Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс




Скачать 101.64 Kb.
НазваниеУрок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс
Дата публикации25.01.2014
Размер101.64 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок


Амвросиевская общеобразовательная школа I-III степеней №6

Амвросиевского районного совета Донецкой области


Урок по сказке
Оскара Уайльда «Мальчик- Звезда»

/5 класс/

c:\users\галина\desktop\мальчик-звезда\419382_html_m77bee5ef.jpg

Учитель-методист

русского языка и литературы

Чёрная Галина Леонидовна

^ ОСКАР УАЙЛЬД «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Внутренняя и внешняя красота человека,

конфликт жестокости, эгоизма и добра в сказке

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира; пользуясь сравнительно-сопоставительным методом, выявить в сказке светлые качества человека и тёмные силы зла, показать их противостояние;

содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;

создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки, условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки; пробудить желание корректировать свои поступки.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки детей, картинки с изображением звезды, плаща, розы, жабы, крота, с цифрой 10, презентация.

^ Все мы барахтаемся в грязи,

но иные из нас глядят на звёзды.

О.Уайльд
что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.Заболоцкий

Вопросы:

1.Что может нести людям красота?

2.Что делает людей некрасивыми?

3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону?

АФОРИЗМЫ:

*Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях.

^ Фалес

*При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

И. Шевелёв

*Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.

Н.Бакстон

^ ХОД УРОКА:

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

- Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя

О. Уайльда «Мальчик- Звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно:

Что такое истинная красота человека?

Что эта красота несёт миру?

Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?

1. Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:

1)Что может нести красота людям?

2)Что делает людей некрасивыми?

3)Какая красота может изменить мир к лучшему?

На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.

^ II.Работа над темой урока.

Сказка О. Уайльда озаглавлена необачно - «Мальчик- Звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку.

1.Беседа. Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( ^ Звезда)

(На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников)

Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.

1.Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глазами).

2.А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.

3.А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом «ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая).

Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой – «путеводная звезда», - может быть образцом красоты.)

http://podrobnosti.ua/upload/news/2013/01/08/880574_3.jpg http://ttm-afisha.ru/wp-content/uploads/2012/02/afisha-boy-237x300.jpg

ВОПРОС:

4.А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали

увидеть Мальчика- Звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное).

Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле?

^ 2.Работа с текстом произведения.

Давайте вспомним, как начинается сказка?

(Лютый мороз, веточки обламывались, Горный Водопад застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда).

5.Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 123-124 «Но, посмеявшись…»).

6.Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде?

А как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа? ( «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа». (ст.125) Как вы понимаете эти слова?)

7.Итак, Дитя- Звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0941/04labbop01254768231.jpg

8.И каким же вырос Дитя-Звезда? (описание внешности в тексте стр. 125-126).

^ 3. Анализ рисунков, в которых дети отразили красоту Мальчика- Звезды.

ВЫВОД: Мальчик-Звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки.

1.Но что принесла красота Мальчику- Звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).

2.А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом).

3.Что принесла красота Мальчика- Звезды другим людям?

4.Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?

(Другим людям красота Мальчика-Звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки).

^ А ЧТО ЖЕ ДЕТИ?

ДЕТИ СМЕЯЛИСЬ. ОНИ СЛУШАЛИСЬ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДУ, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.

5.Так что же может нести красота людям?

( Красота Мальчика- Звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная красота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- Звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).

Игра «Кто это? Что это?» (Расскажите о предмете, изображённом на картинке. Какое отношение он имеет к сказке «Мальчик – Звезда»?

http://www.gommeux.ru/wp-content/uploads/2009/04/31.jpg http://picsdesktop.com/flowers/640x480/www.picsdesktop.com_56.jpg http://hdresimler.com/wallpapers/kurbaga_4-800x600.jpg http://rp.foto.radikal.ru/0708/09/9263f90430bdt.jpg http://v2.kinoafisha.org/k/news/580/upload/lvec4n.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/104/973/104973987_istock_000012745342small300x260.jpg
Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- Звезды?

( Встреча с нищенкой).

6.Как Мальчик- Звезда отнесся к своей матери?
http://skazochnikonline.ru/_ph/7/2/184600461.jpg http://knu.znate.ru/pars_docs/refs/420/419382/419382_html_m77bee5ef.jpg

7.Каким вы представляете себе Мальчика- Звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?

( Некрасивы чувства Мальчика- Звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолкнул от себя самого близкого на свете человека – МАТЬ).

8.Как вы считаете, так что же ^ ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ НЕКРАСИВЫМИ?

( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).

9.Получил ли Мальчик- Звезда наказание за свои поступки?

10.Было ли это наказание страшным для него?

c:\users\галина\desktop\мальчик-звезда\047cc5b45ac03e494b62b3b7edbd98b2b2434f134628236.jpgc:\users\галина\desktop\мальчик-звезда\81708_html_m3a5e5ffa.jpg

c:\users\галина\desktop\мальчик-звезда\158835_html_678085f6.jpg
11.Какие чувства испытываете вы в этот момент?

( Да, Мальчик- Звезда наказан. И это наказание для него – есть самое страшное, т. к. кро-

ме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ^ ЗНАЧИТ, ОН ПОТЕРЯЛ ВСЕ). ( Учитель обращает внимание на рисунки, в которых отразился этот мо-

мент).

12.Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоёма, стр. 129-130 «После этого…»)

( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).

РАБОТА СО СХЕМОЙ «Путь духовного очищения Мальчика – Звезды»

Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, ^ СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?

( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)
1-ая ступень – ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.

- Когда он проявил эти качества?

^ 2- ая ступень – СТРАДАНИЕ.

- Когда он страдает? Как?

( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-

ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».

3 ступень – ТЕРПЕНИЕ.

- Где он проявляет терпение?

^ 4- ая ступень – МИЛОСЕРДИЕ.

5- ая ступень – ДОБРО.

- В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он совершает теперь?

( Зайчонка из капкана освободил, прокаженный, которому он отдает монеты,предназначен-

ные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. ^ СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИННОЙ КРАСОТЫ).

4.Продолжение работы с текстом.

- Какое вознаграждение получает Мальчик- Звезда за свою доброту, милосердие, терпение,

страдание в конце сказки?

( К нему возвращается красота внешняя).

-Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим стр. 137. ^ ВЫВОД: ОН СТАНОВИТСЯ КРАСИВ КАК ПРЕЖДЕ.

-НО как прежде ли?

( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- Звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).

- Когда же он стал по- настоящему красив?

( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).

-Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки.

- Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»?

ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Кем стал Мальчик в конце сказки?

( Он стал властелином города. См. стр. 139).

Мальчик- Звезда правил недолго. - За что же помнят его люди?

( Не за его красоту, а за его ^ ДОБРОЕ СЕРДЦЕ).

И образ Мальчика- Звезды как прекрасная далекая звезда, которая согревает сердца людей.

- Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА? Обратимся к эпиграфу.

( Это сочетание ^ ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).

ВЫВОДЫ:

Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внут-

ренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе).

ОБРАТИМСЯ К АФОРИЗМАМ, над которыми вы работали дома.

- Какой, по вашему мнению, афоризм отражает тему нашего урока?

-А какие пословицы вы нашли, которые отражают тему урока?

^ ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ:

Самолюб никому не люб.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

5.Работа с эпиграфом.

*Прочитайте эпиграф к уроку.

*Символом чего для человека являются звёзды?

(Символом надежды, красоты, идеала, неведомого).

6.«На закуску»

* Послушайте отрывок из стихотворения С.А. Есенина про звёзды.

Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

*Какой силой пленял душу Мальчик- звезда?

*Можно ли было догадаться, каким станет звёздный мальчик?

III. Итог урока.
-О чём заставила задуматься сказка?
От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение. Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней.
Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.

IV. Рефлексия. Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите свои звёздочки и напишите на них своё желание.

Пусть благосклонна будет к тем звезда,

Кто дарит свет, тепло, улыбку людям,

Кто любит жизнь и верен ей всегда,

Хоть и подвержен грозам, бурям.

Гори, сияй, звезда, минуя туч,

На небосклоне радости и счастья,

Чтоб ни один надежды луч

Не погасили дни ненастья.

V. Домашнее задание. Составить викторину по сказке О. Уайльда.

c:\users\галина\desktop\мальчик-звезда\fmt_73_24_13578042623.jpg

Похожие:

Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconУрок-конференция по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс
Развить все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо ) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое...
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconУрок по теме: «Оскар Уайльд. «Мальчик звезда»
Тема: О. Уайльд. «Мальчик звезда». Добросердечие,человечность и милосердие в сказке
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconКоррекционно-развивающее занятие на тему
Оборудование для учителя: стихи для учащихся, слайд-шоу физкультминутка, сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», солнышко, ладошки...
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconЛитература по теме "Мир парадоксов Оскара Уайльда"
Интегрированный урок (английский язык + литература) по теме "Мир парадоксов Оскара Уайльда"
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconСценарий литературного вечера, посвященного творчеству Оскара Уайльда
Оскара Уайльда. Несмотря на огромный вклад, привнесенный О. Уайльдом в сокровищницу мировой литературы, творчество этого замечательного...
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconН. Тэффи. Демоническая женщина
Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого калия, который ей непременно...
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconДекадентским
Гаспари (М., 1895—97). Под редакцией его вышли: сочинения Гауптмана (М., 1900 и позже), сочинения Зудермана (М., 1902—1903), «История...
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconСмотрю с тоской в круглое окно
И вдруг… «Звезда… звезда… Прием… Вас ждет земля… Звезда… вы слышите меня? Звезда… прости… прощай…твоя Земля»
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconУрока по чтению в коррекционной школе VIII вида. 4 класс. Тема: «Мальчик и дворовая собака»
Вагнера «Мальчик и дворовая собака»; формировать навыки осознанного правильного чтения и развития речи; развивать умение понимать...
Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс iconИгра «Хочу стать миллионером» по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» Урок-игру
Здравствуйте, мы начинаем игру, посвященную сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница