Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности»




Скачать 401.62 Kb.
НазваниеМетодическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности»
страница1/2
Дата публикации02.07.2013
Размер401.62 Kb.
ТипМетодическая разработка
shkolnie.ru > Биология > Методическая разработка
  1   2
МБДОУ «Детский сад №77»

Методическая разработка на тему
«Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности»

учителя-логопеда

МБДОУ «Детский сад №77»

Бузиной Ирины Александровны

Рязань 2013 год.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи………………………………………………………………………….5

1. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста………..5

2. Формы работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей……………………………………………………………………………..7

3. Совершенствование лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности………………………………………………………………………8

  1. Заключение……………………………………………………………….21

IV.Литература………………………………………………………………...22

V. Приложение……………………………………………………………….24

ВВЕДЕНИЕ
Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования. Проблема формирования лексико-грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения лексико-грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у школьников до старших классов (О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.).

На сегодняшний день в области коррекционного развития приоритетной является проблема поиска наиболее эффективных условий организации, развития и воспитания детей с ТНР. Концепция развития МБДОУ № 77 ориентирована на модель выпускника-дошкольника, гармонически воспитанного и развитого. Коррекционное развитие является одной из основных частей процесса формирования этой модели, поэтому повышение эффективности коррекционного воздействия является одним из приоритетных направлений.

Творческий поиск в данном направлении, опыт коллег позволил мне выработать и апробировать на практике в течение трёх лет систему логопедических занятий с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Действующие программы по совершенствованию лексико-грамматических представлений у детей с ТНР и обучение этих детей не позволяют в полной мере преодолеть те специфические трудности, которые характерны для детей с ТНР. Необходима более глубокая разработка программы, более углубленный и поэтапный коррекционно-развивающий процесс с опорой на комплекс воздействия и активизации психических процессов.

^ Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности


  1. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.


^ Игры имеют исключительное значение

для детей дошкольного возраста:

игра для них – учёба, игра для них – труд,

игра для них – серьёзная форма воспитания.

^ Н.К. Крупская.

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог  бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья. Игра возникает у ребенка с ТНР не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений  от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Как указывают А.С. Выготский,А.В. Запорожец,А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С. А. Рубенштейн, Д.П. Эльконин считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится ведущим. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей степени его развития». Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С.Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.  В игре  происходит развитие речи и мышления. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время. Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка с ТНР, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому логопеду. Содержание игры и ее правила подчинены образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.  При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей   с ТНР всегда отличается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. ОНР может проявляться в разной степени.

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет  на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре. Таким образом, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед логопедом в его работе с дошкольниками. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

^ 2. Формы работы по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников.

Приёмы работы, использующиеся в моей работе, предложены С.А. Мироновой («Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях, 1991 год).

  • Показ и рассматривание предмета.

  • Выполнение действий с предметом.

  • Просьбы, поручения.

  • Повторение за ребёнком слов, словосочетаний, предложений.

  • Вопросы-ответы.

  • Многократное проговаривание речевого материала.

  • Комментирование действий.

При показе и рассматривании предмета решается одна из важных задач – развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное их включение в активный словарь детей. Для показа и рассматривания следует брать новый предмет, которого нет в групповой комнате. При показе и рассматривании логопеду необходимо не только называть сами предметы, но и их внешние признаки, их назначение. Инициативная речь ни в коем случае не сдерживается.

^ При выполнении действий с предметами решаются те же самые задачи, что и при показе предмета и его рассматривании, – развитие восприятия и речевых средств, обогащение словаря. Но в первом случае ребёнок усваивает в основном слова, обозначающие предметы и их признаки, а при выполнении действий – слова, обозначающие движения, состояния предмета, признаки действий. Важно, чтобы ребёнок не только смотрел и слушал, но и действовал с предметом: трогал его, двигал, гладил и так далее.

^ Выполнение просьбы или поручения помогает проверить понимание ребёнком обращённой речи, способствует активизации собственной речи детей в её обращённой и повествовательной форме. Этот приём ведёт к формированию умения самостоятельно выражать просьбу.

^ Повторяя за ребёнком отдельные высказывания, мы готовим его к усвоению и правильному воспроизведению слов со сложной слоговой структурой, а также связи слов в словосочетаниях и предложениях. То есть ведём работу по предупреждению аграмматизмов.

^ Вопросы и ответы в первую очередь активизируют речь детей. С помощью вопросов можно развивать у детей умение вслушиваться в содержание обращённой речи, то есть развивать внимание к речи взрослого.

^ При многократном повторении решаются следующие задачи: развитие восприятия речи детьми, обогащение словаря, развитие понимания различных грамматических форм слова и словосочетаний слов, пропедевтические задачи.

Комментирование действий используется для развития восприятия речи.

^ 3. Совершенствование лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности.
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи, на мой взгляд, предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ТНР является расхождение в объёме пассивного и активного словаря.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи.

Данная система работы предполагает обучение детей 2 года: старшая и подготовительная группа.

В старшей группе подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю по 25-30 минут, индивидуальные занятия каждый день.

В подготовительной группе фронтальные занятия проводились 3 раза в неделю по 30-35 минут. Упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических категорий, включались мной как во фронтальные, так и подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми по 10-12 минут в старшей группе и 7-10 минут в подготовительной. Основная часть упражнений проводилась в старшей группе. В подготовительной группе уделяется внимание повторению и прохождению тем по формированию лексико-грамматических категорий более сложных по структуре.

В основу системы работы положен лексический подход.

Цель: развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с ТНР в процессе игровой деятельности.

Задачи:

  1. Развивать понимание речи.

  2. Формировать речевую активность.

  3. Пользоваться в самостоятельной речи простыми и сложными предлогами.

  4. Владеть навыками словообразования и словоизменения.

  5. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами русского языка.

  6. Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия,

прилагательные, местоимения и так далее).


  1. Лексическая работа – задачи:

    • Наблюдение за лексическим значением слов – названий предметов. Признаков, действий, над многозначными словами, словами с противоположным значением слов.

    • Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед «Фрукты», «Овощи» и так далее.

    • Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова.

    • Создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

  2. Развитие грамматического строя речи – задачи:

  • Наблюдение за образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям. Упражнения в образовании слов по образцу («назови ласково»).

  • Наблюдения за однокоренными словами, выделение их из групп слов, подбор однокоренных слов.

  • Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных и существительных в роде, числе, падеже («Скажи со словами один, два, пять»).

  • Практическое знакомство со словосочетанием и предложением.

  • Знакомство с предлогами, развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам, исправление ошибок.

На первом году обучения мы считаем главной задачей формирование у детей лексико-грамматических категорий.
В этот период обучения мы стараемся:

  • Исправить недостатки произношения;

  • Развить фонематический слух;

  • Подвести детей к анализу и синтезу слогов и слов;

  • Проводить работу по расширению и уточнению словаря;

  • Вести работу по правильному составлению предложений;

  • Формировать грамматические категории.

Эта же работа продолжается и на втором году обучения, но с учётом требований подготовительной к школе группе. На протяжении всего курса обучения мы руководствуемся принципами расположения тем программы в определённом порядке и концентрическим расположением материала вокруг этих программных тем. Все виды работ проводятся мной и воспитателями параллельно, хотя излагаем мы их последовательно. При предварительном обсуждении с воспитателем темы и выбора различных видов занятий планируется 2-3 задачи.

Перспективно-тематическое планирование по старшей группе

I период (сентябрь-ноябрь: старшая группа - 2 занятия в неделю – 20 занятий)


Месяц

Лексические темы

Игры

Количество занятий в старшей группе

Сентябрь

Осень. Признаки осень.

«Что бывает осенью?»

«Что происходит в природе?»

«Осенние листья»



2

Октябрь

Овощи

Фрукты

Деревья

Ягоды

«Горячий-холодный»

«Лови да бросай – цвета называй»

«4 лишний»

«Весёлый счёт»

«Один-много»

«Где мяч?»

«Загадки зайца»

«Какой овощ пропустили?»

«Поварёнок»

«Соберём фрукты в саду»

«Магазин «Фрукты»

«Разрезанные картинки»

«У кого сколько?»

«Чего не стало»

2

2

2

2

Ноябрь

Человек

Игрушки

Посуда

Продукты питания

«Семья»

«Два и две»

«Внимание! Розыск»

«Один-много»

«У кого сколько?»

«Узнай игрушку»

«К кукле пришли гости»

«Угостим медведей чаем»

«Помоем посуду»

«Ложка и стакан»

«Доктор»

«Вспомни, что делает»

«Поварёнок»

2

2

2

2


^ II период (декабрь-февраль: старшая группа – 2 занятия в неделю – 23 занятия)


Месяц

Лексические темы

Игры

Количество занятий в старшей группе

Декабрь

Одежда

Обувь

Головные уборы

Зима. Новый Год.

«Уложим куклу спать»

«Кукла проснулась»

«Нарядим куклу»

«Кто во что одет?»

«Чего не хватает?»

«Что бывает зимой»

«Назови ласково»

«Сделай снеговика»

«В лесу родилась ёлочка»

«Украсим ёлку к празднику»

«Что на ёлке?»

«Волшебный сектор»

2

2

2

2

Январь

Зима. Признаки зимы.

Зимние забавы

Зимующие птицы.

Дикие животные.

Домашние животные.

«Что происходит в природе?»

«Что бывает зимой»

«Назови ласково»

«Мяч бросай, животных называй»

«Кто как разговаривает?»

«Чей домик»

«Кто как передвигается?»

«Один-много»

«Кто кем был»

«Кто больше, а кто меньше?»

«Что за зверь»

«Кто где спрятался?»

2

2

2

2

2

Февраль

Детёныши домашних и диких животных.

Домашние птицы.

День Защитников Отечества

Игра с мячом «Животные и их детёныши»

«Подскажи словечко»

«Скажи ласково»

«Что делают животные?»

«Один-много»

«Что за зверь?»

«Чего не стало?»

«Помоги маме найти своих детёнышей»

«Кто где спрятался?»

«Птичий двор»

2

2

2

2



^ III период (март-май: старшая группа – 2 занятия в неделю – 23 занятия)


Месяц

Лексические темы

Игры

Количество занятий в старшей группе

Март

Весна. Признаки весны.

Восьмое марта.

Перелётные птицы.

Мебель.

«Что происходит в природе?»

«Весёлый счёт»

«Что за чем»

«Что за зверь?»

«У кого сколько?»

«Один-много»

«Помоги Незнайке»

«Игра в слова»

«В гостях у куклы Оли»

«Спрячь мячик»

«Мебель для Мишутки»

«Мастер»

«Увеличение»

«Два брата –ик и –ищ»

«Правильно или нет»

2

2

2

2


Апрель

Транспорт

Профессии Инструменты

«Горячий-холодный»

«Кто и что летит, бежит, ходит, плавает, летит»

«Один-много»

«Чудесный мешочек»

«Покатаем в машине игрушки»

«Где сейчас машина?»

«Что ты любишь?»

2

2

2

Май

Рыбы

Цветы.

Насекомые

«У кого сколько?

«4 лишний»

«Зайка и его любимый цветок»

«Сплетём веночек»

«Чего не хватает»

«Забавная шкатулка»

«Угадай, кто улетел?»

«Один-много»

«Где бабочка»

2

2

2


^ Технологическая карта по формированию лексико-грамматического строя речи на I этапе

Период

Содержание работы

^ Осень. Признаки осени.

Овощи.

Фрукты.

Деревья.

Ягоды.

Грибы.


1.Развитие общего внимания и понимания речи:

*учить детей по инструкции логопеда узнавать и показывать предметы;

*учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов;

*учить детей отгадывать предметы по их описанию;

2.Закрепление понятия о действии (вопросы кто? что? что делает?).

3.Расширение лексического запаса в процессе изучения нового материла.

4.Обучение навыкам образования существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами –ик, -к- и т.д.

5. Формирование навыков употребления в речи грамматических категорий: числа существительных и прилагательных.

6.Практическое использование в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный и т.д.)

7.Практическое употребление глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.


Человек.

Игрушки.

Посуда.

Продукты питания.

Одежда.

Обувь.

Головные уборы.

Зима. Новый год.

1.Расширение лексического запаса в процессе изучения нового материала.

2.Ознакомление детей с числительными «два» и «две», обучение употреблению их в речи.

3.Закрепление навыков составления 3-х словных предложений. Понятие «слово», «предложение».

4.Обучение навыкам самостоятельного формулирования вопросов (Кто гуляет? Где кукла?).

5.Формирование умения закончить предложение, начатое логопедом.

6.Понимание и практическое употребление в самостоятельной речи приставочных глаголов (поел, попил, унёс, ушёл).

7.Совершенствование навыков называния частей предмета.

8.Закрепление навыков распространения предложений путём введения однородных определений.

9.Ознакомление детей со способами словообразования.

^ Зима. Признаки зимы.

Зимующие птицы.

Зимние забавы. Дикие и домашние животные.

Детёныши диких и домашних животных.

Домашние птицы.

День Защитников Отечества.


1.Расширение лексического запаса в процессе изучения нового материала.

2.Практическое употребление в речи предлогов ПЕРЕД, ЗА, ОКОЛО.

3.Практическое употребление существительных с суффиксами –оньк-, -еньк-.

4.Практическое употребление притяжательных прилагательных.

5.Формирование умения образовывать однокоренные слова.

6.Обучение навыкам согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

7.Формирование навыков подбора несколько определений к предметам.

8.Обучение составлению разных типов предложений:

*простых распространённых из 4-5 слов;

* простых распространённых из 5-6 слов;

*с противительным союзом «А»/ «ИЛИ».


^ Весна. Признаки весны.

Восьмое марта.

Перелётные птицы.

Мебель.

Транспорт.

Профессии.

Инструменты.


1.Расширение лексического запаса в процессе изучения нового материала.

2.Обучение навыкам употребления существительных с увеличительным значением.

3.Формирование умения диффе-ренцировать в речи простые и сложные предлоги.

4.Формирование умения конструирования предложений по опорным словам, распространения предложений за счёт введения однородных членов (сказуемых, подлежащих).

Рыбы.

Цветы.

Насекомые.

Лето. Летние игры.

1.Расширение лексического запаса в процессе изучения новых материалов.

2.Обучение навыкам согласования числительных «два», «пять» с существительными.

3.Совершенствование навыков сравнения предметов.

4.Практическое составление рассказа-описания.

5.Совершенствование навыков повест-вовательного рассказа.

6.Обучение составлению рассказа по графической схеме.

7. Закрепление употребления обобщённых понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные).

8.Закрепление согласования числительных с существительными в роде, падеже.

9.Продолжение использования в речи синонимов и антонимов.


Данные задания:

  • Создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей.

  • Развивают различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь.

  • Закрепляют запас имеющихся представлений о лексико-грамматическом строе речи.

  • Формируют умение принять учебную задачу и разрешить её самостоятельно.


Перспективно-тематическое планирование по подготовительной группе
I период (сентябрь-ноябрь: подготовительная группа – 3 занятия в неделю – 30 занятий)


Месяц

Лексические темы. Грамота.

Игры

Количество занятий в подготовительной группе

Сентябрь

Осень. Признаки осени. Овощи. Фрукты. Деревья. Ягоды.

Буквы «У», «А», «И», «Э».

«Что бывает осенью?»

«Один-много»

«Осенние листья»

«Весёлый счёт»

«Что в корзинке?»

«Чего не стало?»

3

Октябрь

Домашние и дикие животные

Буквы «П», «Т», «К», «Х».

«Один-много»

«Чего не стало?»

«Собери слова»

3

Ноябрь

Обувь. Головные уборы. Буквы «М», «О», «Ы».

«Один-много»

«Составь предложение»

«У кого сколько»

«Ложка и стакан»

«Вспомни, что делает?»

3



^ II период (декабрь-февраль: подготовительная группа – 3 занятия в неделю – 35 занятий)


Месяц

Лексические темы. Грамота

Игры

Количество занятий в подготовительной группе.

Декабрь

Зима. Зимние забавы. Дикие животные и их детёныши. Зима. Новый Год. Буквы «С», «З», «Н», «Й», «Я».

«Украсим ёлку к празднику»

«Чей? Чья? Чьё?»

«Новогодняя сказка»

«Один-много»

«У кого сколько?»

«Увеличение»

«Волшебные знаки»

«Распутай предложение»

3

Январь

Человек. Одежда. Буквы «Б», «В», «Д», «Т».

«Назови ласково»

«Что бывает зимой?»

«Волшебный сектор»

«Составь фразу»

«Пропавшие слова»

«Угадай конец»

«Добавь слова»

3

Февраль

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов.

Буквы «Г», «Ш», «Л», «Е».


«Один-много»

«Большой-маленький»

«Составь предложение»

«Перепутанные слова»

«Волшебный сектор»

«Один много»

«Похожие слова»

«Волшебный ком»

«Кто где спрятался»

3



^ III период (март-май: подготовительная – 3 занятия в неделю – 35 занятий)


Месяц

Лексические темы. Грамота.

Игры

Количество занятий в подготовительной группе

Март

Транспорт.

Мебель.

Профессии. Инструменты.

Буквы «Ж», «Р», «Ё», «Ч».

«Похожие слова»

«Заколдованное предложение»

«Дополнить предложение»

«Рассказ с продолжением»

3

Апрель

Посуда. Рыбы. Цветы.

Буквы «Ь», «Ц», «Щ»,

«Игра про потому и почему»

«Два брата –ик и –ищ»

«Рассказ из конверта»

«Слова-приятели»

«Слова-неприятели»

«Похожие слова»

«Волшебный сектор»

«У кого какой»

3

Май

Насекомые. Лето. Летние игры.

«Ф», «Ю», «Ъ»

«Похожие слова»

«Волшебные знаки»

«Пропавшие слова»

«Найди ошибку»

«Сочини предложение»

«Слова-приятели и слова-неприятели»

3


* Подробное описание дидактических игр см. в папке «Приложение к программе».
^ Технологическая карта по формированию лексико-грамматического строя речи на II этапе


Период

Содержание работы

^ Осень.

Признаки осени.

Овощи.

Фрукты.

Деревья.

Ягоды.

Грибы.

Буквы «У», «А», «И», «Э».

1.Практическое употребление сущест-вительных в именительном и винительном падеже единственного числа.

2.Обучение детей навыкам договаривания предложений по картинкам.

3.Практическое употребление имени-тельного падежа множественного числа существительных на –и-, -а-.

4.Закрепление навыков словообразования относительных прилагательных (осень, осенний, осенняя).

5.Практическое употребление сущест-вительных в косвенных падежах единственного и множественного числа.

6. Использование в речи многозначных слов (иголка).

Домашние и дикие животные.

Буквы «П», «Т», «К», «Х».


1.Практическое употребление притяжа-тельных прилагательных на –ин.

2.Закрепление навыков согласования количественных числительных 1,2,5 с существительными.

3.Закрепление навыков согласования глаголов настоящего времени с существительными (Поля поливает пионы.)

4.Практическое употребление родительного падежа единственного числа сущест-вительных женского рода на –ХА (слониха).

5.Формирование навыков составления предложений по сюжетным картинкам (по образцу).

6.Закрепление навыков образования родительного падежа множественного числа существительных.

7.Закрепление навыков составления предложений с глаголами прошедшего времени множественного числа (Коля катал Лену).

8.Совершенствование навыков составления рассказов, используя числительные.

Обувь.

Головные уборы.

Буквы «М», «О», «Ы».

1.Закрепление навыков образования родительного падежа множественного числа существительных.

2. Совершенствование навыков составления предложений со словом «много».

3.Практическое употребление множествен-ного числа существительных на –ы-, -и-.

4.Совершенствование навыков согла-сования личных местоимений с глаголами.

5.Закрепление навыков образования множественного числа существительных с окончанием –ы- (тыквы, конфеты).

6.Практическое употребление нескло-няемых существительных (какао).

Зима. Зимние забавы. Новый Год. Игрушки.

Дикие животные и их детёныши.

Буквы «С», «З», «Н», «Й», «Я».

1. Совершенствование навыков составления 3-хсловных предложений по сюжетным картинкам с введением одного определения.

2.Закрепление навыков согласования существительных с притяжательными местоимениями «моя», «мой», «моё».

3.Практическое употребление в речи числительного «много».

4.Закрепление навыков образования относительных прилагательных.

5.Практическое употребление предлога НА (предложный падеж).

6.Обучение навыкам определения коли-чества слов в предложении.

7.Обучение навыкам согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода.

8.Обучение навыкам образования слов способом словосложения.

9.Обучение навыкам образования множественного числа именительного и родительного падежей существительных.

10.Формирование умения подбирать однокоренные слова.

11.Совершенствование навыков распрост-ранения предложений путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.

12.Практическое употребление предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД в родительном падеже.

Человек. Одежда.

Буквы «Б», «В», «Д», «Т».

1.Обучение навыкам изменения лица и числа глаголов настоящего времени.

2.Практическое употребление в речи глаголов «одеть», «надеть», «надевать», «одевать».

3.Закрепление навыков составления предложения с простым дополнением.

4.Закрепление навыков написания имён собственных, кличек животных с большой буквы.

5.Обучение навыкам составления предло-жений с определённым словом.

6.Закрепление навыков восстановления последовательности слов в предложении.

7.Практическое употребление в речи ударения.

8.Совершенствование навыков употребления большой буквы в начале предложения.

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов.

Буквы «Г», «Ш», «Л», «Е».

1.Практическое употребление умень-шительно-ласкательных суффиксов сущест-вительных –ок-, -ек-, -ик-.

2.Закрепление навыков распространения предложений путём введения определений.

3.Совершенствование навыков восстановле-ния последовательности слов в предложении.

4.Практическое обучение правописанию ШИ-ЖИ.


Весна. Признаки весны. Транспорт. Профессии. Мебель. Инструменты.

Буквы «Ж», «Р», «Ё», «Ч»

1.Формирование умения подбора одноко-ренных слов к существительным.

2.Совершенствование навыков составления предложений из перепутанных слов.

3.Закрепление навыков различения глаголов совершенного и несовершенного вида.

4. Формирование навыков образования слов с помощью приставок.

5.Обучение навыкам употребления глагола «хотеть».

6.Практическое употребление предлога МЕЖДУ в творительном падеже.

7.Совершенствование навыка образования относительных прилагательных со значением принадлежности к материалу, из которого сделан предмет.

8.Практическое употребление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

9.Закрепление навыков использования в речи многозначных слов.

10.Обучение навыкам составления рассказов с элементами творчества (дополняя, изменяя эпизоды).

Посуда. Рыбы. Цветы.

Буквы «Ь», «Ц», «Щ»

1.Ознакомление детей с терминами «синоним», «антоним».

2.Практическое употребление в речи синонимов и антонимов.

3.Практическое употребление в речи несклоняемых существительных.

4.Практическое использование в речи многозначных слов.

5.Практическое употребление глаголов с чередованием согласных в настоящем и прошедшем времени.

6.Формирование навыков образования существительных от глаголов.

7.Совершенствование навыков сравнения предметов.

Насекомые. Лето. Летние игры.

Буквы «Ф», «Ю», «Ъ»

1.Закрепление навыков использования в речи сравнительной степени прилага-тельных.

2.Практическое употребление в речи приставочных глаголов с твёрдым знаком.

3.Закрепление навыков использования в речи многозначных слов.

4.Совершенствование навыков образования сложных, составных прилагательных.

5.Совершенствование умений подбора предложений к данной схеме.

6.Закрепление навыков образования сравнительной степени прилагательных.

7.Практическое употребление в речи синонимов и антонимов.


  1   2

Похожие:

Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconМетодическая разработка на тему: «Совершенствование лексико-грамматических...
«Совершенствование лексико-грамматических категорий в процессе коррекционно-воспитательной деятельности с детьми, имеющими общее...
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconСамоанализ нод по формированию лексико-грамматических средств языка...
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы»
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconТематическое планирование по формированию лексико-грамматических...
Примерное перспективное тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с фгт
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconКонсультация для учителей-логопедов Алгоритм проведения нод по формированию...
Структура нод по формированию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconФормирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с онр в дидактических играх
Формирование лексико–грамматических категорий у дошкольников с онр в дидактических играх
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconПедагогического творчества
Название работы: Занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями...
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский Интернет...
Название: нод по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconКонспект нод по формированию лексико-грамматических категорий в старшей...
Вырабатывать умение пользоваться при составлении предложений и коротеньких рассказов символами
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-...
Конспект коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста: «Волшебный...
Методическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности» iconКонспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе
Мкоу тогучинского района для детей дошкольного и младшего школьного возраста Нечаевская нош – детский сад
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница