Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов»




Скачать 75.19 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Путешествие в Царство грибов»
Дата публикации29.01.2014
Размер75.19 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Биология > Урок
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа

Обобщающий урок на тему:

«Путешествие в Царство грибов».

Учитель биологии Зязина Валентина Игоревна

2013 год.

Тема урока: «Путешествие по станциям в Царство грибов».

Цель урока: Обобщение, укрепление и расширение знаний по теме: «Грибы» (в форме игры - путешествия по станциям, формирование ценностно - смысловых установок по отношению к представителям царства «Грибов», осознание необходимости бережного отношения к природе, развитие экологической культуры на основе понимания важности охраны всех живых организмов, в том числе и грибов.

^ Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Мы с вами закончили тему: «Царство грибов». Познакомились с их строением, питанием, размножением, с разнообразием грибов, выполнили лабораторную работу.

А сегодня, на нашем уроке, который называется «Путешествие в Царство грибов» мы с вами вспомним всё, что мы знаем о грибах и узнаем что-то новое.

Грибы - это удивительные создания, с одной стороны нам кажется, что мы о них знаем многое, умеем их собирать, знаем тайны их произрастания, а с другой стороны даже учёные признаются, что знают о них совсем немного и многие грибные тайны ещё не раскрыты.

Путешествовать мы будем по станциям:

  1. Ст. Теоретическая. Шляпочные грибы.

  2. Ст. Ядовитые грибы.

  3. Ст. Плесневая.

  4. Ст. Паразитическая.

  5. Ст. Загадок, стихов.

  6. Ст. Угадайка.

  7. Ст. Это интересно.

  8. Ст. Грибников.

  9. Ст. Красная книга.

Прежде чем начать путешествие мы должны с вами угадать слово, это слово ключевое, без него нам не обойтись ни на одной станции, без этого слова мы не можем начать путешествие. Для этого нужно ответить на вопросы (вызываю 1 ученика).

  1. Как называются грибы, которые питаются готовыми органическими веществами живых организмов? (паразиты) берём из этого слова 5 букву. З

  2. Как называются грибы, у которых нижняя сторона шляпки, состоит из пластинок? (пластинчатые) берём 7 букву. Н

  3. Как называются грибы, которые питаются органическими веществами мёртвых тел? (сапрофиты) берём 2 букву. А

  4. Самый ядовитый гриб? (бледная поганка) берём 5 букву. Н

  5. Какие грибы называются подснежниками? (сморчки, строчки) Берём 7 букву. И

  6. Как называется наука о грибах? (микология) берём 9 букву. Я

Итак, получилось слово «ЗНАНИЯ» - они то нам и пригодятся в путешествии по станциям.





1.Станция «Теоретическая».

На этой станции мы должны вспомнить:

  1. Какое строение имеют шляпочные грибы?

  2. Как питаются грибы? (симбиоз с корнями деревьев). 80 % деревьев образуют микоризу.

  3. Как размножаются грибы? Вызываю 3 учеников к доске, они готовятся, в это время работа с классом.

Работа с классом.

  1. Почему раньше учёные - ботаники называли грибы дьявольское произведение, отбросы растений?

  2. Почему грибы нельзя назвать растениями? (нет хлорофилла)

  3. Сколько видов грибов существует на земле? (100 000 видов)

  4. Где живут грибы? (повсюду)

  5. Что же такое грибы? Грибы - это обособленная группа низших растений, которые не имеют хлорофилла и питаются готовыми органическими веществами.

^ 2. Станция «Ядовитые грибы».

В наших лесах встречаются 100 видов съедобных грибов, но в корзины грибников попадают лишь 25 видов. Остальные считают поганками. Распознавать, отличать съедобные грибы от ядовитых люди умели в глубокой древности, ещё в IV веке до н. э. Наиболее ядовитыми считаются 5 видов грибов.

  1. Бледная поганка.

  2. Красный и серый мухомор.

  3. Желчный гриб.

  4. Ложные лисички.

  5. Ложные опята.

Употребление этих грибов приводит к тяжёлым отравлениям, иногда со смертельным исходом. Тяжесть отравления зависит от вида грибов, от возраста человека и состояния человека. Особенно активен яд в присутствие алкоголя (используем таблицу или диск)

А так же нужно обратить внимание на схожесть некоторых съедобных грибов с поганками.

^ 3. Станция «Плесневая».

Когда мы говорим слово грибы, сразу представляем белые, подосиновики, лисички, а это лишь малая часть огромного грибного мира. И довольно большой группой грибов являются плесневые грибы, с которыми мы познакомимся на станции - плесневая.

Вызываем троих учащихся по таблицам рассказать о строении и жизнедеятельности грибов: мукор, пеницилл, дрожжи ( используем диски с изображением этих грибов или таблицы.) Также нужно вспомнить о практическом применении этих грибов.

^ 4. Станция «Паразитическая».

Паразитами или чужеядными нахлебниками, называют такие организмы, которые поселяются на живых организмах и питаются за их счет. К таким грибам относятся:

^ Головня, спорынья, трутовик, опята. Например: грибы головня и спорынья поселяются на колосьях зерновых культур и поражают их. Если животное съест колосья с этими рожками, у него появляется омертвление ушей, хвоста, ног. У человека появляются судороги. В тоже время этот неприятный паразит является ценным лекарством - лечит кровеносные сосуды, останавливает кровотечения. Трутовики поселяются на деревьях и разрушают их, в тоже время они очень декоративны и из них делают красивые поделки. Так часто бывает в природе, когда один и тот же организм приносит и пользу и вред.

^ 5. Станция загадок и стихов

Давайте немного отдохнем – поатгадываем загадки и почитаем стихи.

  1. Вынул ножик, срезал гриб – ножка толстая, шляпка коричневая, ни одной червоточинки и такой большой, что одного на жаркое хватит. ( Пришвин) Ответ:

(белый гриб, боровик, полковник, медвежатник, вес – 5-6 кг.)

  1. Своим видом и цветом этот гриб похож на куриное яйцо, если на него надавить, он лопнет и окутается дымным облачком вылетающих из него спор. Он может весить

14 кг. ( Гриб-дождевик)

  1. Из какого гриба приготавливают ценное, дорогое лекарство (пеницилл))

  2. Как в старину называли грибы ( губы)

  3. Зашел мужик в сосняк

Нашел мужик слизняк

Бросить - жалко

Съесть – сыро (груздь)

  1. Грибница – это: а) подземная часть гриба б) женщина, собирающая грибы в) похлебка, грибной суп. Ответ а)

  2. Какой гриб может морить мух ( мухомор)

  3. Из какого гриба делают чернила ( навозник )

  4. Где грибы выше деревьев ( в тундре )

Стихотворения:

Я жду опять дождя грибного

Я по лесам бродить привык

Когда на свет пробьется снова

Едва заметный боровик

И все мне любо в эту пору

И на волнушках желтый лист

И даже зонтик мухомора

Что, по – весеннему цветист (Комаров)

В лес грибной тебя зову

Тихим утром осени

Видишь, под ноги листву

Нам деревья бросили

Под стволами двух дубов

Помолчим немножко

Принесем домой грибов – полное лукошко. ( Я. Аким.)

^ Грибы - пассажиры

В лесу на табличке зажглись огоньки

Бегут к электричке лисички грибы

Гурьбою опята спешат на перрон

И дружно маслята заходят в вагон

А там и свинушки и грузди сидят

Смеются волнушки и в окна глядят

Над лесом осенним и грохот и свист

Ведет электричку барсук – машинист

Мелькнула полянка и вот контролер

Что делать поганка, шепнул мухомор? ( Н. Мазняк. )

6. ^ Станция « Угадайка».

На этой станции к вам из леса пришел – лесовичок и хочет узнать, хорошо ли вы знаете шляпочные грибы. Лесовичок, спрашивает: « Ребята, у меня в корзинке три гриба, вы должны с минимальным количеством вопросов отгадать, что это за грибы»?

Вопросы учащимся:

  1. Это съедобный гриб?

  2. Это ядовитый гриб?

  3. Это пластинчатый гриб?

  4. Это трубчатый гриб?

  5. Шляпка красная, коричневая и.т.д. ( в корзинке – белый, подосиновик, мухомор.)

Блиц – турнир ( быстро отвечаем на вопросы)

1.Самый главный гриб – белый

2.Самый весёлый гриб - лисички

3.Самый ядовитый гриб - бледная поганка

4.Самый красивый гриб - мухомор

5.Самый ранний гриб - сморчки, строчки

6.Самый большой гриб - трутовик (в 1976 году в Америке найден трутовик весом 32 кг).

^ 7. Станция « Это интересно »

(Сообщения учащихся)

Ведьмины круги.

Очень многие грибы растут образуя круги, кольца. Раньше люди не могли объяснить это явление и рождались различные суеверия. В Голландии считали, что в грибных кругах по ночам черти сбивают масло, в Швеции считали, что круги- это место заколдованных кладов, в Германии, круги- это места пляски ведьм. А с биологической точки зрения это явление объясняется так. Гифы грибов растут равномерно во все стороны по радиусу, если не встречают препятствия. Внутренние нити в середине грибницы истощаются и погибают, ток как им некуда расти, а наружные растут и ползут, так образуется круг.

^ Грибные блюда

Если картошка – второй хлеб, то грибы – второе мясо; почему так говорят?

Грибы – это ценный питательный продукт. В них много белка, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Еще в древности нашим предкам было известно более пятидесяти грибных блюд. Жаренные, вареные, соленые – в любом виде они хороши. Так на званном обеде стол патриарха Андриана ( это был 1699 год) украшали: три пирога долгие с грибами, два пирога с груздями, грибы холодные под хреном, грузди холодные с маслом капуста шатковая с грибами, галушки грибные, грибы в тесте и. т. д. В грибах около 40% белка, в мясе около 38 % белка, но грибы трудно перевариваются так как содержат хитин.

Знаете ли вы что……

Леса северных широт земного шара и даже суровая тундра на много богаче грибами, чем тропические джунгли.

Есть такие грибы, которые живут в воде- водные грибы. Разрастаясь, они закупоривают канализационные трубы и разрушают их.

Если на грибницу шампиньонов положить асфальт, то через некоторое время грибница разрастаясь, пробьёт его.

^ 8. Станция «Грибников».

(Заранее один ученик готовит сообщение о правильном сборе грибов.)

Правила сбора грибов.

  1. Грибы нельзя вырывать, их нужно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

  2. Уметь отличать ядовитые грибы, от съедобных.

  3. Если не знаешь, что это за гриб, лучше его не брать.

  4. Если нет ножа, гриб нужно открутить, а ямку засыпать и затоптать.

  5. Не рвать грибы возле шоссе и ж. д. дорог, они накапливают вредные вещества.

  6. Не сбивать ногами мухоморы и другие ядовитые грибы, многие из них лекарство для животных.

  7. Не брать в корзину переросшие, вялые, червивые и заплесневевшие грибы, ими можно отравиться.

  8. Нельзя долго хранить собранные грибы.

  9. Не желательно оставлять грибные блюда на второй день.

^ 9. Станция «Красная книга».

Не смотря на то, что грибов насчитывается более 100 тысяч видов многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу. В 1984 году в Красную книгу нашей страны впервые было занесено 20 видов грибов. Как правило, краснокнижные грибы имеют необычный вид, причудливую форму, окраску или большие размеры. Это, например: Грибная капуста, гриб-баран, трутовик разветвлённый, решёточник красный, диктиофора сдвоенная, мутинус собачий и другие (просмотр диска.)

Заключение.

И так последняя станция позади и наше путешествие заканчивается. Не огорчайтесь, если вы пойдёте за грибами и вернётесь с пустой корзинкой. Это не самое главное. Гораздо важней то, что вы побыли в лесу, пообщались с природой. И если в это время ваше сердце защемит от какого-то непонятного чувства, значит оно открыто для живой природы, а она ждёт от вас чуткого и бережного отношения.

Спасибо всем за путешествие.

(Объявляются отметки учащимся).

Похожие:

Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconКонкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на...
Название работы: Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов»для учеников 3 класса
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconЦарство грибов
Цели: сформировать знания о характерных признаках грибов, как самостоятельного царства живой природы
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconУрок по английскому языку во 2 классе на тему: «Путешествие в царство алфавита!»
Оборудование: наглядность (картинки животных, картинки по теме «спорт»), карточки с заданиями, разрезная азбука, карточки со звуками,...
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconРазвлечение «Путешествие в Берестяное царство»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Берестяное царство»
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconПлан исследования: Что представляет собой царство грибов ( систематика)...
Грибы представляют собой обширную группу организмов, насчитывающую около 100 тыс видов. Стоит выделить несколько основных классов...
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconУрок «Путешествие в Царство Животных» в 5-м классе
...
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме Гребенщикова Татьяна Анатольевна
Образовательные: ознакомить детей с новым царством царством грибов, обобщить знания учащихся о значении грибов в жизни животных и...
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconУрок – путешествие по частям речи. 3 класс
У. Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие по частям речи
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconОткрытый урок по английскому языку для учащихся 2 класса «Путешествие по Лондону»
А. М.: Дорогие ребята! Сегодня у нас не простой урок, а урок – путешествие. Мы предлагаем вам отправиться из России в Великобританию....
Урок на тему: «Путешествие в Царство грибов» iconСходства и различия между растениями и грибами
В настоящее время бактерии составляют отдельное царство прокариот. Вегетативное тело гриба, называемое грибницей или мицелием (от...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница