Роль бактерий в природе и жизни человека




Скачать 104.61 Kb.
НазваниеРоль бактерий в природе и жизни человека
Дата публикации10.09.2014
Размер104.61 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Биология > Урок

Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека.


Цель: Показать роль бактерий в природе и жизни человека; использовать полученные знания для профилактики инфекционных заболеваний; формирования всесторонне развитой личности.

Оборудование: Таблицы с изображением водорослей, дополнительный, справочный раздаточный, дидактический материал, схемы, таблицы на доске, иллюстрации.

Тип урока: Комбинированный.

Базовые понятия и термины:

Бактерии

Паразиты

Антибиотики

Болезнетворные бактерии

Оргнизационный момент:
(Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку).

Актуализация.

Послушать текст и вставить слова в кроссворд.




1.

М

И

К

Р

О

Б

И

О

Л

О

Г

И

Я







2.

Э

У

К

А

Р

И

О

Т

Ы










3

К

О

К

К

И







4.

А

В

Т

О

Т

Р

О

Ф

Ы










5.

Т

Е

Т

Е

Р

О

Т

Р

О

Ф

Ы




6.

С

П

И

Р

И

Л

Л

Ы







7.

П

Р

О

К

А

Р

И

О

Т

Ы




8.

Р

А

З

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е







  1. Мы маленькие микроорганизмы, но нас изучает наука.

  2. Клетки , которые имеют ядро.

  3. Форма бактерий в виде шариков.

  4. Способ питания организмов, образующих органическое вещество.

  5. Способ питания организмов, потребляющих готовые органические вещества.

  6. Форма бактерий.

  7. Клетки , которые не имеют ядро.

  8. Процесс воспроизводства себе подобных.


Итак, ключевое слово кроссворда –Бактерии.
Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя:

О бактериях мы вспомним

Повторим строение их

Всё её разок обсудим:

А живут иль в нас сами?

Могут нам ли навредить?

Как помочь здоровью людям?

Что нам есть? И что нам пить?

Ну, смелее же, вперёд!

Информация вас ждёт!

Изучение нового материал.

Л.Яресько

Мы с вами отметили, что бактерии распространены повсюду. Трудно представить себе такие места, куда не проникли бы бактерии. Они в бесчисленном множестве населяют и землю, и воду, и воздух, обитают на живых существах – растениях, животных, человеке.

Сегодня, получив задание по группам, используя учебник, ваши сообщения мы составим логический конспект о роли прокариот в природе и жизни человека.

Задание I группе.

Значение прокариот в природе.

  1. Влияние прокариот на плодородие почв.

  2. Клубеньковые бактерии, их значение в почвообразовании и обогащении почвы азотом.

  3. «Очищающая» роль бактерий в водоёмах.

  4. Полезные ископаемые, их образование при участии определённых бактерий.

Сообщение учащихся.

  1. Часто удаётся наблюдать плёнку ржавчины на болотце или на тихой заводи пруда. Оказывается, что эта ржавчина – продукт выделения особых «футлярных» железобактерий. Отмирая, «футляры» железобактерий скапливаются на дне водоёмов в виде так называемой болотной руды.

  2. Мировые запасы каменного угля, нефти и других горючих ископаемых, залежи бурого железняка, селитры и серы – это в основном результаты деятельности различных организмов, в том числе бактерий и цветение воды.

Задание II группе.

  1. Бактерии обитатели других организмов.

  2. Польза бактерий друг другу.

  3. Мутуалистические связи.

Приведите пример.

Задание III группе.

Вред приносимый бактериями.

  1. Паразитические виды бактерий.

  2. Заболевания, вызываемые бактериями. (дифтерия, туберкулёз, ангина, холера, дизентирия, тиф, чума, скарлотина, столбняк и др.).

  3. Болезни домашних животных, вызываемые болезнетворными бактериями (сибирская язва, бруцаллёз, чумка и др.).



Сообщение учащихся.

  1. Пути передачи болезетворных бактерий: в другой организм – организм хозяина бактерии могут проникать вместе с пищей, водой, через кожный покров и т. д. Один из самых распространенных путей проникновения бактерий в организм человека – воздушно-капельный. Во время кашля и чиханья больных людей в воздух вместе с мелкими каплями жидкости (слизь, слюна) попадают миллионы клеток болезнетворных бактерий. Если же рядом с больным человеком находится здоровый, клетки бактерий могут попасть в него через органы дыхания и вызвать заболевание. Чтобы избежать поражения дыхательных путей при контакте с больным, нужно пользоваться защитными марлевыми масками.

  2. Бактерии лектоспира могут попасть в организм человека с водой из стоячих водоёмов загрязненных органикой во время купания или в случае употребления сырой воды из этих водоёмов. Лектоспиры с током крови проникают в печень, почки и нарушают работу этих органов, вызывая кровоизлияния. Болезнетворные бактерии могут могут попадать в организм человека или животных во время укуса кровососущих насекомых или клещей. Например возбудителя чумы переносят блохи, а сыпного тифа – вши.

Меры предосторожности:

  1. Иолирование больных людей от здоровых до момента их выздоровления. Это и есть карантин.

  2. Пофилактические прививки. (дифтерия, столбняк, коклюш). Прививка – это введение в организм человека или ивотных убитых или ослабленных возбудителей заболеваний. В результате в их организме формируются реакции, обеспечивающие восприятие возбудителей заболевания в течениепродолжительного времени или даже всей жизни.

  3. Чтобы повысить устойчивость организма к возбудителям заболеваний необходимо:

- регулярно употреблять витамины;

- акаляться;

- пить только кипечённую воду;

- есть тоглько правильно кулинарно обработанные пищевые продукты

- придерживаться правил личной гигиены.

Задание IV группе.

Значение прокариот в промышленности и сельском хозяйстве.

Сообщение учащихся.

Впервые определил значение бактерий в промышленности и в сельском хозяйстве французский учёный Луи Пастер (1822-1895). Но что важнее всего – в результате его замечательных исследований были открыты бактерии, оказавшиеся виновниками заболеваний человека, животных и растений.

  1. Использование бактерий в промышленности:

  1. В пищевой промышленности (молочнокислое брожение).

  2. В лёгкой промышленности (дубление кожи, изготовление волокно изо льна).

  3. В микробиологии (получение антибиотиков).

  4. В сельском хозяйстве (силосование).

  1. Борьба с болезнетворными бактериями человека и животных.

Использование бактерий человеком.

Защита мини-проектов.

  1. Почему скисает молоко.

  2. Живые фильтры.

  3. Полезный йогурт.


Памятка.

I этап - Организационный (выбор темы, обоснование).

II этап - Иследовательно-поисковый (сбор информации).

III этап-Заключительный (реклама, эмблема, предупреждающие знаки, вывод, защита)

Что дал этот проект?

Информационная карточка.

(отчёт групп)
БАКТЕРИИ
В ПРИРОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

СОРГАНИЗМАМИ

МУТУАЛИЗМ

1.Плодородие а) клубеньковые 1.В промышленности

почв бактерии брожение

2.Обогащение и готовые растения кисломолочные продукты

почв азотом б) кишечная палочка (масло, сыры, йогурты)

(клубеньковые (в кишечнике человека) дубление кожи

бактерии) в )желудочные бактерии изготовление волокна

3.Самоочищение (коровы, козы изо льна, получение

водоёмов овцы, лошади) антибиотиков, витаминов

(потребление силосование, очистка, борьба

Органических веществ) с кровососущими животными

4.Образовани полезных бактериальные препараты)

ископаемых 2.Болезетворные бактерии

(руда, каменный уголь а) пути проникновения;

нефть, селитра б) профилактика;

Сера, бурый известняк) в) прививки
Итоги:

Вот и всё. Мы изучили

Ведь микроорганизмы, то живые

Живут повсюду на Земле

Трудно ими всё же быть,

А ведь хочется – то жить!

Сапротрофам, паразитам

Или же внутри тебя.

Все мы дружненько живём

И нашу планету збережём!

Л.Яресько

Домашнее задание:

  1. Проработать материалы учебника.

  2. Знать ответы на вопросы в конце §.

  3. Соблюдать правила личной гигиены, предупреждающие заболевания болезнетворными бактериями.

Похожие:

Роль бактерий в природе и жизни человека iconТема «Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека»
Цели: познакомить учащихся с многообразием земноводных, углубить знания учащихся о земноводных, их многообразия и значения в жизни...
Роль бактерий в природе и жизни человека iconТехнологическая карта по теме
«Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов, роль в природе и жизни человека»
Роль бактерий в природе и жизни человека iconТема Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей...
Образовательные цели: повторение изученного и применение знаний для решения поставленных задач
Роль бактерий в природе и жизни человека iconБактерии наименьшие одноклеточные организмы. Строение и распространение
Цель: Изучить строение бактерий, как наименьших организмов; показать повсеместное распространение бактерий на планете Земля; усовершенствовать...
Роль бактерий в природе и жизни человека iconУрок по теме: «Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий»
На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением и жизнедеятельностью. Узнают о широком распространении...
Роль бактерий в природе и жизни человека iconПроекта
Раскрыть роль значений в природе и жизни  человека. Научить ориентироваться в информационном пространстве (самостоятельно осуществлять...
Роль бактерий в природе и жизни человека iconКакова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
Экосистемы Вариант какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
Роль бактерий в природе и жизни человека iconПраздник птиц: «Птицы – наши друзья!»
Цель: познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями, многообразием и жизнедеятельностью птиц; показать огромное значение...
Роль бактерий в природе и жизни человека iconТема урока «Класс Паукообразные. Многообразие, особенности строения,...
«Класс Паукообразные. Многообразие, особенности строения, значение в природе и жизни человека»
Роль бактерий в природе и жизни человека iconЗадачи урока: Изучить характерные признаки отрядов Бабочки, Равнокрылые,...
Оборудование: таблица «Отряды насекомых», коллекции насекомых, компьютер, мультимедиа, презентация «Отряды насекомых»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница