Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22»




Скачать 65.29 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22»
Дата публикации03.02.2014
Размер65.29 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок
Русский лес

Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ №22» г.Чебоксары Л.П.Красновой
Цель: воспитание экологической культуры учащихся и ответственного отношения к лесам.

Задачи:

  • Расширить кругозор и творческие способности учащихся.

  • Прививать информационную и коммуникативную культуру.

  • Совершенствовать социокультурную и лингвистическую компетенцию учащихся.

  • Развивать познавательную активность, исследовательские навыки учащихся, умение работать с различными источниками информации.


Ход урока

^ I. Вступительное слово учителя

- Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в то место, которое называют жемчужиной Чувашии. Думаю, вы все его знаете. Это Заволжье (демонстрируется презентация «Прогулка по Заволжью» под сопровождение песни Д. Тухманова и В. Харитонова «Как прекрасен этот мир» в исполнении ВИА «Веселые ребята»).

- Как прекрасен этот мир… Очень точные слова нашел поэт. Нам повезло родиться в таком чудном уголке нашей планеты, уголке под названием Чувашия, природа которой славится своими лесами. Мы так привыкли к этому, что порой не замечает красоты леса, а иногда - самое страшное – даже губим зеленого друга. А знаете ли вы, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций постановила 21 марта объявить Международным днем леса? В резолюции ООН отмечается чрезвычайная важность повышения осведомленности населения всех стран об особой роли лесов и даже отдельных деревьев. 21 марта во всех странах мира традиционно проводятся многочисленные мероприятия по защите и сохранению лесов.
А что такое лес для вас?

II. ^ Заполнение кластера «Лес – это…»
защита планеты место отдыха
источник пожара дом для птиц

ЛЕС собираем шиповник
мы ездим в лес за ягодами и грибами эстетическое наслаждение

дом для растений и животных

природное сообщество это наше богатство
зеленый наряд планеты Земля чистый воздух
бережет реки это кладовая орехов, ягод, грибов
- Итак, ваши ассоциации со словом «лес» основаны в основном на жизненном опыте. Но сегодня, в День леса, мы постараемся углубить ваши знания о лесе и выработать основы правильного поведения в лесу. Для этого наш класс превратится в творческо-исследовательский институт, где работают лаборатории: «Литературоведы», «Мастера художественного слова», «Искусствоведы», «Экологи», «Краеведы». Каждый из вас получил накануне задание в соответствии с профилем лаборатории, и сейчас в течение 10 минут вы обсудите свои домашние наработки и на их основе подготовите сообщение на 3-5 минут. Главное: каждая лаборатория должна выработать свое предложение, чтобы дополнить кластер «ЛЕС».
III. ^ Работа лабораторий.

Литературоведы подготовили фрагменты из произведений русской литературы, посвященных русскому лесу. Их задача – обсудить сейчас эти тексты, выявить их своеобразие, отметить выразительные средства и их роль в тексте, отобрать один текст для анализа в классе и подготовить выступление, в котором обязательно нужно подчеркнуть то открытие о лесе, которое вы сделали, работая на уроке.

См. приложение №1.
^ Мастера художественного слова обсуждают стихотворения русских поэтов о лесе, выбирают одно для выразительного чтения в классе и обосновывают свой выбор.
Искусствоведы рассматривают репродукции картин Шишкина, Левитана, Остроухова, Куинджи (см. Презентацию «Русский лес»), одну картину анализируют и объясняют свой выбор.
Экологи подготовили дома презентацию «Чебоксарский ботанический сад» на основе фотографий, предоставленных И.Ю.Мороз. Сейчас они читают статью Д.С. Ли-хачева и вырабатывают правила экологического поведения в ботаническом саду.
Краеведы подготовили презентацию о туристических походах за Волгу, за 10 минут им нужно выработать правила поведения в лесу.
IV. ^ Выступления представителей каждой лаборатории.

Литературоведы посчитали наиболее созвучным теме урока рассказ К.Г.Паустовского «Леса» из книги «Мешерская сторона», отметили сравнения, эпитеты, олицетворения, которые использует автор, чтобы подчеркнуть свое благоговение перед лесом, предложили в кластер фразу «Лес – источник физического и духовного здоровья человека».

^ Мастера художественного слова продекламировали стихотворение Н. Забо-лоцкого «Одинокий дуб», так как это дерево широко встречается в лесах Чувашии, а главное – в стихотворении подчеркивается главная черта русского национального характера – бесстрашие, готовность сражаться насмерть даже с более сильным врагом. Поэтому лаборатория предложили такой слоган: «Лес учит стойкости и бесстрашию».

Искусствоведы кратко охарактеризовали картины Шишкина, Левитана, Остроухова, подробнее остановились на картине Куинджи «Березовая роща», ведь береза стала символом России. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств. Вклад искусствоведов в кластер: «Лес, его красота и величие развивает эстетический вкус человека, учит любить Россию».
Экологи рассказали о ботаническом саде: В 1979 году начато формирование парковой зоны — исполнена схема участков Ботанического сада, заложен дендрарий (родовые комплексы). Сейчас площадь — 177,7 га. Естественные леса занимают около 90 га. Здесь же находится пруд. Питают водоем и речку Кукшумка 12 родников, бьющих в тенистых зарослях парковой зоны. Живые коллекции растений включают около 2000 видов и сортов, на территории ботанического сада произрастают около 750 видов деревьев и кустарников, почти 700 видов цветов, отдельная коллекция лекарственных растений насчитывает до 350 наименований.

Затем экологи показали презентацию «Ботанический сад» и дали одноклассникам советы, как вести себя в Ботаническом саду.

^ Правила поведения в Ботаническом саду

- Уважай землю, по которой шагаешь.

- Помни: ты пришел в САД: наслаждайся его красотой.

- Полюби каждую былиночку, учись этому у поэтов и художников, воспевавших красоту и величие природы.

- Не срывай цветы: древние говорили: «Цветы - это глаза твоих предков, которыми они смотрят в небо».

- Знай: мир держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.

- Сохраняй разнообразие растений и животных и среду их обитания;

- Формируй природосберегающее мировоззрение.

Слоган экологов: «Лес требует уважительного отношения».
Краеведы рассказали о туристических походах, которые они совершили в 5-6 классах: «У каждого человека есть своя малая Родина. Для нас, чебоксарцев, нашей малой родиной является великая река Волга с ее неповторимой природой, богатой лесами. Леса покрывают треть территории, главным образом, вдоль Суры и в Заволжье. Леса Чувашии — это нагорные дубравы, смешанные леса, боровое краснолесье. И каждый человек должен помнит и беречь это богатство».

Выработали ^ Правила экологического туризма

- Помните, что в лесу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
- Насладитесь в лесу пением птиц, не кричите, не включайте громко музыку.

- Полюбуйтесь красотой природы. Сфотографируйте красивый цветок и оставьте его в лесу: это его дом.

- Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.

- Не ломайте зря деревья, не делайте на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

- Не устраивайте костровое место на новом месте, если вокруг есть уже готовые.

- Не сорите в лесу. Убирайте за собой мусор: не забывайте, что дворники остались в городе. Апельсиновая корка проплавает в воде 6 месяцев, бумага – 3 месяца, а пластиковая бутылка – не разложится никогда. Этот мусор угрожает жизни животных.

- Весь непищевой мусор, в том числе то, что нельзя сжечь в костре (полиэтилен, резина, пластиковые бутылки, железные банки, стекло), не поленитесь вывезти из леса до ближайшего контейнера.

- Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

- Остатки продуктов нужно оставлять в лесу — лесные жители будут вам благодарны.

- Для мытья посуды в водоеме используйте песок, веточки хвоща или осоки, опавшие листья. Они эффективно очищают посуду от загрязнения и легко смываются водой.

- Лес – это храм природы. Относитесь к немус почтением.

Слоган краеведов: «Лес – это храм природы, береги его, заботься о нем».
V. Домашнее задание: напишите эссе «Почему мы называем лес зеленым другом?» или создайте социальную рекламу, призывающую беречь лес.
VI. Обобщение материала.

Подводя итог нашему разговору о лесе, вновь обратимся к кластеру, который мы дополнили замечательными словами: «Лес – источник физического и духовного здоровья человека»; «Лес учит стойкости и бесстрашию», «Лес, его красота и величие развивает эстетический вкус человека, учит любить Россию»; «Лес требует уважительного отношения», «Лес – это храм природы, береги его, заботься о нем». Конечно, человек должен помнить об этом и благодарить его величество ЛЕС, а выразить благодарность нашему большому общему дому – планете Земля – это значит благоустроить, озеленить хотя бы свой дом, школу, улицу.





Похожие:

Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconУрок проведён в 11 классе учителем русского языка и литературы «мбоу сош №2»
Ссср, к необходимости сохранения памяти о жертвах репрессий; на примере «Колымских рассказов» В. Т. Шаламова показать насилие как...
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconУрок русского языка в 8 классе. Обобщение изученного материала по теме
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconУрок русского языка в 6 классе. Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «сош №23» города Северодвинска Перкова Любовь Михайловна
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconУрок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»
Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconУрок литературы и музыки в 4 классе. Урок проведен учителями г. Глазова моу «сш №7»
Урок проведен учителями г. Глазова моу «сш №7»: учителем музыки Солодянкиной Галиной Михайловной и учителем начальных классов Еремеевой...
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconУрока русского языка в 8 классе сочинение-рассуждение на тему «мы не имеем права забывать»
...
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147"
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconИсследование в 11 классе по литературе знакомьтесь: иосиф бродский
...
Урок внеклассного чтения в 7 классе подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы мбоу «сош №22» iconКонспект урока русского языка в 7 классе. Учитель русского языка и литературы мкоу сош №6
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница