Развитие речи у детей с нарушением интеллекта




Скачать 112.52 Kb.
НазваниеРазвитие речи у детей с нарушением интеллекта
Дата публикации29.07.2013
Размер112.52 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Астрономия > Документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №204
Консультация

для педагогов на тему

«Развитие речи у детей с нарушением интеллекта

с помощью подвижных игр и упражнений»


Учитель-логопед

Дунаева Т.Н.

В последнее время проблема воспитания правильной речи у ребёнка стала очень актуальной. На основании специально проведённых исследований можно утверждать, что более половины детей (55%) приходят теперь в первые классы наших массовых школ в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. По результатам анкетирования, почти все родители нашего ДОУ считают актуальной проблему нарушений речи у детей.

Все возрастные недостатки произношения у детей исчезают к 5 годам. У детей с отставанием в развитии соответственно позже. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей речевого дыхания, фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Для всестороннего развития детей, а в частности для развития речи детей дошкольного возраста необходимо использовать в работе различные подвижные, дидактические, словесные игры. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманы и неинтересны для детей.

Термин «логопедические» или «речевые» игры весьма неудачен, ибо таких игр в номенклатуре дошкольной педагогике не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации и пр. поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных видов игр в речевой работе с детьми.

В литературе о дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр, да и каждый педагог имеет в своей копилке их множество. Знание игр, умение использовать в целях коррекции различных дефектов у детей с ОВЗ – в этом задача педагогов.

Все знают, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру!». Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Все мы знаем, что игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игра как форма деятельности способствует гармоническому развитию у ребёнка психических процессов, личностных черт, интеллекта, речи.

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приёмов воспитания. З.М.Истомина приходит к заключению, что у ребёнка, взявшего на себя в игре определённую роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче.

При работе с детьми с ОВЗ педагоги должны тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно ими руководить, всемерно использовать игры как эффективную форму организации детской жизни. От педагога требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента педагог должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную игру.

Как было уже сказано – игры имеют огромное значение в развитии речи детей. Я хочу порекомендовать вам пособие для логопедов и воспитателей детсадов под редакцией кандидата педагогических наук В.И. Селивёрстова «Игры в логопедической работе с детьми». В этом сборнике представлены различные игры, помогающие решать задачи по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики физиологического дыхания, речевого дыхания, развитие голоса. Авторами сборника подобрано и классифицировано много известных и не очень игр для формирования правильного звукопроизношения, автоматизации и дифференциации их. Предлагаемый сборник является результатом многолетнего отбора известных и практикуемых в дошкольных учреждениях игр и апробации их в речевой работе с детьми.

Данный сборник состоит из практического материала, необходимого для коррекции недостатков звукопроизношения у детей, формирования произносительной стороны речи, слоговой структуры слова. Он содержит около 230 игр, 270 потешек, считалок и свыше 300 загадок.

Чтобы отобрать такое количество практического материала, составителям пришлось изучить большое количество литературных источников по дошкольному воспитанию и логопедии.

Практический материал разделён на четыре части:
1. Подготовительные игры и упражнения

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения

3. Потешки, чистоговорки, считалки

4. Загадки.
1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимого для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Слух бывает разный: биологический или речевой. Подбор игр должен происходить в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е умения ребёнка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, чёткая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба.

В сборнике подобраны игры на активизацию артикуляционной моторики.

К подготовительным играм условно относятся и игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.
Приведём несколько примеров подготовительных игр.
^ Игры на развитие слухового внимания.
Где позвонили?
Цель: определение направления звука.
Оборудование: звоночек (колокольчик, бубен и т.д.)
Дети сидят в кругу. У водящего закрыты глаза. Воспитатель звонит, стоя поодаль от детей. Водящий указывает направление откуда доносится звук рукой.
Скажи, что ты слышишь?
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.
Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали ( щебет птиц, сигнал машины, шум воды, разговор людей и т.д.) учить детей отвечать полным предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Тихо – громко!
Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование: бубен.
Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Кто что услышит?
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы (звонок, молоток, погремушки, пищалки).
Педагог предварительно показывает детям игрушки, знакомит с названием их и звучанием. Затем педагог за ширмой воспроизводит звуки, а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Угадай, что делать.
Цель: развитие координации движений.
Оборудование: по два флажка каждому ребёнку, бубен.
Дети стоят полукругом у каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо, дети опускают флажки.
Найди игрушку.
Цель: Развитие координации движений.
Оборудование: кукла
Дети стоят полукругом. Один ребёнок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. Водящий входит, а дети ему говорят:
Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдёшь её, то смело

С нашей Таней попляши.
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают
^ Игры на развитие речевого слуха.
Одна игра в разной интерпритации – «Угадай, чей голосок»,

«Улиточка»
Цель: узнать товарища по голосу.
Водящий (улиточка) встаёт в середине круга, ему завязывают глаза. Дети водят хоровод, каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
«Угадай, кто это»
Цель: воспитание слухового внимания.
Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав», «мяу-мяу» и т.д. водящий должен угадать кто из детей кричал. Тот кого узнали становится водящим.
«Лягушка».
Цель: узнать товарища по голосу.
Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Улавливай шёпот.
Цель: развивать остроту слуха.
Ведущий отходит на определённое расстояние от детей, становится напротив и чётким, внятным шёпотом отдаёт команды(«Руки вверх, в стороны, кругом» и др). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым.
Кто летит (бежит, идёт, прыгает)?
Цель: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Все дети сидят или стоят полукругом. Педагог предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолёт летит, бабочка летит и т.д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руку поднимать нельзя.

В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям возможность подумать, правильно ли соотнесён предмет с его действием. В дальнейшем темп ускоряется.

^ Игры на развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения)
Вкусное варенье.

Почистили зубки.

Лошадка.

Прятки.

Часики.

Качели.

Дудочка и др.
Игры на развитие физиологического дыхания.
Одуванчики
Дуть на одуванчики, чтобы слетели все пушинки (с 1-3 раза).
Пузырь
Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки. Постепенно отходят назад, произнося слова:
Раздувайся, пузырь,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся.
«Надув» большой пузырь, дети выдыхают воздух с-с-с или ш-ш-ш.
Чья птичка дальше улетит?
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Птичек ставят на стол у самого края. Дети попарно дуют на птичек. Педагог предупреждает, что продвигать птичек можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели!» дети дуют на птичек. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит.
Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем
Цель: развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности детей.
Водящий выходит за дверь. Остальные дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит:
Здравствуйте, дети!

Где вы были,

Что вы видели?
Дети хором отвечают:
Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем.
Водящий отгадывает действия детей. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнений.

Варианты:

1 делать утреннюю гимнастику

2 греть озябшие руки: дышать на руки.

3 надувать шары

4 пилить дрова

5 рубить дрова (руки вверх-вдох, руки вниз- выдох)сообразительности и наблюдательности детей.

и говорит:

пока не натолкнётся на одного из детей, который долж
^ II. Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающихся у детей. Эти игры могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребёнком подготовительных игр и упражнений. Приведём некоторые из них:
Тишина.
Цель: автоматизация звука Ш.
Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети - у противоположной. Дети тихо, на цыпочках идут к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издаёт предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдёт до водящего, сам становится водящим.
Лес шумит.
Цель: автоматизация звуков Ф и Ш.
Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев. Налетел ветерок

ф-ф-ф, закачались веточки, зашумел лес ш-ш-ш.
Мухи в паутине.
Цель: автоматизация звука Ж.
Часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж…, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу вос-ля дети берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры.
Жуки
Цель: автоматизация звука Ж в связном тексте.
Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки летят на полянку. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).
Прогулка в лес
Цель: дифференциация звуков ш-ж
В одном углу комнаты стоят дети, в другом – в два или три ряда стулья, это лес. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы пойдём на прогулку в лес. Там посидим, отдохнём и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Педагог продолжает: «В лесу тихо. Но вот налетел лёгкий ветерок и закачал верхушки деревьев». Дети: ш-ш-ш… «Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж… Как жужжат жуки?» дети: ж-ж-ж… Отдохнули ребята в лесу, набрали цветов и пошли домой. После прогулки педагог спрашивает: «Кто помнит, как шумели деревья?» дети: ш-ш-ш…- «А как жужжали жуки?» дети ж-ж-ж…
Поезд.
Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Дети – вагоны, вос-ль – паровоз. Вос-ль даёт свосток, дети двигаются с согнутыми в локтях руками и произносят чу-чу-чу.
Чижик
Цель: автоматизация звука Ч и дифференциация звуков Ч-Ж.
Один ребёнок – кошка. Остальные дети – чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог или выбранный ребёнок говорит:
Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу».
После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу.

Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.

Похожие:

Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconЭстетическое развитие детей c нарушением интеллекта
Методика обучения рисованию и лепке в детском саду. Под ред. Н. П. Саккулиной, 1960
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconПодготовка детей с системными нарушениями речи и нарушением зрения...
Цель логопедической работы в специальных коррекционных учреждениях: предупреждение и преодоление недостатков речи у детей со зрительной...
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconИспользование возможностей «замещающего онтогенеза» в коррекции регуляторных...
Оздноослепших детей, детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития...
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconРабота с педагогическими кадрами
«Школьное обучение – основа коррекции, развития и социализации детей с нарушением интеллекта»
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconГбоу рх «Черногорская (специальная) коррекционная школа-интернат» VIII вида
Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта в начальных классах средствами игры
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта icon«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением...
«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб и дополн. — Спб.: Речь,...
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconНепосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Буква «Я»
Цель: комплексное развитие познавательно – речевой деятельности детей, развитие умений говорения и слушания, развитие интереса и...
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи...
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconРуководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка
«Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей с тяжелым нарушением речи»
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта iconПлан методической работы на 2013-2014 учебный год. Методическая тема школы
«Школьное обучение – основа коррекции, развития и социализации детей с нарушением интеллекта»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница