Скачать 6.35 Mb.
|
И.В.ДУНАЕВ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА ТЕХНИКА И МЕТОДИКИ Учебное пособие Дунаев И. В. г™.. Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие.— М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000.—480 с. ISBN 5-7856-0172-9 Учебное пособие написано широко известным практиком и теоретиком лечебного массажа, автором целого ряда методических и учебных пособий по массажу. Автор обобщил свой 30-летний опыт работы в профессиональной школе массажистов Кисловодска, подробно описал методики трех основных разновидностей лечебного массажа — классического, рефлек-торно-сегментарного и точечного с конкретными рекомендациями по применению в лечении самых различных заболеваний. Пособие снабжено терминологическим словарем-справочником, который значительно расширяет возможности его использования в различных читательских кругах. Пособие написано ясным, доходчивым языком на высоком методическом уровне. Для студентов и преподавателей высших и средних медицинских учебных заведений, массажистов и всех, интересующихся лечебным массажом. ББК 67.99(2)5 ISBN 5-7856-0172-9 © Дунаев И. В., 2000 © Оформление. ООО "Издательство ЮКЭА", 2000 Посвящается моей любимой жене и помощнику Клавдии Петровне Дунаевой ВВЕДЕНИЕ К истории массажа Массаж (фр. massage < греч. massein "разминать, растирать") известен с незапамятных времен, хотя такого понятия еще не существовало. Достаточно сказать, что в Древней Руси были весьма популярны и у простонародья, и у знати повитухи, костоправы, знахари. Умело пользуясь различными приемами, они вправляли вывихи, лечили переломы, избавляли от запоров и ломоты в пояснице, исправляли неправильное положение матки и т. д. На древнем Востоке оздоровительный массаж проводили, как правило, в банях. "Гассан... разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение",— с восхищением описывал А. С. Пушкин тифлисскую баню. Уже в древности врачи стали пользоваться массажем как методом лечения. Он был известен в Китае, Японии, Греции, о массаже упоминает Гиппократ (460—377 до н. э.). Наряду с массажем тогда же применяли лечебные приемы, напоминающие акупунктуру. Развитию массажа способствовали работы шведского врача П. X. Линга (1776—1839), применявшего его вместе с гимнастикой. В России в XIX в. разработали физиологическое обоснование влияния массажа на организм здорового и больного человека, определили показания и противопоказания к применению массажа при различных заболеваниях, создали классификацию массажных приемов и методики применения лечебного массажа. Большая заслуга в популяризации массажа принадлежит русскому врачу И. В. Заблудовскому, создавшему в Берлине (1882) первую Государственную школу по изучению массажа. Его работы по массажу в хирургии, терапии и спорте до сих пор имеют большое научное значение. И. В. Заблудовским написано свыше 100 научных работ по физиологическому обоснованию действия массажа и методике массажа. Он ввел в массаж ряд новых массажных приемов, внес большой вклад в развитие спортивного массажа. Благодаря его исследованиям массаж привлек внимание многих русских ученых: С. Л. Боткина, В. А. Манасеина, Л. А. Остроумова, В. А. Ратимова, Д. О. Отта, А. Н. Маклакова, В. А. Штанге, Г. И. Турнера, А. Е. Щербака и др. Началось изучение механизма действия массажа, его методики и техники, показаний и противопоказаний. Д. О. Отт написал ряд работ о значении применения массажа в акушерско-гинекологической практике. В 1888 г. он организовал в акушерско-гинекологической клинике (Петербург) специальные курсы по гинекологическому массажу. Большой вклад в дело внедрения массажа в офтальмологию внес А. Н. Маклаков, ему принадлежит приоритет введения в офтальмологию механической вибрации. В 1893 г. он сконструировал вибрационный аппарат, который применялся при лечении различных хронических заболеваний глаз. К. А. Шульц, Н. И. Гуревич и другие применяли массаж в хирургической клинике при лечении переломов. Действие вибрационного массажа на организм глубоко и всесторонне изучали В. М. Бехтерев, Н. Ф. Чикаев, М. Я. Брей-тман, А. Е. Щербак, Е. Ц. Андреева-Галанина. Большое значение для развития массажа имели работы таких ученых, как Е. И. Залесова, Р. В. Кипарский, Л. И. Буб-личенко, В. Ф. Снегирев, А. Р. Киричинский и др. Однако в дореволюционной России массаж не получил широкого распространения среди населения: не было кадров квалифицированных массажистов, а услуги немногих специалистов, владеющих искусством массажа, были слишком дороги, поэтому подавляющее большинство по-прежнему обращались за помощью к знахарям. После 1917 г. массаж начинают применять в больницах, поликлиниках, физкультурных диспансерах, санаториях, детских лечебных учреждениях, широко использовать в косметике и спорте. Много сил и энергии отдали развитию массажа советские ученые — И. М. Саркизов-Серазини, А. Ф. Вербов, В. К. Крамаренко, А. Е. Щербак, В. К. Стасенков, В. Е. Васильев и другие. Особое значение массаж приобрел во время Великой Отечественной войны, когда необходимо было восстанавливать здоровье сотен и тысяч раненых, находящихся на излечении в госпиталях. Создавались специальные курсы по подготовке массажистов, часто из числа участников войны, оставшихся без зрения. Массаж получил широкое распространение в нашей жизни, особенно в последние десятилетия, во всех своих разновидностях (гигиенический, косметический, спортивный), но главную роль играет, конечно, лечебный массаж, который зачастую является единственным средством лечения тех или иных заболеваний. ^ 1. Массажист должен знать нормальную топографическую и патологическую анатомию, особенности строения различных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемой части тела, свободно ориентироваться в расположении кожных зон сегментарной иннервации и уметь отличать патологическое состояние тканей и органов от нормального. Знание топографической анатомии особенно важно в связи с введением в лечебную практику сегментарного и точечного массажа. Только при строгом выполнении этого требования учащийся сможет стать квалифицированным специалистом. В противном случае, плохо понимая, например, почему одни приемы можно делать только в одном направлении, а другие — в любом, он не будет получать полноценных лечебных результатов в работе. 2. Массажист обязан безукоризненно владеть пальпаторным методом исследования. Хотя незрячие люди обладают большой чувствительностью пальцев, но даже не у каждого из них она осмыслена, поэтому необходима ежедневная тренировка пальцев. Кроме того, рекомендуется проводить специальные занятия по пальпации начиная с первого курса обучения. Учащемуся должны быть хорошо знакомы ощущения, возникающие при пальпации человеческого тела. Он должен научиться пальпаторно распознавать отдельные мышцы, мышечые группы, связки, сухожилия, места прикрепления сухожилий к костям, определять пастозность (потеря эластичности) и отечность тканей, отличать повышенный или пониженный мышечный тонус от нормального и знать расположение основных сосудисто-нервных пучков. Хорошо развитая чувствительность пальцев позволяет массажисту опре- делить состояние массируемых тканей и понять, когда необходимо закончить массаж на данном участке и перейти на другой. Чтобы сохранить высокую чувствительность пальцев, необходимо оберегать кожу рук от ранений, нагноения, высушивания, ожогов (об этом см. ниже). 3. Массажист обязан отлично владеть техникой, знать методику массажа и умело использовать знания при лечении различных заболеваний. Чтобы применять массаж целенаправленно, он должен отчетливо представлять физиологическое действие каждого массажного приема и знать его показания и противопоказания. Поскольку классический лечебный массаж является основой почти всех разновидностей массажа, учащийся должен глубоко освоить его приемы, а в дальнейшем постоянно совершенствовать технику выполнения массажных приемов и не допускать их искажений. Нарушение правил выполнения приемов классического массажа приводит к снижению эффективности лечения и даже ухудшению состояния больного. 4. Массажист обязан разбираться в особенностях клинического проявления различных заболеваний и в соответствии с этим умело подбирать необходимую методику или разновидность лечебного массажа, при этом он должен поддерживать тесную связь с лечащим врачом. Для правильного понимания действия массажа на различные ткани, системы органов и весь организм в целом большое значение имеет знание физиологии человека, особенно его нервной системы, так как главенствующая роль принадлежит нервно-рефлекторному действию массажа. В школе читается курс клинических дисциплин (внутренние болезни, хирургические и нервные болезни и пр.), необходимых будущему массажисту для того, чтобы следить за реакцией больного во время массажа и правильно оценивать результаты своего труда, поэтому учащиеся должны вдумчиво и внимательно овладевать знаниями этих дисциплин. 5. Массажист должен постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки путем самостоятельной работы с медицинской литературой, на семинарах в группах массажистов и курсах повышения квалификации. 6. Пальцы массажиста должны быть мягкими, гибкими, подвижными и сильными, а его движения — аккуратными и точными. Неточные жесты могут показаться пациенту двусмысленными. 7. Руки у плохо видящих и незрячих массажистов — это "вторая пара глаз", поэтому они должны быть развитыми и выносливыми. 8. Массажист должен одинаково владеть обеими руками для сохранения и качества массажа, и работоспособности, для чего ему необходимо постоянно тренировать мышцы рук. 9. Массажист обязан внимательно относиться к жалобам пациента, быть выдержанным, терпеливым и в то же время настойчивым для достижения лечебного эффекта. Он должен уметь рассеять пессимистическое настроение пациента и внушить ему веру в выздоровление. 10. Отношения между пациентом и массажистом очень важны для эффективности лечения, поэтому массажист должен быть корректен, предупредителен, тактичен и находчив, но не допускать фамильярности в обращении с пациентом, тем более обсуждать с ним качество работы своих коллег или лечащего врача. Это повышает авторитет массажиста и располагает пациента к доверию. Нередко пациенты посвящают массажиста в интимные стороны своего заболевания и личной жизни. Массажист не должен разглашать тайны пациента, иначе это может привести к различным конфликтам и резкому снижению авторитета массажиста в глазах пациентов. 11. Недопустимо проявление массажистом раздражения или недовольства пациентом. Пациенты очень чувствительны к равнодушному отношению к своим жалобам, поэтому каждую жалобу пациента следует внимательно выслушать, по возможности извлечь из нее новые данные и использовать их для более эффективного применения массажа. 12. Эти важные для массажиста качества учащиеся должны воспитывать в себе с первых занятий, с первого знакомства друг с другом, с преподавателями, с остальными окружающими. Все это в дальнейшем поможет им легко и естественно наладить доверительные отношения с пациентами. ^ Медицинская фсфма массажиста должна состоять из медицинского халата и медицинской шапочки (у массажисток может быть белая косынка). Недопустимо, чтобы во время работы волосы массажиста касались тела больного или массируемого участка. Медицинский халат может быть бортовым, застегивающимся или завязывающимся сзади. Предпочтительнее бортовой халат: он не стесняет движений, в нем достаточно открыта шея, лучше вентилируется тело во время работы. Халат должен быть чистым, все его детали (пуговицы, завязки, карманы) должны быть пришиты, рукава подвернуты выше локтя (рукав, опущенный ниже локтя, мешает во время работы, стесняет движения рук, прикосновение рукава к телу пациента вызывает у последнего неприятное чувство). Нижний край халата должен закрывать край платья. В карманах халата не должно быть предметов, беспокоящих пациента. Халат не должен быть слишком широким или слишком узким: слишком широкий — имеет неряшливый вид, слишком узкий — стесняет движения во время работы и препятствует нормальной циркуляции воздуха над поверхностью тела, что ведет к нарушению терморегуляции, перегреванию тела и преждевременному утомлению массажиста. Одежда. Перед приемом пациентов массажист переодевается в рабочую одежду, которая должна храниться в кабинете. Одежда должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений и не сдавливающей грудную клетку и талию, свободно пропускать воздух и не задерживать влагу, в частности пот, выделение которого усиливается во время работы. Тугой пояс сдавливает мышцы и сосуды поясницы и брюшного пресса, способствуя их утомлению и нарушая нормальную работоспособность. Обувь. Практикой установлено, что работать в обуви на высоком каблуке неудобно — ноги становятся неустойчивыми и быстро устают. Обувь без каблуков способствует развитию плоскостопия, при этом возможны боли и судороги в икроножных мышцах и нарушение кровообращения в ногах. Лучше работать в удобной и свободной обуви со средним и широким устойчивым каблуком. Рабочую обувь следует хранить в шкафу массажного кабинета. Уход за руками. Во время массажа на руках не должно быть колец, часов, браслетов во избежание нанесения микротравм больному. Кожа кистей и пальцев не должна иметь омозолелостей, ссадин, царапин, гнойничков. Ранки на руках массажиста во время работы загрязняются и могут нагноиться, поэтому такими руками работать нельзя. Перед началом массажа и после него тщательно вымыть руки теплой водой с мылом (лучше всего в присутствии пациента). Если руки мыть постоянно холодной водой, то кожа, осо- бенно на тыльной поверхности кисти и пальцев, становится сухой, тонкой; в холодное время года на ней появляются трещины, вызывающие болезненные ощущения. После работы вымыть руки теплой водой, слегка высушить их и смазать тонким слоем питательного крема или специальным составом: глицерина — 25 г, нашатырного спирта — 2,5 г, винного спирта — 5 г, душистого глицерина — 2 г. При повышенной потливости ладоней рекомендуется периодически обтирать их сухим полотенцем или пользоваться тальком. Тальк гигроскопичен и хорошо впитывает воду (пот). Можно протирать ладони ватой, смоченной водно-спиртовым раствором или эфирно-спиртовой смесью, в крайнем случае, 1—2 % раствором формалина. Ногти на руках должны быть достаточно короткими, для чего их необходимо периодически обрабатывать специальной пилочкой, при этом край ногтя не должен быть острым. Заусенцы ногтевого ложа обрабатывать с помощью острых ножниц, йода или бриллиантовой зелени. Участки загрубевшей кожи на ладонях ликвидируются пемзой во время мытья рук или тонкой наждачной бумагой, когда руки сухие. Прочие требования. Во время работы массажист часто располагает свое лицо близко к лицу пациента, поэтому необходимо следить за чистотой полости рта. Неприятный запах бывает при наличии больных зубов, при гнойных пробках в миндалинах и т. д. Учитывая это, массажист должен вовремя лечить зубы и носоглотку. Не следует забывать и о том, что некоторые пациенты не переносят запаха духов или одеколона, — в таком случае желательно воздержаться от их употребления. ^ При первом посещении пациенту следует разъяснить, что массаж проводится на чистой коже, так как загрязненная кожа способствует опасности ее инфицирования во время массажа. Если пациент, впервые прибыл на массаж с недостаточно чистой кожей, протереть кожу массируемого участка ватным тампоном, смоченным водно-спиртовым раствором или раствором хлорамина. Густой волосяной покров на поверхности массируемого участка препятствует проведению массажа. Захват волос руками массажиста вызывает у пациента боль, при этом волосяная луковица раздражается и может воспалиться, что делает дальнейшее проведение массажа невозможным. В таком случае можно порекомендовать снять волосы машинкой, но не брить, потому что бритва снимает не только волосы, но и поверхностный слой эпидермиса, отчего кожа становится тонкой и легко ранимой. На первой процедуре для лучшего скольжения можно применить вазелин или тальк. После массажа вазелин убрать ватным тампоном, смоченным в спирте. Совершенно недопустимо, чтобы пациент ложился на массажный стол в брюках и обуви. Незрячие и со сниженным зрением массажисты особенно тщательно должны следить за этим. |
![]() | Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника... Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие.— М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство юкэа», 2000.—480... | ![]() | Учебное пособие / автор-сост. О. В. Головин Новосибирск : Изд-во... Факультету физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета 20 лет (1989-2009); Новосибирск: ООО... |
![]() | Учебное пособие Рекомендовано Главным управлением развития общего... К78 Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. 144 с. Isbn 5-7301-0101-5 | ![]() | Учебное пособие Новосибирск 2001 Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей всех форм обучения. В первой части пособия рассмотрены основные понятия... |
![]() | Учебное пособие Кировград С. Е. Артёмова учебное пособие для учащихся старших классов Учебное пособие предназначено для уроков по деловому письму в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы. Пособие является дополнительным... | ![]() | Учебное пособие удк 347. 965 (071. 1) Ббк 67. 99(2) Б 77 Бойков А. Д., Капинус Н. И. Адвокатура России: Учебное пособие. М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова.... |
![]() | Учебное пособие. М.: Право и Закон, 1997. 320 с. Isbn 5 7858 0019 5 Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии... | ![]() | Учебное пособие для учащихся начальной ступени общеобразовательных учреждений Учебное пособие предназначено для дополнения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» |
![]() | Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного... Гиенко Е. Г., Канушин В. Ф. Геодезическая астрономия: Учебное пособие. Новосибирск: сгга, 2003. …с | ![]() | Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / дгту. Махачкала,... |