Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных




Скачать 131.6 Kb.
НазваниеУрока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных
Дата публикации26.01.2014
Размер131.6 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Биология > Урок
Урок Я И УКРАИНА (природоведение\ экология)

Тип урока: комбинированный

Форма поведения урока: диспут-марафон

Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен

ность животных к добыванию корма и

защите от врагов. Охрана животных.
С природой дело обстоит совсем иначе,

чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной,-

их можно построить заново. А вот если уничто-

жить живой мир, то никто, никакая сила не смо-

жет создать его вновь.

Б. Гржимек

Цель: продолжить формировать понятие животные – живые организмы, сформировать представления об окружающей среде животных, разнообразии условий жизни животных на Земле и влиянии на них человека; о признаках приспособленности животных к добыванию корма и защите от врагов; о причинах исчезновения животных в природе, об охране животных и увеличении их численности в природе; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: рисунки с изображением животных разных групп по способу питания, признакам приспособленности к добыванию корма в природе и защите от врагов; рисунки, таблицы, диски с изображением животных, которые занесены в Красную книгу Украины, и других редких исчезающих видов животных., выставка книг «Окно в удивительный мир природы», коллекция насекомых.
^ Ход урока:

І. Проверка домашнего задания

Вот и настала долгожданная весна. Дни стали длиннее, солнце – теплее. Не за горами весенние каникулы. А у нас сегодня необычный урок: урок – марафон «В мире животных». Одним из домашних заданий было задание: найти в словарях значение слов «марафон» и «диспут».

Ответы детей:

Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему.

Марафон – слово имеет два значения: 1) Спортивный бег или вообще спортивное соревнование в течение длительного времени. 2) Длительный и напряжённый ход развития чего-нибудь итогового или тематического.

А чтобы отправиться в мир животных, давайте вспомним из домашнего задания, на какие две части делится вся природа?

Что относится к неживой природе?


  1. . Фенологическая минутка

Отгадайте загадки:
Постоянного места не имеет,

День и ночь бродит,

Весь мир обходит.

Что это? (Солнце)
Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Дети в календаре погоды обозначают состояние неба.
Вы все знаете, что при охлаждении воздух сжимается, а при нагревании – расширяется. Что мы измеряем при помощи термометра? (Температуру воздуха)
Шелестит и шумит, ветки ломает,

Пыль столбом поднимает, с ног тебя сбивает.

Ясно слышишь его, да не видишь никого!

Нет от него покоя. Что это такое? (Ветер)
Дети определяют силу ветра и отмечают в календаре.
Дождь и снег, гроза и ливень.

Одним словом как назвать,

Чтоб загадку отгадать? (Осадки)
Осадки или другие явления дети заносят в соответствующий столбик.
После заполнения календаря погоды один из учащихся читает приметы весны на стр. 12 календаря.


  1. Фронтальный устный опрос


- Что относится к живой природе?(Распределение таблицы на доске)

- Докажите, что животные – это живые организмы.

- А на какие 3 группы по способу питания можно разделить всех животных?

- А наш класс мы условно сегодня разделим на две группы: хищники и травоядные. За каждый правильный ответ на уроке или участие в споре хищники получают кость, а травоядные – банан. Спикером у хищников будет _____________, а у травоядных - ______________.

- Почему у вас на партах присутствуют мягкие игрушки, изображающие животных?
Они пришли помочь вам выяснить, насколько хорошо вы знаете животных, которые сегодня как никогда нуждаются в защите, заботе и любви. В нашем марафоне победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь животных, умеет правильно вести себя в природе, готов её оберегать.


  1. Индивидуальный контроль учащихся (один ученик работает с таблицей у доски, все выполняют задание на дидактических раздаточных карточках).


Мы начинаем марафон в мир животных определением названий этапов. Правильно распределив существенные признаки животных, их нужно разбить на группы.

^ Таблица «Разнообразие животных в природе»


Группы животных

Существенные признаки

Насекомые

Тело покрыто сухой чешуёй, на суше ползают, в воде плавают.

Рыбы

Тело покрыто перьями, два крыла, передвигаются на двух ногах, летают.

Земноводные

Тело покрыто шерстью, передвигаются по земле на четырёх ногах (кроме китов и летучих мышей), выкармливают детёнышей молоком.

Пресмыкающиеся

Три части тела, шесть ног, четыре крыла, передвигаются по земле, летают. Тело покрыто хитином.

Птицы

Тело покрыто скользкой чешуёй, живут только в воде, плавают с помощью плавников.

Звери

Тело покрыто мягкой влажной кожей. Живут на суше и в воде, прыгают, плавают.


ІІ. Актуализация опорных знаний.
Насекомые
- Что вам известно о насекомых?

Ответы детей:

  1. Насекомые – самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. У всех насекомых есть брюшко, грудь, голова, шесть ног.




  1. Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено.


Заполнение кроссворда «Насекомые»


  1. У кого уши на ногах? (У кузнечика)

  2. Самое трудолюбивое насекомое. (Муравей)

  3. Насекомое, питающееся листьями капусты. (Гусеница)

  4. Гудит мохнатенький – летит за сладеньким. (Шмель)

  5. Отчаянная летунья. Считалось, что их нашествие приводило к мору птицы. Куры, индюшки перестают нестись и гибнут, потому что происходит отравление личинками этих насекомых. (Стрекоза)

  6. Не птица, а с крыльями. (Бабочка)

  7. Около носа вьётся, а в руки не даётся. (Комар)

  8. Летят – говорят, а сядут – молчат. (Осы)

  9. Днём этот жучок совсем не примечателен, зато ночью он превращается в настоящий живой зелёный фонарик. Как называется это насекомое? (Светлячок)

Подведение итогов.

Отгадайте загадку:

В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (Рыба)
Рыбы

  • Не человек, не зверь, а с усами. (Сом)

  • Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

  • Колюч, да не ёж. (Ёрш)

  • У какой морской рыбки самец ходит беременным? (Это морской конёк. У него на животе есть специальный мешок, в который сразу несколько самок откладывают икру, потом отверстие зарастает, и конёк вынашивает мальков.)

  • Сколько лет может прожить щука? (300)

  • А как определить, сколько лет рыбе? (Можно узнать по чешуе, она растёт всю жизнь, нарастая колечками)

  • Может, вы и пословицы о рыбах знаете?

Где щуки нет, там карась хозяин.

Снимай ерша с крючка не спеша.

Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.

Ищи леща у хвоща, а ершей – у камня.

Земноводные
Назовите любимое лакомство аиста. (Лягушка)

Угадай по описанию:

У неё выделяется через кожу беловатая, сильно пахучая жидкость, но никаких бородавок от этой жидкости не бывает. Так она спасается от врагов. Зато от неё огромная польза: она всю ночь своим клейким языком ловит насекомых. (Жаба)

Разгадай ребус:

3 тон

Информация:

Квакающий вол

Одна из самых крупных лягушек на земном шаре – лягушка – вол, достигающая в длину 20 см и весящая около 600 граммов. Эту лягушку употребляют в пищу. Кваканье одинокой лягушки-вола можно услышать на расстоянии до 3 км.

«Стеклянная» лягушка

В Мексике найдена необычная лягушка. Длина её всего 20 мм. Кожа на брюшке прозрачная. Сквозь неё отчётливо видны все внутренности. Поэтому её и назвали «стеклянной».
Пресмыкающиеся
Показ частей тела пресмыкающихся, отгадывание названий.

- Почему эти животные так названы?

- Зачем нужны змеи?
Птицы
Назовите народные приметы весны, связанные с птицами.

  • Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.

  • Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету и наоборот.

  • Кукушка, часто и сильно кукующая весной, предвещает потепление.

  • Малая птичка соловей, а май знает.

  • Грач на горе – весна на дворе.

  • Увидал скворца, знай: весна у крыльца.

  • Ласточка весну начинает, а соловей кончает.


Знаете ли вы, что:

- одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Мышь съедает в год килограмм хлеба, а сова за год уничтожает 1000 мышей.

- бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.

- родители ласточки, улетая за добычей, привязывают своих птенцов конским волосом.

- один скворец за день делает более 200 вылетов.
^ Звери

Викторина «Отгадай, кто этот зверь» (к какой группе по способу питания он относится)
Любит полакомиться сочной травкой, а если её нет, то обгрызает кору на деревьях и кустарниках. (Заяц)

Грызёт всё: шишки, корешки, грибы, ягоды. Но может и разорять гнёзда лесных птиц, поедать яйца птенцов. (Белка)

Он настоящий хищник – большой и сильный. А если встретится ему пчелиное дупло или куст малины – не обойдёт, обязательно полакомится. (Медведь)

Питается этот зверь надземными и подземными частями растений (луковицами, клубнями, молодыми корнями) и плодами деревьев, кустарников. Особенно любит жёлуди. Из животной пищи предпочитает слизняков, дождевых червей, насекомых и их личинки. Поедает и ящериц, змей, лягушек, рыбу, мышей, яйца птиц, которые строят свои гнёзда на земле. Если в лесу погибнет какой-нибудь крупный зверь, то его останки тоже станут поживою для этого животного. (Кабан)

Пищей этим животным служат травянистая и деревянистая растительность, кустарники, грибы и лишайники. Зимой они поедают лишь побеги деревьев и сухие травы. Иногда выходят на поля полакомиться зелёной озимью или же сеном, которое специально заготовляют для них в охотничьих хозяйствах. (Косуля, олень, лось)

Этого зверя часто рисуют с яблоками и грибами на спине, хотя он питается преимущественно насекомыми, слизняками, червями, иногда ловит мышей, змей и только изредка ест плоды. А рисуют его так потому, что жуков, личинок, червей он часто ищет под плодовыми деревьями в саду или лесу. И яблоки, которые упали на него, и грибы, которые он зацепил в лесу, долго держатся на нём. Некоторые зоологи даже считают, что этот зверь нарочно цепляет плоды, из которых на спину постепенно вытекает кислый сок и изгоняет паразитов, особенно клещей. (Ёж)
ІІІ. Мотивация обучения учащихся.

1.Заполнение на доске обобщающей таблицы «Размножение животных»


Группы животных

Особенности размножения и стадии развития

Насекомые

Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое.

Рыбы

Икра – мальки – взрослые рыбы.

Земноводные

Икра – головастики – взрослые животные.

Пресмыкающиеся

Размножаются яйцами, которые не высиживают. О потомстве не заботятся.

Птицы

Размножаются яйцами, которые высиживают. О потомстве заботятся.

Звери

Рождают детёнышей, выкармливают их своим молоком. О потомстве заботятся.


2. Создание проблемной ситуации.
Послушайте интересную информацию. Клопы откладывают 70 – 100 яиц, майский жук – 70, колорадский жук – 700, муха – 100 – 150 яиц и может повторить кладку через 2 – 4 дня. То есть общая её плодовитость – 600 – 700 яиц.

Количество икринок у рыбы достигает несколько десятков тысяч, у больших осетровых – до несколько миллионов икринок.

У пресмыкающихся количество яиц в кладке ограничивается десятком – двумя.

У птиц количество отложенных в гнёзда яиц не превышает десятка.

У зверей наименьшее количество новорожденных детёнышей: белка – 3-10, кошка – 2-6, собака – 2-10, дикий кабан – 5-8, рысь – 1-4, медведь – 1-3, лось – 1-2, слон – 1, кит – 1.

^ Проблемный вопро

-Почему маленькие животные – насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – откладывают много яиц и икринок?

-Почему чем крупнее животное, тем меньше у него потомства?

(Обсуждение догадок, предположений учащихся, выдвинутых для решения проблемного вопроса).
ІV. Сообщение темы и целей урока.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Работа с учебником.
Беседа:

  • Рассмотрите рисунки и перечислите защитные признаки у разных насекомых.

  • Какие защитные признаки есть у разных пресмыкающихся?

  • Как приспособился ёж к защите от врагов?


Прочитайте теперь текст и проверьте свои ответы, дополните их.

Перечислите основные признаки, благодаря которым дикие животные защищаются от врагов.
Текст «Как животные защищаются» (стр.148-149)
Вопрос проблемного характера
- Какой самый большой враг диких животных в современном мире?

Послушайте такую интересную информацию. В Лейпцигском зоопарке (Германия) перед входом висит объявление : «Самый страшный зверь на Земле». Человек подходит и видит своё отражение в зеркале…

- Подумайте, что это значит.

- Каковы причины исчезновения на Земле многих видов животных? Вспомните, что было причиной исчезновения многих видов растений.

- Как человек разрушает окружающую среду диких животных? Вспомните, что делают в нашей стране для охраны редких и исчезающих видов животных.

- Как школьникам нужно вести себя в природе, чтобы не навредить животным?
2.Об этом мы споём песню «Дружба с природой»
Защитим нашу Землю мы от рук браконьеров,

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете заяц, волк и пантера

И в лесу пусть поёт соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы, будет счастлив человек.

И с природой подружиться сможем мы навек!
Знай, наш милый дружочек, даже лист и цветочек,

Нам без дела не следует рвать.

Зайца, белку, синицу, в речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.
^ VI. Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа с цветными вкладками в тетради по заданиям и вопросам:


  • Назовите животных, которые занесены в Красную книгу Украины.

  • Какие из них встречаются в нашей местности? Что является их окружающей средой? Почему она разрушается?

  • Перечислите другие редкие и исчезающие виды животных, которые ещё не занесены в Красную книгу, но требуют нашего внимания и охраны.

  • Какие из них встречаются в нашей местности? Что является их окружающей средой?

  • Каковы причины уменьшения их численности? С.336


В Красную книгу Украины занесены такие звери, как барсук, выдра, выхухоль, горностай, зубр, ёж ушастый, кот лесной, а численность бобров, сурков, хомяков постоянно снижается в результате отрицательного влияния деятельности человека на их среду обитания. Однако природоохранные мероприятия по сохранению сурка в Украине, создание трёх заказников сурка в Харьковской области привели к восстановлению его численности и даже сделали возможным переселение более 1000 сурков в другие степные регионы Украины.
2.Работа в тетрадях и у доски.
За 1-2 минуты создать ассоциативный куст «Грызуны» (У доски работает 1 ученик, все дети выполняют задание самостоятельно)
Слова: мыши, кроты, бабочки, пшеница, сова, лисица, птицы, муравьи, тепло, дождь, солнце, клоп-черепашка, хлеб, комбайн, корова, молоко,

мебель, бумага, строительство, океан, завод, сурок.


  • Почему все мышеобразные грызуны уничтожаются человеком в зернохранилищах и домах, а для большого грызуна – сурка – в Украине даже создано несколько заказников?


^ VІI. Итоги урока.
- Какое значение имеют животные в природе?

- Для чего людям нужны животные?

Прослушивание аудиозаписи об охране животных.
В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам является частью живой природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и живущими рядом другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей. Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем надо стремиться к тому, чтобы не причинять природе вреда, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу. Знать животных, которые живут рядом с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь.

Оценивание учащихся, комментирование оценок.

VІIІ. Домашнее задание.


  1. Проработать статьи «Окружающая среда животных», «Как животные добывают корм», «Как животные защищаются», «Охрана животных» (стр. 145-150 учебника)

  2. Выполнить задание 2 в тетради на стр. 48 (Нарисовать окружающую среду своего любимого дикого животного)

  3. Продолжать наблюдения за животными в природе и на кормушке, выяснить, как поползни, синички, дятлы приспособились к передвижению по коре дерева в поисках пищи, благодаря каким признакам защищаются от врагов жук-олень, жаба, кузнечики, раки, моллюски.

Похожие:

Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconКонспект открытого урока в 3-4 классе по теме «Охрана животных»
А если сама природа это дом для животных, то от того, в каком она сама находится состоянии. Зависит жизнь животных. Но только ли...
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconУрок природоведения 1 класс Тема урока: Разнообразие животных на планете Земля. Охрана животных
Оборудование: картинки (пчела, кукушка, рыба, медведь), слайды по теме урока, учебник, тетрадь с печатной основой, карточки для работы...
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconПрограмма «Школа России» Тема: «Охрана животных»
Познакомить с отдельными видами редких животных и мероприятиями по их охране и восстановлению
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconТема: "Разнообразие животных в природе." Цели и задачи урока
Оборудование: конверты с разрезными словами, карточки с изображением диких и домашних животных, доклады детей по данной теме, магнитофон,...
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconТема : Урок-закрепление: что вы знаете о животных
Цель: активизировать знания детей о группах животных и их характерных признаках; закреплять умение выделять эти признаки, опираясь...
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconТема: зима в жизни животных
Оборудование: иллюстрации (животные, жилища домашних животных, зимующие птицы, животные пресных водоемов), рисунки детей, видеоклип...
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconПояснительная записка цель программы «азбука содержания животных»
Цель программы «азбука содержания животных» повышение уровня знаний учащихся о домашних животных, истории одомашнивания животных...
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconТема урока: Путешествие в темные глубины. Цели урока: Образовательные
Образовательные: расширять знания детей о жизни животных в море и океане, познакомить с отдельными видами животных и рыб
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconПрограмма «Школа России» Учитель: Кожинова Елена Васильевна. Тема урока: «Разнообразие животных»
Цели урока: Познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками; расширять кругозор, учить дружной групповой работе,...
Урока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен ность животных к добыванию корма и защите от врагов. Охрана животных iconДикие и домашние животные
Цель урока: познакомить учащихся с группами животных, их отличительными особенностями, дать представление о пользе животных
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница