Ноосфера как единая парадигма   XXI   века




Скачать 172.58 Kb.
НазваниеНоосфера как единая парадигма   XXI   века
Дата публикации22.02.2013
Размер172.58 Kb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > Биология > Реферат
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



кафедра ЗвЧСЭ

Реферат на тему

«Ноосфера как единая парадигма XXI века»

Выполнил: студент гр. И912

Cулейманов Р.Г.

Проверила: ст. пр. Кафедры ЗвЧСЭ

Мирзоева К. Э.

Содержание


1.Ноосфера, как высшая стадия биосферы 3

2.Ноосфера как единая парадигма XXI века 7

Список литературы 17


  1. ^

    Ноосфера, как высшая стадия биосферы


Термин “ноосфера был введен в науку в конце 20-х годов нашего века. С какими событиями было связано появление понятия? Иными словами: почему появление этого термина не произошло ранее, например в ХIX веке? На мой взгляд введение термина “ноосфера” практически приурочено к возникновению нового явления на нашей планете, а точнее новой сферы разума.

Чтобы понять и дать определение данному термину, нужно сначала рассмотреть сферу жизни нашей планеты или, иначе говоря, биосферу и ее изменение с времен зарождения жизни и до наших дней.

Развитие жизни на нашей планете эволюционно. Согласно закону естественного отбора выживает сильнейший, более приспособленный к условиям Среды обитания. Однако, так как закону естественного отбора подвержены абсолютно все организмы, то эволюционирует и усложняется сама Среда обитания - различные биоценозы и биосфера в целом. Развитие биосферы происходит по пути усложнения форм жизни, каждая из которых борется за свое существование со своими природными врагами.

Данный процесс борьбы, как нам известно, привел к возникновению покрытосемянных и млекопитающих, высших представителей растительного и животного мира. При этом процесс естественного отбора не останавливается ни на минуту, а наоборот набирает все более быстрый темп.

По мнению Дарвина, эволюционное развитие живого мира этом не останавливается. Появление человека - вот венец развития животного мира. В условиях естественного отбора появляются предки человека. Но что мог противопоставить человек грозному животному миру - различным хищникам? Неужели у человека имелись острые клыки и когти, позволявшие ему не только выжить в условиях естественного отбора, но и увеличить численность и занять главенствующее положение на планете.

Нет. Человеку был дан разум - одно из удивительнейших явлений всех времен. Чтобы выжить, человеку пришлось использовать подручные средства, заменяющие ему и когти, и клыки, и быстрые ноги, и теплый мех и много другое. На мой взгляд, закон естественного отбора применим и к человеку, хотя многие последователи высоких нравственных идей его отвергают. Человек мог бы и поныне бегать с палкой-копалкой в поисках съестных корней и с каменным топором за дикими животными. Однако разум дал человеку способность учиться, изобретать и усовершенствовать орудия труда, предметы обихода. В условиях соприкосновения ареалов обитания племен, между людьми, вероятно, возникали стычки. Причинами споров могли быть пища, территория. Как правило, победу могло одержать то племя, у которого были лучше орудия труда, в данном случае - оружие.

В дальнейшем, с момента возникновения простейших цивилизаций и до наших дней, люди неотступно были вынуждены совершенствовать свои знания о мире и орудия труда.

Здесь, на мой взгляд, необходимо остановиться и оценить силу воздействия человека на окружающий мир. Сделаем грубое, но яркое сравнение земледельца наших дней и первого исторического землепашца. Сравним используемые орудия труда: мощный трактор, работающий на жидком топливе и заменяющий 70 и более лошадей, с одной стороны, и лошадь, бык, вол или другое животное. Сравним производительности: если на живой тягловой силе человек с трудом кормит себя и свою семью, то используя современные средства механизации несколько процентов населения кормят всю страну и еще поставляют на экспорт (в качестве примера рассматриваем развитые страны).

Из рассмотренного примера видно, что с течением времени сила воздействия человека на окружающий мир неукоснительно возрастает. Под влиянием этой силы окружающий мир преображается и изменяется. В принципе любой организм сосуществуя в этом мире вместе с другими влияет на окружающий мир и изменяет его. Так, например, сине-зеленые водоросли несколько миллионов лет назад образовали первичную атмосферу планеты, а множество поколений растений произрастающих на одном участке земли преобразовали первичную материнскую породу земли в чернозем. Конечно, здесь также уместно влияние воды, ветра, температуры, но не будем вдаваться в подробности и уклоняться от главной темы.

Итак, мы видим, что эволюция живого мира приводит и к изменению неживой природы, облика нашей планеты.

В целом, ареал распространения живых организмов принято называть биосферой, в которую включаются и неотъемлемые элементы живой природы: воздух, вода, земля, свет и т.д.

Эволюция биосферы очень сложное явление. Появляющиеся новые жизни меняют окружающий мир, которые в свою очередь создает предпосылки для зарождения новых видов и их победы в борьбе с неприспособленными старыми, более простыми, видами. Однако развитие биосферы в данном случае не выходит за пределы ее определения. Усложняющееся разнообразие форм и видов жизни подчинено строгим законам эволюции.

Однако как в таком случае объяснить появление озонных дыр в стратосфере? Или глобальное повышение температур? А образование водохранилищ, смена растительности (освоение целинных земель), разработка месторождений и многое другое? Как объяснить данные явления, которые также являются изменениями окружающей среды, зачастую изменениями биосферы с точки зрения эволюции?

В данном случае основной и единственной силой, влияющей на биосферу является человек, а если говорить точнее, то человеческий разум, так как физиологически человек мало изменился с поры доисторического времени, но благодаря приобретенным знаниям, развитию разума, человек стал использовать такие технические средства, которые приводят к интенсивному изменению окружающего мира.

Практически здесь можно и закончить описание развития биосферы и начать описание развития ноосферы. Таким образом, ноосфера - сфера разума, включает в себя биосферу, видоизмененную под действием человека. Однако это очень грубое определение границ ноосферы и оно действенно только на начальном этапе развития ноосферы.

Темп развития науки и техники позволил современному человеку многое, о чем еще сто лет назад никто бы не подумал. Да что там 100 лет? В настоящее время компьютеризация и развитие робототехники только набирает темп и можно лишь догадываться об их возможностях через 3-5 лет. Современный человек очень сильно расширил свои знания о мире. В этом столетии ему удалось выйти в космос, “приручить” атом, узнать секреты генетики. Расширились рамки ноосферы. По мнению некоторых ученых границами ноосферы нужно считать пространство, где человек, используя необходимые предметы, орудия, может побывать без какого-либо риска для жизни. То есть верхняя граница ноосферы значительно выше ее же у биосферы. Она располагается на высоте от 300 км до нескольких тысяч километров, или околоземное пространство, куда человеком выведены орбитальные станции и всевозможные спутники.

По мнению Вернадского, рамки биосферы расширяются вместе с расширением ноосферы. Ученый уже тогда предполагал, что человек сможет выйти в космос и уже тогда задал вероятное развитие ноосферы.

Здесь необходимо остановиться, чтобы прокомментировать яркое, на мой взгляд, сравнение двух сфер. Человек - живое существо и в принципе относится к “живому веществу” нашей планеты. По определению Вернадского живое вещество - это вся растительность, животный мир, то есть все органическое, вся живая природа. Поэтому человек также относится к живому веществу, а следовательно является одним из представителей оболочки жизни на нашей планете - биосферы. Таким образом, где бы ни находился человек, там по определению должна быть и биосфера.

Однако выход человека в космос или покорение полярных льдов открывают дополнительное пространство, которое затруднительно напрямую причислить к территории биосферы, хотя представитель жизни - человек- в этих условиях уже может существовать. В данном случае происходит увеличение, расширение границ ноосферы, сферы, где существование жизни возможно лишь благодаря приспособлениям, которые получены лишь благодаря деятельности человека и его разуму. Вот почему, описывая границы ноосферы нужно знать и определение ноосферы. От греческого noos - разум. Поэтому “ноосфера ” означает сфера разума, буквально “мыслящая оболочка”.

Таким образом, зарождение жизни на нашей планете привело к возникновению и развитию биосферы. В условиях эволюции жизни, усложнения и изменения биосферы появляется человек - разумное, мыслящее существо. Благодаря разуму ему становится подвластно интенсивное изменение окружающего мира. И благодаря разуму человека эволюция биосферы перетекает в зарождение ноосферы - высшей стадии биосферы
  1. ^

    Ноосфера как единая парадигма XXI века


В настоящее время цивилизация переживает ответственнейший период своего существования, когда ломаются первичные стереотипы, когда происходит понимание того, что удовлетворение бесчисленных запросов современного человека вступает в острый конфликт с первоосновой потребностей каждого - сохранение здоровой среды обитания. К сожалению, можно констатировать, что современное человечество далека от понимания глобальных (нередко и локальных) целей.

Современное состояние социологии в конце XXв., уровень развития современных цивилизаций, деградация природной среды, создающая объективные условия ее самоуничтожения — все это порождает необходимость пересмотра существующих социальных концепций и идеологий. Эстафета достижений и неудач бурного XXв. передается людям XXIв. и от них, в конечном итоге, будет зависеть, по какому пути пойдет дальнейшее социальное развитие человечества.

Неизбежной объективностью является проблема отчуждения, которая заключается в том, что человек своей деятельностью запускает такие природные процессы, которые он контролировать не в состоянии. Социальные силы и мощные технические средства, вступая в контакт со сложными природными процессами, создают мощный неконтролируемый резонанс, угрожающий существованию жизни на Земле.

Численность населения, потребление, технологии, развитие и природная среда связаны между собой сложным комплексом отношений, которые непосредственно затрагивают благосостояние народов - всю глобальную общину. Эффективное и справедливое управление и сотрудничество в решении этих проблем требуют долгосрочного системного глобального подхода, руководствующегося принципом сбалансированного развития, — таков главный урок, преподанный растущими экологическими, опасностями последнего времени. Этот универсальный подход должен стать приоритетным среди задач глобального управления и сотрудничества.

В. И. Вернадский совершил выдающееся философское открытие, выдвинув идею перерастания биосферы в ноосферу. Он считал, что вXVIIв. наука стала силой, творящей историю. В XXв. происходит новое превращение — человек начинает менять облик Земли — наука становится силой геологической. Разум, возникший в ходе эволюции, отныне становится ее направляющей силой. Стихийная эволюция должна смениться сознательной, которая должна прийти к гармоническому единству со всем живым в рамках ноосферы. Таким образом, ноосфера подразумевает наличие цивилизованного человечества, способного удовлетворить все возрастающие материальные, культурные и эстетические потребности при строгом соблюдении экологических правил дальнейшего развития мировых производительных сил.

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды В. И. Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия, разбросанные по страницам книги «Научная мысль как планетное явление» и отчасти в других публикациях В. И. Вернадского:
1.Заселение человеком всей планеты.

2.Резкое преобразование средств связи н обмена между странами.

3.Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

4.Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5.Расширение границ биосферы и выход в космос.

6.Открытие новых источников энергии.

7.Равенство людей всех рас и религий.

8.Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9.Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические духовные потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни общества.
Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире, и остановимся более подробно на некоторых из них.

1.Заселение человеком всей планеты.

Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался далее в Антарктиде.

2.Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаем о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. И здесь нельзя не вспомнить пророческих слов Вернадского: «Этот процесс полного заселения биосферы человеком обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, её одновременного обсуждения на всей планете».

До недавнего времени средства телекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети Internetдало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации.

3.Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.

4.Начало преобладания геологической роли человека над другим и теологи чески ми процессами, протекающими в биосфере.

Это условие также можно считать выполненным, хотя .именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

5.Расширение границ биосферы и выход в космос.

В работах последнего десятилетия В. И. Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек доджей выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6.Открытие новых источников энергии.

Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно, не готово ограничиться мирными целями, более того — атомная (ядерная) сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского ещё более полувека назад. В предисловии к книге «Очерки и речи» он пророчески писал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?». Огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришёлся не ко времени и попал не в те руки. Для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в 1957 г. создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), объединявшее к 1981 г. 111 государств.

7.Равенство людей всех рас и религий.

Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

8.Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

9.Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

Трудно говорить о выполнении этого условия, скажем, в такой стране как Россия, где ещё совсем недавно наука находилась под колоссальным гнётом определённых философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжёлого экономического положения в российской науке многие учёные вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

10.Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

Это условие можно считать выполненным только в ряде богатых капиталистических стран, которых не так уж и много. В большинстве же стран это условие если и будет когда-нибудь выполнено, то наверняка очень не скоро.

11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XXв. несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания даёт фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила, начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации. Сейчас экстремистская форма зелёного движения оказалась там уже не нужной, поскольку заработали государственные механизмы регулирования экологических проблем. В СССР до 80-х годов считалось, что социалистическое хозяйствование препятствует угрозе экологического кризиса. В период перестройки этот миф развеялся, активизировалось движение зелёных.

Однако в современный период политическое руководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план.

В мировом масштабе для разрешения экологической проблемы в условиях роста населения планеты требуется способность решения глобальных проблем, что в условиях су-: веренитета различных государств кажется сомнительным.

12.Исключение войн из жизни общества.

Это условие В. И. Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя "локальные войны ещё уносят многие жизни.

О проблеме войны нужно сказать особо. В настоящее время человеческий разум сумел узнать тайну ядерных реакций и воспользоваться ею, как и предвосхищал В.И.Вернадский. Однако в энергии ядер находится такая разрушительная сила, что неумелое или недальновидное обращение с ней может привести к гибели не только человечества и биосферы в целом, но и к разрушению нашей планеты.

В.И.Вернадский предвосхищал не только “приручение” человеком энергии атома, но и выход человека в космос. Однако при этом он не уставал повторять, что вместе с растущей силой влияния человечества на окружающую среду, оно должно быть все более осторожным в отношении использования этой силы, т.к. последствия уже могут быть непоправимыми.

В связи с этим хочется еще раз подчеркнуть важность не столько научных открытий, сколько оценки их внедрения в деятельность человека. Наука уже вторглась в области, которые еще недавно считались недоступными человеку. Примером могут являться генетика и генная инженерия. Человеку уже подвластно менять то, что заложено незыблемым самой природой - хромосомный набор, однако о последствиях такого вмешательства человек представляет еще очень смутно. В результате таких действий, например, может случиться катастрофа, нарушен баланс в живой природе. Да что там говорить, человек может просто себя уничтожить, создав какое-либо генетическое чудовище.

Подводя итог, можно сказать, что развитие научной мысли, деятельности человека неотступно отражается на облике нашей планеты, ее биосфере, ноосфере. Вот почему, необходимо строго отслеживать тенденции развития ноосферы и бить тревогу в случае возникновения опасности развитию человечества и угрозы существованию биосферы.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В. И. Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.

Ф. Т. Яншина пишет: «Учение академика В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу является не утопией, а действительной стратегией выживания и достижения разумного будущего для всего человечества». Мнение Р. К. Баландина несколько иное: «Биосфера не переходит на более высокий уровень сложности, совершенства, а упрощается, загрязняется, деградирует (небывалая скорость вымирания видов, разрушение лесных зон, страшная эрозия земель...). Она переходит на более низкий уровень, т. е. в ней наиболее активной преобразующей и регулирующей силой становится тех-а и вещество, совокупность технических систем, посредством которых человек - преимущественно невольно - переиначивает всю область жизни». Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.

Ноосфера - самая новая из всех сфер нашей планеты. Тем не менее, на мой взгляд, она является самой главной сферой, определяющей внешний облик Земли в наше время. Ведь благодаря разуму, в рамках современных возможностей человека, происходит изменение биосферы, атмосферы, гидро- и литосферы.

Таким образом, в наши дни изучение проблемы развития ноосферы является реальной необходимостью. Для дальнейшего сосуществования человека, общества и окружающей Среды и развития каждого из них, нужно умело использовать данный человеку разум на решение общечеловеческих и глобальных проблем. Разум, на мой взгляд, дан человеку во благо, а не во вред. Поэтому нужно тщательнейшим образом, особенно в сложившихся обстоятельствах усиления влияния человека на окружающую среду, изучать последствия вероятного применения тех или иных знаний, осуществления той или иной деятельности.
^

Список литературы


1. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере.// Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г. П. Аксенов. - М.: Современник, 1993.

2. Вернадский В. И. Общее понятие о биосфере.// Вернадский В. И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М. С. Бастраковой, И. И. Мочалова, С. Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.

3. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни.// Вернадский В. И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М. С. Бастраковой, И. И. Мочалова, В. С. Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.

4. Гришунин С., Рогова Э. Беседы за "круглым столом".// поминания современников. Суждения потомков./Сост. Г. П. Аксенов. - М.: Современник, 1993.

5. Левин А. С., Глобальные проблемы современного мира: Курс лекций. - Силламяэ: МЭТК, 1997. - 123 с.

6. Петров К. М., Общая экология: Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. - 2 изд., стер. - СПб: Химия, 1998. - 352 с., ил.

Махачкала, 2011 г.

Похожие:

Ноосфера как единая парадигма   XXI   века icon«принято» на педагогическом совете протокол №1 от «30» августа 2010 г. «Утверждаю»
При этом в упадок приходит учебно-трансляционная (знаниевая) парадигма, появившаяся в эпоху средневековья и просуществовавшая вплоть...
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconОстеопороз и остеоартроз проблема XXI века
Мальцева Л. В., Меньщикова И. А. «Сонография триггерных точек при остеоартрозе коленного сустава». Курган, конференция "Остеопороз...
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconЕда XXI века: приятного аппетита!
Растительные белки вместо мяса, грибы размером с блюдца, салаты из морской капусты и плесени – таково реальное меню людей, которые...
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconРабочая программа по музыке составлена на основе Примерной государственной...
По умк «Начальная школа XXI века» М., Вентана-Граф, 2010 г науч рук. — чл корр. Рао проф. — Н. Ф. Виноградова
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconКонкурсе творческих письменных работ на тему «Учитель XXI века. Каким ему быть?»
«Учитель XXI века. Каким ему быть?» / «Teacher of a new millennium», который состоится на базе Школы педагогики двфу (г. Уссурийск)...
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconОбластная научно-практическая конференция «Учитель XXI века»
«Формирование культурно-педагогического сообщества: профессиональная подготовка, имидж педагога ХХI века»
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconГеннадий Петрович Малахов Самолечебник XXI века «Самолечебник XXI...
Дело в том, что большинство болезней, с которыми человек сталкивается на протяжении своей жизни, «заработаны» им самим. Поэтому он...
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconIx молодёжная международная научно-практическая конференция студентов,...
Научно-издательский центр «Открытие» приглашает Вас принять участие в IX молодёжной международной научно-практической конференции...
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconТематика курсовых работ и вкр теоретические основы частных методик...
Изменения в системе русского языка конца XX века начала XXI века и их отражение в школьной грамматике
Ноосфера как единая парадигма   XXI   века iconИнтеллектуальное воспитание старших дошкольников через активизацию...
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница