Скачать 101.64 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Амвросиевская общеобразовательная школа I-III степеней №6 Амвросиевского районного совета Донецкой области Урок по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- Звезда» /5 класс/ ![]() Учитель-методист русского языка и литературы Чёрная Галина Леонидовна ^ Внутренняя и внешняя красота человека, конфликт жестокости, эгоизма и добра в сказке Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира; пользуясь сравнительно-сопоставительным методом, выявить в сказке светлые качества человека и тёмные силы зла, показать их противостояние; содействовать развитию умения анализировать художественное произведение; создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки, условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки; пробудить желание корректировать свои поступки. ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки детей, картинки с изображением звезды, плаща, розы, жабы, крота, с цифрой 10, презентация. ^ но иные из нас глядят на звёзды. О.Уайльд …что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий Вопросы: 1.Что может нести людям красота? 2.Что делает людей некрасивыми? 3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону? АФОРИЗМЫ: *Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях. ^ *При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв *Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев. Н.Бакстон ^ I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. - Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя О. Уайльда «Мальчик- Звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно: Что такое истинная красота человека? Что эта красота несёт миру? Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки? 1. Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы: 1)Что может нести красота людям? 2)Что делает людей некрасивыми? 3)Какая красота может изменить мир к лучшему? На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда. ^ Сказка О. Уайльда озаглавлена необачно - «Мальчик- Звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку. 1.Беседа. Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( ^ ) (На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников) Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд. 1.Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глазами). 2.А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее. 3.А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом «ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая). Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой – «путеводная звезда», - может быть образцом красоты.) ![]() ![]() ВОПРОС: 4.А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали увидеть Мальчика- Звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное). Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле? ^ Давайте вспомним, как начинается сказка? (Лютый мороз, веточки обламывались, Горный Водопад застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда). 5.Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 123-124 «Но, посмеявшись…»). 6.Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде? А как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа? ( «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа». (ст.125) Как вы понимаете эти слова?) 7.Итак, Дитя- Звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними. ![]() 8.И каким же вырос Дитя-Звезда? (описание внешности в тексте стр. 125-126). ^ в которых дети отразили красоту Мальчика- Звезды. ВЫВОД: Мальчик-Звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки. 1.Но что принесла красота Мальчику- Звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким). 2.А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом). 3.Что принесла красота Мальчика- Звезды другим людям? 4.Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает? (Другим людям красота Мальчика-Звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки). ^ ДЕТИ СМЕЯЛИСЬ. ОНИ СЛУШАЛИСЬ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДУ, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ. 5.Так что же может нести красота людям? ( Красота Мальчика- Звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная красота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- Звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу). Игра «Кто это? Что это?» (Расскажите о предмете, изображённом на картинке. Какое отношение он имеет к сказке «Мальчик – Звезда»? ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- Звезды? ( Встреча с нищенкой). 6.Как Мальчик- Звезда отнесся к своей матери? ![]() ![]() 7.Каким вы представляете себе Мальчика- Звезду в этой сцене: красивым или некрасивым? ( Некрасивы чувства Мальчика- Звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолкнул от себя самого близкого на свете человека – МАТЬ). 8.Как вы считаете, так что же ^ ( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту). 9.Получил ли Мальчик- Звезда наказание за свои поступки? 10.Было ли это наказание страшным для него? ![]() ![]() ![]() 11.Какие чувства испытываете вы в этот момент? ( Да, Мальчик- Звезда наказан. И это наказание для него – есть самое страшное, т. к. кро- ме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ^ ). ( Учитель обращает внимание на рисунки, в которых отразился этот мо- мент). 12.Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоёма, стр. 129-130 «После этого…») ( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце). РАБОТА СО СХЕМОЙ «Путь духовного очищения Мальчика – Звезды» Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, ^ ( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.) 1-ая ступень – ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ. - Когда он проявил эти качества? ^ - Когда он страдает? Как? ( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда- ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой». 3 ступень – ТЕРПЕНИЕ. - Где он проявляет терпение? ^ 5- ая ступень – ДОБРО. - В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он совершает теперь? ( Зайчонка из капкана освободил, прокаженный, которому он отдает монеты,предназначен- ные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. ^ 4.Продолжение работы с текстом. - Какое вознаграждение получает Мальчик- Звезда за свою доброту, милосердие, терпение, страдание в конце сказки? ( К нему возвращается красота внешняя). -Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим стр. 137. ^ -НО как прежде ли? ( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- Звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз). - Когда же он стал по- настоящему красив? ( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки). -Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки. - Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»? ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Кем стал Мальчик в конце сказки? ( Он стал властелином города. См. стр. 139). Мальчик- Звезда правил недолго. - За что же помнят его люди? ( Не за его красоту, а за его ^ И образ Мальчика- Звезды как прекрасная далекая звезда, которая согревает сердца людей. - Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА? Обратимся к эпиграфу. ( Это сочетание ^ ВЫВОДЫ: Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внут- ренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе). ОБРАТИМСЯ К АФОРИЗМАМ, над которыми вы работали дома. - Какой, по вашему мнению, афоризм отражает тему нашего урока? -А какие пословицы вы нашли, которые отражают тему урока? ^ Самолюб никому не люб. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Глаза без души слепы, уши без сердца глухи. 5.Работа с эпиграфом. *Прочитайте эпиграф к уроку. *Символом чего для человека являются звёзды? (Символом надежды, красоты, идеала, неведомого). 6.«На закуску» * Послушайте отрывок из стихотворения С.А. Есенина про звёзды. Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звёзды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете? *Какой силой пленял душу Мальчик- звезда? *Можно ли было догадаться, каким станет звёздный мальчик? III. Итог урока. -О чём заставила задуматься сказка? От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение. Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней. Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу. IV. Рефлексия. Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите свои звёздочки и напишите на них своё желание. Пусть благосклонна будет к тем звезда, Кто дарит свет, тепло, улыбку людям, Кто любит жизнь и верен ей всегда, Хоть и подвержен грозам, бурям. Гори, сияй, звезда, минуя туч, На небосклоне радости и счастья, Чтоб ни один надежды луч Не погасили дни ненастья. V. Домашнее задание. Составить викторину по сказке О. Уайльда. ![]() |
![]() | Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда «Мальчик- звезда» /5 класс Развить все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо ) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое... | ![]() | Урок по теме: «Оскар Уайльд. «Мальчик звезда» Тема: О. Уайльд. «Мальчик звезда». Добросердечие,человечность и милосердие в сказке |
![]() | Коррекционно-развивающее занятие на тему Оборудование для учителя: стихи для учащихся, слайд-шоу физкультминутка, сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», солнышко, ладошки... | ![]() | Литература по теме "Мир парадоксов Оскара Уайльда" Интегрированный урок (английский язык + литература) по теме "Мир парадоксов Оскара Уайльда" |
![]() | Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Оскара Уайльда Оскара Уайльда. Несмотря на огромный вклад, привнесенный О. Уайльдом в сокровищницу мировой литературы, творчество этого замечательного... | ![]() | Н. Тэффи. Демоническая женщина Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого калия, который ей непременно... |
![]() | Декадентским Гаспари (М., 1895—97). Под редакцией его вышли: сочинения Гауптмана (М., 1900 и позже), сочинения Зудермана (М., 1902—1903), «История... | ![]() | Смотрю с тоской в круглое окно И вдруг… «Звезда… звезда… Прием… Вас ждет земля… Звезда… вы слышите меня? Звезда… прости… прощай…твоя Земля» |
![]() | Урока по чтению в коррекционной школе VIII вида. 4 класс. Тема: «Мальчик и дворовая собака» Вагнера «Мальчик и дворовая собака»; формировать навыки осознанного правильного чтения и развития речи; развивать умение понимать... | ![]() | Игра «Хочу стать миллионером» по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» Урок-игру Здравствуйте, мы начинаем игру, посвященную сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» |