Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости




НазваниеIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
страница1/7
Дата публикации23.02.2013
Размер0.8 Mb.
ТипАнализ
shkolnie.ru > Экономика > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7


СОДЕРЖАНИЕ
I. Единое экономическое пространство. Таможенный Союз. ВТО.



  • Анализ экономических результатов интеграции в рамках ТС 3-20

  • Мониторинг экономической ситуации в Казахстане 20-27

  • Кризис киргизской экономики углубляется 27-28





II. Мнение экспертов


  • «Таможенный Союз, Единое Экономическое пространство: мифы и действительность» 28-33

  • Двусторонние отношения России и Казахстана 33-34

  • Экспертное сообщество призвало Кыргызстан двигаться по пути

  • интеграции с Таможенным союзом и ЕЭП 34-37





III .Таможенный Союз. ЕЭП. Новости.


  • «Фокус евразийской интеграции стал столь очевидным в

значительной степени благодаря глобальному кризису» 37-38

в Таможсоюзе и ВТО 38-39

одной из важных составляющих сотрудничества в ТС 39-40

  • «Евразийский экономический союз планирует стать одним из

основополагающих элементов новой глобальной экономики» 40-42

таможенных служб 44

  • Представители ЕЭК обсудили вопросы разработки международных

документов в области интеллектуальной собственности

в рамках ЕЭП 44-45

с 1 июля 2012 года 45-46

  • Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение

о создании Консультативного комитета по транспорту и

инфраструктуре 47

  • Подписано Соглашение об условиях пребывания ЕЭК на территории

Российской Федерации 47-48

основе 48-50

средств индивидуальной защиты 51-52

^ IV . Источники информации 53

Единое экономическое пространство. Таможенный Союз. ВТО.
Анализ экономических результатов интеграции в рамках ТС (текущее положение)
Функционирование Таможенного союза (а также становление ЕЭП) и его экономические результаты сложно отнести к образцовым параметрам действия интеграционной группировки. Сложности начинаются с самого формата его образования. Как показала оценка целевых ожиданий стран-участниц интеграционной тройки – данный союз достаточно противоречив и имеет разновекторную направленность своих устремлений. При этом ТС обладает крайне сложной структурой экономического и политического базиса своих участников. С одной стороны Россия - крупнейшая по своей мощи (и военно-политической, и социально-политической, и ресурсной, и финансовой) держава, с четко выраженными лидерскими амбициями, желающая сохранить свой державный статус, в том числе и за счет утверждения своего влияния на территории интегрируемых государств, но при этом готовая платить за свои амбиции. С другой стороны – молодые государства, недавно обретшие суверенитет, не имеющие политического опыта, но стремящиеся как минимум к равным партнерским отношениям, чей совокупный экономический и военно-политический потенциал в разы уступает российским возможностям. Партнеры России по евразийской интеграции имеют совершенно разную экономическую структуру, различны по масштабам и экономической мощи, по структуре ресурсов и институциональной структуре своих экономических систем.

Белоруссия имеет жесткий авторитарный режим, высокий уровень государственного сектора в экономике, жесткую бюрократизированную систему государственного регулирования экономики, низкий уровень развития рыночных отношений и либерализации экономической системы, высокую долю дотируемых государством отраслей, государственный контроль над процессом ценообразования, неконвертируемую валюту, практически не имеет корпоративной культуры управления, слаборазвитый сектор малого и среднего предпринимательства. При этом национальная экономика обладает достаточно высоким уровнем технологичности своей промышленности (по сравнению со своими партнерами по ЕЭП республика наиболее технологична и конкурентоспособна, если оценивать по доле высокотехнологичных продуктов в экспорте), доставшийся ей по наследству от союзной плановой экономики. Заслугой правительства этой страны за годы суверенного существования является тот, факт, что Белоруссия сохранила весь свой промышленный потенциал, межхозяйственные связи, позволившие республике выжить за счет экспорта своей продукции. Конечно же, по сравнению с передовыми мировыми технологиями белорусская промышленность выглядит достаточно архаично, особенно если учитывать, что степень износа основных фондов составляет более 80 %, а на модернизацию катастрофически не хватает инвестиционных ресурсов, Белоруссию с трудом можно причислить к технологическим лидерам мирового уровня. Однако, учитывая высокий уровень темпов роста промышленного сектора Белоруссии, в среднем начиная с 2004 г. около 10 % годового прироста (за исключением провала 2009 г.), долю промышленной продукции в общем объеме экспорта 18-20 % приходится на машины и оборудование, 20-22 % - на высокотехнологическую продукцию химической промышленности (нити и волокна) и на долю сельскохозяйственной продукции около 10 %, что является самым высоким показателем по уровню конкурентоспособности во внешней торговле среди стран ТС. Основываясь на перечисленных фактах, Белоруссия претендует на роль технологического лидера в евразийской тройке. Республика Беларусь практически не обладает значимыми природными ресурсами, в экспорте сырьевых минеральных ресурсов – только калийные и азотные удобрения (36 %). К числу конкурентных преимуществ относится высокий транзитный потенциал, при этом основной стратегический ресурс – трубопровод «Ямал-Европа» в 2011 г. перешел под контроль российского Газпрома.

При всей оптимистичности официального позиционирования экономики Белоруссии, как развитой независимой конкурентоспособной экономической системы, в реальности она имеет гораздо больше уязвимых точек, нежели хотелось бы видеть руководству этой республики. Экспортоориентированная экономика Республики Беларусь характеризуется высоким уровнем зависимости от конъюнктуры мирового рынка и уровня цен на товарных рынках импортеров, что предопределило запоздалую реакцию на мировой кризис. Период экономического спада в 2008-2009 гг. белорусская экономика пережила достаточно спокойно, сохранив положительный темп роста ВВП, рабочие места, низкий уровень инфляции, стабильный валютный курс и рост заработных плат за счет государственного дотирования большинства экспортоориентированных отраслей. Данная политика была обусловлена задачей сохранения статуса социально ориентированной экономики с высокими темпами экономического развития. Однако потери в объемах экспорта (уровень сокращения экспортно-импортных за 2009 г. составил 30,5%) привели к возникновению отрицательного сальдо платежного баланса. Выравнивание ситуации произошло за счет наращивания объемов экспорта, прежде всего в страны евразийской тройки и СНГ в целом, темп роста экспорта в ТС в 2010 г. составил 150%, в целом по странам СНГ 145 % (для сравнения темп роста экспорта в другие страны 78 %), в 2011 г. ситуация кардинально изменилась, восстановление спроса на мировых рынках способствовала росту торговли со странами вне интеграционной тройки 78 % прироста годовой торговли, торговля со странами ТС и СНГ соответственно составила 46% и 43% годового прироста. Одной из причин столь высокого уровня темпов роста внешней торговли РБ является ее политика «игры на ценовых ножницах», которую она получила возможность вести после достижения соглашений с Россией по ценам на энергоносители, что обусловило ценовую конкурентоспособность собственных производителей из-за сокращения затрат на минеральное сырье, ГСМ и энергоносители. Таким образом, прослеживается устойчивая тенденция использования внешних источников поддержания экспортного и производственного потенциала Белоруссии.

Именно эта политика искусственного стимулирования роста экспорта стала причиной глубокого финансового и экономического кризиса в Республике Беларусь. В 2011 г. рост экспорта, опережающий рост оплаты труда по сравнению с производительностью, привели к перегреву экономики, который обусловил гиперинфляцию (индекс цен потребительских товаров достиг 208,7 %, индекс цен производителей – 262 %), падение валютного курса белорусского рубля в 2,6 раза и девальвацию национальной валюты в 2 раза (тогда как 54,4 % - это самый большой уровень девальвации в мире за последние 20 лет), переход на управляемое плавание валютного курса белорусской валюты.

Тем самым изменив политике тотального государственного контроля над всеми экономическими процессами. Следует отметить, что данный переход стал вынужденной мерой, продиктованной необходимостью выхода из финансового кризиса, который требовал дополнительных финансовых вливаний. По оценкам белорусских властей для выхода из кризиса необходимо было вливание около 6 млрд. долл., которые в урезанном объеме 3 млрд. долл. были получены из антикризисного фонда Евразийского банка развития. Вынужденный переход к режиму управляемого плавания практически одномоментно поставил экономическую систему Белоруссии в совершенно новую для нее ситуацию функционирования в условиях либерализации финансового сектора, когда банкам дали возможность самостоятельно устанавливать валютный курс. Столь радикальная смена курса для неподготовленной экономики, и в частности потребительского сектора, привела к ценовым шокам, острому дефициту иностранной и национальной валюты, дефициту потребительских товаров, росту импорта и платежного дефицита. То есть экономика Белоруссии стала жертвой собственного ускоренного наращивания валовых объемов и темпов роста, обусловленного высоким уровнем государственного субсидирования экспортоориентрованных отраслей, высокого уровня социальных дотаций населения и капитальных инвестиций, направленных на восстановление изношенных основных фондов промышленности и поддержания финансовой устойчивости предприятий экспортоориентированных отраслей. К концу 2011 г. удалось стабилизировать ситуацию в экономике республике, однако полностью преодолеть кризисные явления не удалось. Причин тому несколько:

во-первых, низкий уровень либерализации экономики, отсутствие реальных конкурентных отношений привели к дисфункциям рыночного регулирования;

во-вторых, высокий уровень дотирования национальной экономики приводит к переоценке конкурентного потенциала и активов основных отраслей экономики;

в-третьих, преодоление дефицита платежного баланса в основном было обеспечено за счет выгодной ценовой конъюнктуры на внешних рынках (рост экспорта в основном был сформирован за счет продажи нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений) и повышенного спроса внутри страны;

в-четвертых, неоправданно низкая стоимость кредитов, выдаваемых в рамках госпрограмм, их низкая финансовая эффективность, что в целом характерно для всех инвестиций в республике;

в-пятых, дисбаланса в экономической структуре, в структуре финансовых ресурсов, и особенно в международных резервах;

в-шестых, спрос населения поддерживается за счет мощного социального пакета из госбюджета и необоснованно высоких по сравнению с производительностью труда заработных плат.

Таким образом, антикризисная программа Белоруссии базировалась на изменениях монетарной, валютной политики, носила институциональный характер. Дальнейшее решение кризисных проблем белорусской экономики требует ускоренной приватизации, стабилизации спроса, удерживания инфляции в пределах 20 % (хотя требование ЕЭП 5 % предел), формирования здорового инвестиционного климата, увеличения платежных резервов до уровня пятимесячного объема импорта, корректного управления банковской ликвидностью, снижения государственного вмешательства в ценообразование, в том числе и на рынке кредитования, регулирования объемов и условий кредитования экономики.

Казахстан считается наиболее развитой страной в Центральной Азии: характеризуется рыночной финансовой инфраструктурой, мощной банковской системой, наиболее развитым промышленным сектором экономики среди стран ЦА, рыночными институтами, высоким уровнем инвестиционных вложений, наличием большого количества совместных предприятий с западными фирмами, что обуславливает опережающее развитие технологий среди стран-соседей. Имеет высокую степень авторитарности государственной власти, но при этом либеральную экономику, развитые рыночные отношения, рыночную институциональную структуру рынка.

Экономический потенциал Казахстана богат природными ресурсами, особенно нефтью, газом и ураном; также имеются запасы висмута и кадмия, необходимые для электроники.

В Казахстане развита горнодобывающая промышленность. Активно добываются угли, нефть, природный газ, железные руды, медные руды, свинцово-цинковые руды, никелевые руды, бокситы и другие полезные ископаемые. Казахстан — активный игрок в каспийском регионе нефтедобычи.

Ведущие отрасли промышленности: цветная и черная металлургия, химическая, машиностроение, легкая, пищевая. Развиты также нефтепереработка и производство стройматериалов.

При этом отраслевая структура экономики характеризуется преобладанием сырьевой направленности, большой зависимостью от импорта потребительских товаров. Доля экспорта энергоносителей составляет более 70 %, минералов и других видов сырьевых ресурсов (металлов и изделий из них) 10-13 %.

Стратегия рыночных реформ в Казахстане предусматривает формирование социально ориентированной рыноч­ной экономики, основанной на сочетании государственной, коопера­тивной и частной собственности. Одновременно осуществляется программа освоения инвестиций в базовые отрасли экономики с тем, чтобы в течение 8-10 лет преодолеть однобокость ее развития (преобладает сырьевая и добывающая отрасли) и войти в число индустриальных стран с развитой рыночной инфраструктурой и конкурентоспособной экономикой.

Тем не менее, перечисленные факторы экономического благополучия не спасли экономику страны от проблем кризисного спада в 2008-2009 гг. В силу наибольшей интегрированности в мировую экономику среди стран ЦА, особенно в банковский сектор, экономика Казахстана первая ощутила на себе удары мирового финансового кризиса. Имеет положительный опыт успешного антикризисного управления.

В целом благодаря своевременности и эффективности антикризисных мер удалось не допустить рецессии экономики в 2009 году и обеспечить ее уверенный рост в 2010 году. Прирост ВВП в 2009 году составил 1,2 %, в 2010 году – уже 7 %, а в 2011 г.- на 7,1 %. Таким образом, можно констатировать, что к концу 2010 г. был преодолен кризисный спад экономик. 2011 год считается годом посткризисной экономики, в котором также продолжился рост основных валовых показателей. Однако если абстрагироваться от оптимизма официальной статистики, то придется признать, что экономический рост обусловлен, прежде всего благоприятной конъюнктурой мировых рынков, ростом цен на энергоносители. В экономике республики, несмотря на все усилия и обилие множества программ развития и модернизации, сохраняется сырьевая структура национальной экономики. Данное состояние обуславливает высокую степень зависимости Казахстана от колебаний цен на мировом рынке энергоносителей и продовольствия. Отсутствие высокого уровня технологичности и наукоемкости промышленности формируют низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики. Это выражается в следующем:

  • сохраняется явный перекос в структуре производства в пользу сырьевых отраслей (добыча и переработка нефти, газа, металлов, производство и реализация сельхоз сырья, а не готовой продукции), что является признаком несбалансированного развития экономической системы, ее слабой конкурентоспособности;

  • в республике не сформирован эффективный конкурентный механизм, который бы стимулировал процессы инновационного финансирования. То есть весь процесс поставлен на принципе «ручного управления» и системы государственных инвестиций через государственный фонд «Самрук-Казына»;

  • несмотря на все усилия, сохраняется достаточно высокий темп роста индекса потребительских цен.

Данный факт официальными органами объясняется ростом уровня цен на мировых рынках, а также влиянием интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Что не в полной мере соответствует реальности. Большую долю в цене, в среднем 25-50%, по всем видам товаров и услуг формируется за счет «накрутки» многочисленных посредников, т.е имеет непроизводственный характер. Это является следствием низкой эффективности конкурентных институтов и механизмов рынка. Здесь также сказывается эффект так называемого «ручного управления» с авторитарным замесом. Отсутствие реальной конкуренции, олигополистичности большинства отраслевых рынков также способствуют росту цен.

  • В республике сохраняется достаточно высокий уровень инвестиций в основной капитал, что, безусловно, является конкурентным преимуществом. Но при этом львиная доля этих инвестиций – это государственное финансирование. Инвестиционные проекты банков второго уровня минимальны и сводятся в основном к кредитованию потребительских нужд физических лиц, т.е. они практически выведены из процесса промышленного воспроизводства (исключение составляет лишь строительство), хотя именно на сохранение этого сектора и была потрачена большая часть государственной финансовой помощи.

  • Рост внешнеторгового оборота в большей степени обусловлен повышением цен на основные сырьевые позиции по экспорту (нефть, металлы, продукцию сельского хозяйства и т.п.), а также рост торгового обмена в рамках ТС, т.е. также носит конъюнктурный характер и не обусловлен ростом конкурентных позиций экономики страны.

  • Несмотря на рост доходов населения, сохраняется высокий уровень расслоения общества по уровню доходов, что требует от государства постоянных дотаций социального сектора экономики. Проблемы формирования устойчивого среднего класса остаются нерешенными, таким образом, в стране все еще не сформирован основной инновационный потенциал модернизации и индустриализации. Следовательно, Казахстану еще достаточно долго придется функционировать в режиме «ручного управления» и стратегии догоняющего развития за счет нефтегазовых доходов, что отнюдь не способствует достижению высокого уровня конкурентоспособности экономики страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что достижения по выходу из кризиса казахстанской экономики очевидны, но не имеют прочного, систематизированного и эффективного механизма саморазвития. Следовательно, в ближайшей перспективе в республике придется опираться на государственные финансы, административный ресурс «ручного управления». Вектор развития определен верно, но для того, чтобы достичь поставленной цели – формирования конкурентоспособной экономики – необходима большая степень либерализации экономики и переход на стратегии стимулирования самостоятельного развития бизнеса через косвенные механизмы регулирования.

Россия самая мощная экономическая система не только в евразийской группировке, но и в мире. Россия обладает крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа, а также является крупнейшим его производителем. Кроме того, Россия разделяет первое-второе место по объёму добываемой нефти, а по объёму её экспорта занимает второе место. Россия также богата железной рудой, бокситами, никелем, оловом, золотом, алмазами, платиной, свинцом, цинком. 

При этом ее доля в производстве конкурентоспособной технологичной продукции в мировом объеме производства составляет менее 1%. Экономическое ослабление РФ в период рыночного реформирования крайне затрудняет для нее реализацию своих потенциальных преимуществ, в том числе и на евразийском пространстве. Современная экономика России признана рыночной моделью, характеризующейся развитой рыночной инфраструктурой, мощным финансовым рынком, производственным и сырьевым потенциалом, высоким уровнем потребительского потенциала. Характерной особенностью развития российской экономики является ее ориентированность на экспорт сырьевых отраслей (в основном энергоносителей, металлов и других сырьевых ресурсов) и притока дешевого краткосрочного капитала, который формируется за счет благоприятной конъюнктуры цен на мировом рынке, что и обуславливает неустойчивость этих поступлений. Более того зависимость от экспорта сырья делает Россию уязвимой от мировых экономических кризисов и очень изменчивых мировых цен на сырьевые товары.

Выход на лидирующие позиции по экспорту сырья (Россия является самым большим в мире экспортером природного газа, вторым по величине экспортером нефти, и третьим крупнейшим экспортером стали и первичного алюминия) обеспечил высокие темпы роста в последнее десятилетие (начиная с 1998 г. по 2008 г. средний темп роста ВВП составлял около 7 % в год) и накопление существенных международных и внутренних финансовых резервов (на середину августа 2008 г. международные резервы РФ составляли $598,1 млрд., Резервный фонд в ведении Минфина – на 01.02.2008 $125,19 млрд., Фонд Национального благосостояния на ту же дату – 32 млрд. долл.). Однако именно экспортная зависимость от мирового рынка обусловила потери российской экономики в период мирового кризиса в 2008-2009 гг.

Антикризисная программа России была направлена на сдерживание спада экономики, компенсацию потерь основных игроков в финансовом и реальном секторах экономики, поддержании доходов населения. По приблизительным оценкам экспертов антикризисные меры обошлись Центральному банку России в одну треть золотовалютных резервов (всего около $600 миллиардов) с целью замедления девальвации рубля, затраты Правительства составили около $200 миллиардов для реализации плана спасения экономики с целью увеличения ликвидности в банковском секторе и поддержания отечественных компаний, неспособных вернуть крупные внешние долги.

Антикризисная программа России базировалась на следующих положениях:

  • ужесточение денежно-кредитной политики в начале кризиса,

  • использование накопленных до кризиса резервов для поддержки финансового рынка,

  • содействие государства в реструктуризации внешней задолженности частного сектора,

  • поддержка кредитования реального сектора путем предоставления денег целевым банкам,

  • приоритет прямых государственных инвестиций перед налоговыми льготами,

  • выполнение Правительством ранее взятых социальных обязательств.

Отличительной особенностью антикризисной программы России является ярко выраженная направленность этих мер на сохранение высокого уровня социальной защищенности, компенсационный характер антикризисных мер, направленный на поддержание национальной валюты, финансовых институтов и покрытие потерь реального сектора из-за его низкой конкурентоспособности на внешних рынках, запоздалость этих мер и их высокая затратность. При этом по оценкам внутренних экспертов качество исполнения антикризисной программы оставляет желать лучшего, так как при высоком уровне затрат на сохранение стабильного валютного не сумели избежать высокой инфляции, возникновения у потребителей сильных инфляционных ожиданий, и как следствие потери контроля за денежной массой и ее высокой волатильности, активизации спекулятивных операций с рублем.

В «антикризисном пакете» России также недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды. Крайне мало мер, связанных со стимулированием инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.

Тем не менее, Всемирный банк (ВБ) положительно оценивает антикризисные меры правительства РФ. Сравнивая ситуацию в 1998г. и 2008г. ВБ приходит к выводу, что в 2008г. степень макроэкономической уязвимости РФ значительно ниже благодаря тому, что Россия создала весомый стабилизационный фонд и провела либерализацию валютного курса.

С этих позиций для усиления своего экономического влияния на евразийскую интеграцию России необходимо усиливать технологическую интеграцию, то есть переходить от торговли товаров к торговле технологиями, усиливать инвестиционное присутствие в высокотехнологичных отраслях стран тройки, с тем, чтобы уменьшить собственную зависимость от мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Состоялось очередное заседание Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества 33
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconТаджикистан 41-47 III. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013-2017 годы
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Новости. Таможенный Союз и еэп
Краткие итоги социально-экономического развития стран Центральной Азии за январь-март 2012г
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconАлександр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости
Повышение таможенных пошлин на границе с Казахстаном не связано с вступлением Кыргызстана в Таможенный союз 42-43
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Более легко она протекает в сферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается интегрированию непосредственно производственная...
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon40-42 III. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Экономическая интеграция предполагает такое объединение финансовых ресурсов, производственного потенциала, природных факторов, человеческого...
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon3. Новости Таможенного союза 40-46
Таможенный союз и еэп обеспечат углубление интеграции и прорыв к инновационной экономике
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconII. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Какие изменения требуются строительной сфере, чтобы успешно работать в условиях вто 28-30
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconII. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Какие изменения требуются строительной сфере, чтобы успешно работать в условиях вто 31-33
Iii. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon23-29 III. Таможенный Союз. Новости
Беларусь выравнивает условия на автомобильном рынке с партнерами 36-37 по Таможенному союзу
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница