Урок посвящаем верному другу человека собаке




Скачать 59.49 Kb.
НазваниеУрок посвящаем верному другу человека собаке
Дата публикации21.09.2014
Размер59.49 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Биология > Урок
Развитие речи. Особенности описания животного. Описание собаки.

познакомить учащихся с особенностями описания животного, формировать умение описывать животное, развивать связную речь учащихся, воспитывать бережное отношение к животным.

Вступительное слово учителя. Учитель читает и комментирует эпиграф урока, объявляет тему, мотивирует задачи урока.

Загадки-досказки.

  1. Как в автобусный салон, к маме в сумку прыгнул… (кенгуру)

  2. На заборе поутру кукарекал… (петух)

  3. Сено хоботом берет толстокожий… (слон)

  4. Длиннее шеи не найдешь. Сорвет любую ветку… (жираф)

  5. Съела зайца и ловит второго черно-бурая злая… (лиса)

  6. В поле, голову задрав, воет с голоду… (волк)

  7. Клубком свернулся, ну-ка тронь, со всех сторон колючий… (еж)

  8. Кто стучит как барабан? На дереве сидит… (дятел)

  9. Кто в машине знает толк? Косолапый бурый… (медведь)

  10. В березовую рощу позавтракать ходил огромный бык, мохнатый красавец… (зубр)

  11. Под луною песни петь сел на веточку… (соловей)

  12. Все преграды одолев, бьет копытом верный… (конь)

  13. Хвост веером. На голове корона. Прекрасней нету птицы, чем… (павлин)

  14. Кто любит по ветвям носиться, конечно, рыжая… (белка.)

  15. У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)

  16. Плывет зубастый великан, вечно-зеленый… (крокодил)

  17. Ест осоку реке Нил неуклюжий… (бегемот)



Словарная работа (работа в тетрадях).

Описание животных требует использования определенной лексики.

Знакомство с лексическим материалом темы.

Экстерьер – внешний вид и телосложение животного.

Порода, масть, грива, когти, лапы, пасть, морда, клюв, туловище, спина, грудь, живот, уши, шерсть, челюсть, усы, хвост.

Учитель:

- Обращаем ваше внимание на то, что в описание животных могут включаться элементы повествования: описание повадок, привычек животных.

- Подбираем глаголы, обозначающие действия собаки.

Лаять, визжать, скулить, вить.

Лизать, лакать.

Прыгать, метаться, гнаться.

- Подбираем определения, заключающие в себе общую оценку животного.

Красивый, большущий, неуклюжий, симпатичный, злой, страшный, потешный, смешной, забавный, слабый, худой, болезненный.

Урок посвящаем верному другу человека – собаке.
^

Породы собак


Расскажите об особенностях внешнего вида собак, изображенных на рисунках.

Борзая – охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами.

Шпиц – небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.

Овчарка – сильная сторожевая собака.

Пудель – комнатная собака с курчавой шерстью.

Дог – крупная собака с тупой мордой, сильными челюстями, длинной шерстью.

Терьер – небольшая собака для охоты на мелких животных, живущих в норах.

Игра "Узнай породу собаки" (по рисункам без подписей).

Учитель:

Художественное описание собак.

Художественному описанию животных можно поучиться у классиков русской литературы: И. С. Тургенева, А. Куприна, В. Вересаева.

- Прослушивание в грамзаписи отрывка из рассказа "Муму" и беседа: Как описана собачка?

- Чтение текста и беседа.

Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими "репьяхами", осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы "боевых схваток".

(А. Куприн).

Чтение и анализ текста.

Это была потешная собачонка. Длинная, косматая шерсть, от глаз волосы расходятся лучеобразно, глаза как будто совиные. Смешной какой-то черт, а не собачонка. Сама безобразная, очень любила все красивое но до чего она была умна, никто не поверит.

Когда молодая девушка надевала белое платье с красным поясом, собачонка садилась на задние лапы и часами любовались ею. Сидит и смотрит. Любила и сама покрасоваться. И это было самое потешное. На косматую шерсть ее лба привязывали ярко-красный бантик. Она опрометью бросались к зеркалу. Оглядывала себя, потом садилась на подоконник открытого окна и гордо сидела, выставляя себя на поглядение прохожим.

(В. Вересаев)

Чтение и анализ ученического сочинения.

Определите тему и тип речи. Из каких элементов состоит описание? Расскажите, что и в какой последовательности описывает автор. Шарик.

Эта собачка недавно появилась в нашем доме. Вначале это был маленький теплый комочек. Шерстка мягкая, черная, только грудь и уши немного беленькие. В первые дни собачка редко открывала глаза, взгляд у нее был беспомощный и грустный. Кормили мы Шарика молоком и кашей из бутылочки с соской.

Постепенно Шарик подрастал, уже крепко стоял на коротеньких лапках, самостоятельно лакая молоко из блюдца. Возвращаясь из школы, я всегда вижу смешную мордашку, ушки, поднявшиеся в напряжении. Шарик чувствует мое настроение. То он скачет, высоко подпрыгивая, то может прохладным языком мою ладонь, то жалобно смотрит на меня, виляя коротеньким хвостиком.

Мне нравится наблюдать за Шариком во время прогулок. Он любит лаять на больших собак, бегать за бабочками. Часто увлекается и далеко убегает от меня. Но стоит крикнуть. "Шарик! Ко мне!" – и он мчится со всех ног. Трудно определить, какой породы Шарик. Многие ребята называют его дворняжкой. Но я никогда не променяю свою собаку ни на какую другую, даже самую породистую.

^ Собака – верный друг человека.

Беседа: Как собаки помогают человеку.

(сторожат его дом, пасут стада, помогают на охоте, охраняют государственные границы, на фронте служат санитарами, минерами, связистами, разведчиками, помогают больным, слепым, играют с детьми, берегут и охраняют их, снимаются в кино, выступают в цирке, помогают в раскрытии преступлений, служат для перевозки людей на севере и просто скрашивают жизнь человека).

- Как же люди должны относиться к собаке.

Прослушивание в грамзаписи песни "Пропала собака" В. Шаинского.

Чтение статьи о боксере.

Рассмотрите рисунки и подумайте, какие лексические значения имеет существительное боксер. Есть ли что-нибудь между этими значениями?

Ученик рассказывает стих Л. Татьяничевой.

Щенок.

У зверей прощения не просят.

До чего ж мне ненавистен тот,

Кто, прицелясь, острый камень бросит

И щененку лапку перебьет.

Это он – бьет лошадей наотмашь,

Это он – тиранит голубей.

Не скули, пушистый мой найденыш,

Лапу быстро вылечим тебе.

Станешь псом ты – добродушней многих.

И дружить научишься с детьми.

Только, чур, мучителей двуногих

За людей случайно не прими.



Учитель наизусть читает стихотворение Э. Асадова

^ Стихи о рыжей дворняг

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечной тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы,

А то ведь простая дворняга.

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали,

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь.

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вокруг разом оставили тело.

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы.

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение "Моя собака".

Похожие:

Урок посвящаем верному другу человека собаке iconПрирода человека
Духовное и телесное в человеке: 1 предшествуют друг другу 2 связаны друг с другом 3 противостоят друг другу 4 независимы друг от...
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconТема: Настоящее и прошедшее время глагола
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения...
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconУрок по информатике в 10 классе Программирование линейных алгоритмов...
Ответ: Алгоритм – это чёткая последовательность действий, которая ведёт к верному решению задачи
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconБоу «Соускановская оош» Всероссийский Урок «Здоровые дети в здоровой...
Здравствуйте, дорогие ребята! Говорить друг другу «Здравствуй» – это, значит, желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность...
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconМетодическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация...
...
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconУрок русского языка в 3 классе Тема : Состав слова
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний...
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconУрок математики во 2-ом классе
Воспитывать уважение и интерес к предмету, трудолюбие, усидчивость, доброе. Отношение друг к другу
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость...
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconУрок на тему : «Климат и человек»
Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу
Урок посвящаем верному другу человека собаке iconУрок обобщения и систематизации знаний уосз
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница