Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология




Скачать 398.9 Kb.
НазваниеПрограмма учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология
страница1/4
Дата публикации12.03.2014
Размер398.9 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4


Систематика микроорганизмов
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности:


1-31 01 03 Микробиология
Факультет биологический

(название факультета)

Кафедра микробиологии

(название кафедры)

Курс (курсы) 3/4

Семестр (семестры) 5/7

Лекции 36/20 Экзамен 5/7

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские) Зачет

занятия (семестр)

(количество часов)

Лабораторные Курсовой проект (работа) ________

занятия 14/4 (семестр)

(количество часов)

УСР 4

(количество часов)

Аудиторных часов по

учебной дисциплине 54/24

(количество часов)

Всего часов по Форма получения

учебной дисциплине 118 высшего образования дневная/заочная

(количество часов)

Составили ^ В.В. Лысак, к.б.н., доцент, О.В. Фомина, к.б.н., доцент.
(И.О., Фамилия, степень, звание)

2013 г.
Учебная программа учреждения высшего образования составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Систематика микроорганизмов», 10.01.2013 г., регистрационный № ТД-G. 445 /тип.

(название типовой учебной программы (учебной программы (см. разделы 5-7 Порядка)), дата утверждения, регистрационный номер)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

микробиологии

(название кафедры)

16.05.2013 г., протокол №22

(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
________________ В. А. Прокулевич

(подпись) (И.О.Фамилия)

Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией биологического факультета

30.05.2013 г., протокол № 10

(дата, номер протокола)
Председатель
________________ В.Д. Поликсенова

(подпись) (И.О.Фамилия)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Типовая учебная программа по дисциплине «Систематика микроорганизмов» составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальности 1-31 01 03 «Микробиология».

Систематика микроорганизмов является одним из разделов микробиологии, изучение которого позволит студентам получать глубокие, системные знания о мире микроорганизмов, их свойствах, распространении и роли в природе, характерных особенностях процессов жизнедеятельности, а также об их значении для человека. Обучающиеся смогут свободно ориентироваться в большом разнообразии таксономических групп микроорганизмов, у них сформируются четкие современные представления о систематике и номенклатуре этих организмов, их морфологии и строении клеток, физиолого-биохимических особенностях и циклах развития. В курсе также рассматриваются вопросы потенциального использования микроорганизмов в научных исследованиях и практической деятельности человека.

Разделы программы позволят студентам составить мнение о разных группах микроорганизмов и сформировать общее представление о микроорганизмах в целом. Представленный материал призван обеспечить достаточный уровень знаний у современных специалистов-микробиологов, имеющих не только должную теоретическую подготовку, но и способных применять свои знания на практике.

Предлагаемый для изучения материал группируется и рассматривается таким образом, что в одних случаях характеризуются отдельные таксономические группы микроорганизмов, а в других – их определенные физиологические группы. Это обусловлено тем, что среди микроорганизмов сложно выделить наиболее интересные, важные или полезные. Все известные виды представляют существенный научный и практический интерес, выполняя свои функции и занимая свою экологическую нишу.

Курс «Систематика микроорганизмов» связан с дисциплинами «Основы ботаники», «Основы зоологии», «Культивирование микроорганизмов», «Структурная организация клеток микроорганизмов».

Цель курса – сформировать у студентов представление об особенностях жизнедеятельности и организации прокариотических и эукариотических микроорганизмов и их положении в общей системе органического мира.

Задачи:

- рассмотреть принципы и подходы, используемые в современной классификации микроорганизмов;

- ознакомить с общей характеристикой основных высших таксонов и современными представлениями о систематике и номенклатуре микроорганизмов;

- изучить физиолого-биохимические, морфологические, генетические, экологические особенности и роль в природе представителей важнейших групп микроорганизмов;

- оценить возможности потенциального использования прокариотических и эукариотических микроорганизмов в научных исследованиях и практической деятельности человека.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

знать:

- критерии систематики;

- современную филогенетическую и фенотипическую классификацию микроорганизмов;

- характеристику основных групп микроорганизмов и их представителей;

- роль микроорганизмов в круговороте веществ, почвообразовательных процессах и плодородии почвы, в переработке отходов производств и детоксикации веществ;

уметь:

- ориентироваться в многообразии мира микроорганизмов, дифференцировать различные таксономические группы микроорганизмов;

- применять полученные знания и практические навыки при изучении других микробиологических дисциплин;

- применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности;

владеть:

- методами практического использования микроорганизмов;

- методами идентификации микроорганизм до вида.
Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

- элементы проблемного обучения, реализуемые на лекционных и лабораторных занятиях;

- компетентностный подход, реализуемый на лекциях, лабораторных занятиях и при организации самостоятельной работы студентов;

- учебно-исследовательская деятельность, реализуемая на лабораторных занятиях;

- рейтинговая и блочно-модульная система оценки знаний.

При чтении лекционного курса необходимо применять технические средства обучения для демонстрации слайдов и презентаций.

При организации самостоятельной работы студентов по курсу следует использовать комплекс учебных и учебно-методических материалов. Эффективность самостоятельной работы студентов целесообразно проверять в ходе текущего и итогового контроля знаний в форме устного опроса, коллоквиумов, тестового компьютерного контроля по темам и разделам курса. Для общей оценки качества усвоения студентами учебного материала рекомендуется использование накопительной рейтинговой системы.

Программа учебного курса рассчитана на 118 часов, в том числе 54/24 часа аудиторных занятий: 36/20 – лекционных, 14/4 – лабораторных, 4 – УСР.

^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дневная форма получения высшего образования




п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Аудиторные

Самост. работа

Лекции

Практ.,

семинар.

Лаб.

занятия

УСР

1.

Введение

2

-

-

-

4

2.

Прокариотические микроорганизмы

18

-

10

2

40

3.

Эукариотические микроорганизмы

16

-

4

2

20




Всего:

36

-

14

4

64


Заочная форма получения высшего образования




п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Аудиторные

Самост. работа

Лекции

Практ.,

семинар.

Лаб.

занятия

УСР

1.

Введение

2

-

-

-

4

2.

Прокариотические микроорганизмы

10

-

2

-

50

3.

Эукариотические микроорганизмы

8

-

2

-

40




Всего:

20

-

4

-

94



^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика микроорганизмов. Основные отличия клеток эукариотических микроорганизмов от прокариотических. Важнейшие группы микроорганизмов и научное обоснование отнесения протистов, микроскопических водорослей, грибов и грибоподобных организмов к эукариотическим микроорганизмам.

Традиционная и современная классификационные схемы микроорганизмов. Принципы систематики. Филогенетическая (естественная) и фенотипическая (искусственная) классификация. Критерии систематики. Генетические критерии систематики: определение относительного содержания ГЦ-пар в ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, определение нуклеотидных последовательностей в молекулах ДНК или РНК (секвенирование), применение генных (ДНК-зондов), полимеразная цепная реакция, рестрикционный анализ ДНК, методы генетического анализа. Фенотипические критерии систематики. Серологические критерии систематики.
^ 2. ПРОКАРИОТИЧЕСКИЕ МИКРООРГАНИЗМЫ
Фототрофные бактерии. Основные свойства фототрофных бактерий. Систематика. Практическое значение. Оксигенный фотосинтез у цианобактерий и прохлорофит. Аноксигенный фотосинтез у зелёных и пурпурных бактерий, гелиобактерий. Фотореакции у пурпурных и зеленых бактерий. Пути фиксации углекислого газа фотосинтезирующими бактериями. Пурпурные бактерии, их характеристика, систематика и распространение в природе. Зеленые бактерии, их характеристика, систематика и распространение в природе. Гелиобактерии: систематика и распространение в природе. Цианобактерии: характеристика биологических свойств и физиологические особенности. Прохлорофиты. Галобактерии. Бесхлорофильный фотосинтез у галобактерий.

^ Хемолитотрофные бактерии. Основные группы хемолитотрофных бактерий. Распространение и роль в природе. Нитрифицирующие бактерии, их характеристика. Процесс нитрификации и его роль в круговороте веществ в природе. Характеристика бесцветных серобактерий, их распространение в природе. Железобактерии, их характеристика. Механизм окисления железа. Водородные и карбоксидобактерии, их характеристика и распространение в природе.

^ Семейство Pseudomonadaceae: систематика, основные свойства важнейших представителей. Род Pseudomonas. Систематика. Биохимические особенности рода Pseudomonas. Роль в природе и практическое значение. Бактерии рода Pseudomonas – продуценты пигментов и антибиотических веществ.

^ Семейство Enterobacteriaceae: систематика, основные свойства важнейших представителей. Распространение в природе. Брожение смешанного типа. Характеристика представителей рода Escherichia. Бактерии E.coli – объекты интенсивного лабораторного исследования. Характеристика бактерий родов Shigella, Salmonella, Klebsiella, Citrobacter, Proteus, Serratia, Hafnia, Edwardsiella, Yersinia, Morganella, Providencia, Pantoea, Erwinia, Enterobacter, Pectobacterium, Dickeya.

Азотфиксирующие бактерии. Свободноживущие, симбиотические и ассоциативные азотфиксирующие бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе. Практическое значение азотфиксирующих бактерий, их роль в круговороте азота в природе. Химизм фиксации молекулярного азота. Генетический контроль фиксации молекулярного азота у бактерий.

^ Грамположительные бактерии, образующие эндоспоры: систематика, характеристика, распространение в природе и практическое значение. Патогенные представители.

^ Молочнокислые бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе и практическое значение. Молочнокислое брожение. Патогенные представители и их факторы вирулентности.

^ Коринеформные бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе и практическое значение.

Пропионовокислые бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе и практическое значение Пропионовокислое брожение.

Актиномицеты: систематика актиномицетов и характеристика их биологических свойств. Нокардиоформные актиномицеты, актинопланы, стрептомицеты, мадуромицеты, роды с многогнездными спорангиями и другие актиномицеты. Распространение, роль в природе и практическое значение.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconУчебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине...
Алисса Самуиловна Самсонова, заведующая лабораторией деградации ксенобиотиков и биоремедиации природных и производственных сред Государственного...
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине микробиология...
Биология (по направлениям), 1-31 01 02 Биохимия и 1-33 01 01 Биоэкология. Содержание разделов умк соответствует образовательным стандартам...
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconУчебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине...
Прокулевич Владимир Антонович, заведующий кафедрой микробиологии биологического факультета Белорусского государственного университета,...
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconМикробиология Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования Республиканский
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconУчебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине...
...
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconУчебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине...
Целью курса является формирование у студентов представлений о естественных факторах защиты организма млекопитающих от возбудителей...
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconБиотрансформация веществ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования Республиканский
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconЭкологическое право Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования “Республиканский
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconПопуляционная экология Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования Республиканский
Программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 01 03 Микробиология iconЭкономика природопользования Типовая учебная программа для высших...
Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования Республиканский
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница