Скачать 59.76 Kb.
|
Классный часТема :« Делать добро спешите »Учитель :Стромова Тамара Ивановна МБОУ: «Новониколаевская сош №1 им. А.Н. Левченко» Цель :Поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора. Форма: Классный час – размышление. Информация к размышлению : Чтобы поверить в добро, надо начать его делать . Л. Н. Толстой Подготовительный этап Классному часу могут предшествовать задания учащимся: 1.Совместно с преподавателем литературы предложить учащимся написать сочинение на тему добра и зла: - ^ Л. Бетховен - Добро помни, а зло забывай ( пословица) -Велико ли , мало ли зло, его не надо делать. Эзоп 2.Подобрать пословицы ,поговорки о добре и зле. 3.Нарисовать символы добра и зла. ПО ходу классного часа можно использовать следующие пословицы и поговорки о добре и зле: 1.В добре жить хорошо. 2.Делать добро спеши. 3.Доброе дело и в воде не тонет. 4Доброе дело крепко. 5. Доброму делу не кайся. 6.Добро и во сне хорошо. 7. Злой не верит , что есть добрые люди. 8. На свете не без добрых людей. 9. С добрым жить хорошо. 10. Зло за зло не воздавай. 11.Где гнев, там и милость. 12.За добро постоим, а на зло настоим. 13.Злой человек не проживет в добре век. 14.Во зле жить – по миру ходить. ^ Вступительное слово учителя Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Учитель предлагает учащимся продолжить фразы: •«Доброта – это…» ; •«Добрый человек - это…». Обобщая ответы учащихся , учитель скажет о том , что : • Добром считаются отношения доверия , справедливости, милосердия,любви. •Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать , сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду , что он готов прийти на помощь другому , делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца. Вопросы к обсуждению. ^ 2.Можно ли принудить человека быть добрым? 3.Согласны ли вы с мыслью о том , что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Необходимость и готовность прощать влечет за собой множество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность , проступок и наказание. Ответы на эти сложные вопросы вам придется искать самим. ^ *«Правильно ли отвечать добром на зло? На злоотвечают справедливостью.На добро отвечают добром» ^ *«Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» Евангелие отМатфея.5:39 *«Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас» ^ *«Добро может остановить зло» Древняя мудрость *«Попробуйте не наступать, а уступать; не захватить , а отдать. Не кулак показать , а протянуть людям ладонь. Не спрятать , а поделиться. Не орать , а выслушать. Не разорвать , а склеить» ^ Обсуждение высказываний можно начать со слов: •«Меня затронуло в этом высказывание…» •«Я не согласен с этим высказыванием, потому что…» •«Мне кажется здесь важным то, что …» Ситуативный практикум Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас, никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите : •пройдете мимо? •попытаетесь ему помочь? Предложите детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора. ^ Каин и Авель У Адама и Евы было два сына .Старшего звали Каин, а младшего –Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звезд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий. Когда птицы пролетали над землей , Каин бросал в них камни: завидовал птицам, что они умеют летать .Когда звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал камни, потому что звезды умели светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви- он и тени чужой завидовал !Злой человек был Каин, очень злой. Брат Каина –Авель-был веселый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам , играл на свирели, пел песни. Птицы , деревья и звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться. Однажды холодной ночью вздумал и братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу. Затрещали ветки , будто только и ждали легких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, и про звезды, и про то , как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костер у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего. Оглянулся Каин . Кругом –никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает», - подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, вдруг слышит – деревья зашептали: «Каин , где брат Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали , да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин, куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет , как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин , где брат твой Авель?» И почудилось Каину - это весь мир кричит ему вслед: «Где брат твой Авель?» - Разве я сторож брату своему?- дерзко ответил Каин. Понял Каин , что хоть никого и не было , когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы… И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И имя его. С тех пор прошло много- много веков. Много звезд угасло. Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи. Забывались сказки. Но до сих пор про злого , завистливого человека говорят : Каин. И ли еще : окаянный. ( Легенда в переложении К.И. Чуковского) Зло противостоит добру. Зло- все то, что губит душу человека, способствует нравственно деградации. Зло – это война и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей , когда чиновник вымогает взятку , когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях. К сожалению , зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло част о маскируется , иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, хам кричит, что он прав, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись , что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том , что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Многие полагают , что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует . а мы, добрые души , живем по совести, и что мы кроме этого имеем? Как вы относитесь к таким суждениям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого. • Ни один злой человек не бывает счастливым Ювенал (ок.60-127гг.) ,римский поэт-сатирик •Жизнь злых людей полна тревог Д.Дидро(1713-1784) французский философ •Если не хочешь страха – не чини зла Кабус. Таджикский поэт В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Учитель предлагает учащимся прослушать притчу и высказать свое мнение. «Шел охотник по лесу , вдруг видит : дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, и та умоляет его:« Спаси меня , я уже вторые сутки лежу, умираю, приподними дерево» Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник : «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» , «На то я и змея», - отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать» Значит не надо делать добро? Жить по пословице: « НЕ делай добра – не получишь зла? » Может быть , и у вас уже случались ситуации , когда вас за доброе дело наказывали? И все же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то он и человек , чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше , чем злых, и ваше добро люди смогут оценить! «За добро добром платят!» Мини-итоги В заключение классного часа учитель предлагает детям продемонстрировать свои рисунки , на которых изображены символы добра и зла , высказать свои суждения по данному вопросу, сформулировать свои выводы по сложнейшим нравственным вопросам. |
![]() | Классный час для 2 класса тема: «Спешите делать добро» Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение... | ![]() | Тема. Спешите делать добро, пока не стало поздно. Ф. П. Газ Цели урока Научится решать проблемные задания, ситуации, вопросы на своём жизненном опыте; работать с текстом; самостоятельно делать выводы |
![]() | «Спешите делать Добро» Цель: ознакомить детей с определением понятия «добро» Цель: ознакомить детей с определением понятия «добро», его разными проявлениями и составляющими; формировать у детей ценностное отношение... | ![]() | Л. М. Наводчикова «Спешите делать добро» Телевидение, интернет доносит много негативной информации. Ясно, что и дети становятся более конфликтными и агрессивными. Поэтому... |
![]() | Классный час Тема: «Важные мелочи» Данный классный час можно разделить на два часа | ![]() | «Спешите делать добро» Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; речь, мышления, умения... |
![]() | Классный час Тема занятия: «Верно служу ни о чем не тужу» Вс рф, развивать умения анализировать, делать выводы, решать задачи- ситуации, воспитывать такие качества, как умение дружить, держать... | ![]() | Классный час подготовила учитель начальных классов Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы |
![]() | Классный час на тему «Отечественная война 1812 года» Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы | ![]() | Классный час «Административные правонарушения и закон 2-3 курс октябрь... Классный час «Влияние вредных привычек на физическую и умственную работоспособность» |