Скачать 159.83 Kb.
|
![]() ГБОУ СПО РК «Петрозаводский лесотехнический техникум» Интегрированный урок по химии и биологии «Углерод» Преподаватель химии и биологии Сиротина Е.А. Петрозаводск 2012 Пояснительная записка Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема – ухудшение качества среды обитания человека. Предлагаю разработку интегрированного урока химии и биологии, который направлен на обобщение знаний об углероде, оксидах углерода как загрязнителях атмосферы и их влиянии на организм человека. Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, т.к. пути реализации целей экологического образования могут быть самыми разными, а среди них особое место занимает самостоятельная работа на уроках. Тип урока: обобщающий. Форма урока: интегрированный урок. Цели: По химии:
По биологии:
Задачи урока: Обучающие: Обобщить знания учащихся о химических свойствах и биологическом значении соединений углерода на примере оксидов. Рассмотреть круговорот углерода в природе и последствия его антропогенного нарушения. Дать понятие “Парниковый эффект”. Познакомится с причинами, последствиями и мерами предотвращения. Воспитательные: Воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы. Воспитывать навыки работы в группе. Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру, своим действиям и поступкам. Развивающие: Развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников. Развивать целостное восприятие окружающего мира Развивать навыки исследовательского труда, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы. Методы ^ Словесные:
Наглядные:
Методы стимулирования интереса к учению.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения.
Методы стимулирования и положительной мотивации учения.
Методы контроля и самоконтроля в обучении.
Оборудование. Мультимедийный проектор, ноутбук, презентации. Учебник. Задания по составлению схемы круговорота углерода в природе. Карточки с заданиями Листы бумаги форматом А3. Маркеры. Тетрадные листы. Тетрадные листы. Заготовки смайликов без рта (в конце ребята сами нарисуют рот) Таблица Д.И. Менделеева В начале урока учащиеся делятся на группы по пять человек (лучше, если при входе в класс, ребята получат номер, который определит их группу) Тему урока учащиеся самостоятельно узнают, решив кроссворд
^ бесцветное кристаллическое вещество с атомной решеткой. Каждый атом углерода в алмазе окружен четырьмя другими, расположенными от него в направлениях от центра тетраэдра к его вершинам( рис. на доске). Алмаз имеет высокую твердость, плотность 3,5 г/см2, плохо проводит тепло и практически не проводит электрический ток. Это самое тугоплавкое природное вещество tпл =3730С. В чистом виде алмаз сильно преломляет свет. Его применяют как украшение, а также для резки стекла, бурения горных пород и шлифования особо твердых материалов. ^ Да, алмаз - нестареющий камень. Он - самый-самый из минералов по всем показателям. Имеет самую высокую твердость - 10, алмаз режется только алмазом. Он - самый прозрачный. Не зря его называют "ангельской слезой". Бывают желтоватые и голубоватые и очень редко - черные разновидности. Его отличает изумительная игра света при бриллиантовой огранке. Он самый дорогой, причем при увеличении размеров стоимость возрастает многократно. Скажем, камень в 10 каратов (карат - это принятая для драгоценных камней единица веса, равная 0,2 грамма) будет стоить не в десять раз больше, алмаза в 1 карат, а примерно в 100 раз! А во сколько же раз больше будет стоить такой алмаз, как "Питт", если в нем 140 каратов? Впрочем "Питт" не самый древний из исторических алмазов. Индийский алмаз Кох-и-Нор ("Гора света") известен несколько тысячелетий. По преданию им владели последовательно 18 правителей Индостана. Сейчас бриллиант в 108,9 каратов - в Англии, в короне королевы Елизаветы II. ^ Самым большим алмазом из известных в мире был "Куллинан" (название - по имени президента южноафриканской алмазодобываюшей компании) - 3106 каратов, подаренный в начале прошлого века английскому королю Эдуарду VII. Но что делать с таким громадным кристаллом? В корону не вставишь, и для скипетра великоват. Его аккуратно раскололи на 105 частей. Самый крупный осколок, названный "Куллинан-I", после бриллиантовой огранки величиной в 530,2 карата - украсил скипетр короля Великобритании и хранится в лондонском Тауэре ^ Алмаз «Питт» Когда в отбитом куске горной породы сверкнула грань кристалла, у раба перехватило дыханье. Вот алмаз, который принесет желанную свободу, и он покинет злосчастные копи Голконды! Но как скрыть камень? Невольник-индиец ранил себя киркой - и под лохмотьями в ране на бедре спрятал кристалл. Матрос английского судна с грузом джута согласился тайно вывезти беглеца. Едва парусник вышел в океан, сообщник принес в трюм еду и склоненного над миской индийца заколол кинжалом... В Мадрасе, в том же 1701 году, алмаз был продан английскому губернатору У. Питту. Матросу-убийце деньги не пошли на пользу - промотав их, он повесился на корабельной рее. В Англии за два года огранки из алмаза получают совершенный бриллиант размером 30х20х19 мм. В 1717 г. "Питт" покупает герцог Орлеанский - регент Франции. Вот тогда у камня и появилось второе название - "Регент". Бриллиант вправляют в корону Людовика XIV. Камень был настолько известен, что в 1792 году, в начале Французской революции, когда он был украден вместе с другими королевскими регалиями, воры не смогли его сбыть и подбросили обратно! Наполеон, заложив этот алмаз, на полученные деньги обеспечил проведение своего первого похода. Затем "Регент" был выкуплен на аукционе, и занял место в экспозиции Лувра. В 1940 г., когда Германия оккупировала Францию, знаменитый алмаз спрятали за мраморной отделкой камина в замке Шамбор. И вот он снова в Лувре - яркий, сверкающий, и как будто бы только что ограненный! А ведь камню - почти 300 лет! ^ Алмаз в Российском скипетре - "Орлов" - поменьше - 189,62 карата, но история его теряется в веках. Когда-то этот камень, найденный в индийских копях Голконды, сверкал в глазнице статуи Брахмы в храме. Его украл французский солдат (это было уже в XVIII веке) и продал капитану английского судна. В Лондоне алмаз был продан в шесть раз дороже. Князь Орлов купил его уже в Амстердаме в 1773 году и подарил Екатерине II. Императрица украсила им скипетр, который сейчас хранится в Алмазном фонде в Москве ^ Здесь же находится другой печально знаменитый алмаз "Шах" - 88,7 карата, подаренный персидским шахом русскому правительству для улучшения отношений после убийства в 1829 г. русского посла - поэта А. С. Грибоедова. На гранях алмаза - арабские надписи - имена трех его предыдущих владельцев, начиная с XVI в. Теперь в нашем Алмазном фонде немало крупных отечественных якутских кристаллов, размером от 50 до нескольких сотен каратов. ^ жирное на ощупь вещество черного или серого цвета с металлическим блеском, тугоплавок (плавится под давлением 105 атм и при температуре свыше 3700 °C), электропроводен, мягок, легко расслаивается. Из графита изготавливают огнестойкие изделия, устойчивые против действия щелочей и расплавленных систем; графитом покрывают формы для литья, чтобы предупредить прилипание к изделию формовой земли; изготавливают электротехнические изделия, карандаши, краски, смазки, антифрикционные материалы и изделия. Графит применяется в атомной технике как замедлитель нейтронов, изоляционный материал Видоизменения графита, часто встречающиеся в природе- кокс, сажа. древесный уголь. ^ для графита характерна гексагональная кристаллическая решетка. Состоит из параллельных слоев, образованных правильными шестиугольниками из атомов углерода. ![]() ^ При огромном давлении графит превращается в алмаз, и наоборот при высоких температурах алмаз превращается в графит ^ аллотропная модификация углерода. Представляет собой черный порошок. Карбин является полупроводником и его проводимость возрастает под действием света. Впервые карбин получен в 1963 году при каталитическом окислении ацетилена (учеными В. В. Коршак, А. М. Сладковым, В. Ш. Касаточкиным). Позднее карбин обнаружили в природе Адсорбция Адсорбция-свойство угля и других твёрдых веществ удерживать на своей поверхности пары, газы и растворённые вещества. Адсорбент- вещество, на поверхности которого происходит адсорбция. ^ Адсорбционная способность зависит от пористости вещества. Для увеличения пористости угля его активируют, нагревают в струе водяного пара, поры освобождаются от загрязняющих веществ. ^ Активированный уголь, пожалуй, один из самых популярных фармакологических препаратов, который получил очень широкое распространение. И это, в принципе, неудивительно: активированный уголь есть не что иное, как очень сильный адсорбент. Причем адсорбент природный, а не химически синтезированный, что также является неоспоримым достоинством. Изготавливается активированный уголь из древесного угля или торфа, которые обрабатываются специальным образом. Активированный уголь применение имеет самое разнообразное. Благодаря тому, что активированный уголь имеет пористую структуру, он обладает способностью выводить из организма токсические вещества, которые проникают в организм извне или вырабатываются в результате пищеварения. Кроме того, активированный уголь прекрасно выводит из организма те токсины, которые образуются в результате жизнедеятельности вирусов и прочей патогенной микрофлоры во время различных заболеваний. Да и во время диеты активированный уголь эффективно избавляет организм от шлаков и токсинов. Кроме того, активированный уголь прекрасно очищает не только организм человека, но и используется для очистки воды, в качестве фильтра. Особенно актуальна эта способность для жителей городов – ведь та вода, которая течет по водопроводным трубам, практически непригодна к употреблению: она мутна, имеет неприятный запах. И, несмотря на все уверения, санитарно эпидемиологической станции о полной безопасности водопроводной воды, зачастую в ней содержится достаточно большое количество самых разнообразных бактерий и веществ, которые обладают негативным воздействием на организм человека. Благодаря же адсорбирующим свойствам активированного угля он активно поглощает содержащиеся в водопроводной воде радон, ртуть, свинец и прочие вредные вещества. Именно поэтому активированный уголь так широко используется для очистки водопроводной воды. Кстати говоря, активированный уголь также очень широко используется для очистки спирта, в частности медицинского. Ведь медицинский спирт используется не только для обработки кожных покровов, но и для приготовления самых различных настоек. А использовать неочищенный медицинский спирт ни в коем случае недопустимо, так как для человеческого организма это чревато самыми различными негативными последствиями. ^ Детство и годы учебы Коля Зелинский родился 6 февраля (25 января) 1861, Тирасполь Херсонской губернии в дворянской семье. Отец его скончался от быстротечной чахотки в 1863. Два года спустя от той же болезни умерла его мать. Осиротевший мальчик остался на попечении своей бабушки, М. П. Васильевой. Боясь возможности наследования болезни, она старалась закалять мальчика, он рос крепким и подвижным ребенком. Первоначальное образование Зелинский получил в Тираспольском уездном училище, затем в известной Ришельевской гимназии в Одессе. Интерес к химии появился у него очень рано, в 10 лет он уже проводил химические опыты. Переломным моментом в выборе жизненного пути было знакомство Николая Зелинского с Иваном Михайловичем Сеченовым, который в середине 1870-х годов читал публичные лекции в Большой химической аудитории Новороссийского (Одесского) университета. В 1880 Н. Зелинский поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Новороссийского университета. Создание противогаза 22 апреля 1915 в районе Ипра на стыке французского и британского фронтов немцы осуществили первую газобалонную химическую атаку. В результате из 12 тысяч солдат в живых осталось только 2 тысячи. 31 мая подобную атаку повторили на русско-германском фронте под Варшавой. Потери среди солдат были огромны. Николай Зелинский поставил задачу отыскать надежное средство защиты от отравляющих газов. Понимая, что для универсального противогаза нужен универсальный поглотитель, для которого был бы совершенно безразличен характер газа, Зелинский пришел к идее использовать обыкновенный древесный уголь. Он вместе с В. С. Садиковым разработал способ активирования угля путем прокаливания, что значительно увеличило его поглотительную способность. В июне 1915 года на заседании противогазовой комиссии при Русском техническом обществе Зелинский впервые доложил о найденном им средстве. В конце 1915 инженер Э. Л. Куммант предложил использовать в конструкции противогаза резиновый шлем. Из-за преступной задержки с внедрением противогаза по вине командования армии только в феврале 1916 после испытаний в полевых условиях он, наконец, был принят на вооружение. К середине 1916 года было налажено массовое производство противогазов Зелинского-Кумманта. Всего за годы Первой мировой войны в действующую армию было направлено более 11 миллионов противогазов, что спасло жизнь миллионам русских солдат. РОЛЕВАЯ ИГРА (выдаются карточки с ролью, учащиеся их зачитывают) Учитель: Слово предоставляется защитникам грязного воздуха
Представляет других членов фракции, которые будут вносить поправки в закон (угарный газ и углекислый газ)
^ ![]()
Углекислый газ один из основных загрязнителей атмосферы. ![]() 12.Учитель: Мозговой штурм “Как уменьшить накопление углекислого газа в атмосфере?” 5 мин. (леса, законы, штрафы) Замечательно мы узнали, как в атмосфере у нас появляется углерод, теперь самое время рассмотреть «Круговорот углерода в природе» 13.Работа в группе: карточки с названиями этапов и процессов, включенных в круговорот углерода (учащиеся вклеивают карточки в схему) Составление схемы круговорота углерода в природе. 10 мин. Цель: обобщить знания об этапах круговорота углерода в природе и процессах лежащих в основе круговорота. Работа в группах: учащиеся должны, используя тексты, определить процесс или этап. На доске расположена схема круговорота. Учащимся необходимо на схеме расположить таблички с названием компонентов экосистемы или процессов. ![]() ![]() ![]() Атмосфера Заводы Растения – Производители - Продуценты Растительноядные животные – потребители (консументы) I порядка Плотоядные животные – потребители (консументы) II, III … порядка Организмы, вызывающие разложение Редуценты – организмы, разлагающие органику Известняковые и доломитовые осадки, окаменения Фабрики Фотосинтез Дыхание Передача и преобразование органических соединений по цепи питания Смерть Разложение 14. Сформулируйте поправки «Круговорот углерода». Международный конгресс постановил внести в закон «Круговорот углерода в природе» следующие поправки, связанные с мерами борьбы с загрязнениями атмосферы: … Лучший закон учитель зачитывает классу. За работу на уроке лучшим учащимся выставляются оценки. Рефлексия (2 мин) Домашнее задание
Используемая литература:
|
![]() | Гбоу спо рк «Петрозаводский лесотехнический техникум» совершенствование... Инновационные процессы, развернувшиеся в связи с этим в системе образования, способствовали появлению нового типа учреждений среднего... | ![]() | Гбоу спо со «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств... Брюханова Татьяна Ивановна, преподаватель химии и биологии, высшей квалификационной категории |
![]() | Моу «Калининская основная общеобразовательная школа» Игра викторина... Интегрированный урок с подходом во взаимосвязи следующих дисциплин: химии, географии, физики, математики, биологии и экологии | ![]() | Конкурс профессионального мастерства, мастер классы. Адрес: шму.... Гбоу спо самарский техникум городского хозяйчтва и строительных технологий. "День открытых дверей". Адрес: г. Самара, ул. Ташкентская,88.... |
![]() | Гбоу спо ро «Донецкий сельскохозяйственный техникум» Комплект оценочных... Министерством образования и науки РФ от 13. 07. 10 г приказ №770 и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ от 06. 09. 2010... | ![]() | Гбоу спо со «Баранчинский электромеханический техникум» Утверждаю: Директор гбоу спо со бэмт Программа профилактики курения среди обучающихся Баранчинского электромеханического техникума |
![]() | Положение о библиотеке гбоу спо «стерлитамакский сельскохозяйственный техникум» Библиотека является структурным подразделением гбоу спо «Стерлитамакского сельскохозяйственного техникума», обеспечивающим литературой... | ![]() | Урок по биологии и химии в 10 классе по теме: «Белки- высокомолекулярные соединения» Интегрированный урок по биологии и химии в 10 классе по теме: «Белки- высокомолекулярные соединения» |
![]() | Программа практики разработана на основе Федерального государственного... Начальник отдела Начальник гбу кк «Управление ветеринарии Армавира» Директор гбоу спо азвт» кк | ![]() | Урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки» Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии |