Скачать 190.58 Kb.
|
Урок – презентация Тема: Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные Автор: Воробьева Татьяна Александровна, учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чувашская гимназия г.Белебея муниципального района Белебеевский район, e-mail: bel-chg@mail.ru Краткая аннотация урока: Презентация – это форма подачи материала в виде слайдов, на которых представлен иллюстративный материал фауны, фотоматериалы, развивающие и проблемные задания, загадки, игры. Это наглядное пособие помогает излагать учебный материал, формировать навыки наблюдения, повышает интерес к предмету, развивает презентационные умения и навыки: монологическую речь, умение держать себя во время выступления, артистизм, отвечать на незапланированные вопросы, способствует развитию ключевых компетенций (познавательных, социальных, коммуникативных и информационных). Ведущей идеей в данной теме является изучение многообразия животных отрядов насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные и хищные. Урок будет связан и с последующими уроками, так как продолжает развивать знания и умения об окружающем мире, о многообразии мира животных, о разнообразии их жизни, о значении в природе, о взаимоотношениях между организмами. Презентация является основой урока. Данная разработанная презентация сочетается с внеурочной самостоятельной учебно-поисковой деятельностью учащихся. Это работа со справочниками, таблицами, дополнительными источниками информации, познавательными Интернет – сайтами. Презентация используется как иллюстративный материал при объяснении, индивидуальной и групповой работе учеников с вопросами и заданиями, на этапах проверки знаний и умений, закрепления, контроля, и текущего повторения. Ученики смотрят, слушают, анализируют, заполняют таблицы, развивают коммуникативные способности. Цель: сформировать у учащихся представления о высших (плацентарных) зверях, узнать о многообразии отрядов насекомоядные, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны и хищные, их роли в природе и жизни человека Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями отрядов насекомоядные, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны и хищные, дать представление об отдельных представителях данных отрядов, роли животных изучаемых групп в природе и жизни человека. 2) Развивать логическое мышление, память, внимательность, умения применять собственные знания в новой нестандартной обстановке, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное из всего объема информации, познавательный интерес 3) Формировать научно-материалистическое мировоззрение учащихся, научную картину мира, экологическое воспитание Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийных презентаций Методические приемы: беседа, рассказ, проблемные ситуации, использование компьютера, мультимедиа, демонстрация иллюстраций, рисунков, презентации, видеофрагментов Оборудование: презентация, диапроектор, компакт – диск "Уроки Биологии Кирилла и Мефодия. Животные», таблица, фотогалерея видов, выступления, задания для закрепления Литература: 1. Большой энциклопедический словарь 2. "Уроки Биологии Кирилла и Мефодия. Животные" - компакт-диск, " Кирилл и Мефодий" 3. «Биология. Домашняя общеобразовательная библиотека» 4. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко «Биология. 7 класс» 5. В.В.Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные. 7 класс» 6. И.Н.Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова «Общая методика обучения биологии» 7. Сайты в Интернете: www.mammals.ru (энциклопедический сайт млекопитающих); www. floraninal.ru (классификатор и систематика) Ход урока: 1. Орг.момент 2. Проверка домашнего задания 1.1. Фотогалерея - Назовите животное, группу млекопитающих, к которой они относятся. Слайды № 2-10 1. Кенгуру (сумчатые) 2. Утконос (яйцекладущие) 3. Поссум (сумчатые) 4. Ехидна (яйцекладущие) 5. Коала (сумчатые) 6. Кускус (сумчатые) 7. Сумчатый волк (сумчатые) 8. Проехидна (яйцекладущие) 1.2. Фронтальная беседа - Что позволило объединить данных животных в отряд однопроходные или яйцекладущие? отряд сумчатые? Слайд № 11-12 ^ 3.1. Общая характеристика высших (плацентарных) животных Учитель: Подавляющее большинство современных млекопитающих, распространенных по всему земному шару, относится к высшим (плацентарным) зверям. Слайд № 13 - Плацентарных млекопитающих объединяют в одну группу по следующим признакам: 1. Хорошо развита кора больших полушарий переднего мозга 2. Развивается плацента, выводковых сумок нет 3. Хорошо развиты млечные железы, число которых соответствует количеству детенышей 4. Детеныши сосут молоко 5. Заботятся о детенышах, обучают их, живут не только семьями, но и стадами Слайд № 14 - Плацентарные – процветающая группа млекопитающих, состоящая из 16-19 отрядов. Давайте рассмотрим некоторые из них. - По ходу работы вы заполняете таблицу, в которой указываете отличительные особенности каждого отряда животных, а также отдельных их представителей. заполнение по ходу урока таблицы
3.2. Отряд Насекомоядные А) Общая характеристика Слайд № 15 Учитель: Одна из самых древних групп высших зверей – насекомоядные. - Почему животные, относящиеся к данной группе, назвали насекомоядные? - Какие приспособления позволяют представителям этого отряда охотиться на насекомых? (Обоняние, осязание, зубы) - Действительно, из органов чувств у насекомоядных наибольшего развития достигают органы обоняния и осязания. Органы зрения почти у всех развиты слабо, у некоторых глаза вообще скрыты под кожей. - Число зубов – от 24 до 46. Все они похожи друг на друга, поверхность зубов имеет режущие гребни, напоминающие букву W или V. Слайд № 16 - Такое строение зубов позволяет насекомоядным поедать не только насекомых, но и других беспозвоночных (червей, моллюсков, ящериц и мелких зверьков). - Представители данного отряда - мелкие и очень мелкие зверьки. Голова у большинства заостренная, с удлиненным в виде хоботка носом. Тело у большинства зверьков покрыто ровным густым бархатистым мехом, у немногих — жесткими щетиновидными волосами или короткими иглами. Для многих насекомоядных характерны пахучие (мускусные) железы. Слайд № 15 - Давайте теперь познакомимся с некоторыми представителями отряда. Я приглашаю вас в галерею видов. ^ 1-й ученик: В ![]() Слайд № 17 ![]() Слайд № 18 - Давайте еще раз понаблюдаем за поведением так знакомого нам ежика. просмотр видеофрагмента электронного урока "Уроки Биологии Кирилла и Мефодия. Животные» ![]() Слайд № 19 - Что вы отметили об отряде насекомоядные в своих таблицах?
^ А) Общая характеристика Учитель: Следующая группа млекопитающих – единственная среди всех зверей, которая освоила воздушную среду обитания и приспособилась к полету. Это отряд Рукокрылые. Слайд № 20 - Какие особенности вы можете отметить в строении данных животных? (передние конечности превратились в крылья) Слайд № 21 - Название отряда рукокрылых говорит само за себя — этот отряд объединяет млекопитающих, у которых передние конечности — «руки» — превратились в крылья. Крылья представляют собой кожную перепонку, идущую вдоль всего тела животного. Перепонка натянута между длинными растопыренными пальцами передних конечностей и обхватывает задние конечности, хвост (иногда хвост не включен в летательную перепонку), плечо и предплечье. От перепонки свободны только первые пальцы передних конечностей и пальцы задних конечностей. - Вторая важная особенность рукокрылых - ориентация в пространстве. Какие органы чувств помогают летучим мышам и их сородичам ориентироваться в пространстве? Слайд № 22 - После многочисленных опытов было установлено, что рукокрылые могут свободно летать в темной комнате, где совы были совершенно беспомощны. Зверьки с закрытыми глазами летают так же хорошо, как зрячие. Но если уши зверька плотно закупорить воском, то он становился в полете беспомощным и натыкается на любые препятствия. Ясно, что органы слуха летучих мышей принимают на себя функцию зрения. Способ ориентирования в пространстве у рукокрылых называется эхолокацией. Они посылают ультразвуковые импульсы, которые, наталкиваясь на препятствие, отражаются от него и, словно эхо, возвращаются назад. Уловив отраженные сигналы, летучая мышь по изменению тембра и по времени их возвращения умеет определить расстояние до предмета, его характер и размеры. Так, издавая по 10 и более импульсов в секунду, мышь как бы «ощупывает» окружающее пространство и легко находит в полной темноте и добычу, и дорогу домой. Летучие мыши обычно излучают импульсы обычно через ротовую щель, реже через носовые отверстия. Некоторые чередуют излучение: если рот занят добытым насекомым, они излучают сигналы через ноздри. запись в тетрадях определения нового понятия «эхолокация» - Рукокрылые ведут ночной образ жизни, а днем отдыхают, спрятавшись в кронах деревьев, в пещерах или нежилых постройках. Иногда в одной пещере может собраться на ночлег несколько миллионов летучих мышей. Слайд № 23 - Все рукокрылые отдыхают, повиснув вниз головой, держась задними лапками за ветку или какой-нибудь выступ. Некоторые рукокрылые в холодное время года впадают в спячку и все время спячки проводят, повиснув вниз головой. - Рукокрылые — долгожители среди мелких животных. Летучая мышь весом в 9 г может дожить до 30 лет. Это тем более удивительно, если учесть, что срок жизни подобных крохотных млекопитающих не превышает 3 лет. - Давайте теперь познакомимся с некоторыми представителями отряда. Я приглашаю вас в галерею видов. ^ 2-й ученик: К ![]() Слайд № 24 В ![]() Слайд № 25 Л ![]() Слайд № 26 ^ Обыкновенные летучие мыши обладают порой удивительной внешностью: ушаны, широкоушки и стрелоухи могут похвастаться ушами, почти равными длине своего тела. Нетопыри-карлики — одни из самых маленьких млекопитающих. Колыбелькой для детеныша этой летучей мыши может послужить наперсток, а спичечный коробок станет роскошной постелью для его мамы. У большинства рукокрылых рождается по одному детенышу, и самка гладконоса может считаться матерью-героиней среди рукокрылых: у нее бывает до 4 детенышей. Слайд № 27 - Какие отличительные особенности отряда рукокрылые вы выделили?
3.4. Отряд Грызуны А) Общая характеристика Учитель: Найдите среди животных лишнее. Почему? Чем близки все эти животные? (мышь, крыса, опоссум, бобер, белка) Слайд № 28 - Данные животные имеют ряд характерных признаков, по которым можно объединить их в 1 отряд – отряд Грызуны. Слайд № 29 - Грызуны как никакие другие представители класса млекопитающих умеют приспосабливаться к самым различным условиям обитания. Это умение позволило им расселиться по всему свету, приспособиться к жаре и морозу, к засухам и снегопадам, научиться спасаться от хищников и пережидать бескормицу. - Грызуны живут на земле - мыши, суслики, сурки, агути; под землей — голые землекопы, слепушонки, гоферы; на деревьях — белки, сони, древесные дикобразы; в воде — бобры, ондатры, капибары, а белки-летяги даже освоили воздушное пространство. - Представители данного отряда в основном растительноядные. Хорошо развитые у них резцы обладают важной особенностью: передняя их поверхность покрыта более прочной эмалью, чем задняя, поэтому твердой пищей они сзади стачиваются быстрее, чем спереди, и остаются всегда острыми. Резцы растут постоянно, клыков нет. Слайд № 30 - Давайте теперь познакомимся с некоторыми представителями отряда. Я приглашаю вас в галерею видов. ^ 3-й ученик: М ![]() ^ С давних времен человек приручал диких животных, извлекая пользу из их содержания и разведения. Но есть ив животные, которые вошли в человеческий дом без спросу. Такова домовая мышь. Маленькая юркая мышь легко находит убежище в любой щели, и холода ей не страшны, был бы корм. Да же зимой в нетопленой избе домовые мыши успешно размножаются. За год одна мышь производит на свет до 40 маленьких прожорливых вредителей. Поэтому даже если хозяину и удалось каким-то образом извести мышей в доме, парочка переселенцев из соседней избы быстро восстановит их поголовье. Слайд № 31 К ![]() Слайд № 32 Д ![]() Слайд № 33 Ш ![]() Слайд № 34 - Какие особенностями обладают рассмотренные нами представители отряда грызуны?
3.5. Отряд Зайцеобразные А) Общая характеристика Учитель: Представители следующего отряда во многом сходны с грызунами. Слайд № 35 Но от грызунов зайцеобразных отличает целый ряд особенностей. Прежде всего - это строение зубов. Зубы зайцев полностью покрыты эмалью, как, например, у хищных или у приматов, тогда как постоянно стачивающиеся зубы грызунов имеют эмалевое покрытие лишь на наружной поверхности. Кроме того, у представителей отряда две пары резцов на верхней челюсти, и расположены они одни за другими, причем передние крупнее задних. Исследование химического состава крови подтвердило различное происхождение зайцеобразных и грызунов. Слайд № 36 - К отряду Зайцеобразных относят различные виды пищух и зайцев. Давайте теперь познакомимся с некоторыми представителями отряда. Я приглашаю вас в галерею видов. ^ 4 ![]() Слайд № 37 - Давайте еще раз понаблюдаем за поведением так знакомого нам зайца. просмотр видеофрагмента электронного урока "Уроки Биологии Кирилла и Мефодия. Животные» П ![]() Слайд № 38 - Что вы отметили об отряде зайцеобразные в своих таблицах?
^ 4.1. Отгадать загадку, указать название животного, отряд к которому оно относится: А) «В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца» (Крот, Насекомоядные.) б) «Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?» (Заяц, Зайцеобразные) 4.2. «Кто лишний?» Крот Бобр Выхухоль Еж Заяц Белка Сурок Домовая мышь Землеройка Вампиры Листонос Крыланы Слайд № 39 4.3. Выберите правильные утверждения: Насекомоядные населяют в основном Австралию и Южную Америку. Крылья Рукокрылых – это выросты кожи. Иглы ежа – видоизмененная шерсть. У крота и других землероев хорошо развиты передние конечности. Ехидны ведут наземный образ жизни утконосы – водный. Землеройки, кроты, ежи – животные отряда Насекомоядные. Детеныши у насекомоядных рождаются зрячими, покрытыми шерстю. Кроты и землеройки на зиму впадают в спячку. У летучих мышей только палец передних конечностей не принимает участия в образовании крыла. Слайд № 40 4.4. Определите, в чем заключается родство между данными организмами: 1. Крот Береза (родство на уровне империя жизнь) 2. Крот Амеба обыкновенная (царство животные) 3. Крот Майский жук (п/т Многоклеточные) 4. Крот Ланцетник (Хордовые) 5. Крот Заяц ( Млекопитающие) Слайд № 41 4.5. Назовите животное и группу млекопитающих, к которой они относятся (презентация) Слайд № 42-54 5. Домашнее задание: п.55, отряд Хищные изучить самостоятельно, заполнив таблицу, подготовить творческую работу «Фотогалерея отряда Хищные» |
![]() | Осторожно! Иерсиниоз! Возбудитель – иерсиния. Источником заражения могут быть свиньи, крупный рогатый скот, птицы, грызуны, а также больной человек. Грызуны... | ![]() | Урок по математике в 6 классе Тема: «Сложение и вычитание рациональных чисел» Программный продукт: презентация elite Panaboard book, тестовая программа My Test X, видеофильм, презентация Power Point «Коррекция... |
![]() | Урок презентация проектов по теме “ Man ... | ![]() | Урок 6 Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие» Оборудование: средства мультимедиа, электронная презентация, раздаточный материал, дм на магнитных носителях |
![]() | Урок русского языка в «3 а» классе по теме: «Части речи. Имя существительное» Оборудование: компьютер, презентация, презентация, карточки, изображение домика, лист самооценки | ![]() | Урок № Тема урока: «Географическое положение Африки» Оборудование: судовые журналы, атлас, интернет, мультимедийное оборудование, презентация |
![]() | Презентация. Тема Ребята! У нас сегодня необычный урок чтения. В классе присутствуют не только сказочные персонажи, которые с нами учатся, но и гости.... | ![]() | Урок Тема: Основные сведения о строении атома. (2 часа) ... |
![]() | Урок-презентация по окружающему миру 3 класс Тема: Как разрушаются камни? Оборудование: для опыта – спиртовка, монета, дощечка с двумя гвоздями по диаметру монеты; компьютер, доска | ![]() | Урок музыкальной литературы 4 класс дмш, дши. Учитель: Головинская... Оборудование: портрет П. И. Чайковского, иллюстрации к Детскому альбому, мультимедийная презентация |