План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца»




Скачать 102.8 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца»
Дата публикации13.02.2014
Размер102.8 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Биология > Урок



Полтавская область

Полтавская гимназия №33

План-конспект урока на тему:
«Работа сердца.

Сердечный цикл.

Регуляция работы сердца»


Разработала:

Учитель биологии

I категории

Чоповенко Н.В.

Г.Полтава

2010 г.


Тема урока:Работа сердца.Сердечный цикл.

Регуляция работы сердца.

Цель:углубить знания учащихся о работе сердца, изучить сердечный цикл,сформировать у учащихся понятия о нейрогуморальной регуляции его работы;продолжить развитие творческих способностей школьников, их логическое мышление и представления;

Сформировать навыки решения биолого-математических задач информационного характера, воспитывать у учащихся потребность в здоровом образе жизни; формировать культуру общения; создать на урок атмосферу творчества, доброжелательности.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проэктор, муляж «Сердце человека», таблицы «Строение сердца», «Сердечный цикл».

^ Тип урока:изучение нового материала

Термины и

понятия: сердечный цикл, систола диастола, синусно-предсердный узел, нейрогуморальная регуляция работы сердца.
«Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аорты

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому, что нет ему покоя

До всего ему есть дело.

Э.Межелайтис «Сердце».


^ Ход урока:

I.Организационный момент.

ІІ.Вступление.(слово учителя).

С развитием техники и технологий формируются новые методы получения знаний.Одним из таких интересным, применимым к предмету методов является метод проектов.Для изучения темы сегоднящнего урока, который имеет как теоретическое, так и практическое применение. Мы будем использовать этот метод

Но прежде, чем перейти к ним, давайте вспомним, что же такое метод проэктов?(одна из групп учащихся демонстрируют проект на тему «Метод проектов».

Учитель:В рабочих тетрадях запишите принцип метода проектов, а именно «пять П»
ІІІ.Актуализация опорных знаний (беседа).

Какой орган начинает двигаться первым еще в организме зародыша, а умирает последним?

Что означает термин «сердечная рубашка?»
^ IV.Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя:сердце-это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года. Работает, работает и работает.
^ V.Изучение нового материала.
I.Работа сердца

(Слайд 1)

Несмотря на небольшую массу ( 300г) сердце перегоняет за сутки около 7 тыс. л крови.Это равнозначно поднятию железнодорожного вагона на высоту 1 м.

*Чем объяснить такую большую работоспособность сердца?

*В чем же секрет неутомимости?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо познакомиться с механизмами работы сердца и его регуляцией.

^ Объявление темы и задач урока.
(Слайд 2) В норме возбуждение периодически возникает в синусо-предсердном узле и распространяется на предсердия, а потом на желудочки.
(Слайд 3)Сокращение камер сердца приводят к повышению давления находящейся в них крови.Разность давлений крови между камерами сердца и отходящими от него сосудами создает движущую силу кровообращения.
(Запись на доске и в тетради.)

Сокращение (систола) и расслабление (диастола) камер сердца происходит в строгой очередности, образуя сердечный цикл.

^ Сердечный цикл-это чередование сокращений (0,4 сек) и расслаблений (0,4 сек) сердца
2.Сердечный цикл

(работа сучебником стр. 69)

(Учитель) Мы уже выяснили, что сердечный цикл-это чередование сокращений (т.е. работы) и расслаблении (т.е. отдыха) сердца.

Разберем как же это происходит.
(Слайд 4.) В І фазу происходит сокращение (систола) предсердий.На это уходит 0,1 с.

После чего створчатые клапаны закрываются.Происходит 2 этап сокращения.Сокращение желудочков.Кровь из сердца пошла по сосудам, соответственно расслабление.Этап длится до 0.4 с общего времени сокращения сердца.Т.е. 2 этап длится 0.3 с.что в сумме и составляет 0.4с-время общей работы сердца.после чего наступает одщее расслабление сердца т.е. общая диастола, при этом полулунные клапаны закрыты (чтобы кровь не пошла обратно

(формируется вывод)

Общее время сердечного цикла-0,8с.

Из них 50% т.0.4с-сердце работает

И 0,4с т.50%-оно отдыхает.

Еще раз обобщим:
(Слайд №5) 1).Сокращение предсердий.Желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, а полулунные закрытыю.
2).Сокращение желудочков.Предсердия расслаблены, створчатые клапаны-закрыты.
3).Полное расслабление сердца.

(Слайд №6) Работа учащихся с учебником п. 24 и тетрадью на печатной основе:стр.28 №7.Учащиеся быстро запоминают данную таблицу.)
(Слайд №)7 проверяем.
Познавательный Так в чем же секрет

вопрос. неутомимости и работоспособности сердца?
Вывод (формируют учащиеся) Сердце работает в тот момент, когда выталкивает кровь, а остальное время отдыхает.


^ III Влияние внешних факторов (физические нагрузки) на работу сердца.
Познавательный вопрос. 1).А всегда ли наше сердце бьется равномерно?

2).Что на это может влиять?

Физические нагрузки, эмоциональное состояние, возраст и ряд других факторов могут вызвать изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Этот вопрос у нас исследовала другая группа учащихся.

^ Выступление ІІ группы:Изменяется ли ЧСС с возрастом?
Таким образом средние показатели ЧСС следующие:
(Слайд №8.)Удетей и взрослых сердце сокращается с разной частотой:

-у детей до года-100-200 сокращений в минуту;

-в 10 лет-90 сокращений в минуту;

-в 20 лет и старше-60-70 сокращений в минуту;

-после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95 сокращений в минуту.
При физическом и эмоциональном напряжении сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.
В сутки сердце делает 100 тыс. ударов.

За год почти 40 млн. ударов.

^ Познавательный вопрос: Что заставляет сердце сокращаться ритмично и назависимо от нашего желания?

III.Автоматия сердца.
Рассказ учителя

(Слайд №9)

В миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца.Эти

Клетки обладают автоматией –способностью

самопроизвольно возбуждаться, т.е. вырабатывать электрические импульсы.При этом мышечная стенка сердца сокращается.
(Слайд №10) Эти импульсы регистрируются с помощью электрокардиографа и записываются в виде электрокардиограммы (ЭКГ).При помощи ЭКГ можно диагностировать различные заболевания сердца.

Познавательный вопрос: О чем же сообщает ЭКГ врачу?

Слайд №11 Каждая буква измененной кривой указывает на разные показатели сердца.

^ V.Регуляция работы сердца
Слайд №12 Нервная атнономная система с помощью симпатического отдела усиливает работу сердца, а парасимпатическая наоборот-ослабляет его работу.Зти два отдела нервной системы действуют согласованно, хотя и оказывают противоположное действие на работу сердца.
В свою очередь гуморальная регуляция за счет гормона адреналина действует возбуждающе, усиливает работу сердца, а гормон ацетилхолин-ослабляет, замедляя работу органа.

Для того, чтобы убедиться в правильности ранее сказанного мы с вами выполним первую часть практической работы №2 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» (работа с тетрадью на печатной основе стр.11 практических и лабораторных работ).

Только мы выполним её в два этапа: І-в классе, на уроке, а ІІ-дома.
Выполняем 1-е условие, 2-е и 3-е-в классе, данные записываем в тетрадь (таблицу).

Делаем вывод:физические нагрузки усиливают работу сердца, при этом ЧСС возрастает.Т.е. ЧСС обеспечивает адаптацию к физическим нагрузкам.

Но любая физическая нагрузка должна быть дозирована и соответствовать и возрасту и возможностям человека.Чрезмерные физические нагрузки, вернее перегрузки могут отрицательно отразиться на состоянии здоровья, а иногда и привести к смерти человека.
Слайд №14 Всем Вам хорошо известный спортсмен, культурист, актер, ведущий Владимир Турчинский.Он умер совсем недавно, ему было 46 лет.Всю свою жизнь он пропагандировал здоровый образ жизни, а умер из-за остановки сердца.В чем же причина?

Сердце спортсменов имеет толще стенки, при этом полость сердца уменьшается.следовательно и ЧСС у них меньше 60 ударов в минуту.Такое отклонение от нормы вызывает заболевание-брадикардия.

У взрослых людей, у которых ЧСС выше нормы, т.е. свыше 90-100 ударов-развивается заболевание-тахикардия.

^ VI.Закрепление знаний, повторение изученного материала.
Давайте попробуем теперь решить биологические задачи.
Слайд №15 Задача.Представьте ритмичную работу сердца 52-летнего человека, и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько из 52 лет у него:

а)отдыхали мышцы желудочков сердца;

б)отдыхали мышцы предсердий;

в)работали (были закрыты) створчатые клапаны;

г)работали (были закрыты) полулунные клапаны.

Решаем вместе вариант а).Составляем пропорцию.
52 года-0,с

х-лет-0,5с (т.е.время сокращения желудочков 0,3с, а значит

0,8с-0,3с=0.5сотдыхают мышцы желудочков).
х=52х0,5=32.5 года. Ответ:мышцы желудочков сердца за 52 года

    1. отдыхали 32,5 года.



Варианты б-г решаем самостоятельно пот группам.(3 группы).

(ответы проверяем)
б) 52х0.7=45.5 лет в) 52х0.3=19.5 лет г)52х0,5=32.5 лет

0.8 0.8 0.8
Слайд №19 Закрепим ваши знания и ответим на вопросы (по 2 вопроса каждой группе).

1.Где находится сердце? Каковы его размеры?

2.Из каких слоев состоит стенка сердца?

3.почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка?Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?

4.Что происходит в каждой фазе сердечного цикла?

5.Что такое автоматизм сердца?

6.Как осуществляется нервная и гуморальная регуляция сердечной деятельности?

Слайды №20-23 А теперь ещё раз проверим себя!

(Самостоятельная работа на листочках и после этого самопроверка).
Наша сегодняшняя тема очень важна для вашего здоровья.и мне очень хочется, чтобы Вы запомнили следующие советы. Которые предлагает вам Поль Брегг

(Слайд №24)

-Не пить и не курить.

-Сон-основа здорового сердца.

-Употреблять натуральную пищу, не переедать!

-Фрукты и овощи должны составлять 50% пищи.

-Регулярно заниматься физическими упражнениями.

-Ходить!Дышать глубоко…

-Не вступать в эмоциональные дискуссии.
И для того, чтобы немного отвлечься, я хочу вам предложить минутку творчества, а именно связать тему нашего урока с японской литературой.Я предлагаю вам составить сенкан.
Слайд №25 Например: 1.Сердце

2.Горячее, неутомимое, сильное.

3.Трудится, качается, бьется.

4.Сердце-это сама жизнь.

5.Насос.
Слайд №25 Я составила этот сенкан по следующему принципу:

1.Название.

2. 3 прилагательных.

3. 3 глагола.

4. Главная характеристика.

5. Синоним.
Каждой группе я предлагаю взять любое название по нашей теме урока.(проверяется)

Ну а теперь, в заключение творчество профессионалов.Предлагаю вашему вниманию стихотворение Р.Гамзатова. (Слайд №27).

Тебя я помучил немало,

Как вспомню, ни ночи, ни дня

Со мной ты покоя не знало,

Прости, моё сердце меня.

Как плетью, ах, будь я неладен,

Твоё подгонял колотьё.

За то, что я был беспощаден,

Прости меня, сердце моё.

За то, что железным ты мне мнилось,

И мог подставлять под копьё

Тебя я, безумно на милость.

Прости меня, сердце моё.

Кружит, как над полем сраженья

Порой над тобой воронье.

За подвиги долготерпенья

Прости меня, сердце моё.
Р.Гамзатов
VII.Подведение итогов.Выставление оценок.
VIII.Домашнее задание. п. 24, закончить 1-ю часть практической работы №2, подготовить сообщение на тему «История открытия кровообращения»



Похожие:

План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconКонспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца»
Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconИнфаркт миокарда
Для этого сердце имеет собственную разветвленную систему сосудов, которая по внешнему виду напоминает корону или венец. Поэтому сосуды...
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconСеминар Пробуждение Сияющего Сердца с Даниэлем Мителем Москва, 11-15 Июля 2012
Это самая усовершенствованная работа, переданная Человечеству Вознесенными Мастерами. Понимание Процесса Вознесения и Творения из...
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconЧто такое «Калькулятор возраста сердца»?
«Калькулятор возраста сердца» – это универсальный интерактивный он-лайн инструмент, разработанный специально для того, чтобы узнать...
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconВсемирный день сердца – 30 сентября
Сердце играет настолько важную роль в нашей жизни, что во всём мире решено было отмечать специальный «день Сердца». С 2001 года по...
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconПлан-конспект открытого урока природоведения в 5 «Б» классе Тема...
В чем сходство между разными организмами? (В строении и работе внутренних органов, например, сердце имеют человек, собака, лягушка....
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconСеминар Пробуждение Сияющего Сердца   ® Школа Воспоминания Друнвало...
Установление глубокой связи со своим Высшим я через крохотное пространство Сердца
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconИ генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической...
Полиморфные маркеры g2667C, G3014A, C3872T, A5237g гена crp и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической...
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» icon1. закон чистого сердца
Псалтирь 65: 18 Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь. Бог не ищет совершенных людей, Он ищет чистые...
План-конспект урока на тему: «Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца» iconПлан-конспект урока урок №5 Тема урока: Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
Формы работы учащихся словесная, использование информационно-коммуникационных технологий, эор, беседа, фронтальная работа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница