Вопросы для разминки на начало викторины




Скачать 101.75 Kb.
НазваниеВопросы для разминки на начало викторины
Дата публикации26.07.2013
Размер101.75 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Биология > Документы
МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Приокский»

Отдел экологии

«В мире змей»

(игра-викторина для учащихся 4 – 7 классов)

Автор: Гусева Наталья Петровна,

педагог-организатор,

педагог дополнительного образования.

Рязань, 2013 год.


Оборудование:

Мультимедийный проектор, ПК, презентация «Потомки динозавров»; «драконы»: рисунки, игрушки, поделки, фотографии, контуры и т.д.

1 этап - предварительная подготовка.

  1. Игрокам: прочитать о змеях, обитающих в Рязанской области. Найти информацию о кобрах – самых известных героях мифов, сказок, легенд прошлого и современности. Продумать (записать для себя) правила поведения при встрече со змеями. Найти информацию о самых необычных представителях мира змей.

  2. Ведущим (3 человека – учащихся более старших классов или активистов, обучающихся объединений «экология») подобрать материал:

- загадки о змеях;

- подобрать информацию для задания «ЭТО ПРАВДА или НЕТ?»;

- вопросы для разминки - на начало викторины.

3. Подготовка видеозаданий – мультимедийной презентации «В мире змей».

^ 2 этап – проведение игры-викторины «В мире змей».

Призёры (1, 2, 3 место) определяются по наибольшему количеству очков.

Сообщение цели игры-викторины Слайды № 1, 2, 3, 4.

Кратко о традициях предновогодних встреч обучающихся объединения «Клуб ЭКОАС», проведения игр-викторин «Год животного».

Правила проведения игры-викторины: поведение, право на ответ, ведение индивидуальных записей, судейство, помощь «друга», подсчёт результатов, штрафные очки.

Педагог: Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы столь противоречивые чувства у людей. У одних (вероятно, у большинства) – страх и отвращение, у других – поклонение и восхищение. Змеи издавна поражали воображение людей способом передвижения (у них нет конечностей, и они как бы льются по земле, бесшумно появляясь и исчезая), немигающим взглядом (неподвижность сросшихся век), сбрасыванием старой кожи - чешуйчатого покрова (как говорят в народе, «змеи вылезают из кожи»), способностью заглатывать значительно более крупных, чем их голова, животных (благодаря особому строению челюстей), своеобразной внешностью и хищностью некоторых видов. Поэтому они всегда окружены ореолом таинственности, и всякого рода преувеличения являются их постоянными спутниками. К тому же ядовитость ряда змей стала причиной всеобщего негативного отношения к ним преобладающего большинства людей

Сегодня у нас есть возможность приоткрыть тайны змей, и, надеюсь, многие из вас изменят своё негативное отношение к змеям.

Задание № 1 «Знаете ли вы змей?»

Задание: выслушайте вопрос. Запишите ответ. Правильный ответ – 1 жетон (Помогают проверять записи и раздавать жетоны игрокам другие ведущие № 2 и №3).

Ведущий № 1:

- У каких хладнокровных животных при высиживании яиц температура тела повышается на 3-4 градуса? (Питон).

- Какие ядовитые змеи, кроме гадюки обыкновенной, водятся в Рязанской области? (Никакие).

- На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии. Назовите её. (Гремучая змея).

- Какая змея умеет передвигаться не вперёд, а как бы боком. След бокового хода состоит из отдельных косых полосок с крючковатыми концами. Эти следы сразу и выдают её. О ком речь? (Пустынная гадюка – песчаная эфа).

- Какая змея умеет свивать гнездо из ... своего тела? (Тигровый питон. Кладку яиц он обвивает кольцами своего длинного тела и лежит так целых два месяца).

- Какая змея самая «сладкая» в Рязанской области? (Медянка).

- Почему рептилий называют также пресмыкающимися? (При передвижении они касаются телом земли, ползут, как бы смыкаются с ней).

- Как отличить змей от безногих ящериц? (У змей верхнее и нижнее веки срослись и стали прозрачными, а у ящериц они подвижные).

Задание № 2. Слайд № 5.

Педагог: Вы узнали эту змею? Запишите её название. (Анаконда). Правильный ответ – 1 жетон.

А теперь у вас есть возможность самим сделать змею. У кого из игроков она получится длиннее.

Из заранее розданных листов бумаги - квадратов игроки делают своих «анаконд». Использовать только принцип «рвакли». (Правильный способ: найти центр квадрата и по спирали постепенно расширяясь к краям квадрата отрывать тонкую полоску бумаги).

Подведение итогов: замерить полученные полоски «и самая длинная «анаконда» получает 2 жетона.

Задание № 3. Слайд № 6.

Педагог: Эти изображения подскажут названия видов кобр, обитающих на нашей планете. Запишите названия. Правильный ответ – 1 жетон

Проверка – слайд № 7.

Задание № 4. Слайд № 8.

Педагог: Эти виды пресмыкающихся – обитатели нашего края. Запишите их названия № изображения – название. Проверка.

Задание № 5.

Педагог: Сколько «змей вы найдёте в классе?» При выполнении задания можно свободно перемещаться по классу. (Рисунки, фрагменты изображений заранее размещены на окнах, стенах, стульях, комнатных растениях и т.п.)

Задание № 6. Слайд № 9.

Педагог: Здесь зашифрованы те, кто, не смотря на «грозность» и «опасность» змей на них охотится. Запишите получившиеся названия. Проверить.
Проверка визуальная - слайд № 10.

Задание № 7.

Ведущий № 2: прослушайте загадку и запишите ответ. Правильный ответ – 1 жетон.

  • У меня такая сила,

Что в воде, на берегу

Я любого крокодила

Победить легко могу. (Удав)

  • Злее прочих змей бываю,

Но, при встрече, в рост стою,

Тут же шею раздуваю,

Знак “Опасность!” подаю. (Кобра)

  • Это кто там лентой черной

К ручейку скользнул проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко,

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны. (Уж)

  • Часами лежит он и ждет,

Когда его жертва придёт.

Вот и добыча, бросок - и она

В объятья стальные заключена.

Выбраться ей не позволит уж он.

Это, ребята, конечно … (Питон)

  • Величава, грациозна.

Пасть её, знай, смертоносна.

Коль раздует капюшон,

Убирайся лучше вон! (Кобра)

  • Похож он сильно на гадюку,

Но взять такого можно в руку.

Ведь он совсем не ядовит

И у него не грозный вид.

Лягушек ловит возле луж

Змеючка маленькая… (Уж)

  • Толстый он и длинный очень -

Не дай Бог, приснится ночью.

Не умеет он кусаться,

Но можно сильно испугаться,

Его однажды увидав…

Всё потому, что он - … (Удав)

  • Знать твёрдо нужно детворе,

Что где-нибудь в лесу, в траве,

Её случайно можно встретить

И сразу даже не заметить.

Она по-своему прекрасна,

Но – ядовита и опасна!

Её совсем не стоит злить -

Она ведь может укусить.

На всех шипит змеюка- злюка –

Обыкновенная… (Гадюка)

^ Задание № 8. Слайд № 11, 12.
Кто мы? Друзья или враги? Для кого змеи важны и нужны?

Каждый игрок имеет право только на 1 высказывание – не более 5-7 слов. Спросить всех по очереди.

Пример: змеи - их яд, спасают человеку жизнь.

Педагог: Серьезный враг змей - человек. Уж - очень заметная и к тому же живущая вблизи человека змея. Поскольку страх перед змеями у людей в крови, а различать опасных и безобидных змей многие не умеют, «на всякий случай» уничтожают всех встретившихся. Но зная правила поведения в природе можно избежать опасности.

Ужи исчезают и из-за сокращения численности лягушек, а также вследствие осушения влажных мест их обитания. Во многих местах Европы эта змея оказалась в числе видов, находящихся под угрозой полного исчезновения.

Змеи, как и все пресмыкающиеся - нужные для природы и человека животные. Кроме практической ценности - они истребляют вредных грызунов и насекомых, дают ценное фармакологическое сырье - яд. Например, небольшая доза яда кобры способна оказать более длительное обезболивающее действие, чем наркотики, не вызывая привыкания. Некоторые препараты из яда облегчают состояние больных бронхиальной астмой, эпилепсией и бешенством, под их влиянием у лабораторных животных отмечены случаи исчезновения злокачественных опухолей, установлено, что яд гюрзы и гадюки обладает быстрым кровоостанавливающим действием и помогает при лечении гемофилии (стойкой несвертываемости крови). Яд гюрзы позволяет распознавать сложнейшие нарушения в свертываемости крови, которые не поддаются другим методам диагностики. Общеизвестны болеутоляющие свойства змеиного яда, используемого для лечения полиартрита и невралгии. Из него изготовляют сыворотки (противоядие), помогающее лечению при укусах. Ученые, изучая различные стороны биологии змей, узнали много интересного об их роли в жизни окружающей среды. Основу питания почти всех видов гадюк составляет саранча, кузнечики, мыши и полевки. По истреблению вредных насекомых гадюку можно сравнить с насекомоядными птицами (за сезон активности одна особь уничтожает до 1000 мелких саранчовых).

Педагог постепенно подводит, корректируя, добавляя ответы игроков к общему выводу: змеи – часть живой природы – необходимый компонент биосферы Земли.

Все игроки получают жетоны. За лучшее высказывание – 3 жетона.
^ Задание № 9. Слайд № 13.

Педагог: Какие из этих слов имеют отношение к змеям? Ответы запишите. Проверка – правильный ответ – 1 жетон. (Серпентология, герпетология, герпетолог, серпентафилия, этология). Прокомментировать, если необходимо.


^ Задание № 10. ЭТО ПРАВДА или НЕТ?

Ведущий № 3: Кто считает, что ответ – да – остаётся сидеть, а кто – нет – встаёт со своего места. Правильный ответ – жетон. (Отслеживают ответы и помогают раздавать жетоны другие ведущие №2 и №1).

1. В Мексике дети играют не только с котятами и щенками, но и со змеями. Там водится травоядная змея, тело которой покрыто густой шерстью. Мексиканцы называют это – необычное мохнатое существо «домашней» змеей. (Нет - все змеи плотоядны).

2. Услугами нянек-змей пользуются совы. В качестве нянек совки используют узкоротых змей. (Да).

^ Информация для ведущего. Если необходимо, зачитывается игрокам. Это очень маленькие змейки, которые обитают под землей, но совы выуживают их из-под земли и заботливо перекладывают в свои гнезда. Там совы подкармливают змей личинками жуков и других насекомых, которыми те питаются, а змеи видимо в благодарность охраняют гнезда и птенцов от всех охотников ими поживиться. Ведь несмотря на то, что узкоротая змея очень маленькая, она все-таки змея! Ученые обнаружили таких «нянек» чуть ли не в каждом пятом гнезде североамериканских совок. Причем, как удалось выяснить, птенцы в таких гнездах мало того, что имеют гораздо больше шансов выжить, чем их сверстники без няни, так они еще и развиваются гораздо быстрее. Вот такая вот няня-змея!

3. Змеи размножаются, откладывая яйца. (Нет - гремучие змеи рождают живых детёнышей).

4. У змей нет костей, а только хрящи. (Нет. Змеи могут иметь более 300 пар ребер).

5. Змеи умеют летать. (Да. В азиатских странах они взбираются на верхушки деревьев и оттуда парить вниз, расправляя рёбра в стороны. Некоторые особи могут покрывать таким образом расстояния до 100 м).

6. Внутренние органы змей расположены один за одним в теле змеи, одно легкое у них может отсутствовать. (Да).

7. Змею можно загипнотизировать музыкой. (Нет. Змеи глухи и, следовательно, не слышат музыку, заклинатель змей, притворяясь, что готовится к выступлению, слегка постукивает по корзине со змеей или притопывает).

8. Змеи могут симулировать свою смерть, упасть на спину широко открыв рот и издавать неприятные запахи. (Д.а. Ужи и плюющиеся кобры могут симулировать смерть - падает на спину, широко открыв рот и издает неприятные запах, хищники брезгуют падалью и уходят).

9. Небольшая доза яда кобры способна оказать более длительное обезболивающее действие, чем наркотики, не вызывая привыкания. (Да).
^ Задание № 11. «Я и змея» - правила поведения.

Педагог: Почему люди наделяют змей всеми пороками и что необходимо знать о ядовитых змеях? Во-первых, ни одна змея, в том числе ядовитая, не нападает на человека первой, не будучи потревоженной. Более того, даже потревоженная она старается предупредить о своем присутствии и уползти. Ее яд - это средство главным образом добывания пищи, реже – защиты. Несмотря на смертельную силу яда некоторых видов, они не представляют серьезной опасности для человека при знании их образа жизни и повадок. Как правило, большинство известных случаев укуса связаны с браконьерством, неосторожностью и незнанием окружающей местности. Во-вторых, каждому необходимо знать и различать ядовитых змей, обитающих в окрестностях их населенных пунктов. Несмотря на сходство окраски и поведения, ядовитые змеи при внимательном рассмотрении имеют характерные отличительные признаки

Педагог предлагает детям в форме «быстрых рифм» сочинить правила поведения в стихотворной форме. Ведущие записывают предложенные варианты.

Педагог проговаривает первую фразу:

Если встретил ты …ужа –

Подожди немного…

Он ведь мимо проползёт –

У него своя дорога!

^ Если встретил ты гадюку

Быстро мимо пробегай и её не задевай!

Варианты:

Стой, замри, не двигайся…

И немного отдышись …

Круто разом повернись ….
^ 3 - ий - заключительный этап викторины «В мире змей». Слайд №14.

Педагог подводит итоги встречи. Просит детей поделиться впечатлениями об игре-викторине. Какое открытие для себя вы сделали? Какое впечатление произвела встреча, игра – назовите цвет (по 1 слову от игрока очень быстро по кругу).

Подсчёт жетонов. Вручение дипломов, награждение призами и сувенирами.

Примечание

Количество предлагаемых заданий – вопросов, загадок зависит от возраста участников и их подготовленности.

Список литературы:

1. Жизнь животных. Энциклопедия в шести томах. Том 4. Часть вторая. – М.: Просвещение. Под редакцией профессоров Н.А. Гладкова, А.В. Михеева. 1970.

2. А. Э. Брэм. Жизнь животных. В трех томах. Том 3. Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные, А. Э. Брэм.

3. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся, Юрий Дмитриев.

4. Акимушкин Игорь - Мир животных. Млекопитающие, или звери, 2011, 96 kbps, MP3.

Похожие:

Вопросы для разминки на начало викторины iconКвн по информатике для 7 – 8 классов Оборудование
Оборудование: карточки для разминки, задание для капитанов, вопросы для конкурса «Кто кого», рисунок для творческого конкурса, вопросы...
Вопросы для разминки на начало викторины iconМ. М. Пришвин Вопросы викторины разделены на два раздела: биография...
Вопросы викторины разделены на два раздела: биография М. М. Пришвина и рассказы писателя. Отправить ответы можно только один раз....
Вопросы для разминки на начало викторины iconУчитель Комаровская Елена Владимировна Вопросы викторины для 2-4 классов
В класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» города Междуреченска
Вопросы для разминки на начало викторины iconВнеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся начальных...
Овню сложности. Вопросы в загадках адресованы учащимся 1-2 классов, текстовые вопросы викторины большей частью предназначены для...
Вопросы для разминки на начало викторины iconВопросы викторины по экологии для 5-6 классов
...
Вопросы для разминки на начало викторины iconВопросы викторины по биологии (осенний тур) для 5-8 классов
...
Вопросы для разминки на начало викторины iconГимназии №24, города Междуреченска. Вопросы викторины для 2-4 классов
...
Вопросы для разминки на начало викторины iconГимназии №24, города Междуреченска. Вопросы викторины для 2-4 классов
...
Вопросы для разминки на начало викторины iconГимназии №24, города Междуреченска. Вопросы викторины для 2-4 классов
...
Вопросы для разминки на начало викторины iconИтоги онлайн викторины "Литература мхк"
Итоги юбилейной викторины, посвященная 385-летию г. Красноярска среди учащихся 2-11 классов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница