Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология»




НазваниеМетодическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология»
страница1/10
Дата публикации15.11.2013
Размер0.75 Mb.
ТипМетодическая разработка
shkolnie.ru > Биология > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

- -

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая разработка

Теоретического занятия
по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология»

по дисциплине: Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии

для специальности

060501 Сестринское дело

для студентов I курса

2012

ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК ОПД
Протокол № ___

от «___»___________ г.
____________ Председатель ЦМК

Автор:

Маликова Н.А. - преподаватель основ микробиологии, вирусологии, иммунологии МК им. Клары Цеткин.

Рецензенты:

Лебедева С.А. – к.б.н., преподаватель анатомии и физиологии человека ГОУ СПО Медицинский колледж имени Клары Цеткин

^ Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Основными целями данного пособия являются изучение:

  1. Особенностей и жизнедеятельности гельминтов (трематод, цестод, нематод), источников инвазии, путей распространения и заражения гельминтами.

  2. Методов обнаружения гельминтов

  3. Профилактически гельминтозов

  4. Подготовка текста беседы по профилактике гельминтозов с различными группами населения

Данное занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, таких как:

1. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

2. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

3. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

4. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

1. ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

2. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

3.ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

В методической разработке определены пути интеграции с другими дисциплинами (анатомии, физиологии, общей патологией, сестринским делом при инфекционных болезнях, сестринским делом в педиатрии, сестринским делом в хирургии, сестринским делом в терапии).

Хронологическая структура занятия представлена в виде технологической карты, где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе урока.

На уроке используются мультимедийные методы обучения. Применение презентации в программе «POWER POINT» иллюстрирует различные этапы занятия, включая тестовый контроль изучаемого материала.

Контроль исходного уровня знаний проводится различными методами (фронтальный опрос студентов, тестовые задания по каждому разделу урока).

Занятие завершается выставлением оценок.

Содержание

  1. Методический блок _____________________________________06

  2. Информационный блок__________________________________16

  3. Блок контроля__________________________________________53

  4. Приложения___________________________________________ 60




Характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология»

Количество часов: 2 часа

^ Вид занятия: теоретическое занятие

Тип занятия: комбинированный урок

Цели занятия: Изучение особенностей и жизнедеятельности гельминтов (трематод, цестод, нематод), источников инвазии, путей распространения, заражения гельминтами, методов обнаружения и профилактики гельминтозов

Учебные.

Должны знать:

  • Характеристику и классификацию гельминтов

  • Морфологию и жизнедеятельность гельминтов

  • Пути заражения гельминтами

  • Клинические проявления гельминтозов

  • Методы обнаружения гельминтов


Должны уметь:

  • Представлять методы микробиологической диагностики гельминтозов

  • Представлять технику забора биологического материала для исследования

для исследования яиц остриц

Мотивация:

Гельминты имеют медицинское значение. Являются возбудителями паразитарных заболеваний человека. Паразиты могут обитать в любых органах человека, поэтому медицинский работник любой специальности может встречаться с паразитарными заболеваниями. Медицинский работник обязан уметь распознавать их, лечить больных и проводить профилактику заражения паразитами.



Анатомия и физиология человека
Общая патология
Сестринское дело при инфекционных болезнях
Сестринское дело в педиатрии
Сестринское дело в хирургии
Сестринское дело в терапии



Учение об инфекционном и эпидемическом процессах.
Учение об иммунитете
Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований.
Микрофлора организма человека.
Внутрибольничные инфекции.

Оснащение занятия:

  1. Методическое:

    1. Методическая разработка преподавателя

    2. Раздаточный материал для студентов

  • Опорный конспект занятия

  • Наглядный материал по изучаемым видам червей

  • Фотографии паразитических червей

  • Схемы: цикла развития гельминтов, механизма заражения гельминтами

  • Таблица «Классификация гельминтов и профилактика гельминтозов»

  • ^ Таблица для самостоятельной работы на уроке «Заболевания, вызываемые гельминтами»


Учебные пособия и материалы:

  1. Генис Д.Е. «Медицинская паразитология» 1991, с.240

  2. Барышников Е.Н., 2005, с 250


2.Техническое оснащение

  • Компьютер

  • Интерактивная доска


Обеспечение к ТСО

  • Презентация в программе «POWER POINT»


Методы и приемы

  1. Словесные методы

  • Объяснение нового материала

  • Устный опрос

  • Тестовые задания

  • Опережающее задание




  1. Наглядные методы

  • Использование технических средств (презентация)

  • Применение иллюстраций




  1. Практические методы

  • Упражнение по заполнению таблицы

  • Составление профилактических листовок

  • Тестовые задания

Литература для студентов и преподавателя
1. Генис Д.Е. «Медицинская паразитология» 1991, с.240

2. Барышников Е.Н., 2005, с 250

3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах.

Том 3. Зоология М. 2002.

4. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М., 1978.

Том 1,2.
Самостоятельная работа

1. Внеаудиторная самостоятельная работа по составлению профилактических бесед для различных групп населения
Рекомендации по проведению занятия

  1. Опорный конспект для студентов

  2. Опережающее задание


План занятия

    1. Организационный момент

    2. Мотивация учебной деятельности

    3. Актуализация знаний

    4. Изложение нового материала

    5. Закрепление нового материала

    6. Повторение и анализ основных изученных фактов, явлений, теорий

    7. Обобщение и систематизация понятий

    8. Рефлексия

    9. Подведение итогов занятия

      • Обсуждение результатов занятия и выставление оценок

      • Домашнее задание




^ 8. Ход занятия:

п/п

Этап занятия

Время

Методы

обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент

3




Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и основные этапы занятия. Объясняет значимость темы для профессиональной деятельности медицинской сестры.

Записывают в тетради тему и цели занятия

2.

Мотивация учебной деятельности

5

Объяснительно-иллюстратив

ный

Выделяет значимость темы для профессиональной деятельности медицинской сестры

Обсуждают сферы применения

3.

Актуализация знаний

22

Тестовый

Инструктирует студентов, раздает тесты, задает вопросы, корректирует ответы

Пишут тесты

4.

Повторение и анализ основных изученных фактов, явлений, теорий

40

Практический и устный

Контроль усвоенного материала, Инструктирует студентов, задает вопросы по материалу.

Отвечают на вопросы преподавателя, заполняют таблицу: «Заболевания, вызываемые гельминтами»

5.

Обобщение и систематизация понятий

15

Практический и устный

Контролирует выполнение заданий.

Отвечают на вопросы преподавателя

6.

Рефлексия

3

Проблемный

Предлагает студентам обобщить полученные знания, проанализировать ошибки, задать вопросы по теме.

Обобщают полученные знания, анализируют ошибки, задают вопросы.

7.

Итоги занятия

2




Оценивает работу группы, выставляет отметки и комментирует их, дает задание на дом.

Записывают задание на дом

^ Общее время занятия (мин)

90





9. Содержание занятия

Общая характеристика и классификация гельминтов.

Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). Источники инвазии, пути распространения и заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Характерные клинические проявления гельминтозов. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале (кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва, вода) и промежуточных хозяевах (например, рыбе, мясе). Профилактика гельминтозов.

Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и микроскопическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, прямой гемагглютинации, кольцепреципитации, латексной агглютинации, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), аллергическое исследование (кожные пробы).

10. Домашнее задание:
Характеристика и классификация гельминтов. Особенности морфологии. Методы микробиологической диагностики гельминтозов. Составить таблицу: «Классификация гельминтов и профилактика гельминтозов»
^ Критерии оценки знаний и умений студентов
По итогам работы студентов на занятии по данной теме выставляется общая

оценка, складывающаяся из оценок за выполнение различных видов заданий

на разных этапах занятия:
1.Оценка за выполнение домашнего задания

2, Оценка за знание изучаемого материала

3. Оценка за выполнение упражнений

4. Оценка за выполнение тестовых заданий





^ ФИО студента

1

2

3

4

Итог

1



















2



















3



















4



















5



















6



















7



















8



















9



















10



















11



















12



















13



















14




















1. Оценка «5» (отлично) - ставится, если студент выполняет все задания без

ошибок, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит

к их выполнению. Студент дополняет ответы других студентов и активно участвует в разборе ошибок. Допускает 1 или 2 ошибки, которые исправляет самостоятельно
2. Оценка «4» (хорошо) - ставится, если студент выполняет все задания с

незначительными ошибками и не точностями. Требуется помощь со стороны преподавателя.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое

количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания

частично. Студент не дополняет ответы других учащихся. Не участвует в разборе ошибок.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть

заданий выполняет неверно, допускает грубые ошибки. Студент отказывается от ответа без уважительной причины.




^ Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология.

Гельминтозы - заболевания, вызываемые паразитическими червями-гельминтами.

Встречаются они во всех странах мира. Эти заболевания имеют определенные территориальные и социальные особенности распространения, но в связи с высокой миграцией населения в последние годы, они стали встречаться повсеместно, поэтому лабораторная паразитология сохраняет актуальность и значимость.

Различные виды гельминтов являются возбудителями болезней, в основе которых лежит: интоксикация, механические повреждения органов и тканей организма, аллергические реакции, нарушения обменных процессов в результате особенностей питания паразитов. Человек заражается, если яйца или личинки гельминтов различными путями (через грязные руки, с пищей, через кожные покровы и т.д.) попадают в его организм.

Возбудители гельминтозов человека относятся к двум типам: плоские и круглые черви. Плоские делятся на ленточные (цестоды) и сосальщики (трематоды).

Классификация гельминтов
^ I. Тип Плоские черви
1. Класс Сосальщики(Trematoda)

представители:

а) Печеночный сосальщик (Fasciolla hepatica)

б) Легочный сосальщик

в) Шистосома или кровяной сосальщик
2. Класс Ленточные черви (Cestoda)

представители:

а) Свиной цепень (вооруженный цепень)

б) Бычий цепень

в) Широкий лентец

г) Эхиноккок

д Альвеококк
^ II. Тип Круглые черви (Nemathelminthes)
1.Класс Собственно круглые черви (Nematoda)

представители:

а) Аскарида человеческая (Ascaris lumbricoides)

б) Острица (Enterobius vermicularis)

г) Власоглав
Для гельминтозов характерно сравнительно медленное, хроническое течение болезни. При большинстве кишечных гельминтозов паразитирование единичных особей протекает обычно бессимптомно.

Жизненный цикл разных видов гельминтов различен, но развитие их приблизительно одинаково и происходит по следующей схеме: взрослые гельминты, обитающие в теле хозяина (человека) после оплодотворения начинают выделять яйца или личинки в окружающую среду.

В зависимости от особенностей биологии, механизма передачи инфекции гельминтозы человека делятся на три группы:

геогельминтозы, биогельминтозы и контактные.

Геогельминтозы – это наиболее распространеные болезни, возбудители которых передаются человеку через элементы неживой природы, где происходит их эмбриональное развитие. К ним относятся аскаридоз, трихоцефалез.

Биогельминтозы - болезни, возбудители которых передаются человеку от животных и в их организме происходит определенный этап развития гельминтов. (Дифиллоботриоз, описторхоз и другие трематодозы); Контактные гельминты - болезни, возбудители которых передаются человеку непосредственно от больного или через окружающие его предметы (энтеробиоз).

В остром состоянии разные гельминтозы имеют схожие клинические проявления. При кишечных гельминтозах основные симптомы:


  • лихорадка,

  • боли в животе, мышцах, суставах,

  • диспепсические расстройства или наоборот запор,

  • кожные высыпания.

  • боль,

  • расстройство кишечника,

  • астения,

  • повышенная раздражительность.

  • зуд в области складок прямой кишки (при энтеробиозе)

  • ярко выражены признаки колита (при трихоцефалезе)


Диагностические методы исследования гельминтозов:

1.Для выявления яиц кишечных гельминтов мы используют копрологические методы (исследование кала)
2. Для диагностики тропических гельминтозов (филяриатозов и др.) исследуется кровь и срезы кожи (онхоцеркоз). При подозрении на мочеполовой шистосомоз исследуют мочу, на парагонизм – мокроту.
3. Из косвенных методов при диагностике острой фазы гельминтов и болезней, вызванных личиночными стадиями (эхинококкоз, цистицеркоз, трихинеллез), применяют серологические методы исследований (метод ИФА)

^ I. Тип Плоские черви
1. Класс Сосальщики(Trematoda)
Печеночный сосальщик (Fasciolla hepatica)

Описторх

Описторх получил название кошачий, или сибирский, сосальщик, т.к. впервые был обнаружен в Сибири у кошек в 1884 г. и позднее у человека. Тело описторха ланцетовидное до 1 см длиной. Яйца очень мелкие, длиной 26-30мкм. Описторх паразитирует в желчных ходах печени, желчном пузыре и поджелудочной железе человека, собаки, свиньи и некоторых диких животных.

Жизненный цикл описторхиса состоит из трех стадий. Промежуточный хозяин - моллюск, дополнительный хозяин - карповые рыбы (язь, елецплотвдр.). Окончательный хозяин – человек, собака, свинья и др.

Развитие яиц возможно только в пресноводных водоемах, здесь из яиц «вылупляются» личинки, заражающие моллюсков. Приблизительно через два месяца видоизмененные личинки выходят в воду, и плавают около дна, где их съедают рыбы (лещ, плотва, жерех, язь и др.). Личинки внедряются в мышцы рыб и через 6 недель становятся зрелыми и способными к заражению человека или животных (кошек, собак, лисиц и др.). У кошачьей двуустки нет ни самцов. ни самок – эти паразиты двуполы (гермафродиты).

Описторхисы ведут прикрепленный образ жизни в печени, жёлчном пузыре и поджелудочной железе окончательного хозяина. В организме человека описторхис может жить до 40 лет. Человек заражается при употреблении в пищу слабопровяленной, малосольной, подвергнутой недостаточной термической обработке или сырой (строганина) рыбы.

Описторх вызывает у человека заболевание – описторхоз.    
Заражение человека происходит при поедании сырой или вяленой рыбы, зараженной личинками описторхиса. Из кишечника личинки перемещаются в печень, жёлчный пузырь и поджелудочную железу, где через 4 - 4,5 месяцев описторхисы вырастают во взрослых паразитов.


^ Яйцо описторхиса Описторхис - взрослая особь
Это заболевание широко распространенно в России среди населения, проживающего вдоль больших рек. По данным Министерства Здравоохранения РФ, 77% заболевших кошачьей двуусткой - это городское население, причем количество заболевших ежегодно возрастает. Основные проблемы, которые испытывает человек, зараженный описторхисом, - это боль в правом подреберье, тошнота, обильное слюнотечение, возможны аллергические проявления. К сожалению, России до сих пор принадлежит мировое первенство по заболеваемости описторхозом

среди населения. В научной литературе описан случай обнаружения у больного 75 тысяч паразитов.

У людей, страдающих описторхисом, часто наблюдаются сильные боли в подложечной области и в правом подреберье, тошнота, обильное слюнотечение, рвота, головокружения, слабость, головные боли, печень увеличивается и становится болезненной.

Опасность от заражения кошачьей двуусткой состоит в том, что в начальной стадии – это только отравление продуктами жизнедеятельности описторхиса, что приводит к аллергическим проявлениям, головным болям, лихорадке.

Заражение кошачьей двуусткой опасно для человека. В начальной стадии заболевания происходит отравление организма продуктами жизнедеятельности описторхиса, что приводит к аллергическим проявлениям, головным болям, лихорадке. Но если описторхисы размножились сильно, то возможно закупоривание желчных ходов, и помимо токсического воздействия происходит механическое раздражение пораженных органов. Длительное паразитирование описторхисов может создать предпосылки к развитию рака желчевыводящей системы.

^

Методы диагностики


  • Микроскопия. Выявление яиц описторхиса в дуоденальном содержимом и в фекалиях.

  • Анализ крови. Кровь исследуется на количество эозинофилов и признаки анемии.

  • Метацеркарии можнл обнаружить в свежей рыбе, когда сохраняется подвижность личинок (это важный отличительный признак).



Профилактика:

Чтобы не заразиться кошачьей двуусткой, достаточно употреблять в пищу хорошо прожаренную или проваренную рыбу, избегать строганины, малосольной рыбы. И конечно заботиться об охране водоемов – не допускать их загрязнения испражнениями человека и животных.

Также не забывайте о домашних питомцах! Помните, что кошки и собаки подвержены этому паразитарному заболеванию. Не следует кормить их сырой рыбой.

^ Легочный сосальщик

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconКлары Цеткин Департамента здравоохранения города Москвы Методическая...
Методическая разработка для преподавателя теоретического занятия Профессионального модуля. 04 Выполнение работ по профессии младшая...
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка теоретического занятия по теме: «Первая медицинская...
Настоящая учебно методическая разработка написана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателей...
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Основы трансфузиологиии» иего...
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка теоретического занятия мдк 07. 02. Безопасная...
Дисциплина пм. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством...
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка открытого занятия
Методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного...
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя тема «вич-инфекция»
К важным направлениям медицины относятся современная диагностика, лечение и профилактика инфекционных болезней
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка Открытого урока по теме «Понятия о контрольно-кассовых...
Деловая игра как технология личностно-ориентированного образования на уроках оборудования торговых предприятий по теме «Понятия о...
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка Организация и проведение учебного занятия...
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки» социально-педагогического...
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...
Методическая разработка Теоретического занятия по теме: «Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология» iconМетодическая разработка теоретического занятия Тема: «Промывание желудка»
Профессиональный модуль 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница