Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе




Скачать 41.02 Kb.
НазваниеКонспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе
Дата публикации20.07.2013
Размер41.02 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Астрономия > Конспект
МКОУ Тогучинского района для детей дошкольного и младшего школьного возраста Нечаевская НОШ – детский сад

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе:

«Путешествие в зимний лес»

Учитель – логопед: Криниченко Елена Владимировна

Цели:

- Уточнить и активизировать словарь по теме «зимующие птицы».

-Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять рассказ – описание по плану.

-Развивать зрительное внимание, мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

-Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им перезимовать.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц, ласточки, самолета; разрезанные на части изображения птиц; фигурки снегурочки и снежной королевы; мнемотаблицы, мяч, су-джоки.

Ход занятия.

Орг.момент.

Логопед: сядет тот кто назовет любую птицу.

Игра «Что лишнее?» (развитие внимания, мышления). На доске выставлены картинки с изображением вороны, воробья, сороки, самолета.

Логопед: какая картинка лишняя? Почему?

Дети: самолет, потому что это вид транспорта, а на остальных картинках – птицы.

Логопед: добавим в этот ряд голубя и ласточку. Теперь кто лишний? Почему?

Дети: ласточка, потому что это перелетная птица, а остальные перелетные.

Развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи.

Логопед: почему эти птицы называются зимующими? Кто назовет зимующих птиц по картинкам? Каких еще зимующих птиц вы знаете? (синица, дятел, снегирь)

Чем отличаются птицы от животных?

Дети: у птиц есть клюв, две лапки, два крыла, перья.

Логопед: чем питаются птицы зимой?

Дети отвечают.

Составление предложений с союзом а, употребление слов – антонимов.

Логопед: птицы бывают разные по размеру – крупные и мелкие. Посмотрите на картинки и скажите, какая птица крупная, а какая мелкая?

Дети: ворона - крупная, воробей – мелкий.

Логопед: клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие. Расскажите у кого какой клюв? (показывает пары картинок: дятел и воробей, синица и снегирь)

Дети (составляют предложения с союзом а). у дятла клюв длинный, а у воробья короткий.

Логопед: у птиц бывают разные хвосты. У кого какой хвост? (показывает изображения сороки и снегиря)

И лапки у птиц тоже разные. У кого какие? (показывает изображения вороны и синицы).

Упражнение на образование сложных прилагательных.

Логопед: птицы отличаются по окраске перышек или по оперенью. Если у снегиря красная грудка, как про него можно сказать? (красногрудый.)

А у какой птицы желтая грудка? Как про нее можно сказать?

У кого белые бока? Сорока какая? (белобокая).

Черные крылья? (чернокрылый). Черная голова? (черноголовый). Длинный хвост? (длиннохвостый).

«Один – много». Образование существительных множественного числа.

Дятел – дятлы, воробей – воробьи, ворона – вороны, снегирь – снегири, сорока – сороки.

Логопед: а сейчас мы поедем с вами на лыжах в гости к Снегурочке. Она приглашает вас на свою полянку посмотреть, какие зимующие птицы живут у нее в лесу.

Составление целого из частей.

Логопед: чтобы узнать, какие птицы здесь живут, надо выложить их из частей.(раздает детям подносы, на которых лежат плоскостные изображения птиц, разрезанные на части).

Теперь каждый должен выложить свою птицу.

Как только ребенок выложил и назвал свою птицу, логопед выставляет такую же, только целую, рядом с изображением Снегурочки.

Пальчиковая гимнастика.

Я по дереву стучу

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Упражнение с использованием су-джока.

«Птичка»

Птичка летала, птичка устала.

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла.

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела

Снова крылышки раскрыла.

Полетела.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: все птицы собрались на полянке и запели. Вспомним как они подают голос? Ворона – каркает, сорока – стрекочет, воробей – чирикает, снегирь – свистит, синица – тинькает

Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?»

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну птицу. Дети угадывают, кого не стало. Остается три птицы.

Логопед: отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему?

Дети: снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег, это слова – родственники.

Логопед: покажем Снегурочке, как мы умеем играть в снегирей.

Подвижная игра «Снегири» (по Н.В.Нищевой)

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головою вертят, улететь хотят.

-Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью!

Пока мы играли на нашей поляне появилась Снежная Королева, ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она превратила их в снежные комки. Чтобы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней все, что знаешь.

Рассказы детей с мнемотадлицами.

Сначала надо назвать птицу, сказать, крупная она или мелкая. Рассказать, как у нее окрашены голова, грудка и крылья, какие клюв, хвост, лапки, чем любит полакомиться. (работа с мнемотаблицами).

Ребенок выбирает, о какой птице он будет рассказывать. После рассказа ребенка с этой птицы снимается бумажный круг, она «освобождается».

Итог занятия.

Логопед: молодцы, вы освободили всех птиц. Снегурочке очень понравилось, как вы о них рассказывали. Она просит, чтобы вы не забывали о них зимой, подкармливать их. Что вам понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей.

Похожие:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconСамоанализ нод по формированию лексико-грамматических средств языка...
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconТематическое планирование по формированию лексико-грамматических...
Примерное перспективное тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с фгт
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013 14 учебного года
Конспект нод по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconКонсультация для учителей-логопедов Алгоритм проведения нод по формированию...
Структура нод по формированию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconКонспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических...
Коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей об овощах. Активизировать словарь по теме
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconКонспект итогового логопедического интегрированного занятия по развитию...
Закрепление, расширение, активизация представлений детей по теме «Морской транспорт, обитатели морей, океанов»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconКонспект нод по формированию лексико-грамматических категорий в старшей...
Вырабатывать умение пользоваться при составлении предложений и коротеньких рассказов символами
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Название работы: Образовательная деятельность по развитию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с онр 3 уровня....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconМетодическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе iconМетодическая разработка на тему: «Совершенствование лексико-грамматических...
«Совершенствование лексико-грамматических категорий в процессе коррекционно-воспитательной деятельности с детьми, имеющими общее...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница