Галушин В. М.(1) Марфенин Н. Н




Скачать 72.36 Kb.
НазваниеГалушин В. М.(1) Марфенин Н. Н
Дата публикации13.03.2014
Размер72.36 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Биология > Документы

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРИНЦИПОВ БИОЭТИКИ

Галушин В.М.(1) Марфенин Н.Н.(2)

(1) Биолого-химический факультет, Московского педагогического государственного университета; (2) Биологический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова
Разработка рекомендаций по модернизации учебного процесса с учетом международных и национальных требований по соблюдению биоэтики – одна из задач созданной Приказом Ректора МГУ В.А. Садовничего (№ 144 от 5.3.2008 г.) Комиссии по биоэтике. Анализ соответствующей отечественной и международной документации показал, что она не представляет собой целостной нормативно-правовой базы по биоэтике, а включает ряд разрозненных актов разного характера и уровня компетенции. Содержащиеся в них указания не упоминаются и, стало быть, не принимаются во внимание в большинстве методических руководств по изучению внутреннего строения позвоночных животных и проведению учебных опытов с ними. Полагаем, что эта документация не игнорируется намеренно авторами учебных пособий, а, скорее всего, остается им неизвестной. Это обстоятельство, тем не менее, стало одним из факторов возникновения нынешних разночтений касательно приложения принципов биоэтики к учебному процессу. Поэтому общедоступность правовой и инструктивной базы по проблемам биоэтики – одна из исходных предпосылок для решения возникших в этой области проблем.

На международном уровне более 20 лет назад была разработана «Европейская Конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях» (Страсбург, 18.03.1986 г.). Хотя ее статьи для нас не обязательны, поскольку Россия не является Стороной Конвенции, некоторые положения представляют интерес для разработки университетских рекомендаций по биоэтике. Важно для этих целей упоминание в Преамбуле Конвенции решимости ограничить использование животных для экспериментов или иных научных целей, стремясь к замене такого использования всегда, когда это возможно, путем исследования замещающих методов и поощряя их применение. Особо оговаривается запрет на использование в экспериментальных и учебных целях бродячих животных (ст.21). Хотя в названии и основном содержании Конвенции не говорится об использовании животных в учебном процессе, статья 2, где перечисляются подпадающие под ее действие процедуры, упоминает: «e) образование и профессиональную подготовку». В ряде разделов Конвенции (ст. 6, 7, 25) указывается на желательность замены использования животных адекватными пособиями, вплоть до прямого требования, чтоб эксперименты с использованием животных в учебных целях «должны разрешаться только в том случае, если их цель не может быть достигнута с применением аудиовизуальных средств или иным подходящим способом» (п.3, ст.25). Применительно, например, к изучению внутреннего строения животных Конвенция требует убедительных научных доказательств необходимости обязательного анатомирования рассматриваемых объектов. Предлагается четко определить перечень профессий, обучение которым невозможно без использования животных. Пространные приложения к Конвенции посвящены скрупулезному описанию условий содержания вольерных животных, включая нормативы площадей, необходимых каждой особи каждого вида, квалификации персонала вивариев, форм ведения отчетности о количестве использованных животных.

Краткий перечень основных принципов и базовых положений Конвенции, разработанный несколько ранее (в 1985 г.) Советом международных научных организаций (куда входит и Российская Академия наук), вошел в Международные рекомендации (этический кодекс) по проведению медико-биологических исследований с использованием животных. В пунктах VII и VIII рекомендаций особо подчеркивается запрет на проведение острых опытов на животных без наркоза и недопустимости мотивации отступлений от этого правила «исключительно учебно-демонстрационными целями».

Всемирная декларация прав животных, одобренная ЮНЕСКО в 1978 г., носит общий характер и лишь в двух кратких статьях рекомендует «искать гуманные альтернативы экспериментам над животными», а образовательным учреждениям – «направлять усилия на воспитание в духе уважения к животным». В последние 10-20 лет за рубежом возникло множество общественных объединений, которые сосредоточились на борьбе за права животных, используя как просвещенческие, так и весьма радикальные формы и методы (демонстрации, митинги, пикеты, «освобождение» из вольер совершенно нежизнеспособных в природе лабораторных животных и т.п.). Вместе с тем, такие ассоциации студентов и преподавателей, как ИнтерНИЧ, разрабатывают, согласно рекомендациям ЮНЕСКО, альтернативные методы, замещающие острые эксперименты и анатомирование животных. Опубликованный этой ассоциацией справочник «От морской свинки к компьютерной мышке» содержит описания более 500 таких методов.

Изучается также зарубежный опыт решения проблем совместимости требований учебных программ с принципами биоэтики в Великобритании, США, Франции, Украине, Белоруссии и других странах, где соответствующие комиссии функционируют как на ведомственном, так и на общегосударственном уровне.

В России единственным документом, регулирующим использование животных в учебном процессе, остается давний Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 742 от 13.11.1984 г., утвердивший «Правила проведения работ с использованием эк­спериментальных животных», которые действуют по настоящее время, как это следует из ссылок на них в письмах Рособрнадзора (22.12.2007) и Министерства образования и науки РФ (30.11.2007). Правила «регламентируют все виды использования экспериментальных животных для научного эксперимента и обеспечения учебного процесса», а также имеют целью «обеспечение принципов гуманного отношения с животными». Конкретизация этих принципов в учебном процессе содержится только в пункте 10 Правил: «Все процедуры на животном, которые могут вызвать у него боль или иного рода мучительное состояние, проводятся при достаточном обезболивании под местной анестезией или наркозом». Но Правила не охватывают всего спектра современных проблем биоэтики в учебном процессе. Они не регулируют процедуры анатомирования животных, не упоминают об альтернативных методах изучения их внутреннего строения. Как резюмирует письмо Министерства образования и науки от 30.11.2007 г., - «Других ведомственных документов, регламентирующих обезболивание экспериментальных животных, в настоящее время нет». Только в письме Рособрнадзора от 20.02.2007 г. осторожно допускается возможность для Биологического факультета МГУ «рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления права выбора формы прохождения малого практикума по физиологии человека и животных студентам непрофильных кафедр с использованием альтернативных методов». Хотя советы даже в официальных письмах не имеют юридической силы, такого рода рекомендация не остаются без внимания Комиссии по биоэтике МГУ.

Действующие в стране официальные организации: Российский комитет по биоэтике при Комиссии по делам ЮНЕСКО и Российский национальный комитет по биоэтике РАН рассматривают преимущественно проблемы биомедицинской этики. Этой же тематике был посвящен и проходивший осенью 2008 г. в Казани Конгресс «Биоэтика и права человека». Общественные объединения, защищающие животных от жестокого обращения, в т.ч. для достижения научных и учебных целей, действуют и в России: Центр защиты прав животных «Вита», инициативная группа «За гуманное образование» и др. Наряду с проведением разного рода протестных акций, некоторые из них выдвигают заслуживающие внимания Комиссии достаточно разумные предложения об использовании альтернативных методик, замещающих острые эксперименты и анатомирование животных, о праве студентов непрофильных специальностей на выбор формы освоения требований учебных программ, о необходимости информировать абитуриентов о программных требованиях, включающих анатомические и экспериментальные работы с животными.

Законодательство федерального уровня в области биоэтики практически отсутствует. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) в п.8, ст.11 запрещает использование антигуманных методов образования, но не поясняет, касается ли это положение только обучающихся студентов (которых нельзя ставить в угол или бить линейкой по рукам), или также изучаемых ими животных (которых нельзя умерщвлять и препарировать в учебных целях или проводить эксперименты без обезболивания). Кодекс города Москвы об административных нарушениях в статье 5.7.3 также предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере от 15 до 20 тыс. рублей но только за «проведение на животных экспериментов без обезболивания», запрещаемых давними Правилами Минвуза СССР.

Целесообразно, однако, воспроизвести обстоятельную трактовку решения насущных проблем биоэтики в проекте Федерального Закона «О защите животных от жестокого обращения», так и не вступившего в силу до настоящего времени. Он включает Статью 10 (Глава IV) «Обращение с животными при использовании их в научных экспериментах, в биологическом тестировании, в учебном процессе», содержание которой охватывает все биоэтические аспекты высшего биологического образования и потому заслуживает цитирования в полном объеме.

«1. Использование животных в научном эксперименте, в биологическом тестировании, в учебном процессе допускается только в том случае, если отсутствует возможность замены их другими (альтернативными) методами и объектами.

2. Перечень альтернативных методов и объектов для использования вместо экспериментальных животных определяется заинтересованными ведомствами и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Работа с экспериментальными животными может проводиться в организациях, имеющих специальное разрешение (лицензию) на проведение работы с животными.

4. Процедуры на экспериментальных животных, независимо от их целей и вида животного, при которых возможно нанесение животным травм или болевых раздражений, проводятся в условиях обезболивания.

5. Запрещается использование:

  • девокализации животных (лишение возможности издавать звуки);

  • травмирующих методов и приемов при взятии животных из клеток.

6. Запрещается проведение на животных демонстраций в учебных целях, если демонстрируемые явления могут быть показаны на неживых объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности организма.

7. Запрещается принуждение студентов выполнять процедуры, приводящие к смерти или к травмам животных, если это противоречит моральным или религиозным принципам студентов. В подобных случаях такие формы практической работы должны быть заменены другим заданием.

8. Эксперименты на животных, связанные с хирургическими и иными повреждающими воздействиями, не могут проводиться при участии или в присутствии учащихся школьного возраста.
9. Животные, использованные в экспериментах, демонстрациях должны быть обеспечены квалифицированным уходом. Нежизнеспособное экспериментальное животное умерщвляется методами эвтаназии до наступления у животного страданий. Методом эвтаназии для экспериментальных животных является передозировка анестетиков.»

Принимая во внимание, что общественность продолжает настаивать на окончательном принятии такого Закона, о чем свидетельствует соответствующее обращение летом 2008 г. многих деятелей науки, культуры и образования к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву. Комиссия по биоэтике допускает вероятность принятия в недалеком будущем Закона «О защите животных от жестокого обращения» и учитывает ряд положений

его проекта при подготовке своих рекомендаций.

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница