Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией




Скачать 75.94 Kb.
НазваниеИспользование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией
Дата публикации12.08.2013
Размер75.94 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Астрономия > Документы
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией.
Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, стоит задача подготовки своих воспитанников к обучению в школе. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей. Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

Поиск наиболее эффективных средств и путей предупреждения и коррекции различных речевых нарушений – постоянно находится в центре внимания учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и других специалистов. Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой функциональной системы с учётом особенностей личности и поведения.

Психомоторное развитие ребёнка протекает в тесной связи с моторным развитием. Движения тела ребёнка и восприятие им различных ощущений (слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых, равновесия, кинестетических ощущений) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира. Постепенно движение приобретает сознательный, социально-биологический характер деятельности, является основным средством связи и взаимодействия, активной адаптации и трудовой деятельности. В силу этого движение используется и как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.

Логопедическая ритмика является частью коррекционной системы в процессе обучения, воспитания и развития детей с речевой патологией.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчёркивали многие исследователи. Так, В.М.Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В.А.Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Е.В.Чаянова, Е.В.Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объём, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). В.А.Гринер и немецкие исследователи К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод. О значении логопедической ритмики для коррекции речи писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Ю.А.Флоренская. Они подчёркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальной и эстетическое воспитание человека.

Психологи М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений. Исследования Л.А.Квита, М.И.Доценко свидетельствуют о положительных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики.

Для логоритмического воспитания важны данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. Так, физиолог М.М.Кольцова считает, что кисть руки – это такой же орган речи, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Объектом логопедической ритмики в детском саду является ребёнок с речевой патологией. Предметом – многообразные нарушения психомоторных функций детей с речевой патологией и системы движений в сочетании с музыкой или словом. Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений; осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений. Занятия по логопедической ритмике представляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений, развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимике лица.

Логоритмические занятия способствуют развитию фонематического восприятия, а также воспитанию личностных качеств, таких как активность, подражательность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелость, настойчивость, решительность, выдержка.

Коллективные занятия речедвигательной ритмикой позволяют сформировать у детей новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение друг с другом и со взрослыми. Логоритмические упражнения дают возможность ставить ребёнка в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив детей на группы.

Логопед при проведении логоритмических упражнений должен учитывать возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, особенности нарушений речевых и нервных процессов.

В систему логопедических занятий, как фронтальных так и индивидуальных, включаются разнообразные упражнения, игры с движениями в сочетании с речью детей или музыкой. Такие упражнения и игры воспитывают чувство ритма, способствуют развитию общей и речевой моторики, координации движений, умению управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, развивают внимание. Они призваны снимать общую скованность, напряжение. Все логоритмические средства используются поэтапно и дифференцированно. Выделяют четыре этапа работы по проведению логоритмических занятий с детьми, имеющими нарушения звукуопроизношения:

1 – В подготовительный период проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического и речевого дыхания и голоса.       2 – На этапе постановки звуков в логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики. Например, для развития мимики лица логопед под музыку может дать задание: - Вы едите кислый лимон. – Вы встретили драчуна. – Вам больно. – Вы огорчены. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счёт, музыку, метроном. Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков, различных построений и перестроений. Подключаются движения рук, подвижные игры. Если речевой материал труден для произношения детьми, то говорит один логопед.

3 – При автоматизации звуков на логопедических занятиях используются упражнения для развития артикуляции, интонационной выразительности в сочетании с различными движениями.

4 – Для развития дикции и закрепления правильного произношения звуков проводятся игры, включающие речевой материал, состоящий из различных групп звуков.

Таким образом, в процессе логоритмической работы у детей нормализуется общая моторика, речевое и произвольное поведение в игровой, учебной, трудовой деятельности, в общении. При выполнении речедвигательных упражнений развиваются слуховое внимание и слуховая память, зрительное внимание и зрительная память, оптико-пространственные представления и навыки; развиваются статическая и динамическая координация общих движений, тонкая произвольная моторика и мимика лица; воспитывается чувство темпа и ритма в движении, повышается речевая активность. Умеренные физические нагрузки, получаемые детьми во время занятий логопедической ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворный эффект.
^ Приведу примеры игр и упражнений, используемых учителем-логопедом на первом этапе работы .

1. Развитие слухового внимания:

А) «Тихо – громко». Логопед стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна, дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – обычным шагом, под очень громкий – высоко поднимая колени.

^ Б) « Найди игрушку». Все дети стоят полукругом. Водящий уходит из группы. Логопед прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий входит в группу и идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку за спиной которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если водящий отдаляется, то хлопают тише. По силе звука водящий должен отгадать, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.
^ 2. Развитие речевого слуха:

А) «Улиточка». Водящий (Улиточка) становится в середине круга. Ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

- Улиточка, Улиточка, высунь-ка рога,

дам тебе я сахару,

кусочек пирога,

угадай, кто я?

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

^ Б) «Лягушка». Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами поворачивается внутри круга и говорит:

- Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара, закричала….

Тот, на кого он указал, говорит: - КВА, КВА, КВА. По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
^ 3. Развитие фонематического восприятия:

А) «Будь Внимательным!». С логопедом дети разучивают движения для каждого гласного звука: на звук [а] – руки в стороны; на звук [о] – руки впереди, внизу, округло соединены, на звук [у] – руки вытянуть перед собой, на звук [и] – руки подняты вверх. 1-ый вариант: Логопед произносит гласные звуки, а дети выполняют соответствующие движения. 2-ой вариант: Логопед выполняет движение, а дети называют звук, который этому движению соответствует.

^ Б) «Звенит – жужжит» (на дифференциацию звуков [з] – [ж]). Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по два слова: одно со звуком [з], другое со звуком [ж]. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку и тот, говорит ему своё слово. Водящий определяет, какое слово «звенит», а какое «жужжит».
^ 4. Развитие артикуляционной моторики:

А) «Лошадки» (под музыку М. Раухвергера). Под звуки музыки дети в колонне идут друг за другом. Они лошадки. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая цокоту копыт. Музыка прекращается, лошадки останавливаются.
5. Развитие речевого дыхания:

А) «Аист». Один ребёнок изображает аиста. Остальные дети стоят полукругом. Обращаясь к аисту они произносят:

- Аист, аист, длинноногий, покажи домой доругу.

Аист отвечает:

- Топни правою ногой, топни левою ногой,

Снова – правою ногой, снова – левою ногой,

После – левою ногой, вот тогда придёшь домой!

Дети выполняют все движения под речь.

Похожие:

Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией icon«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа
Использование элементов хромотерапии в работе учителя-логопеда с детьми «группы риска» и тяжелой речевой патологией
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией iconПрограмма по дисциплине дс. Ф 4
Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков...
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией iconПрограмма по дисциплине дпп. Ф 8
Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков...
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией iconРабота с не говорящими детьми, имеющими тяжелую форму речевой патологии
В данной статье хочу поделиться опытом логопедической работы с детьми дошкольного возраста, страдающими моторной алалией и рда
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией iconИспользование элементов драматизации с детьми старшей логопедической...

Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией iconМетодические рекомендации «Использование малых фольклорных форм в...
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем...
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией iconМетодическая разработка Тема: «Преодоление нарушений слоговой структуры...
Формирование слоговой структуры слова у детей с интеллектуальной недостаточностью с. 4- 5
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией iconКонспект занятия по лепке (пластилинография) с детьми средней логопедической группы
Лапина О. Н., воспитатель логопедической группы мбдоу «Детский сад №22», г. Рязань
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с младшими школьниками»
Использование логопедической ритмики в работе с детьми с речевой патологией icon«Использование приемов нейропсихологии в коррекционно-педагогической...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница