Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор»




Скачать 42.05 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор»
Дата публикации27.01.2014
Размер42.05 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок
Енакиевский учебно-воспитательный комплекс №1

Енакиевского городского совета

Урок по литературе в 8 классе

Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор»

учитель Пеняева И.В.

2011 г.

Тема. Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор»
Цели. 1. Актуализировать понятие об образе – персонаже, раскрыть черты характера главного героя комедии Хлестакова. Показать его взаимоотношения с другими персонажами.

2. Развивать умение давать оценку литературному образу, навыки составления сенкана, умение инсценировки эпизодов пьесы.

3. Формировать положительные нравственные ориентации, помочь распознавать в себе негативные черты и побудить их исправить.
^ Тип урока. Комбинированный.
Жанр урока. Урок-экскурсия на спектакль.
Методические приемы: аналитическая беседа, чтение по ролям, инсценировка, работа с иллюстрациями, составление сенкана.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к комедии, костюмы для инсценировки.
^ Ход урока

На доске эпиграф. Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн
^ I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Слово учителя.

Ребята, продолжаем наши уроки-экскурсии в театр Гоголя. Вы находитесь в положении театральных зрителей, которые делятся своими впечатлениями, накапливают наблюдения, необходимые для обобщения.

Выяснив в антракте, что происходит в третьем действии, переходим к действию четвертому. Занавес открыт. Мы попадаем в комнату в доме городничего.
^ 2. Постановка задачи урока.

Наша задача – продолжить наблюдения за поведением Хлестакова. Постараемся в ходе работы над содержанием четвертого действия доказать правильность слов эпиграфа.
III. Восприятие учащимися учебного материала.
Вопросы.

1. Как можно озаглавить четвертое действие? (Прием просителей)

2. С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего? (Изыскать наилучшую форму представления «ревизору» и способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову «взятка».

3. Какова цель взяток чиновников города? (Защитить свое ведомство от ревизии)

4. Кто первым предложил «подсунуть»? (Земляника)

5. Какие детали указывают на то, что взятки – дело привычное?

6. Прочитайте слова судьи «в сторону». Как чувствует он себя во время дачи взятки? Прочитайте составленный дома об этом персонаже сенкан.

7. Прочитайте реплики почтмейстера Шпекина. О чем они говорят? (Рабски послушен, трусоват)

8. Прочитайте авторскую ремарку о том, как Хлопов входит в комнату к Хлестакову. В чем комизм диалога Хлестакова с Хлоповым?

9. Как Хлопов выходит из комнаты? (Летит вон почти бегом)

10. Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о беспорядках в городе? На кого он доносит? Почему Земляника не доносит на городничего?

Почему Земляника представился последним? Собирался ли он дать взятку?

Как действует Хлестаков? (Возвращает Землянику, наглеет в своем требовании «дать взаймы»)
^ Работа с иллюстрацией художника Константиновского «Земляника дает взятку Хлестакову» (Описание персонажей)
Вывод. Что общего в поведении чиновников? (Страх, растерянность, трепет)
^ Слово учителя. Пока чиновники трепетали от страха перед «ревизором», жена и дочь городничего тоже находились в трепете, но не от страха, а от любопытства.

Как же ведет себя Хлестаков с дамами?
^ Сценка сватовства (играют учащиеся)

Вопросы.

Как чувствует себя Марья Антоновна? (смущена)

Какие чувства испытывает Анна Андреевна? (рассержена и удивлена)

А Хлестаков? (Не смущен и не удивлен, у него все происходит помимо его воли и сознания, стихийно)


Составление сенкана.

1. Хлестаков.

2. Безответственный, легкомысленный.

3. Бездельничает, хвастается, наглеет.

4. У него все происходит стихийно.

5. Пустышка.
Вопросы для беседы.

1. Бывают ли присущи черты персонажей Гоголя людям нашего времени?

2. Случалось ли вам проявлять какие-либо качества Хлестакова?
Вывод. Будем учиться на плохих примерах и пытаться избегать проявления в себе Хлестакова и других персонажей, ведь «удержать человека от дурного» - такую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии «Ревизор».
IV. Рефлексия.

1. Что сегодня на уроке помог понять вам Гоголь?

2. Что было интересным?

3. Что вызвало трудности?
Выставление оценок.
Домашнее задание.

Читать пятое действие, выразительно монолог городничего (явл. 8)

Индивидуальное задание: дать описание картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»

Похожие:

Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconУрок Тема урока
Тема нашего сегодняшнего урока «Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова». Посмотрим, какие же надежды возлагал на своих современников...
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconПлан-конспект открытого урока литературы по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается...
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconУрок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Тема: Образ женщины в современной русской литературе
Тема: Образ женщины в современной русской литературе (по произведениям А. И. Солженицына, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина)
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconКонспект открытого урока исследования Тема: «Роль афоризмов в комедии...
Разработка открытого урока – исследования по литературе в 9 классе «роль афоризмов в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconНиколай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину...
Это раскрыто в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют...
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» iconРеферат по литературе Тема : Система образов в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Галерея портретов
Урок по литературе в 8 классе Тема «Работа над четвертым действием комедии Гоголя «Ревизор» icon-
Цели урока: продолжение знакомства с повестью “Шинель”, работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница