Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники




Скачать 50.71 Kb.
НазваниеКонспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники
Дата публикации06.10.2013
Размер50.71 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Биология > Урок
План конспект урока в 7 классе

Тема урока: отдел Лишайники.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей отдела Лишайники как симбиотических организмов, многообразием форм и значением в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательная: раскрыть особенности лишайников как симбиотических организмов




  • Развивающая: показать их роль в природе и практическое значение;

  • Воспитательная: продолжить формирование умений работать с учебником

  • Тип урока: изучение нового материала.
    Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
    Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций .
    Средства наглядности: коллекция лишайников, таблицы; рисунки с изображением лишайников.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

    • Приветствие;

    • Подготовка аудитории к работе;

    • Наличие учащихся.

  2. Целеполагание.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

^ ХОД УРОКА

1. Организация класса. Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.  

2. Целополагание.
3. Изучение нового материала.

Лишайники - группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: автотрофный – водоросль и гетеротрофный - гриб. Вместе они образуют единый организм. Для каждого вида лишайников характерна постоянная, сложившаяся в процессе исторического развития форма симбиоза – взаимополезного гриба с конкретной водорослью.

По величине лишайники разнообразны, их размеры – от нескольких до десятки сантиметров. Тело лишайников представлено слоевищем, или талломом. В зависимости от образующегося пигмента, оно может быть серым, сизым, зеленоватым, буро-коричневым, желтым, оранжевым или почти черным.

Различают три основных типа слоевищ лишайников: накипной, листоватый и кустистый, между которыми встречаются переходные формы. Наиболее простые – накипные, или корковые, похожие на кору деревьев. Они растут на поверхности почвы, горных пород, на коре деревьев или кустарников, плотно срастаются с субстратом и не отделяются от него без значительных повреждений.

Более высокоорганизованные лишайники имеют листоватое слоевище в форме пластинок, распространенных по субстрату и срастающихся с ним посредством пучков гиф. На субстрате лиственные лишайники имеют вид чашек, розеток или обычно разрезанных на лопасти крупных пластинок.

Наиболее сложно организованные слоевища – кустистые, имеющие форму столбиков и лент, обычно разветвленных и срастающихся с субстратом только основанием. Вертикальный рост слоевища позволяет ему лучше использовать солнечный свет для фотосинтеза.

У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения грибных нитей, между которыми находится сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями. Корковый слой грибов укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения. Основная функция сердцевинного слоя – проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл.

Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней., а клетки водорослей играют роль листьев в зеленых растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества. Таким образом, лишайники представлена автогетеротрофные организмы. Лишайнику как целому организму присущи новые биологические качества, не свойственные его компонентам вне симбиоза. Благодаря этому лишайники обитают там, где не могут жить ни водоросли , ни грибы в отдельности. Водоросль, входящая в симбиотический организм лишайника, отделенная от гриба, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли существовать не может. Среди лишайников различают группы видов, растущих на почве, деревьях, скалах и т.д.

Внутри них можно выделить еще более мелкие группы: обитающие на известковых или кремнистых горных породах, на коре деревьев на листьях и др. на обрабатываемых землях лишайники не встречаются из-за своего очень медленного роста, который объясняется медленным накоплением органических веществ. Они очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, лишайники встречаются во всех биогеографических зонах, особенно в умеренных и холодных областях, а также в горах. Лишайники способны переносить длительное высушивание. Фотосинтез и питание у них в это время прекращаются. Устойчивость к засухе и низкой температуре позволяют им переживать периоды резкого изменения условий существования и возвращаться к жизнедеятельности даже при низкой температуре и незначительном содержании углекислого газа, когда многие растения погибают.

Вопрос: Как размножаются лишайники, как размножаются грибы и водоросли? (Ответ: бесполым путем, при помощи спор, при участии полового процесса.)
Лишайники размножаются в основном вегетативно – частями слоевища. Хрупкие в сухую погоду, лишайники легко ломаются от прикосновения животных или человека; отдельные кусочки, попав в соответствующие условия, развиваются в новое слоевище. Однако они могут размножаться и спорами, которые образуются половым или бесполым путем.

Лишайники встречаются во всех биогеографических зонах.

Вопрос: Какие природные зоны вы знаете? ( Ответ: тундра, лесотундра, лесная зона.)
Широкое распространение лишайников обусловлено многими факторами, из которых основные – их способность противостоять неблагоприятному воздействию среды, легкость вегетативного размножения, дальность и высокая скорость переноса отдельных частей слоевища.

Значение лишайников велико. Как автогетеротрофные компоненты биогеоценозов они аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения других растений.

В тундре, где лишайников особенно много, их используют как корм для северных оленей. Наибольшее значение в этом отношении имеет ягель – олений мох. Используют в пищу лишайники и некоторые другие дикие животные, например косули, лоси, маралы. Лишайники служат индикаторами (показателями) чистоты воздуха, так как они очень чувствительны к его загрязнению. Некоторые лишайники используют как сырье для химической промышленности.

^ 4. Закрепление изученного.


  • Допишите предложение.

Лишайники – это __________ организмы. Они состоят из гриба и _____. Зеленая ______ образует _______ вещества, используемые _______, который снабжает _______ водой и растворенными в ней ________ солями. Лишайники размножаются в основном _________ - частями ______ .

  • Дополните схему.



  • Выберите правильные утверждения.

1. Лишайники - это организмы-симбионты.

2. вегетативное тело лишайников представлено слоевищем, или талломом.

3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

4. Наиболее простой тип лишайников – кустистый.

5. Автотрофный компонент лишайников - гриб.

6. Лишайники размножаются только половым путем.

7. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.
5. Подведение итогов.

1.Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2.Оценить работу учеников во время занятий.
6. Домашнее задание. Изучить текст учебника; выполнить задание рубрики «Какие утверждения верны»; подготовить сообщение о ракообразных.

Похожие:

Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconКонспект урока литературы в 11 классе Тема урока
Тема урока: Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconПлан-конспект урока повторение материала изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Вы уже изучали эту замечательную часть речи в начальной школе, в пятом классе. Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети называют...
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconКонспект урока литературы Тема урока
Урок можно провести в 9 или 10 классе в зависимости от уровня подготовки обучающихся
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconКонспект урока по немецкому языку в 6 классе. Тема урока: «Распорядок дня»
Методы организации работы: словесные, иллюстративные, репродуктивные, работа в парах
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconПлан-конспект урока английского языка в 5 классе тема: «learning more about each other»
Оборудование и оснащение урока: карточки с заданием, аудиозапись рассказа, презентация, мультимедийный проектор, экран
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconКонспект открытого урока по математике в 10 классе (профильный уровень)
Тема урока. Различные способы доказательства теоремы о трех перпендикулярах и её применение при решении задач
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconКонспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные...
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа...
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconПлан-конспект урока физической культуры в 9 классе Тема урока: Баскетбол....
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, мультимедийный проектор, компьютер
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconУрок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе. Умк «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Беджаше Майя Нуриевна, учитель высшей...
Конспект урока в 7 классе Тема урока: отдел Лишайники iconТема урока: Рождение новой европейской науки
Конспект урока истории в 7 классе учителя истории мкоу лысовской сош ляковой Л. Н
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница