Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира»




Скачать 97.76 Kb.
НазваниеОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира»
Дата публикации26.09.2013
Размер97.76 Kb.
ТипОбразовательная программа
shkolnie.ru > Астрономия > Образовательная программа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 201

«Детский сад компенсирующего вида»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Программно-методический комплекс «Детская картина мира»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»




Воспитатели:

Фурман О.А.- высшая квалификационная категория

Гренц С.Г. – высшая квалификационная категория

Учитель-дефектолог:

Соколовская В.В.- высшая квалификационная категория

КЕМЕРОВО 2013

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Познавательно-речевое направление развития личности ребенка с нарушением зрения

Образовательная область «Познание»



Интеграция подпрограмм:

1.^ Подпрогамма «Чтение детям»: Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Художественная литература является стержнем, объединяющим и связующим разрозненные блоки обучения. Картины, которые рисует воображение ребенка во время чтения, являются сценой, на которой разворачивается сюжет и разыгрывается весь конфликт процесса обучения. Для панорамного обозрения картины мира мы используем большое , многоплановое художественное произведение, которое читаем в течение года. Сказка про Нильса написана живо, увлекательно и содержит: новизну, сложность и неожиданность.

2. ^ Подпрограмма «Риторика и грамота»: Полный, подробный, последовательный пересказ «Как Нильс сам себя напугал». Причинный разбор текста Логическая обработка текста. Развитие связной речи. Пересказ текста по наглядной модели.

3. ^ Подпрограмма «Математика»: Часть и целое. Прямой и обратный счет. Состав числа из двух меньших. Закрепление умения оперировать составом числа способом разложения множества и его уравнивания. Развитие логического мышления и познавательных способностей.

4. ^ Подпрограмма «Сделай сам!»: Конструирование с помощью цветных счетных палочек Х.Кюизенера в модификации Г.Мороза. Группировка палочек по признакам цвета и размера. Освоение последовательной зависимости палочек по длине. Постройка изображения Лиса Смирре на плоскости.

5. ^ Коррекционно-компенсаторный вид деятельности: развитие зрительного восприятия, памяти и умения концентрировать внимание.

Вид деятельности: подгрупповое занятие-путешествие

^ Формы совместной деятельности педагога и детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, поисковая, проблемно-практическая, продуктивная.

^ Характеристика подгруппы: дети старшей группы с нарушением зрения различной степени тяжести / амблиопия, косоглазие, миопия /; характер зрения – бинокулярный. Запас общих представлений , структура картины мира, предметный мир сформированы на среднем и высоком уровне возрастной нормативности.

Третий год обучения. Уровень усвоения ООП удовлетворительный.

Статус в группе – предпочитаемые. Формируются позитивные коммуникативные качества личности каждого ребёнка. Эмоциональная, коммуникативная, социально-бытовая адаптивность на возрастном уровне. В новую социальную ситуацию включаются удовлетворительно, бытовые адаптивные навыки сформированы удовлетворительно
^ Дидактический материал и оборудование: условный посредник мягкая игрушка Гном,

фигуры гусей на ковролине, фотографии детей на липучках, серия картин «Как Нильс сам себя напугал», скорлупа грецких орехов, изображение дуба, фигуры сказочных персонажей, макет муравейника, карточки с примерами, мягкая игрушка орех, тестовые листы с изображением деревьев с буквами, цифрами, цветными кружками, макет болота, гусиные лапки из фетра, бинокли, цветные палочки Кюизенера, макет шведской деревни, магнитофон, лазерная указка.

^ Ход занятия-путешествия:
Воспитатель приглашает детей к доске.

Воспитатель: Дети , у нас сегодня гости, поприветствуем их.

Дети: Доброе утро! Здравствуйте!

Воспитатель: А еще нас поджидает сказочный Гном. Вы ведь любите сказки? А за что вы их любите?

^ Дети: Сказки это волшебство, превращение, чудо!

Воспитатель: Вы хотите попасть в сказку? В этом нам поможет Гном, но вспомните, из какой он сказки?

^ Дети: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», написала ее Сельма Лагерлеф – шведская писательница.

Воспитатель: Гном приглашает нас в сказочное путешествие. Вот перед нами гуси – серые и белый. Как вы думаете, они дикие или домашние?

^ Дети: Серые – дикие, а белый гусь – домашний.

Воспитатель: А почему они вместе?

Дети: Они вместе путешествуют. Это стая Акки Кебнекайсе. Белый гусь – Мартин. А на нем верхом сидит мальчик по имени Нильс.

Воспитатель: А как же мы будем с ними путешествовать, ведь они маленькие, а мы большие?

^ Дети: А давайте превратимся в маленьких!

Воспитатель: В этом нам помогут волшебные слова: «Шурум-бурум, шалты-балты! Кто ты? Кто я? Был – я, стал – ты!» Повернулись, покрутились….. превратились! Вот и стали маленькими, выбирайте себе гусей и усаживайтесь на них! Дети прикрепляют свои фотографии на гусей и отправляются в полет. / Звучит аудио запись Сен-Санс «Лебедь»/

^ Дети имитируют полет гусей.

Воспитатель: Вот мы и на опушке леса! Перед нами картины, составим по ним рассказ. Это первое задание Гнома. / В ряд выставлены 8 картин /

Дети поочередно рассказывают рассказ: « Вошел Нильс в лес. Хрустнула под его ногой ветка. Услыхала это белка, испугалась и выронила шишку. Шишка угодила зайцу в нос. Заяц испугался и дал стрекоча в кусты. Из кустов выпорхнула сойка. Услыхали это лоси, испугались и пошли по лесу кусты ломать. Услыхал это Нильс, испугался и убежал из леса. Так Нильс сам себя напугал!»

Идет причинный разбор текста: « А почему Нильс испугался и убежал из леса?»

Затем логический разбор текста: «А если бы Нильс не вошел в лес, то……/ Дети отвечают: не хрустнула бы под его ногой ветка и т.д. /

Далее Гном усложняет задание: пересказ по перевернутым картинкам, придумывание названия рассказа / « Как Нильс сам себя напугал» /

Воспитатель приглашает детей на поляну. Идет аудио запись «Белки щелкают орехи». Дети на слух определяют количество расщелкнутых орехов: Сколько орехов разгрызла белка? Посмотрите , сколько скорлупы под деревом? Кто это насорил? Каждая скорлупка – половинка ореха. Как узнать, сколько было орехов? Дети соединяют скорлупки и дают ответ.

Задача Гнома: «Сколько орехов нужно Белке Сирле, чтобы накормить всю семью из четырех бельчат , если каждый съедает по одному орешку?».Рассуждения и ответы детей.

Усложнение: « А если каждый съедает по два орешка…?»

Воспитатель: А куда полетим дальше? Дети берут бинокли и рассматривают сказочных персонажей: Посмотрите слева направо, кто это? Назовите. / Аист Эрменрих, Филин Флимнеа, Лис Смирре, Гусыня Акка, Нильс и др./ Это наши друзья, они укажут путь!

Далее перед детьми появляется муравьиная куча.

Воспитатель: Мы не можем пройти. Почему? Чем опасны муравьи?

^ Дети: Они покусали Нильса.

Воспитатель: А как это было? Расскажите.

Дети пересказывают отрывок из сказки: Однажды на Нильса вдруг напали муравьи. Целые полчища огромных, пучеглазых муравьев окружили его со всех сторон, они кусали его, обжигали своим ядом, карабкались на него, заползали за шиворот и в рукава…..

Воспитатель: Муравьи пропустят нас в том случае, если выполним новое задание Гнома – решим примеры. Выбирайте из муравьиной кучи сколько хотите, решайте и записывайте ответ. /проверка с помощью счетных палочек, выкладывание на доске, запись/

Физминутка « Орешек». Под веселую музыку дети перекидывают друг другу орешек, стараясь не уронить.

Воспитатель: Дети, перед нами странные деревья . Что на них вместо листьев?

^ Дети: Буквы и цифры. А под ними цветные кружки.

Воспитатель: Найди букву одного цвета с кружком и запиши ее в кружок. Какое слово получилось?

Дети: Болото!

Воспитатель: А вот и болото. На нем кочки, на кочках цифры. Нужно пройти через болото, не пропустив ни одной кочки, наступая только на ту, которая следующая по счету. / дети перемещаются по кочкам с помощью гусиных лапок, закрепляя прямой и обратный счет/

Воспитатель: Мы прошли большой сложный путь, но не можем отдыхать, ведь где-то здесь нас поджидает опасность – это Лис Смирре.

^ Дети выкладывают по образцу из цветных палочек Кюизенера фигуру лиса.

Воспитатель: Мы обнаружили лиса, а теперь летим домой! / Аудио запись Сенсанс «Лебедь» /. Превращаются в больших.

Воспитатель: Ребята , вам понравилось путешествовать? /Ответы детей/ А Гному понравилось , как вы работали: «Уши ваши слушали и все услышали, глаза ваши смотрели и все увидели, ноги не мешали, руки помогали, голова хорошо думала!»

Белка Сирле оставила для вас подарки: Подойдите к макету и по стрелкам проследите, где лежит сюрприз.

Дети находят угощение – это чудесный мешочек с орешками. На этом путешествие в сказку заканчивается.


Отправляемся в полет!

Муравейник


Бинокли

Болото


^ Хитрый Лис


Шведская деревня

Анализ НОД «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
В старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения повышаются психофизиологические возможности , это позволяет увеличить объем познавательного материала, усложнить требования к его качеству и способам усвоения.

Чтобы обучение было привлекательным, доступным и непринужденным инсценируем взаимодействие с детьми. Мотивация обучения достигается введением «сквозных» сказочных героев – условных посредников из сказки про Нильса.

Сюжетная линия проходит через все занятие-путешествие: задания, игры и вопросы транслируются «от лица» героев сказки, которые становятся друзьями детей.

При организации НОД важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно – познавательной линий. Сказочные герои позволяют удерживать и направлять внимание детей на решение познавательных задач.

К сказочно – игровой мотивации обращаемся в начале занятия при постановке учебно – познавательных задач, а в конце сюжетная линия лаконично завершается.

^ Например: Вашему вниманию было представлено занятие – путешествие – оно было задано сюжетом путешествия «условного посредника» (Нильс, Гном, гуси и др.), построено на последовательном передвижении детей от одного пункта назначения к другому, где раскрывается дальнейший маршрут, а в конечной точке ждет сюрприз.

Обычно в занятиях-путешествиях широко используем наглядный материал. Это направляет и удерживает внимание детей. Подобная форма занятия требует от детей организованности, а от педагога – умения поддерживать интерес воспитанников, создавать условия для проявления активности.

При постановке цели занятия учитываем возрастные особенности детей, состояние зрительного анализатора, режим зрительной нагрузки.

Структура занятия – соответствует целям обучения и воспитания:

- задания даются в логической последовательности;

- этапы занятия взаимосвязаны между собой;

- целесообразно распределять время между этапами;

- работу организовывать от простого к сложному;

- мотивированно подходить к отбору материала.

Анализируя содержание занятия, отмечаем:

- полноту, достоверность, доступность, воспитательную направленность транслируемых знаний, связь с жизнью, организацию самостоятельной работы, связь нового с ранее изученным, формирование новых понятий. Содержание занятия соответствовало требованиям ООП, подпрограммы «Детская картина мира» , «Перцептивное обучение»

^ Коррекционная направленность занятия заключается в следующем:

- включены задания с опорой на несколько анализаторов;

- использовались упражнения на активизацию зрительных функций и обогащение зрительно-сенсорного опыта;

- осуществлялась работа по координации и интеграции «глаз – рука»;

- использовались упражнения на развитие психических функций.

Большое внимание было уделено поисковой деятельности, проблемно – практическим ситуациям. Была создана специальная обстановка, где дети могли посредством практических действий экспериментировать, изучать свойства предметов, подтверждать свои предположения в результате экспериментирования.

На занятии давались задания и решались проблемные ситуации, требующие коллективного обсуждения, поэтому сочли целесообразным объединить детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет детям конкретизировать свои знания и использовать умение, контролировать способы выполнения и анализировать результаты не только своей деятельности, но и деятельности партнеров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.

Основное внимание было направлено на то, чтобы каждый ребенок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать, находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Таким образом, прослеживается оптимальное чередование индивидуальной и фронтальной работы.

На подобных занятиях – путешествиях дети проявляют находчивость, сообразительность, смекалку, приучаются работать сообща, выполнять общее дело, а значимость всему придает признание собственных успехов.

Планируя подобную деятельность, творчески переосмысливаем методы, приемы, средства обучения в связи со складывающейся учебно-игровой ситуацией. А интерес детей поддерживаем за счет разнообразия методов, занимательности изложения, богатства интонации

Организуя занятие – путешествие, необходимо продумывать размещение детей в процессе занятия. На подобном и других занятиях, дети выполняют задания:

  • коллективно,

  • в подгруппах,

  • работают в парах,

  • индивидуально.

Столы размещаем по-разному: полукругом,буквой П,вытянуты в линию,объединены для работы в малых группах,объединены в один общий стол.

Дети располагаются на ковре, в кругу, на диване и т.д. Организовывается место для проведения игр с перемещением.

Успешному проведению занятия способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия: проветренное помещение, освещенность, предупреждение утомления, смена видов деятельности, своевременное и качественное проведение физк. пауз, гимнастики для глаз и др.

Литература:


  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ № 201

  2. Программно-методический комплекс «Детская картина мира» Авторы : М.В.Габрунер, В.В.Соколовская , Кемерово 1997 г.

  3. Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Москва 2010 г.

  4. М.Фидлер «Математика уже в детском саду» Москва 2000 г.

Похожие:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconПрограмма «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная...
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconТ. А. Виноградова Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации оп дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconТ. А. Виноградова Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации оп дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального...
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разработана сроком на 1 год
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconЛ. Р. Волкова Программно методический комплекс на 2013-2014 учебный год
Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconОсновная общеобразовательная Программа дошкольного образования муниципального...
...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconОбразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Основа планирования педагогического процесса – примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconОписание образовательной программы мбдоу дс кв №15
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ооп) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» icon"Основная общеобразовательная программа дошкольного образования как...
...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программно-методический комплекс «Детская картина мира» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального козенного дошкольного образовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница