Решение Ученого Совета ргсу




Скачать 97.94 Kb.
НазваниеРешение Ученого Совета ргсу
Дата публикации23.02.2013
Размер97.94 Kb.
ТипРешение
shkolnie.ru > Биология > Решение
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ПРИНЯТО:




УТВЕРЖДАЮ:

Решение

Ученого Совета РГСУ

от «___»______201__г. Протокол

______________




Ректор

Академик РАН

____________В.И.Жуков
«___»________201__г.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для подготовительных курсов РГСУ

Всего: 72 учебных часа


п/п
^

Наименование темы

Кол-во часов


1

Входное тестирование № 1

1


2

Тема I: Биология как наука. Значение биологии для формирования мировоззрения и общей культуры личности, понимания научной картины мира.

Уровни организации жизни - молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Системность мира живых существ.

1

3

Тема II: Клетка как биологическая система

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Клеточная теория. Методы изучения клетки. Эукариоты и прокариоты. Вирусы - доклеточная форма жизни.

Элементарный состав клеток. Строение и функции клеточных структур. Жизненный цикл клетки. Раздражимость и движение клеток.

Фотосинтез и дыхание. Хемосинтез. Питание клеток.

7

4

Контрольное тестирование № 2 по I, II темам.

1

5

Тема III: Организм как биологическая система

Многообразие организмов. Структурные элементы организма: клетки, ткани, органы, системы органов, функциональные системы.

Растение - целостный организм, основные процессы его жизнедеятельности. Этапы в развитии растительного мира. Роль растений в природе и жизни человека.

Общая характеристика отделов растений.

Водоросли. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана.

Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. Строение и размножение, роль в природе и жизни человека

Голосеменные. Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве. Регулирование численности хвойных. Восстановление хвойных лесов.

Покрытосеменные (цветковые). Класс двудольные растения. Семейства: крестоцветные (капустные), розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные (астровые), мальвовые, маревые, виноградные. Класс однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки, мятликовые.

Анатомия и физиология растений. Автотрофное питание растений. Типичная растительная клетка. Хлоропласты, хлорофилл. Потребность растений в минералах, воде. Транспирация. Ростовые факторы. Расположение тканей в стебле и в корне. Структура типичного цветка. Опыление. Плод. Семя. Сохранение и восстановление численности редких видов растений. Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Бактерии и вирусы. Роль в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетворные бактерии и вирусы, борьба с ними.

Грибы. Лишайники. Общая характеристика грибов. Роль грибов в природе и хозяйстве. Симбиоз гриба и водоросли – лишайники, особенности взаимоотношений с окружающей средой.

15

6

Контрольное тестирование № 3 по III теме.

1

7

Тема IV: Зоология как система наук. Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.

Одноклеточные как наиболее примитивные и древние животные. Обыкновенная амеба. Особенности строения клетки одноклеточного организма. Многообразие одноклеточных животных, их значение в природе, жизни человека.

Многоклеточные животные.

Общая характеристика типов: кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски. Значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Общая характеристика классов: ракообразные, паукообразные (пауки и клещи), насекомые.

Тип хордовые. Ланцетник – представитель бесчерепных, прямых предков позвоночных. Общая характеристика классов: рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы.

12

8

Контрольное тестирование № 4 по IV теме.

1

9

Тема V: Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека – науки о строении и функциях организма человека и условиях сохранения его здоровья.

Органы и системы органов. Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Ткани – эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные.

Опорно-двигательная система. Строение суставов и костей человека. Типы мышц, особенности их функционирования. Значение опорно-двигательной системы.

Внутренняя среда организма. Межтканевая жидкость. Лимфатическая система. Кровь и система кровообращения. Состав крови – плазма и клетки, их функции. Группы крови.

Иммунитет – врождённый и приобретённый, активный и пассивный. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.

Сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены), строение и функции. Пульс, артериальное давление. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система. Аэробное и анаэробное дыхание. Строение и функции лёгких, их тонкая структура. Гигиена органов дыхания.

Система пищеварения. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке. Пищеварительные железы. Функции кишечника – всасывание продуктов пищеварения.

Обмен веществ и энергии. Обмен органическими веществами. Регуляция обмена веществ. Витамины, их роль в обмене веществ. Энергетический обмен в организме – преобразование энергии химических связей в электрическую, механическую и тепловую энергию.

Выделительная система. Строение органов мочевыделительной системы, их функции. Гомеостаз: гормональная регуляция работы почек. Профилактика заболеваний органов системы мочевыделения.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции и выведении продуктов обмена. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви.

Нервная система. Строение нервной системы. Рефлекторный принцип работы. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Органы чувств.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.

Нейро-гуморальная регуляция функций организма. Выделение гормонов у человека, их характеристика. Значение желез внутренней секреции для роста, развития, регуляции функций организма. Роль половых желез и половых гормонов в развитии организма.

Размножение и развитие человека. Органы размножения. Гигиена юноши и девушки. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на организм.

Продолжительность жизни организма. Проблема долголетия. Старение, старость, смерть. Теории старения. Геронтология.

14

10

Контрольное тестирование № 5 по V теме.

1

11

Тема VI: Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Самовоспроизведение - важнейший признак живого. Формы размножения организмов: половое, бесполое, вегетативное. Кариотип. Редукция хромосом в половых клетках (гаметах).

Хромосомы: аутосомы и половые, их строение и функции. Редупликация ДНК – основа удвоения хромосом. Митотический цикл и фазы митоза эукариот. Мейоз и образование гамет. Биологическое значение митоза и мейоза.

Оплодотворение: сущность и биологическое значение. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие: прямое и непрямое (метаморфоз).

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез как реализация наследственно детерминированной программы развития. Типы и возрастные этапы онтогенеза.

3

12

Тема VII: Основы генетики и селекции.

Предмет генетики. Понятие о наследственности и изменчивости. Методы генетического анализа в работах Г. Менделя и их современное цитологическое обоснование. Понятия: ген, генотип и фенотип.

Репликация ДНК и хромосома. Генетическая организация хромосом. Митоз и рост. Мейоз и изменчивость. Хромосомное определение пола. Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость, частота и типы мутаций.

^ Генетика человека, задачи и методы. Хромосомные и генные болезни. Программа «Геном человека». Проблемы медицинской генетики. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Задачи и методология генетической инженерии. Социальные и этические проблемы генной инженерии.

Генетика как теоретическая основа селекции. Учение об исходном материале. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, теоретическое и практическое значение его работ для селекционного процесса и эволюции. Использование индуцированных мутаций и комбинативной изменчивости в селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

13

Контрольное тестирование № 6 по VI, VII темам.

1

14

Тема VIII: Надорганизменные системы.

Понятие о виде и популяции. Популяция как биологическая система. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Относительность органической целесообразности. Основные черты и этапы эволюции жизни на Земле. Геохронология.

Эволюция живых организмов – филогенез. Филогенетические связи в животном мире. Родство человека с животными.

Эволюционизм и креационизм. Основные этапы развития эволюционных идей. Дарвин и его эволюционное учение об общих закономерностях и движущих силах исторического развития органического мира.

Макроэволюция. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции.

Микроэволюция. Вид и видообразование. Популяция – элементарная эволюционная единица. Роль среды в изменчивости. Понятия «норма реакции», «генотип» и «фенотип». Характеристика мутационного процесса как элементарного фактора эволюции. Генетические рекомбинации и их роль в эволюции. Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции.

Антропогенез, его движущие силы: биологические и социальные факторы. Этапы эволюции человека. Доказательства единства человеческих рас.

5

15

Тема IX: Экосистемы.

Биогеоценоз - экологическая система, его трофическая, пространственная структура. Абиотические факторы среды. Средообразующая роль живых организмов (живого вещества). Плотность жизни. Поток энергии через экосистему. Экологическая ниша. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Климаксные сообщества.

Биосфера как специфическая оболочка Земли – арена жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы и её подразделения. Функциональные связи в биосфере. Биохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Экология как наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ с окружающей средой. Отношение экологии к другим наукам, её значение для человеческой цивилизации. Роль человека в биосфере. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Озон. Уничтожение лесов. Химическое уничтожение вредителей. Загрязнение и здоровье окружающей среды.

Прикладные аспекты экологии. Экологизация деятельности человека в биосфере. Международные биологические программы, их задачи, методы. Программа ЮНЕСКО «Биосфера и человек».


2

16

Контрольное тестирование № 7 по VIII, IX темам. Итоговое контрольное тестирование № 8 по всем темам курса «Биология».

Подведение итогов обучения.

3

Всего:




72


Разработчик:

Ковалёва Т.А., к.б.н., доцент ________________________

«СОГЛАСОВАНО»
Проректор по управлению качеством социального образования и учебно-воспитательной работе – первый проректор

Л.В. Федякина

________________________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отечество ) (Подпись)
Начальник Учебно-методического управления

О.В. Зайцева

________________________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отечество ) (Подпись)
Декан факультета довузовского образования

Т.Ф. Бурухина

________________________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отечество ) (Подпись)
Зав. кафедрой общей психологии и психологии труда

Г.И. Ефремова

________________________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отечество ) (Подпись)

Похожие:

Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «28»
Ргсу (филиалом) самостоятельно и разработано на основании законодательства Российской Федерации в области образования и локальных...
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «30»
Ргсу (филиалом) самостоятельно и разработано на основании законодательства Российской Федерации в области образования и локальных...
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «28»
Ргсу (филиалом) самостоятельно и разработано на основании законодательства Российской Федерации в области образования и локальных...
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «30»
Российской Федерации в области образования и локальных нормативных актов ргсу, в том числе
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «28»
Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «ргсу») разработаны на основе Федерального...
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «29»
Настоящие Правила приема в Социальный колледж Российского государственного социального университета (далее – «Социальный колледж...
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «22»
Ргсу (филиалом) самостоятельно, при приеме на второй и последующие курсы, а также при приеме в порядке перевода из другого вуза для...
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «30»
Настоящие Правила приема в Российский государственный социальный университет (далее – «ргсу», «Университет») в 2012 году (далее –...
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «30»
Настоящие Правила приема в Российский государственный социальный университет (далее – «ргсу», «Университет») в 2012 году (далее –...
Решение Ученого Совета ргсу iconРешение Ученого совета ргсу от «28»
Настоящие Правила приема в Российский государственный социальный университет (далее – «ргсу», «Университет») в 2013 году (далее –...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница