Тема: зима в жизни животных




Скачать 113.21 Kb.
НазваниеТема: зима в жизни животных
Дата публикации12.04.2013
Размер113.21 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Биология > Урок
Урок окружающего мира

3 класс

УМК «Гармония»

Тема: ЗИМА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ

Цели: познакомить учащихся с жизнью разных групп диких животных в зимнее время года; развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных; воспитывать бережное отношение к животным, интерес к чтению дополнительной литературы о жизни животных.

Оборудование: иллюстрации (животные, жилища домашних животных, зимующие птицы, животные пресных водоемов), рисунки детей, видеоклип на музыку Антонио Вивальди «Времена года. Зима», презентация по теме урока, выставка книг о животных.

^ Ход урока

I. Организационный момент.

- Дорогие гости, ребята! Давайте посетим Музей современного искусства, где с рисунками учащихся нашего класса соседствуют электронные картины.

Выставка рисунков детей (экскурсия, дети рассматривают работы на доске) + видеоклип «Зима» на музыку итальянского композитора Антонио Вивальди.
^ II. Постановка целей урока.

Только что вы просмотрели электронные картины под музыку итальянского композитора Антонио Вивальди. Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? Слайд

– Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие и закрепим наши знания о жизни диких животных в зимнее время. слайд
-Зима для животных – это холодное и голодное время. Поэтому осенью все животные «сдают экзамены» – как они подготовились к суровой зиме.

Слайд

^ III. Вводная беседа.
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».
^ Послушайте рассказ про одного мальчика, вашего ровесника.

Вася Следопытов жил в деревне. Это случилось во время зимних каникул. Проснулся Вася, выглянул во двор, а там снегу видимо-невидимо!

Обрадовался Вася, схватил лыжи и пошел кататься. Катался-катался и вдруг смотрит… следы.

Испугался Вася и со всех ног – домой. Прибежал и кричит отцу:

– У нас в саду страшный-престрашный зверь завелся! Я его следы видел!

– Зверь, говоришь? – откликнулся отец. – Ну-ка, пойдем посмотрим!

Снял с гвоздя охотничье ружье и пошел с Васей в сад. Увидел следы, которых так испугался Вася, и давай смеяться:

– Дурачок ты, – говорит, – дурачок! Нашел кого пугаться! Это же следы белки!

Вот если бы ты увидел вот такие следы: (Слайд)


Или вот такие: (Слайд)


Или, на худой конец, такие: (Слайд)


Тогда можно было бы и испугаться. А белки-то чего бояться? Она и мухи не обидит! Ты бы еще вот таких следов испугался: (Слайд)


Стыдно стало Васе, что он живет рядом с лесом, а таких простых вещей не знает. Решил он исправиться. Прочитал за каникулы уйму книг о животных, походил с отцом по охотничьим тропам и стал настоящим следопытом.

(По Т. Вербохлестову.)

^ IV. Выставка книг.

Перед вами детские книги о животных и энциклопедии. Рекомендую их прочитать. Вы узнаете много нового. (Показ книг о животных, взятых в школьной библиотеке)
^ V. Изучение нового материала.

1. Беседа.

– На какие группы по внешнему виду можно разделить животных? (Насекомые, рыбы, птицы, звери.)

– Есть еще особые группы животных – земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте: почему их так назвали? (По среде обитания.)
-И сегодня мы узнаем, как зимуют эти животные.

2. Рассказы детей. Слайды


  1. ^ Как зимуют звери


Кто ведёт активный образ жизни?

(слайд: горностай, белка,, куница, рысь, лисица, волк, заяц, лось, олень, кабан)

К зиме у многих зверей заканчивается линька – обновление шерсти. Становится она густой и пушистой. У некоторых животных поменялся и её цвет. Горностай оделся в шубку из «спелого» волоса (так сибиряки называют зимний мех). У белки тоже «спелый» наряд из голубоватого меха. В зимнюю стужу белка прикрывается своим большим пушистым хвостом как одеялом.

Чем питаются зимой звери? Белка припасла орехи, жёлуди, грибы, зёрна. Да и семена еловых шишек могут ей пригодиться. Лисица промышляет мышей. Учёные предполагают, что лиса слышит мышиный писк даже за 400 метров. А вот догнать зайца лисе не просто. Хитро петляет заяц, стараясь сбить со следа лисицу. Рысь затаилась на низких ветвях дерева. Не уйти лисе от этой крупной дикой кошки. Выискивают добычу и волки. Бродят семьями. Ступают след в след. Волчий след похож на собачий, только крупнее. Лоси бродят в заснеженном лесу в поисках молодых осинок, чтобы поглодать коры и веток.
Кто спит?

(слайд: барсук, медведь, ёж, хомяк, летучие мыши)

Но не найдёте вы на снегу следов барсука, медведя, ежа. Попрятались они в свои норы и залегли в спячку до весны. Накопили подкожный жир, и зима им не страшна – жир греет и кормит. Летучие мыши висят кверху лапками, зацепившись за неровности сводов пещер, и тоже спят.

Во время спячки температура тела у животных понижается, дыхание и сердцебиение замедляется. Иногда хомяк, барсук, медведь могут проснуться зимой от чувства голода, от сильного мороза, от выстрела. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит по лесу. Страшно встретиться с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой рождает медведица медвежат и выкармливает их молоком.
^ 2)Как зимуют насекомые и пресмыкающиеся.

(слайд: змеи, ящерицы, черепахи)

В отличие от млекопитающих, насекомые и пресмыкающиеся холоднокровные животные. Это значит, что температура их тела не превышает температуры окружающей среды. Поэтому с приходом морозных дней организм этих животных цепенеет – застывает. Змеи, ящерицы, черепахи укрываются под корягами, корнями деревьев, под засохшими листьями и стеблями растений. Многие насекомые погибли, но остались зимовать в почве, в коре деревьев их яйца, личинки, куколки. Некоторые бабочки забрались в щели заборов, в сараи, на чердаки домов. Муравьи ушли в нижние этажи муравейников. Дикие пчёлы и осы укрылись в дуплах деревьев, в своих гнёздах.
(слайд: личинки насекомых, муравьи, пчёлы, осы, жуки, бабочки)

Насекомые, находясь в оцепенении, выживают даже в лютые стужи. Состояние их организма сравнивают с остановленными часами. Стоит толкнуть маятник – и часы снова пошли. Иногда, почувствовав тепло, появляются на снегу бабочки, жуки.


  1. ^ Как зимуют обитатели водоёмов

(слайд: карп, карась, сом)

Почему не погибают зимой обитатели водоёмов? Ледяная крыша помогает сохранить им жизнь. У воды и льда есть одно важное свойство – они плохо проводят тепло и холод. В любые морозы на дне глубоких водоёмов температура воды сохраняется около 4 градусов тепла. Благодаря этому спасаются от суровых морозов на дне водоёмов рыбы, лягушки, моллюски, раки. Сохраняются и водные растения.

В конце ноября многие рыбы становятся малоподвижными, впадают в зимнюю спячку. Карпы и караси зарываются в придонный ил. Сонные и ленивые, стоят они в самых глубоких ямах. Иногда рыбы всплывают, чтобы освежить в ямах воду.

(слайд: осётр, стерлядь, белуга, налим)

Осётр, стерлядь, белуга к зиме покрываются слизью, которая спасает их от холода. Усатый налим, наоборот, становится более подвижным и мечет икру. Недаром говорят: «Мороз злее, а налим живее», «Налимья весна подо льдом».
(слайд: лягушка, моллюски)

Моллюски втягивают тело в раковину, замыкают устье слизистой плёнкой и зимуют на дне водоёмов, зарывшись в ил.

Прудовые лягушки ныряют в водоём, зарываются в ил и засыпают. Как и рыбы, лягушки объединяются, чтобы легче пережить холодное время. Некоторые лягушки, как змеи и ящерицы, зимуют на суше. Забираются в норы, под коряги и застывают.


  1. ^ Где находят приют птицы


Отгадайте загадки:

Маленький мальчишка Окраской – сероватая,

В сером армячишке Повадкой – хитроватая

По дворам шныряет, Крикунья хрипловатая –

Крохи собирает, Известная персона.

В полях ночует, Кто она? … (Ворона.)

Коноплю ворует. (Воробей.)

Раздается громкий стук

Среди веток – тук да тук.

– Чистишь дерево, приятель?

– Тук-тук-тук, – ответил…

(Дятел.)

(Слайд: воробей, дятел, ворона)

– А к какой группе птиц относятся эти птицы? Почему они не улетают от нас зимой? (Зимующие. Они не улетают, потому что могут найти себе пищу и зимой.)

– Чем они питаются, где находят себе корм? (Семенами, почками деревьев, насекомыми и личинками насекомых, доставая их из-под коры деревьев.)

– Каких птиц называют «зимними гостями»? (Синица, снегирь, свиристель-слайд)

– Что страшнее для зверей и птиц зимой, холод или голод? (Голод.)

– Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо, у кого запасов полна кладовая. Кто так зимует? (Ответы детей.)

– Какие птицы делают запасы на зиму? (Совы, сычи – мышей, сойки – желуди, орехи.)

(слайд: дятел, сорока, сойка)

Кажется, зимой всё погружено в непробудный сон. Но порхают по деревьям птицы. Кровь у них горячая – помогает пережить холода. Зимуют в наших лесах рябчики, тетерева, глухари, дятлы, сороки, синицы и другие оседлые птицы.

Можно в лесу услышать и скрипучий голос сойки. Увидеть на ветках рябины красногрудых снегирей. В густых ветвях елей строят свои гнёзда клесты. Эти птицы прикочёвывают зимовать в наши края.
(слайд: куропатки, рябчики, тетерева, глухари)

Куропатки, рябчики, тетерева и глухари радуются глубокому снегу, в котором прячутся от холода и метели. Но тяжело приходится птицам, если после дневной оттепели ударит ночью мороз. Снег тогда покрывается ледяной коркой, о которую ранятся птицы, освобождаясь из снегового плена.
(слайд: синица)

Зимой птицы питаются древесными почками, семенами клёна, ясеня, сирени, сосны, ели. Проворные птицы синицы умело добывают насекомых, которые спрятались в коре деревьев. Осматривают каждую трещинку. Проверяют синицы и столовую дятла. Все ли семена он достал из сосновых шишек? Не оставил ли личинок насекомых в трухлявом дереве? Шубка у синиц тёплая, и никакой мороз им не страшен. Страшен им голод, который может случиться, если обильный снегопад укутал ветви деревьев тяжёлой снежной бахромой или обледенела после оттепели кора. Вот в это время и надо прийти на помощь птицам.

(слайд: кормушка)

Синицы охотно клюют семена подсолнечника и конопли, тыквы и арбузов, овёс и крошки хлеба. Семена и зёрна лучше немного подавить. Любят синицы несолёное сало и вываренные сахарные кости.
(слайд: поползень)

«Конкурент» синицы – поползень. Кормится он тоже оцепенелыми насекомыми, их личинками, куколками. Одета эта небольшая птичка в голубовато-серый наряд, по бокам рыжие отметины, на голове тёмная полоска, «уздечка». Хвост у поползня короткий, на лапках острые коготки. Ловко снуёт вверх и вниз по стволам деревьев, за что и прозвали его древолазом.
(слайд: клёст)

Диковинные птицы клесты размером со скворца. Петушки пером розовые, а самочки серые. Крючковатый клюв помогает им вытаскивать семена из смолистых чешуек еловых шишек. Созревают эти семена зимой, и именно тогда выводят своих птенцов клесты.

^ Физ. минутка

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть….

Лапки вверх! Лапки вниз!

На носочках подтянись!

Лапки ставим на бочок:

на носочках скок, скок, скок.

А потом вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки!

3. Беседа:

1) Как помочь животным зимой?

(Слайд: прорубь)

Зимой обитатели водоёмов страдают от недостатка кислорода. Люди стараются им помочь – прорубают во льду проруби. Чтобы проруби не замерзали, на поверхность воды кладут охапки сена и сверху насыпают толстый слой пушистого снега. Сено и снег пропускают воздух и защищают прорубь от замерзания. Если внезапно ударит сильный мороз, то прорубь может быстро затянуться льдом. Тогда медленно передвигающиеся животные могут замёрзнуть в толще льда.

Чтение стихотворения.

Помоги

Не видать в лесу дорожек,

Зерен в поле не найти.

Не жалей для птичек крошек,

Надо их в мороз спасти!

Им ведь надо очень мало:

Воробью насыпь пшена,

Угости синичку салом –

Чтоб вернулась к нам весна.
Шубка у синиц тёплая, и никакой мороз им не страшен. Страшен им голод, который может случиться, если обильный снегопад укутал ветви деревьев тяжёлой снежной бахромой или обледенела после оттепели кора. Вот в это время и надо прийти на помощь птицам.

(слайд: кормушка)

Вот какие правила надо соблюдать:

не сорите в лесу, не оставляйте там газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

кормушки должны быть очень скромными, лучше нераскрашенными.

корма в кормушке должно быть немного.

кормить птиц регулярно.
(слайд: кормушки разные)

А в лесу люди устраивают кормушки для лесных зверей: оленей, кабанов, лосей.… Кладут туда сено, соль и другие гостинцы. Трудно зверям прожить зимой в лесу без помощи человека. Вот какие кормушки устраивают люди!
VI. Закрепление пройденного материала.


  1. ^ Работа в парах. (цветные карточки разного уровня)


Раздаются карточки трёх уровней.

1уровень

Приведи примеры животных.

Заснули:

_____________________________________________________________________

Поменяли шерсть:

________________________________________________________________________
2уровень.

Приведи примеры животных.

Родились зимой:

________________________________________________________________________

Застыли:

________________________________________________________________________
3уровень.

Как зимуют разные группы животных:

Звери:_____________________________________________________________

Насекомые:________________________________________________________

Пресмыкающиеся:__________________________________________________

Земноводные:______________________________________________________

Рыбы:_____________________________________________________________

Птицы:____________________________________________________________
Проводится проверка.
^ 2.Работа в Печатной тетради: с. 54 упр.117.

Запиши, как зимуют разные животные. Проверка.
3. Кто здесь спрятался? (слайд)
4.Создание новогодней аппликации.
- Скоро наступит самый любимый всеми детьми праздник – Новый год. У нас тоже есть новогодняя лесная ёлочка.

( Рисунок на доске).

-Кто же из животных будет водить хороводы возле неё?
-Перед вами лежат карточки с изображением разных животных. Выберите нужные и прикрепите на ёлку.

(Звучит песня «Зимняя сказка», дети создают аппликацию)

- Проверим, верно ли вы выполнили задание.
^ 5*. Кто встретится в зимнем лесу? (слайд)

VII. Итог урока. Что нового вы узнали из жизни разных животных в зимнее время? Что особенно запомнилось на уроке?
VIII. Анализ работы детей на уроке. Оценивание.
IX. Домашнее задание.
с.138-139 прочитать интересные рассказы о зиме, П.т. с.52-54 выполнить оставшиеся задания, по желанию подготовить рассказ о том, как зимует любое животное.
РЕЗЕРВ

^ 1.Игра «Ответь, как зимует…».

Учитель загадывает загадки, а дети отгадывают, называют животное и говорят о том, как оно проводит зиму.

Трав копытами касаясь, Обитатель леса шустрый

Ходит по лесу красавец. Своровал листок капустный.

Ходит смело и легко, У него дрожат реснички:

Рога раскинув широко. «Нет ли где-нибудь лисички?»

(Лось, зимой активен.) (Заяц, ведет активный

образ жизни.)

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

Летит – говорит, На дне, где тихо и темно,

А сядет – молчит. Лежит усатое бревно.

(Насекомое.) (Сом.)

Под дубочком, под листочком Без работы, хоть убей,

Свился, скрючился клубочком. (Еж.) Жить не может… (муравей).


  1. П.т. №114, № 115 с.53


3.Чтение по ролям рассказа Н. Сладкова «Суд над декабрем» (с. 138).





Похожие:

Тема: зима в жизни животных iconТема : Урок-закрепление: что вы знаете о животных
Цель: активизировать знания детей о группах животных и их характерных признаках; закреплять умение выделять эти признаки, опираясь...
Тема: зима в жизни животных iconКак живут животные?
Познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных
Тема: зима в жизни животных iconТема урока: Путешествие в темные глубины. Цели урока: Образовательные
Образовательные: расширять знания детей о жизни животных в море и океане, познакомить с отдельными видами животных и рыб
Тема: зима в жизни животных iconУрока: диспут-марафон Тема : Окружающая среда животных. Приспособлен...
Земле и влиянии на них человека; о признаках приспособленности животных к добыванию корма и защите от врагов; о причинах исчезновения...
Тема: зима в жизни животных iconТема: "Разнообразие животных в природе." Цели и задачи урока
Оборудование: конверты с разрезными словами, карточки с изображением диких и домашних животных, доклады детей по данной теме, магнитофон,...
Тема: зима в жизни животных iconТема: "Животноводство"
...
Тема: зима в жизни животных iconПрограмма «Школа России» Тема: «Охрана животных»
Познакомить с отдельными видами редких животных и мероприятиями по их охране и восстановлению
Тема: зима в жизни животных iconПроекта: «Времена года. Зима»
На кружке «Что? Где? Когда?» нам задали вопрос: Что такое зима? Мы очень долго обсуждали этот вопрос и решили выполнить проект по...
Тема: зима в жизни животных icon«Зима»
Непосредственная образовательная деятельность по реализации коммуникативных и музыкальных способностей по теме «Зима»
Тема: зима в жизни животных iconТема Поведение животных на примере медоносной пчелы
Изучение особенностей строения насекомых на примере пчелы, в связи с общественным образом жизни
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница