Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка




Скачать 142.53 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка
Дата публикации20.06.2013
Размер142.53 Kb.
ТипРабочая учебная программа
shkolnie.ru > Биология > Рабочая учебная программа

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Биология

6-9 классы

Пояснительная записка

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.(Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, Дрофа. 2004г
^ Основное содержание

учетом 2 часовой программы в 6 классе

* с учетом 1,5 часовой программы в 6 классе

* с учетом 2,5 часовой программы в 7 классе

* с учетом 2 часовой программы

Варианты основного содержания:

  1. 245 +34 +17 = 296 (6 класс 2 часа; 7 класс 2,5; 8 класс 2 часа; 9 класс 2 часа)

  2. 245 + 17 + 17 = 279 (6 класс 1,5часа; 7 класс 2,5; 8 класс 2 часа; 9 класс 2 часа)

  3. 245 +17 = 262 (6 класс 1,5часа; 7 класс 2 часа; 8 класс 2 часа; 9 класс 2 часа




^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(245 ч)

6класс

7 класс

8 класс

9 класс

1,5 часа

2 часа

2,5часа

2 часа

Методы биологии (3 час + 3)

1

1

2

2




3

Система органического мира (25 час)

1.Царство растений

2. Царство бактерий

3. Царство грибов

4.Царство животных



6

2

3




8

2

4


43


37







Многообразие и эволюция живой природы (62

час)

1.Учение об эволюции органического мира.

2. Главные признаки основных отделов

(покрытосеменные)

3. Многообразие животных - результат эволюции.

4.Возникновение и развитие жизни на Земле

2

20

2

25

5
17

3
11




7

5

Признаки живых организмов (34 час)

1.Строение клетки

2.Особенности химического состава живых организмов

3. Питание и дыхание живых

организмов

4. Обмен веществ и превращения энергии

5. Рост и развитие организмов

6. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости

7. Наследственность и изменчивость

8. Селекция



4


5

6



5

1

6

7



2

6



2

4





9

4

4

4


10


2
4

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (28 час)

1.Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды.

2.Экосистемная организация живой природы

3. Популяция- элемент экосистемы

4.Экологические проблемы


1


1


2


1


5

5


4

3





5


8

3
1

Человек и его здоровье (60 часов)

  1. Науки о человеке.

  2. Происхождение человека.

  3. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

  4. Питание.

  5. Дыхание

  6. Внутренняя среда организма

  7. Транспорт веществ

  8. Обмен веществ и превращения энергии

  9. Выделение

  10. Размножение и развитие

10 Опора и движение.

11. Покровы тела.

12. Органы чувств

13. Психология и поведение человека

14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.















2

3
6

5

4

4
5
3
2

3
7

2

4

5
3




Резервное время

5

5

10

10

8часов

10 часов

Региональный компонент

17

34

17










Итого

51 час

68

75

68

68

68


^ Перечень лабораторных и практических работ

Раздел биологии

Кол-во

класс

Тема работы

Клеточное строение организмов


2

6

1.“Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»

2.“Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»


Царства Бактерии и грибы


2

6
6

3.“Изучение строения тел шляпочных грибов»

4.“Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом”



Царство Растения





6

4: «Изучение строения зеленых одноклеточных водорослей

5. « Изучение строения мха»

6.“Изучение строения папоротника

7.“Изучение строения хвои и шишек хвойных


Многообразие покрытосеменных растений.


7

6

8. “Изучение строения семян двудольных растений».

9. “Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы”

10. «Листья простые и сложные

11.“Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица

12.“Изучение строения цветка

14: “Ознакомление с различными видами соцветий

15.“Ознакомление с сухими и сочными плодами”



Многообразие животных

5

7

Лабораторная работа №1. «Знакомство с многообразием простейших

Лабораторная работа№2 «Внешнее строение дождевого червя»

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения насекомого»

Лабораторная работа№4 «Внешнее строение и передвижение рыб»

Лабораторная работа№5 «Изучения внешнего строения птиц


Эволюция строения и функций органов и их систем


3

7

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей покровов тела»

Лабораторная работа №7 «Изучение способов передвижения животных»

Лабораторная работа №8 «Изучение органов чувств»



Общий обзор организма


1

8

Лабораторная работа №1«Пропорции тела»


Опорно-двигатель

ная система


2

8

Практическая работа №2 «Утомление при статистической работе»

Практическая работа №3 «Определение плоскостопия и осанки»


Кровеносная и лимфатическая системы организма


1

8

Практическая работа№4 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Практическая работа№5 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»


Пищеварение

1

8

Лабораторная работа №6 «Действие слюны на крахмал


Особенности химического состава живых организмов


1

9

Лабораторная работа.№1 «Расщепление переоксида водорода в клетках картофеля»

Генетика

1

9

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организма»



В результате изучения биологии ученик должен
Знать и понимать

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения, энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающее среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живы организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебник отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневно для жизни ;

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
^ Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Учебник: А В.В. Пасечник « Бактерии. Грибы. Растения. Биология. 6 класс»

Д.И. Трайтак « Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники»

В.В. Пасечник «Рабочая тетрадь»

Г.С. Калинова «Сборник тестовых заданий»

Учебник: А Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 класс.: учеб. для общеобразовательных. учреждений. – М.: Дрофа, 2007

М.В. Оданович «Сборник тестов и заданий» 7-8 классы»

В.Г.Бабенко Д В, Богомолов «Экология животных»

Учебник: А Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек 8 класс», Дрофа, 2008

Д.В. Колесов «Поурочное и тематическое планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» Изд. М: Дрофа, 2003.

Суханова Л.В. «Лабораторные работы. Биология» Изд. М: «Интеллект-Центр», 2006.

Г.В. Чередникова «Поурочные планы Биология. Человек.»

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасичник М.: Дрофа, 2008

- Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа,

- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2005.

Похожие:

Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа биология Базовый уровень 10-11 классы Пояснительная записка
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих...
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа физика 7-9 классы Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа физика базовый уровень 10-11 классы Пояснительная записка
...
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа немецкий язык 10-11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа Немецкий язык 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа Английский язык 2 4 классы Пояснительная записка
Мбоу сош №14 разработана на основе примерной программы по английскому языку, созданной на базе федерального компонента государственного...
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа информатика и икт 7-9 классы Пояснительная записка
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая учебная программа биология 6-9 классы Пояснительная записка iconРабочая учебная программа Обществознание (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница