Скачать 1.78 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Прогресс» Бизнес-планирование деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Пенза 2009 УДК 658.012.2:631.115.8(07) ББК 65.290:65.321.8Я7 Ч 25 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И.С. Санду доктор экономических наук, профессор А.В. Ткач Коллектив авторов: Ю.Ю. Частухина, О.К. Атюкова, И.В. Палаткин, Ответственный за выпуск – доктор экономических наук И.В. Палаткин ^ /под общей редакцией И.В.Палаткина. Пенза, 2009. – 102 с. В рекомендациях изложены основы составления бизнес-плана сельскохозяйственного потребительского кооператива в целях осуществления собственного оперативного и стратегического планирования, а также для предоставления в качестве документа при получении банковского кредита. Предназначены для руководителей и специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, инициативных групп, пожелавших организовать сельскохозяйственный потребительский кооператив, работников районных, областных и федеральных органов управления АПК, научных сотрудников, специалистов консультационных организаций, преподавателей вузов, аспирантов и студентов. Содержание
Введение Современная государственная политика в области регулирования сельского хозяйства и продовольственных рынков предполагает существенную поддержку развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Кооперативы должны стать каркасом аграрного бизнеса в современной России. Эти организации, организованные наиболее активной частью сельского населения, могут создать действенную инфраструктуру сельскохозяйственного производства. Но в процессе образования кооперативов возникает много проблем, обусловленных недостатком управленческого опыта и знаний, в том числе в области планирования, основанного на комплексном исследовании разных сторон деятельности организации. Ошибочно полагать, что главное в потребительском кооперативе – определить вид деятельности и иметь небольшой капитал, а далее сам рынок подскажет, как действовать в тех или иных ситуациях. Цена ошибки здесь чрезвычайно велика. Кооператив может как существенно улучшить имущественное положение его членов, так и лишить не только средств, вложенных в кооператив, но и личного имущества. Практика показывает, что в условиях рыночной экономики без соответствующей самооценки, прогнозирования и планирования деятельности очень рисковано начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество и т.п. Кроме того, современная экономическая ситуация в стране диктует новые подходы к внутрифирменному планированию. Особенно это касается сельских предпринимателей, действующих в условиях совершенной конкуренции, высоких рисков и низкой доступности кредитных ресурсов. Прогнозирование и планирование своей деятельности любой кооператив должен начать с разработки бизнес-плана – документа, стандартного для большинства стран с развитой рыночной экономикой. В нем описываются основные параметры будущей организации, анализируются проблемы, с которыми кооператив может столкнуться, и определяются способы их решения. Бизнес-план призван ответить на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в организацию переработки, обслуживания, снабжения членов кооператива и окупятся ли затраты сил и средств. Обязательно ли составление бизнес-плана? Формально нет, так как ни дин правовой акт в России не обязывает организации разрабатывать такой документ и представлять его в государственные и муниципальные органы, хотя банки почти всегда требуют бизнес-план, предоставляя кредиты. Тем не менее, пренебрегая составлением бизнес-плана ради мнимой экономии денежных средств, кооператив может оказаться не готовым к тем трудностям и неприятностям, которые ожидают его, что в конечном итоге приведет к потере позиций на рынке, снижению конкурентоспособности, а в итоге – к банкротству. Грамотно же составленный бизнес-план является надежной опорой, страхующей кооператив от неожиданных ситуаций на рынке, т.е. выступает в качестве одного из важнейших и необходимых условий его успешной деятельности. В настоящем методическом пособии раскрывается содержание основных разделов классического бизнес-плана, даются методические и практические рекомендации по их разработке с учетом конкретной ситуации на рынке, в том числе применительно к потребительским кооперативам. В приложениях приводятся формы таблиц для заполнения при планировании деятельности различных кооперативов, примерные бизнес-планы перерабатывающего и снабженческо-сбытового кооперативов.
Бизнес-план занимает особое место в ряду различных планов организации. Он может разрабатываться как на достаточно длительный период, так и на один год, как для вновь создаваемого, так и действующего кооператива. Бизнес-план выполняет три основные функции. Во-первых, его разработка позволяет кооперативу обосновать концепцию своей организации, тщательно проанализировать идею объединения, проверить ее разумность и реалистичность; она дает возможность еще до начала кооперативной деятельности либо отказаться от реализации идеи, либо, в случае ее принятия, проработать все стратегические вопросы, касающиеся работы кооператива, его маркетинга, финансов и др. При работе над бизнес-планом члены кооператива могут прийти к выводу, что препятствия на пути к успеху слишком серьезны и на идее нужно «поставить крест». Этот не самый приятный вывод лучше сделать, пока кооператив существует лишь на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже затрачены деньги и время. И уже совсем недопустима регистрация кооператива без определения, чем он будет заниматься, действуя по известному принципу Наполеона: «… чтобы выиграть сражение, надо в него сначала ввязаться». Во-вторых, с помощью бизнес-плана члены кооператива могут оценить фактические результаты деятельности предприятия за определенный период. В тех случаях, когда фактические показатели отклоняются от плановых, можно определить, насколько эти отклонения благоприятны или нежелательны, и наметить программу дальнейших действий. В-третьих, бизнес-план предназначен для обоснования инвестиций и получения заемных денежных средств. Большинство банкиров и других кредиторов не дадут кредит, пока не получат от кооператива грамотно разработанный бизнес-план, в котором будут отражены возможности заемщика погасить обязательства. Исходя из функций, которые выполняет бизнес-план, можно определить круг лиц, для кого он предназначен. Прежде всего, бизнес-план необходим самим членам кооператива, так как является для них и программой действий, и руководством для исполнения. Разработка бизнес-плана позволяет им определить: - жизнеспособность кооператива в условиях конкуренции, критически оценить свои силы и надежды; - ориентиры, в соответствии с которыми кооператив будет действовать, особенно на этапе его становления; - возможность получения финансовой помощи от внешних инвесторов (кредитов, займов и других инвестиций). Важное значение бизнес-плана имеет для кредиторов. В лучшем случае кооператив, обратившийся за кредитом в банк или к потенциальному инвестору со своими идеями без готового бизнес-плана, попросят подготовить его и прийти еще раз, в худшем – не воспримут такого заемщика всерьез и больше с ним дел иметь не будут. Бизнес-план по своему назначению и содержанию является перспективным документом. Он призван высветить курс, которого должен придерживаться кооператив в течение определенного периода времени. Поэтому такой план разрабатывается обычно на 3…5 лет вперед, и лишь в редких случаях он охватывает период продолжительностью свыше 5 лет. Главное внимание в этом плане уделяется деятельности кооператива в предстоящие 12 месяцев, менее конкретно прогнозируются направления ее развития в последующие месяцы и годы. На первый год основные показатели бизнес-плана рекомендуется рассчитывать помесячно. Для кредиторов это будет означать, что уже в самом начале своей деятельности кооператив имеет сформированный портфель заказов, а потому предоставление кредитов ему будет связано с меньшими рисками. По мере убывания точности прогноза для второго года основные показатели бизнес-плана рассчитываются поквартально, для третьего и последующих лет – в целом за год. Если же кооператив не способен, хотя бы приближенно, определить перспективу своего проекта на такой срок, это означает, что он еще очень туманно представляет и свой будущий рынок сбыта, и перспективы собственной кооперативной деятельности, а потому он должен еще раз взвесить, готов ли он к осуществлению своего проекта. Конечно, срок действия бизнес-плана в очень большой степени зависит от масштаба деятельности кооператива. Нет особого смысла разрабатывать его на 5 лет для небольшого снабженческо-сбытового кооператива, где денежные потоки могут образовать максимум годовой цикл оборота. В то же время для перерабатывающего кооператива очень важно четко определить возможные рынки сбыта и объем производства на возможно более длительный срок – это обеспечит устойчивость его развития. Многие считают, что бизнес-план разрабатывают только начинающие организации. Однако это не совсем так. Наряду с новыми кооперативами бизнес-план составляют и действующие, которые в силу определенных причин меняют свою специализацию, расширяют и модернизируют производство или осваивают новые виды услуг членам кооператива. Они имеют определенные преимущества перед начинающими, так как опираются в своих прогнозах на фактические результаты деятельности и при разработке дальнейшей стратегии могут учесть допущенные ранее просчеты. Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что кооперативы сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных кредиторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепции, заложенной в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают члены кооператива, которые хорошо знают свои потребности, возможности, риски. При втором подходе кооперативы сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. При этом заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющих направления, условия и ограничения при формировании концепции бизнес-плана. Исходная информация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес-плана, может включать:
Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области консалтинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются эксперты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным участием руководителей предприятия.
Существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения кооператива: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги); по кооперативу в целом (новому или действующему). Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1. ![]() Рисунок 1 - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса В рамках одного кооператива может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
Например, предполагается создать кооператив по переработке молока. В этом случае бизнес-план должен быть подробным, т.к. это диктуется большим количеством свойств самого продукта (сыра, творога, кефира и т.п.) и высококонкурентного рынка сбыта молочной продукции. Если же речь идет об обеспечении членов кооператива кормами для скота, то бизнес-план может быть простым. Очевидно, что чем крупнее кооператив, тем сложнее и его функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого кооператива значительно проще по составу, структуре и объему. В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для кредиторов, привлечения ассоциированных членов, контрактов с персоналом кооператива) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, чем больше членов кооператива, тем многообразнее их интересы, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана. В кооперативе целесообразно разработать два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных кредиторов, ассоциированных членов и т.д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, ценах, технологиях, оборудовании и т.п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана – официальный и рабочий бизнес-план. В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описания формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Рассмотрим некоторые варианты структуры бизнес-плана, предлагаемые различными авторами методических разработок по бизнес-планированию: Для перерабатывающего кооператива:
Для снабженческо-сбытовых и обслуживающих:
|
![]() | Книга предназначена для бухгалтеров, руководителей и специалистов... Книга предназначена для бухгалтеров, руководителей и специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ревизоров-консультантов... | ![]() | Монография под общей редакцией И. В. Палаткина. Пенза, 2009 Монография предназначена для работников муниципальных, региональных и федеральных органов управления, руководителей и специалистов... |
![]() | Что такое сельскохозяйственный потребительский кооператив по жкх? Организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере жилищно-коммунального хозяйства | ![]() | Методические рекомендации по организации и практической деятельности... Книга предназначена для руководителей и специалистов споК, владельцев лпх, глав К(Ф)Х потенциальных членов споК, а таких работников... |
![]() | Методические рекомендации по созданию и эффективной деятельности... Книга предназначена для руководителей и специалистов скпк, владельцев лпх, глав К(Ф)Х потенциальных членов скпк, а также работников... | ![]() | Указ президента республики беларусь О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок |
![]() | Закон от 8 декабря 1995 г. N 193-фз "О сельскохозяйственной кооперации" Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов... | ![]() | Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской... Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала... |
![]() | Бизнес-планирование В разделе бизнес-плана. «Структура предприятия. Управление. Персонал.» вы не должны отражать | ![]() | Информация о динамике потребительских цен в Костромской области в I полугодии 2010 года Это существенно ниже прошлогодних показателей: индекс потребительских цен в I полугодии 2009 года составил 107,9%, в том числе, в... |