Методические рекомендации Анжеро-Судженск




Скачать 304.64 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Анжеро-Судженск
страница1/3
Дата публикации21.02.2014
Размер304.64 Kb.
ТипМетодические рекомендации
shkolnie.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3


Кемеровская область

Г. Анжеро-Судженск,

Муниципальной бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17».

Учитель химии и биологии

Жураковская Любовь Мэнировна
Настоящие методические рекомендации адресованы для учителей, родителей и учеников школ. Для вас представлены рекомендации по сохранению и поддержанию здоровья в урочное и внеурочное время. Правила правильной посадки, формирования правильной осанки, профилактика плоскостопия, нарушения опорно-двигательного аппарата, профилактика близорукости и утомления, уроки опрятности сегодня являются одними из актуальных проблем школы. Здесь даются рекомендации по общему и индивидуальному контролю за состоянием здоровья ребёнка. Также предложены тестовые задания на выявления уровня здоровья школьника.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»

Здоровье – успех жизни!

методические рекомендации

Анжеро-Судженск,

2014

Автор – составитель Любовь Мэнировна Жураковская, учитель химии и биологии первой квалификационной категории.

Здоровье – успех жизни.: методические рекомендации – Анжеро-Судженск, 2014. – 38с.


Сборник содержит методические рекомендации, памятки по охране и сохранению здоровья. Собраны рекомендации по общему и индивидуальному контролю состояния здоровья ребёнка.

Предназначено классным руководителям, учителям-прдметникам общеобразовательных учреждений, родителям и детям.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Здоровье и его компоненты……………………………………………………....6

Задачи учителя, работающего в русле здоровьесберегающей педагогики..….8

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы…………………...11

Формирование правильной посадки за столом……………………….……….13

Формирование правильной походки………………………………………..….15

Профилактика плоскостопия……………………………………………………17

Признаки правильной позы учащегося во время занятий………………….…18

План мероприятий по профилактике нарушения осанки……………….…….19

План мероприятий по профилактике близорукости…………………………..20

Причины, вызывающие утомление школьников………………...…………….22

Уроки опрятности…………………………………………………………..……24

Недостатки проведения урока, влияющие на психологическое здоровье обучающегося……………………………………………………………………25

Упражнения быстрого устранения психологического напряжения…………26

Это должен знать каждый……………………………………………………….29

Куда ты идешь? (тест)………………………………………………………….31

Если хочешь быть здоров… (анкета)……………………………………..…..34

Исследование антропометрических показателей………………………..….…36

Список литературы………………………………………………………………38

Пояснительная записка

Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребёнок в возрасте до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой деятельности. В то же время, школьному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность, воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.

Здоровье обучающихся имеет большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

Среди причинно – следственных факторов, негативно влияющих на здоровье обучающихся, следует выделить:

- интенсификацию учебного процесса;

- стрессовые последствия авторитарной педагогики;

- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;

- несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

- недостатки в существующей системе физического воспитания.

Неблагополучная ситуация со здоровьем детей диктует необходимость поиска новых организационных решений, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья. Сегодня каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должно стать одной из самых главных функций образовательного учреждения, что позволит вырастить и воспитать здоровое поколение.

Сборник содержит методические рекомендации, памятки по охране и сохранению здоровья. Здесь даются рекомендации по общему и индивидуальному контролю за состоянием здоровья ребёнка. Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются: для физического здоровья – я могу; психического здоровья – я хочу; нравственного здоровья – я должен.

Ребёнок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа. Да, именно работа, так как для того, чтобы ребёнок был здоров, надо приложить немало усилий. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей и учителей комплекс мероприятий может сохранить ребёнку здоровье.

Здоровье и его компоненты

В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья:

1.Соматическое (физическое) здоровье – текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.
2. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
3.Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
4.Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы основы жизнедеятельности человека. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческими законами.

Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются: для физического здоровья – я могу; психического здоровья – я хочу; нравственного здоровья – я должен.

Задачи учителя, работающего в русле здоровьесберегающей педагогики

  1. Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

  2. Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения СанПиНов: чистота в классах, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов. Необходимо контролировать проветривание классов: частичного – на переменах и сквозного - до и после занятий.

  3. Обеспечение сильной, оперативной и надёжной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.

  4. Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательность (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и т.д.).

  5. Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной основе.

  6. Учёт естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их погружении в учебный процесс.

  7. Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.

  8. Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без информационной перегрузки обучающихся.

  9. Обеспечение на уроке оптимального темпо – ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя обучающихся.

  10. Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учётом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности обучающихся.

  11. Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего специального воздействия.

  12. Постоянное внимание охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координатных тренажёров).

  13. Соблюдение гигиенических требований к посадке детей и систематический контроль за их осанкой на уроке.

  14. Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

  15. Максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция на продуктивные тематические коммуникации и творчество.

  16. Использование всего многообразия приёмов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, радость от достижения, стремление поделиться знаниями).

  17. Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.

  18. Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.

  19. Контроль за состоянием учеников (группы риска) после уроков как индикатор влияния на их здоровье.


Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата

^ Особенности костной системы подростков.

Костная система ребенка существенно отличается от костной системы взрослого человека большим содержанием органического вещества и меньшим содержанием солей, поэтому их кости менее крепки и тверды, но более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно 20-23 годам. Позже всего формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течение школьного периода костная система у обучающихся остаётся ещё не сформированной. Это значит, что при неправильном положении тела (осанка, походка, посадка за партой, положение во время сна) легко образуются искривления скелета и нарушается его развитие.

Одно из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы - правильная осанка, которая, кроме того делает фигуру человека стройной и красивой. Осанка – это навык, т.е. определённый комплекс условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела в пространстве; это положение может быть правильным (хорошая осанка) или неправильным (плохая осанка).

Признаки правильной осанки.

  1. Непринужденно, свободно и прямо держать голову и корпус.

  2. Плечи держать на одном уровне, слегка опустить их и отвести назад.

  3. Живот подтянут.

  4. Колени выпрямлены.

  5. Грудь несколько выступает вперёд.

Чтобы проконтролировать свою осанку нужно:

  1. Встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.

  2. Подбородок слегка приподнять.

  3. Зафиксировать в сознании мышечное ощущение при таком положении тела.

  4. Естественно, что ходить так человек не сможет, но если в течение дня 3-4 раза осуществлять самоконтроль и стараться удерживать такую позу, это благоприятно отразиться на осанке.


Формирование правильной посадки за столом

Обучающие должны знать признаки правильной посадки и уметь её контролировать; соблюдение правильной посадки за столом во время занятий на уроке в школе и дома особенно важно для сохранения хорошей осанки, предупреждения искривления позвоночника и сохранения здоровья; при правильной посадке создаются благоприятные условия для зрительной работы.

Признаки правильной посадки за столом или партой.

  1. За столом или партой надо сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд.

  2. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы.

  3. Оба плеча находятся на одном уровне (параллельно краю стола).

  4. Предплечья (руки) симметрично свободно лежат на столе.

  5. Не упираться грудью в край стола или парты, между краем стола и грудью должна свободно проходить кисть руки.

  6. Сидеть нужно, полностью занимая сиденье стула.

  7. Следить за равномерной нагрузкой на обе половины таза.

  8. Ноги должны быть согнуты в коленях, под прямым углом, стоять на полу или подножке всей ступнёй.

При правильной посадке не сдавливаются и находятся в правильном положении внутренние органы грудной и брюшной полости (сердце, лёгкие, печень, желудок, кишечник и др.) и кровеносные сосуды, благодаря которым органы хорошо снабжаются кислородом и кровью. Кроме того, правильная посадка обеспечивает благоприятные условия для зрительной работы (тетрадь и книга находятся на расстоянии 35 см. от глаз).

Прямая посадка считается наиболее рациональной, но она не может сохраняться длительное время. Переход от прямой посадки к слегка наклоненной и обратно можно считать более рациональным, чем длительное сидение в одной и той же позе.

Виды неправильной посадки, ведущие к искривлению позвоночника.

  1. Сидеть, постоянно согнувшись.

  2. Сидеть, низко наклонив голову вперёд.

  3. Сидеть, выдвинув вперёд одно плечо.

  4. Сидеть, вполоборота, (боком).

  5. Сидеть, опершись на край стола грудью.

  6. Сидеть, на краешке стула.

  7. Сидеть, с опорой на одно бедро.

  8. Сидеть, подложив под себя одну ногу.

  9. Сидеть нога на ногу.

  10. Сидеть с опорой на копчик.


Формирование правильной походки

Обучающиеся должны знать: правильная походка – необходимое условие для сохранения хорошей осанки, предупреждения искривлений костей таза и ног, а также сохранения здоровья в целом. Движение тела, плавность и грациозность походки зависят от строения стопы и ног человека. Скелет стопы имеет два свода: продольный и поперечный, благодаря чему стопа спереди опирается на головки плюсневых костей, а сзади на пяточную кость. Такое расположение костей стопы удерживается связками и мышцами стопы голени. Сводчатость стоп позволяет им пружинить, а, следовательно, оберегает человека от разных толчков и сотрясений во время ходьбы, прыжков, бега.

^ Признаки правильной походки.

Стопа ставится прямо, сначала земли касается пятка, пальцы при этом не надо тянуть вверх, а только слегка приподнимать.

  1. Идти надо средним шагом (не маленьким и не большим), соответствующим росту.

  2. Шаг должен быть лёгким, пружинистым и довольно быстрым.

  3. При ходьбе бедро поднимается в тот момент, когда меняется опорная нога, и опускается, когда при следующем шаге пятка касается земли.

  4. Колени полностью выпрямлены, даже несколько вогнуты внутрь.

  5. Руки немного согнуты в локтях.

  6. Голову держать прямо.

Нередко наблюдается уплощение, а иногда и полное исчезновение сводов стопы, что носит название «плоскостопие». Развитие плоскостопия в детском возрасте часто связано с неправильной походкой. Например, когда ходят, широко расставляя ноги и развернув стопы для сохранения равновесия. Это искусственно увеличивает площадь опоры, но в то же время увеличивает и нагрузку на внутреннюю часть стоп, уплощая их. При уплощении продольного свода стопа делается длиннее, из-за этого обувь, которая прежде была впору, становится мала. Если же продолжать носить такую обувь, пальцы начинают сгибаться и постепенно деформируются. При уплощении поперечного свода стопа делается более широкой и плоской, как «лапа гуся»: пальцы на ногах начинают расходиться веером. А в дальнейшем один палец начинает накладываться на другой. При плоскостопии отмечается быстрая утомляемость ног при ходьбе, боли в подошвах, икрах, бедрах, пояснице, пальцах, на которых образуются мозоли.

Другой причиной плоскостопия может стать слабость мышц и связок стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, тучность) или, наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни, и при ношении узкой обуви, туфель на высоких каблуках.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского...
Семинар «Шаг к Новой школе» (методические рекомендации),- анжеро-Судженск, 2013, 67 с
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconПояснительная записка
«Береги природу, береги!»: занимательные материалы по экологии к внеклассным занятиям в 1-6 классах (сказки, стихи, кроссворды, инсценировки)...
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconРодился. Как называется край, где в котором мы с вами живем?
Дети (по цепочке): Белово, Прокопьевск, Ленинск – Кузнецк, Киселевск, Тайга, Анжеро – Судженск, Мариинск, Тисуль, Междуреченск, Таштагол,...
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21...
В соответствии с учебным планом по специальности студенты изучают дисциплину «Финансовый менеджмент»
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconМетодические рекомендации по заполнению справки о доходах, об имуществе...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты
Методические рекомендации предназначены для того, чтобы оказать строительной организации помощь в составлении и оформлении технологических...
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconПрограмма формирования здорового образа жизни «Здоровое поколение успешное поколение»
«Здоровое поколение – успешное поколение». Программа формирования здорового образа жизни обучающихся мбоу «оош №17». Анжеро-Судженск,...
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconТемы и номера контрольных работ. Методические рекомендации по их...
...
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconМетодические рекомендации по оформлению и содержанию уголков правовых...
Методические рекомендации разработаны зам начальника управления социальной и воспитательной работы Министерства образования
Методические рекомендации Анжеро-Судженск iconМетодические рекомендации по подготовке школьного этапа Всероссийской...
Настоящие методические рекомендации подготовлены и направлены на помощь школьным методическим объединениям и оргкомитету школьной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница