Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся




Скачать 52.48 Kb.
НазваниеПримеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся
Дата публикации15.03.2013
Размер52.48 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Биология > Документы
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся

Образовательные стандарты нашего времени диктуют необходимость воспитания личности, обладающей определенным набором универсальных компетенций, с которыми человек успешно реализуется в социуме. Особенности содержания предмета биологии способствует формированию и развитию у учащихся ряда общеучебных компетентностей, особенно исследовательской. Предлагаю примеры исследований, которые доступны для самостоятельного проведения учащимися во внеурочное время. В 2010-11 уч. году они вошли в основу проектно-исследовательской работы моей ученицы 7 класса Мурашко Елизаветы по теме «Бархатцы - биотический фактор окружающей среды».

^ 1. Исследование фитонцидных свойств растений

Бархатцы содержат желёзки, вырабатывающие эфирные масла. В их состав входят фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов. Тагетисы отпугивают вредителей сельскохозяйственных культур. На даче в этом году по краям одной грядки с луком и с гладиолусами мы посадили бархатцы. В августе, при уборке с неё урожая, обратили внимание на то, что по сравнению с соседними грядками, здесь повреждённых луковиц меньше. Мы исследовали фитонцидные свойства бархатцев (сентябрь 2010):

1) Приготовили две стерильные чашки Петри.

2) Кусочек чёрствого хлеба разрезали пополам.

3) В каждую чашку Петри положили по куску намоченного хлеба. К одному куску положили свежие соцветия бархатцев, другой оставили без соцветий.

4) Через четверо суток хлеб без соцветий покрылся зелёной плесенью (гриб Пеницилл).

5) Повторили эксперимент трижды. Плесень появлялась там, где не было бархатцев.

Вывод: Исследования показывают противогрибковую активность компонентов эфирного масла бархатцев. Бархатцы обладают фитонцидными свойствами. Возможно проведение и микробиологических исследований с бакпосевом на питательной среде.

^ 2. Исследование красящих свойств

В состав краевых язычковых и серединных трубчатые цветков входят ксантофиллы, природные пигменты из группы каратиноидов[2].Они придают соцветию окраску от жёлтой до красно-коричневой. Летом наблюдали случаи, когда испачканная цветами одежда трудно поддавалась отстирыванию. Это подтверждает красящие свойства бархатцев. Мы провели опыт и с семенами (январь 2011):

1) Взяли семена бархатцев с засохшими краевыми язычковыми цветками.

2) Отрезали две белые шерстяные нитки.

3) В кастрюльке прокипятили семена бархатцев и одну из ниток в течение 8-10 минут.

4) Цвет воды и цвет нитки изменился (стал желтым).

Вывод: Бархатцы обладают красящими свойствами.



^ 3. Исследование влияния стороны горизонта рост и на развитие растения

Используя такую технику как определение сырой массы, мы решили проверить, какая сторона горизонта наиболее благоприятна для развития бархатцев. Мы производили взвешивание в одних и тех же условиях (время 12.00-12.30, сухая и ясная погода, растения одного сорта посажены в одно время, на схожей по составу почве). Для этого:

1) Выкапывали по 3 растения на южной, восточной, северной, западной сторонах;

2) Отряхивали и промывали корни от земли;

3) Просушивали растения не менее часа;

4) Взвешивали (по кругу южной, восточной, северной, западной сторонах).

Вывод: на западной и южной стороне выросли самые крупные растения (средняя масса 88 и 90г), на данных сторонах горизонта наиболее комфортные условия.

^ 4 Исследование влияния способа посадки на рост и развитие растения

На рост и развитие растений влияет способ посадки. Для подтверждения данной идеи кроме наблюдений мы провели исследование по нескольким параметрам: сырая масса целого растения, высота растения (измеряли при помощи деревянного метра), количество всех соцветий. Если провести сравнения, то можно увидеть преимущества рассадного способа (в таблицы занесены средние величины пятикратных замеров и подсчётов).

Способ посадки

Дата исследования

Высота растения /см.

Масса растения/г.

Количество всех соцветий/шт.

рассада

12.07.2010

18

138

10

22.07.2010

22

180

16

семена

12.07.2010

12

100

6

22.07.2010

18

146

14

Рассадой удобно фиксировать орнамент композиции на клумбах, но эти растения уже в начале сентября в основном отцветают и теряют декоративность.

^ 5. Исследование адаптации при пересадке

При вынужденной пересадке бархатцев (для формирования композиции) мы наблюдали стопроцентную приживаемость. Процедуру старались производить в пасмурную погоду, при солнечной погоде - перед закатом солнца или ранним утром. После пересадки в дневное время в солнечную погоду, растение очень сильно «болело»: скручивались листья, поникали побеги и цветоносы. Пришли к выводу, что важные условия для успешной пересадки это: максимально большой ком земли на корневой системе, обильный полив в лунку и после посадки, возможное затенение пересаженного растения. Самый поздний срок успешной пересадки был в конце августа.

^ 6. Исследование засухоустойчивости

Наблюдения на пришкольном участке показали следующее:

- недостаток влаги (из-за полива только из лейки на отдалённых цветниках) в начале роста ведет к развитию чахлых растений с мелкими соцветиями.

- при недостатке влаги растение увядает: скручиваются листья, опускаются бутоны; восстановление происходит при поливе через 4-5 часов после полива,

- оптимальная частота полива для комфортного существования взрослых растений (в бездождливый период) 1 раз в 3-4 суток; в июне при посадке рассады или при пересадке - ежедневно; в период активного роста и формирования бутонов 1 раз через 1-2 дня.

- .в течение двух недель без воды растения (особенно молодые) могут погибнуть;
На фото растение 5.08.2010 и 17.08.2010

(без полива).

В данной работе были следующие выводы:

  1. Бархатцы – представители рода Tagetes, семейства сложноцветных, Красивые, долгоцветущие, устойчивые к пересадке и недостатку влаги, растения. Удобны, для компонования цветников различного дизайна.

  2. Бархатцы содержат ксантофиллы и вырабатывают эфирные масла, поэтому обладают красящими и фитонцидными свойствами.

  3. Бархатцы являются биотическим фактором окружающей среды и имеют большое экологическое значение. В жизни человека могут использоваться как декоративные, пищевые, лекарственные и инсектецидные растения, но вызывающие аллергические реакции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айзейман Б. Е. и др., Фитонциды и антибиотики высших растений.
    Киев, 1984

  2. Биологический энциклопедический словарь / Гл.ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А.А.Баев, Г. Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. – М.: Сов Энциклопедия, 1986. – 831с.ил., 29 л. ил.

  3. Федорос Е.И.,. Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана-Граф, 2006.- 384с.

Похожие:

Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconОценка достижения результатов внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «юный натуралист» ориентирована на духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное...
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconПрограмма внеурочной деятельности (начальная школа) на 2013-2014...
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconРабочие программы по внеурочной деятельности младших школьников
Педагогами школы, на основе Примерных программ внеурочной деятельности, составлены авторские программы по всем направлениям внеурочной...
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconРазвитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по информатике
В статье рассматриваются теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по информатике. Представлены приемы развития творческих...
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconРабочая программа внеурочной деятельности для учащихся II ступени...
Общая характеристика внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика)
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconПлан внеурочной деятельности 1 класса на 2012-2013 учебный год
...
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconВнеурочной деятельности по подготовке учащихся 6 классов
Внеурочной деятельность иметь обще интеллектуальное направление и осуществляться в форме кружковых занятий
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconКалендарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconПрограмма внеурочной деятельности «мир моих увлечений»
Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия...
Примеры использования различных исследований во внеурочной деятельности учащихся iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса моу сош №1
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница