Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год




Скачать 89.28 Kb.
НазваниеОбобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год
Дата публикации09.09.2014
Размер89.28 Kb.
ТипЗакон
shkolnie.ru > Банк > Закон


Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц

в банках Российской Федерации» за 2011 год
В рамках обеспечения функционирования системы страхования вкладов, защиты прав и интересов вкладчиков Агентство принимало участие в проверках, проводимых Банком России в банках – участниках ССВ.

Цель участия работников Агентства в проверках банков – оценить выполнение обязанностей, возложенных на них Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Закон о страховании вкладов), а именно о надлежащем (или ненадлежащем) ведении учета обязательств перед вкладчиками, о способности банков сформировать реестр обязательств перед вкладчиками в течение 7 дней, о своевременной и полной уплате взносов в фонд обязательного страхования вкладов.

Проверки кредитных организаций проводились преимущественно на плановой основе в соответствии со «Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2011 год», утвержденным Банком России. В 2011 году работники Агентства приняли участие в проверках 96 банков, расположенных в 40 субъектах Российской Федерации. Суммарный объем вкладов в проверенных за год банках составил 2,5% всех вкладов (без учета Сбербанка России).

Всего с момента начала деятельности Агентства по вопросам страхования вкладов проверено 654 банка (в том числе банки, прекратившие впоследствии свою деятельность в результате реорганизации или ликвидации). В проверенных банках, действующих по состоянию на 01.01.2012, размещено около 85% вкладов физических лиц (без учета Сбербанка).

В 38 субъектах Российской Федерации (49% общего числа субъектов) проверены все действующие банки, зарегистрированные на их территории.

Для контроля устранения банками выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений в 34 банках проводились повторные проверки, в том числе 6 из них проведены в 2011 г. По их результатам следует отметить улучшение состояния учетных технологий, однако отдельные нарушения частью банков не устранены.

Проверки были направлены на получение сведений о выполнении (либо неисполнении) банком требований Закона о страховании вкладов, в том числе соблюдение правил исчисления и уплаты страховых взносов, адекватность учета сведений о вкладчиках и обязательствах перед ними, а также качество предоставленной вкладчикам информации о системе страхования вкладов. Особое внимание в ходе проверок уделялось оценке способности банка сформировать реестр, соответствующий установленным Банком России требованиям. Кроме того, в ходе проверок анализировалась структура застрахованных обязательств банка и конфигурация информационных систем, в которых ведется их учет.
^ Основные результаты проведенных проверок

  1. Объем и структура обязательств банка перед вкладчиками

Объем вкладов в проверенных банках составлял от 2 млн до 17,5 млрд руб. По результатам проверок можно констатировать, что практически всеми банками денежные средства физических лиц, привлеченные на основании договоров банковского вклада (счета), правильно квалифицируются как вклады, подлежащие страхованию, и включаются в расчетную базу страховых взносов.

В ходе проверок установлены единичные случаи ошибочного определения банком страхового статуса привлеченных средств: к числу страхуемых были отнесены денежные средства, привлеченные в качестве обеспечения возврата ключей по договорам аренды индивидуального банковского сейфа (ячейки), заключенным с физическими лицами, при отсутствии в договорах аренды элементов договора банковского вклада (счета), а также залоги по договорам с индивидуальными предпринимателями и юридическим лицом; обязательства перед физическими лицами по договорам на брокерское обслуживание. Сумма обязательств, ошибочно отнесенных банками к числу застрахованных, незначительна.


  1. ^ Своевременность и полнота уплаты банками страховых взносов

В 55% общего числа проверенных банков страховые взносы в проверяемом периоде перечислялись в полном объеме и в установленные сроки.

Остальными банками, составляющими 45% общего числа проверенных, страховые взносы за отдельные расчетные периоды 2006 – 2011 гг. перечислялись с незначительным отклонением от расчетной величины и/или с нарушением установленных сроков. Из них 18 банков допускали несвоевременную и/или неполную уплату страховых взносов неоднократно. Недоплаты страховых взносов и причитающиеся пени банками погашены в полном объеме.

В ходе проверок выявлены следующие нарушения при составлении отчетности по форме 0409345 и при определении расчетной базы для исчисления страховых взносов:

  • включение в отчетность по форме 0409345 остатков денежных средств в иностранной валюте на выходные дни с нарушением порядка, установленного Банком России. Указанное нарушение не оказало существенного влияния на размер расчетной базы и сумму страховых взносов;

  • включение в отчетность по форме 0409345 обязательств, не подлежащих страхованию (средств нотариусов, юридических лиц). Данные нарушения привели к несущественной переплате страховых взносов;

  • незначительное искажение в отчетности по форме 0409345 остатков по отдельным балансовым счетам на отдельные даты (в основном, из-за технического сбоя);

  • ошибки в алгоритме расчета страховых взносов, приводящие к незначительным переплатам или недоплатам страховых взносов;

  • ошибки при заполнении справочного раздела отчетности по форме 0409345 (невключение в общее количество счетов физических лиц счетов, учет которых ведется в отдельных программах).




  1. ^ Ведение учета сведений о вкладчиках и обязательствах банка перед вкладчиками

Практически во всех проверенных банках действующий на момент проверки порядок в целом позволяет вести учет сведений о вкладчиках, обязательств банка перед вкладчиками в объеме, достаточном для подготовки реестра обязательств банка перед вкладчиками в соответствии с Указанием Банка России от 01.04.2004 № 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками» (далее – Указание Банка России № 1417-У).

В ходе проверок отмечены следующие наиболее типичные недостатки ведения учета сведений о вкладчиках:

1)  некоторые из используемых банками автоматизированных банковских систем (далее – АБС) не позволяли вести учет сведений об адресе для почтовых уведомлений − обязательном реквизите, установленном Указанием Банка России
№ 1417-У;

2) при тестировании реестров обязательств в 38 банках (40% из числа проверенных) наблюдалось включение в реестр одних и тех же вкладчиков (дублирование) − от 0,01 до 8% общего количества записей, в том числе вследствие недостатков ведения учета данных о вкладчиках в АБС;

3) в учетных системах более половины проверенных банков имели место разнородные ошибки, связанные с «человеческим фактором»: указанные вкладчиками данные не полностью соответствовали данным, внесенным в электронные анкеты клиентов в АБС (ошибки в написании Ф.И.О., паспортных и адресных данных, в среднем они выявляются в 0,5 - 1,5% анкет). По-прежнему распространенной является ошибка учета в АБС адреса для почтовых уведомлений: при указании клиентом в договоре (анкете) почтового адреса, отличающегося от адреса регистрации, в АБС в поле для учета почтового адреса вносится (копируется) адрес регистрации.

В ходе проверок в 18% общего числа проверенных банков были выявлены отдельные нарушения правил ведения бухгалтерского учета обязательств банка перед вкладчиками:

1)  нарушение порядка нумерации лицевых счетов: использование 9 и 19-значной нумерации счетов, несоответствие защитного ключа в номерах лицевых счетов требованиям, установленным Банком России;

2) дублирование номеров лицевых счетов вкладчиков;

3)  расхождение данных аналитического и синтетического учета;

4) ошибки при начислении процентов по отдельным договорам банковского вклада (счета) за отдельные периоды;

5) учет на балансовом счете № 42309 «Прочие привлеченные средства физических лиц до востребования» средств юридического лица.

^ 4. Представление вкладчикам информации об участии банка в системе страхования вкладов

Во всех проверенных банках имеющаяся информация достаточно полно отражает их участие в ССВ. Банки в основном следуют рекомендациям Агентства о порядке информирования вкладчиков по вопросам страхования вкладов посредством размещения в своих офисах соответствующих печатных материалов. Работники банков, осуществляющие непосредственное обслуживание физических лиц, достаточно информированы о механизмах действия системы страхования, в том числе о сумме и порядке выплаты страхового возмещения.

Для оценки знаний работников банков были разработаны методические материалы, включающие презентацию и контрольный тест. В 2011 году методика апробирована при проведении проверок в 5 банках и рекомендована для дальнейшего использования.

^ 5. Способность банка подготовить реестр обязательств перед вкладчиками по установленной форме и в установленный срок

Тестовый реестр формировался во всех проверенных банках. В 89% банков время формирования реестра не превышало 1 дня.

Результаты тестирования реестров показали следующее:

1) в 8% банков сформированный реестр полностью соответствует требованиям Указания Банка России № 1417-У. Количество вкладчиков в каждом из указанных банков не превышает десяти тысяч;

2) в 87% банков в сформированных реестрах присутствовали отдельные нарушения и недостатки, не оказывающие существенного влияния на способность проводить по таким реестрам своевременные выплаты большинству вкладчиков:

- несоответствие сформированных реестров по сумме обязательств балансовым данным из-за неполной выгрузки данных об обязательствах из АБС (4 случая);

- несоответствие владельца счета, указанного в реестре, данным аналитического учета и первичным документам (1 случай);

- включение в реестр по договорам банковского вклада, заключенным в пользу третьего лица, идентификационных данных лица, открывшего вклад, вместо данных физического лица, в пользу которого внесен вклад (2 случая);

- включение в реестр сведений о вкладчиках, перед которыми на момент формирования реестра у банка не имелось обязательств, и/или включение счетов с нулевыми остатками (5 случаев);

- включение в реестр сводных счетов, на которых консолидированы обязательства перед несколькими вкладчиками, и не включение сведений об этих вкладчиках (2 случая);

- присвоение нескольким вкладчикам одинакового номера в реестре, что не позволяет определить принадлежность обязательств и требований (2 случая);

- несоответствие номеров лицевых счетов в реестре обязательств номерам счетов в ведомости остатков, указание в реестре в качестве номера лицевого счета у вкладчиков номера сводного счета (5 случаев);

- включение в реестр не в полном объеме встречных требований банка к вкладчикам (46% банков), включение в состав встречных требований пассивных счетов по учету резервов на возможные потери (2 случая), несоответствие остатков отдельных счетов по учету встречных требований в реестре данным бухгалтерского учета (1 случай);

- в 34 реестрах присутствовали записи с неполными (некорректными) сведениями о Ф.И.О. вкладчиков (от 0,01 до 15% записей); в 62 реестрах были указаны неполные (некорректные) сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность вкладчика (от 0,01 до 48% записей); в 54 реестрах имелись записи с отсутствующей, неполной или не соответствующей Классификатору адресов Российской Федерации (далее – КЛАДР) адресной информацией (от 0,1 до 74% записей); в 8 реестрах адреса для почтовых уведомлений были полностью идентичны адресам регистрации вкладчиков, что было связано как с отсутствием учета почтового адреса в АБС, так и с некорректной выгрузкой адресной информации; в 5 банках адреса регистрации из АБС выгружались в реестр как адреса для почтовых уведомлений, а адреса для почтовых уведомлений – как адреса регистрации; в 35 реестрах присутствовали дублирующиеся записи о вкладчиках (от 0,01 до 8% записей); в 29 реестрах отмечено отсутствие или несоответствие первичным документам номера и даты договора, на основании которого возникло обязательство (требование).

В большинстве случаев записи с неполными сведениями относятся к вкладчикам, заключившим договоры до вступления банков в систему страхования вкладов, остатки денежных средств на счетах которых, как правило, не превышают 1000 рублей. Основные замечания по составу адресной информации относятся к расхождениям в написании наименований населенных пунктов, улиц со справочником КЛАДР. Выявленные недостатки могут быть устранены банками без значительных затрат и изменения системы учета.

3) в 5% банков на момент проверки существующая система учета и имеющееся программное обеспечение позволяли составить реестр лишь со значительными отклонениями от установленных требований, что при теоретическом наступлении страхового случая может привести к рискам как для Агентства (неверное определение размера страхового возмещения, невозможность направить вкладчику почтовое уведомление), так и для вкладчиков (отказ в выплате страхового возмещения при невозможности идентифицировать личность вкладчика).

В данных банках технология учета сведений о вкладчиках и обязательствах банка не обеспечивала соблюдения требований Указания Банка России № 1417-У. Применяемые процедуры формирования реестра и используемое программное обеспечение нуждаются в доработке.

В соответствии с Соглашением о координации деятельности и обмене информацией между Банком России и Агентством Банк России сообщал в Агентство о результатах проведенной банками работы по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверок в части соблюдения ими требований Закона о страховании вкладов.

В целом итоги проверок банков за 2011 год позволяют сделать вывод о том, что основные показатели, характеризующие соблюдение банками требований Закона о страховании вкладов, остаются на стабильно удовлетворительном уровне.


Похожие:

Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconРоссийская федерация федеральный закон о страховании вкладов физических лиц в банках
Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconЗаключение ассоциации российских банков на проекты федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений...
Ятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее законопроект) разработан в целях приведения...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconСобрание депутатов Елизовского городского поселения первый созыв, четырнадцатая сессия
Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconПравительство российской федерации постановление от 16 июня 2010...
...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconО предварительных итогах учета позиции Общероссийского Профсоюза...
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconО предоставлении сведений о расходах муниципального служащего
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconПриказ от 19 сентября 2008 г. N 188 о комиссии генеральной прокуратуры...
Российской Федерации от 03. 03. 2007 n 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconРешение №20/74 от 11. 05 Об установлении налога на имущество физических...
Российской Федерации», Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах...
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» за 2011 год iconБюджета бюджетам субъектов российской федерации бюджетных
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительство...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница