахстан преобладают минеральные продукты (55,4 процента к общему объему экспорта в страны Таможенного союза), металлы и изделия из них (26,5 процента) и продукция химической промышленности (9 процентов).

Из Российской Федерации и Республики Беларусь в большей степени завозятся машины и оборудование (29,9 процента к общему объему импорта из стран Таможенного союза), минеральные продукты (27 процентов), продукция химической промышленности (11,5 процента), металлы и изделия из них (10,7 процента).

Считается, что положительным фактором в улучшении внешнеторгового баланса Казахстана является создание благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционный климат Казахстана характеризуется относительной мягкостью по сравнению с остальными членами Таможенного союза. Для сравнения: в РК налог на добавленную стоимость (НДС) - 12 процентов, индивидуальный подоходный налог (ИПН) - 10 процентов, социальный налог - 11 процентов. В России эти цифры выше: НДС - 18 процентов, ИПН - 13 процентов, социальный налог - 26 процентов. Это, как предполагается, привлечет на казахстанский рынок российских игроков. Что, в общем-то, уже происходит. К примеру, за прошлый год в Казахстане были зарегистрированы около 360 предприятий с российскими корнями.

С учетом того, что в Казахстане разрешительная система упрощенная, и она продолжает совершенствоваться, средства, сроки и усилия на открытие бизнеса сокращаются на треть. Совокупный эффект от этого сокращения, по данным Министерства экономического развития и торговли РК, составит около 27 млрд. тенге.

Как свидетельствует опыт многих стран, таможенно-тарифная система регулирования внешнеэкономической деятельности как действенный фактор экономического развития требует постоянного совершенствования. Соответственно, с учетом мирового опыта необходима и постоянная аналитическая работа, особенно в странах Таможенного союза, которые  только начали использовать принятые в мировом хозяйстве формы и методы регулирования единой внешней торговли.

Сегодня Казахстан имеет хорошие возможности для реализации потенциала малого и среднего бизнеса и продвижения отечественных товаров на общий рынок Таможенного союза. Также сюда следует отнести создание прорывных проектов, ориентированных на отход от сырьевого сектора на основе диверсификации национальной экономики, в том числе посредством аграрно-индустриального развития страны. Поэтому благоприятный рост внешнеторгового потенциала страны за счет выпуска техноемкой и наукоемкой продукции будет иметь успех на рынке стран-членов ТС.

Подытоживая, можно подчеркнуть, что становление Таможенного союза - долгосрочный, многомерный, многоуровневый и многоэтапный процесс, который обусловлен и экономическими, и политическими факторами. Некорректно его измерять и ждать от него быстрых результатов сразу и для всех. Ключевым теперь является вопрос о том, что делать дальше государству и самому бизнесу для того, чтобы максимально капитализировать новые возможности.
^ Таможенный союз. Минусы и плюсы интеграции
Сегодня о недостатках и преимуществах ТС не говорит разве что ленивый. Если следовать логике, то создание ТС и скорое вступление России и Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) означает следующее: ТС объединит усилия для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

Минусом ТС для Казахстана обычно называют рост таможенных пошлин, который стимулирует рост цен. Он очевиден. По данным Агентства РК по статистике, рост цен на продовольственные товары в период до вступления Казахстана в ТС с 2003 по 2009 годы был плавным, и только 2007 и 2008 годы характеризуются резким ростом (+21,6% и +3,5% по отношению к уровню 2006 года). Это можно объяснить финансовым кризисом, который пришел к нам из США. Но уже в 2010 и 2011 годах, когда ТС вступил в силу, рост цен продолжился (+9% и +8,6% по отношению к уровню 2009 года). Данная динамика выше той, которую показывали цены с 2003 по 2006 год включительно.

Посыл же о том, что высокие пошлины стимулируют инфляцию, не выдерживает критики. Она, согласно официальным данным, в 2010 и 2011 годах немного выросла по отношению к уровню 2009 года, но не намного (+1,6% и +1,2%). Однако оптимистические оценки статистиков часто разбиваются о быт: обесценивание тенге привело к обесцениванию доходов. Даже если по итогам 2012 года статистики «нарисуют» требуемые 7% инфляции, а зарплата вырастет на 12% - это вовсе не значит, что станет жить лучше. Просто потому, что инфляцию могут «нарисовать».

В силу высокой зависимости России и Казахстана от импорта (60% и 80% соответственно), после вступления в ВТО целые отрасли российской и казахстанской экономики ожидает банкротство.

Безусловно, какие-то защитные меры Казахстан вместе с Россией отстоит и, возможно, сможет какое-то время развивать некоторые ключевые отрасли национальных экономик. Например, агропромышленный комплекс и черную металлургию. Но сырьевая зависимость все равно усилится, так как в обозримой перспективе мир не готов воспринимать Россию и Казахстан как поставщиков готовой продукции. Как всегда, поставщиками нефти, газа и металлов.

Впрочем, когда в рамках ТС объединяются рынки, несопоставимые по масштабам и возможностям, то не Казахстан, как заявляют власти, получит 180-миллионный рынок ТС, а Россия получит 16-миллионный рынок Казахстана. Произойдут и трансформации на внутреннем рынке. Давление со стороны российских производителей, обладающих большей финансовой массой (не путать с более высокими технологиями и эффективностью бизнеса) приведут к массовому банкротству мелких и средних казахстанских компаний. В то же время крупные казахстанские компании пойдут на кооперацию с крупными российскими компаниями, так как другого способа выжить нет.

Кстати, есть прямая взаимосвязь между ростом таможенных ставок и снижением уровня конкуренции. Цифры это подтверждают: если в 2009 году в Казахстане было 874,4 тыс. индивидуальных предпринимателей, то в 2010 году - 710,6 тыс. Снизилось и количество субъектов малого бизнеса: в 2008 году их было 475,8 тыс., в 2009 году - 428,4 тыс., а в 2010 году - 416 тыс.

В итоге в выигрыше окажутся транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы, контроль которых, после того как с рынка уйдут мелкие и средние производители, может распространиться до уровня базаров.

Считается, что ТС стимулирует свободный переток капиталов, рабочей силы, инвестиций, тем самым, усиливая конкуренцию. Но с учетом консолидации бизнеса может усилиться исключительно монополизм. Чтобы эффективно с ним бороться, нужно создать единый антимонопольный орган ТС и обеспечить обязательное исполнение его решений. Пока же антимонопольные структуры России, Казахстана и Беларуси могут похвастаться друг перед другом исключительно престижным автопарком. Поэтому вопрос, можно ли из трех неэффективных органов слепить один эффективный, остается риторическим.

Много говорят и о том, что высокие пошлины стимулируют развитие собственного производства. Но как сообщала новостная лента со ссылкой на пресс-службу ТОО «КазБанкрот», в 2010 году были ликвидированы 2,132 тыс. предприятий. Правда, в конце прошлого года власть отчиталась, что в 2011 году построено 350 новых предприятий инновационного типа.

Хотя есть смутные подозрения, что «предприятия инновационного типа» могут и не произвести продукцию. Как-то было с другими казахстанскими предприятиями: их помпезно открывали, а потом, спустя некоторое время выяснялось, что они стоят, и продукцию не выпускают.

Карта индустриализации должна была способствовать диверсификации казахстанской экономики. Но происходит нечто иное. В конце января на заседании правительства президент РК отметил, что из 31 крупного проекта, а это 90% общего объема инвестиций по Карте индустриализации, только 5 связаны с производством готовой продукции, 11 проектов предполагают выпуск продукции более низких переделов. По реализуемым 220 проектам 80% инвестиций направляется в нефтегазовый и горно-металлургический секторы, инфраструктуру. Из чего следует: первое, большая часть предприятий будет заниматься сборочным и другим «низкопередельным» бизнесом, второе, ориентация на нефтянку лишь усилит сырьевую зависимость.

Многие полагают, что ТС избавит Казахстан от контрабанды. По некоторым оценкам, 90-95% товаров проходили через «Хоргос» контрабандой, а бюджет недополучал таможенных сборов. Чтобы хотя бы представить эти объемы, достаточно обратиться к так называемой «зеркальной статистике». Это расчет разницы в данных таможенных служб. Так вот это расхождение в торговле между Казахстаном и Китаем в 2001 году составило $155,7 млн., в 2010 году - $5,356 млрд. По самым грубым подсчетам, товары общей стоимостью $4,8-5,1 млрд. проходили через границу без уплаты пошлин. Сегодня, как нам обещают власти, все изменится: финполиция ведет громкое «хоргосское дело», а чистки в силовых структурах, задействованных на границе, продолжаются.

Ключевым плюсом ТС казахстанские власти считают рост товарооборота. Об этом свидетельствует и статистика. По данным министерства промышленности и торговли России, в 2009 году товарооборот между странами ТС составил $73 млрд, 2010-м - $88 млрд, 2011-м - превысил $100 млрд. Но товарооборот - не самоцель.

Так как в структуре ТС есть весьма очевидные риски. Возможность доминирования России заложена в правовую базу. Согласно договоренностям, Россия имеет 57% голосов, Казахстан и Беларусь - по 21,5%. Даже объединенная позиция Астаны и Минска не способна изменить решения, которые захочет принять Москва. Между тем сама Россия часто конфликтует с соседями, запрещает ввоз импорта стран, политика которых ей не нравится. Это не может не вызывать тревогу в Казахстане, ибо в рамках ТС могут быть приняты решения, противоречащие нашим экономическим интересам.

О том, что казахстанские интересы не будут ущемлены, недавно говорил первый заместитель премьер-министра РК, член Евразийской экономической комиссии Умирзак Шукеев. «Нам следует четко понимать, что любая попытка доминирования какой-либо стороны сразу же резко остановит интеграцию. Ни одна из стран не пойдет в ЕЭП при отсутствии равных прав и возможностей», - заявил он в ноябре прошлого года в своем интервью российской газете «Коммерсант».

То есть в очередной раз Казахстан готов поверить России на слово. Она пообещает нам не доминировать внутри ТС, хотя имеет для этого юридические возможности. Не клеится.

Поэтому главный вопрос ТС - это вопрос равноправия сторон. Чтобы обеспечить равенство, можно пойти по пути внедрения консенсуса: одна сторона - один голос. Так как в ТС три государства, то это даст возможность заблокировать решение одной стороны двумя другими сторонами.

Консенсус вполне в духе более развитой интеграционной структуры - Европейского союза (ЕС). Решение не считается принятым, если хоть одна страна (а их там 27) выступит «против». На фоне всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Если равноправие внутри ТС обеспечить не удастся, то Казахстан может импортировать из России монополизм и неэффективность. Хотя и наша эффективность вызывает сомнения.
^ Перспективы участия Белоруссии в Едином экономическом пространстве

 

Каждая из стран, вступивших в программу Единого экономического пространства, преследовала, что естественно, свои собственные цели и стремилась к достижению вполне определенных экономических (и не только) выгод. По большому счету экономический эффект от участия в функционировании ЕЭП для стран-членов (Белоруссии, Казахстана и России) в среднесрочной перспективе можно прогнозировать только гипотетически, с относительной степенью достоверности. 

Однако именно для Республики Беларусь, находящейся в глубоком финансово-экономическом кризисе, гораздо важнее был немедленный и значимый результат от вступления в эту МПО. Не секрет, что значительная девальвация в прошлом году национальной валюты (189%), самые высокие в Европе темпы инфляции в 108,7%, резкое и быстрое повышение цен (базовый индекс цен – 218%) вызвали социально-экономическую напряженность, выявили неспособность белорусского правительства, отказывающегося вступить на путь экономических реформ, справиться с возникшей ситуацией. Стало очевидно, что на фоне исчерпания источников экстенсивного экономического роста и стремительного возрастания внешней задолженности (приближается к 60% ВВП) власти республики продолжают реализовывать идею доминирования государства в экономике, с которой связывают сохранение власти правящей группировки, и строить управление хозяйственным комплексом на «ручном», директивном методе. 

Это прекрасно осознавали в Москве. Поскольку российское правительство вовремя оценило те потенциальные, негативные последствия кризиса белорусской экономики для народа Белоруссии и интеграции «тройки», а также исходя их того, что ВВП России составляет 88% от совокупного ВВП ЕЭП, то оно предоставило значительную «интеграционную скидку» (по выражению Путина) на цену импортируемых РБ энергоресурсов и способствовало выделению крупных кредитов. Цена российского газа (с наценкой и НДС) в 2012 году для потребителей в РБ составит в среднем 216,6 долл. за 1 тыс. кубометров (что ниже прогнозируемой среднеевропейской – 400 долл.). По мнению президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, помощь России только в текущем году поможет получить экономии на сумму более 3 миллиардов долларов США (возможно и 4 млрд.) за счет понижения цен на энергоресурсы, поставляемые республике из РФ. 

Колоссальным подспорьем белорусской экономике стало соглашение по продаже второго 50% пакета акций «Белтрансгаза» российской корпорации «Газпром» и по поставкам всего необходимого республике объема газа и транзиту российского газа по территории Белоруссии. «Газпром», одна из крупнейших в мире энергетических компаний, не только купила за 5 млрд. долларов акции «Белтрансгаза», что выше их рыночной стоимости, но сумму 2,5 млрд. долларов за последний пакет акций перевела в конце 2011 года на счет белорусского правительства практически сразу после подписания документов. Более того, ОАО «Газпром» пошел на то, чтобы увеличить объем транспортировки российского газа через территорию Белоруссии в страны ЕС в 2012 году на 4 млрд. куб. м, доведя его до рекордных 35,3 млрд. куб.м., что заметно пополнит госбюджет Белоруссии. 

В Минске уже подсчитали, что благодаря сделке по продаже-покупке «Белтрансгаза» республика будет получать более 2 млрд. долларов США ежегодно, а «газовые войны» с Россией уйдут, наконец, в прошлое. 

Значительную помощь накануне запуска программы ЕЭП Белоруссии оказал «Сбербанк России» и Евразийский банк развития, которые предоставили ей синдицированный, льготный кредит в размере 1 млрд. долларов. Белоруссия в ближайшее время также ожидает поступление очередных траншей кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 880 млн. долларов. 

Руководство республики полагает, что борьба с финансовыми трудностями, с гиперинфляцией должна быть сосредоточена в рамках наращивания экспортного потенциала белорусской экономики. Александр Лукашенко недавно сформулировал стратегическая задачу, стоящую перед Белоруссией, - выход на положительное сальдо внешней торговли путем наращивания экспорта и сокращения валютных затрат за счет импортозамещения. Планам экспортной экспансии Белоруссии благоприятствует Единое экономическое пространство «тройки», в котором существуют общие таможенные границы, а перемещение товаров внутри ЕЭП осуществляется без всяких платежей и таможенного досмотра. Таможенный, санитарный, ветеринарный и транспортный контроль окончательно будут осуществляться исключительно на внешней границе ЕЭП (на внутренних границах останутся пограничный и паспортно-визовый контроль). 

Вместе с тем понятно, что вступление России во Всемирную торговую организацию объективно приведет к тому, что на всей территории Единого экономического пространства в сфере товарообмена с лета 2012 года будут действовать нормы ВТО, согласованные с Россией. Существование общего рынка товаров ЕЭП и упомянутые нормы ВТО создадут иную, более жесткую конкурентную среду для белорусских товаропроизводителей и поставщиков. Это может негативно отразиться не только на таких товарных группах как продукция машиностроения, текстильной и обувной промышленности, но и на продовольственном экспорте РБ в Россию (около 90% всего белорусского экспорта продтоваров, 99,6% экспорта мяса и субпродуктов, 96,3% экспорта молока и молочных продуктов, более 95% экспорта сахара). 

С другой стороны белорусские эксперты признают, что емкость национального рынка мясомолочной продукции, например, ограничена, а ЕЭП позволяет белорусским экспортерам утвердиться на российском и казахстанском рынках, что даст возможность АПК Белоруссии стабильно работать и увеличивать экспорт продукции. А в условиях жесткой международной конкуренции на мировом рынке продовольствия Белоруссии очень сложно найти новые ниши и рынки сбыта своей продукции, поскольку все они уже поделены, а качество белорусского продовольствия пока уступает лучшим зарубежным аналогам. 

На территории Белоруссии, Казахстана и России с 2012 года заработает не только общий рынок товаров, но и рынки услуг, капитала и трудовых ресурсов. При этом он формируется по общепринятым законам мировой торговой практики, то есть, это действительно рынок с соответствующими инструментами госрегулирования, которые унифицированы для государств-участников и выстроен в соответствии с нормами ВТО. Это, как справедливо отмечал академик С.Ю. Глазьев, «не политическая или идеологическая конструкция, а правовая, экономическая, созданная в соответствии с общепринятыми правилами». 

По мнению Глазьева, межотраслевой баланс показывает, что выигрыш от нового интеграционного образования колоссальный: примерно на треть ожидается повышение экономической активности государств-участников в терминах прироста ВВП в десятилетней перспективе. 

Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров заявил, что интеграционный эффект для Белоруссии со вступлением в Единое экономическое пространство оценивается в 170 млрд. долларов за 20 лет. По прогнозам Центра, благодаря интеграции в рамках ЕЭП к 2030 году превышение ВВП над базовым вариантом составит для Республики Беларусь 14 млрд. долларов, а накопленный эффект от создания ЕЭП за 2011-2030 годы может достичь 15% ВВП республики. Самое главное – белорусский экспорт в Казахстан и Россию в будущем может достигнуть 35% национального ВВП. 

  1   2   3   4   5

Похожие:

Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
«Таможенный Союз, Единое Экономическое пространство: мифы и действительность» 28-33
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconТаджикистан 41-47 III. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013-2017 годы
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Новости. Таможенный Союз и еэп
Краткие итоги социально-экономического развития стран Центральной Азии за январь-март 2012г
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconАлександр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости
Повышение таможенных пошлин на границе с Казахстаном не связано с вступлением Кыргызстана в Таможенный союз 42-43
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Более легко она протекает в сферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается интегрированию непосредственно производственная...
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon40-42 III. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Экономическая интеграция предполагает такое объединение финансовых ресурсов, производственного потенциала, природных факторов, человеческого...
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon3. Новости Таможенного союза 40-46
Таможенный союз и еэп обеспечат углубление интеграции и прорыв к инновационной экономике
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconII. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Какие изменения требуются строительной сфере, чтобы успешно работать в условиях вто 28-30
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconII. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Какие изменения требуются строительной сфере, чтобы успешно работать в условиях вто 31-33
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon23-29 III. Таможенный Союз. Новости
Беларусь выравнивает условия на автомобильном рынке с партнерами 36-37 по Таможенному союзу
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница