Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень»




Скачать 89.64 Kb.
НазваниеУрок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень»
Дата публикации12.07.2013
Размер89.64 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок
2 Стихи об осени

Обиженной девочкой осень

Уходит,

Срывая цветы.

………………..

И голая ива маячит

Над сенью холодной травы.

И осень,

Как девочка, плачет

Над россыпью алой листвы.

Ф. Васильев
Золотая осень

Осень листья рассылает,

Золотую стаю,

Не простые, золотые

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо.

Я сижу, читаю.

А. Барто

Щедрая осень

Золотая осень, погоди немножко!

За леса и горы ты не уходи!

На тебе янтарные светятся сережки,

Золотые бусы блещут на груди.

В золотых сапожках ножки-невелички,

Золотой платочек вьется на ветру,

А косички, словно у моей сестрички,

У моей сестрички – маленькой Гулру…

Г. Сулейманова

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой

И. Бунин

3. Золотой дождь

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки щечки, спинки и животики.

И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли.

Полетели иволгами по ветру.

Запрыгали белками по сучкам.

Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет – сорвется лист.

Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам.

Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч.

А если неуклюжий косач с лету вломится - хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребут, лопочут.

Листья летят, качаются и бегут.

Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Н. Сладков

Урок развития речи в 5 классе

«Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень»

^ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формирование первоначальных навыков лингвистического анализа текста, подготовка к созданию собственного текста-описания творческого характера.

2. Развитие творческих способностей, эмоционально-образной сферы.

3. Воспитание любви к русскому языку, родной природе.

ОФОРМЛЕНИЕ:

1. Слайд-шоу, созданное на основе осенних фотографий окрестностей с. Заливино (остров, озеро, поля, деревня).

2. Фонограмма И.С. Бах Ария , Моцарт «Лунная соната»

^ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Индивидуальные задания:

- чтение наизусть стихов об осени;

- подготовить лист для сочинения (оформить, расчертить, т. д.);

2.Предварительная работа с учителем биологии с просьбой рассказать детям о процессах, происходящих в природе со сменой времен года. (ученики просмотрели фильм)

3. Введена памятка «Как писать сочинение» (учебник 5 класса «Русский язык» под редакцией Ладыженской, стр.282

4. Напечатаны листы с текстом Н. Сладкова «Золотой дождь»

^ ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Звучит музыка, на большом экране демонстрируется слайд-шоу

II ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Н. Сладкова «Золотой дождь»

- О чем этот текст?

- Как вы догадались, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется автором?

-Зачем автор называет листопад золотым дождем?

- необычное начинается с первого предложения: ^ Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.

- «Переведите» слова автора на обычный язык.

Посмотрите, какой многословный у вас получился « перевод», а у Сладкова одно предложение!

- Теперь чуть-чуть изменим слова в этом предложении: ^ Все лето листья подставляли солнцу свои ладони и щеки, спины и животы. Изменилось ли что-нибудь в предложении?

(Исчез, разрушился образ маленького, симпатичного существа)

- Почему это произошло?

(Из слов исчезли уменьшительно-ласкательные суффиксы, и образ утратил свое очарование)

^ И до того налились и пропитались солнцем, что к осени они сами стали как солнышки, багряными и золотыми.

-Какую картину рисует нам автор в этом предложении?

- Дайте «научное» обоснование тому, что зеленые летом листья осенью меняют свой цвет.

(Инд. сообщение о том, что од воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает вырабатываться)

- Автор знает об этом?

(Знает, но автору нужно показать листья как живые существа.)

- А дальше полная неожиданность: ^ Налились, отяжелели, потекли.

- Почему такое неуместное слово потекли, а не закапали, например?

- Почему автор использует такие разные глаголы для передачи движения листочков?

(Характеры разные, вот и действуют они по-разному)

-Почему в последующих предложениях на первом месте глагол, если автор рисует образ, картину золотого дождя?

(Эта картина подвижна, в ней происходят изменения)

- Докажите, что дождь у Сладкова не монотонный.

(Каждую минуту в лесу происходят изменения, идет особенная, загадочная, удивительная жизнь.)

- Автор дает нам не только зримую, но и звуковую картину листопада. Прочитайте шепотом последние предложения. Что вы услышали?

(обилие свистящих и шипящих третья часть)

- Три последних предложения начинаются со слова листья. А в школе вас учат, что надо избегать повторения одного и того же слова. Значит, здесь ошибка?

(Нет, эти повторы у автора оправданы, помогают создать картину листопада.)

ВЫВОД:

Чтобы создать задуманный образ, необходимо продумывать каждое слово, порядок слов.

^ II РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ

1. Слово учителя.

Каждому человеку свойственно свое восприятие осени. Поэты и писатели отличаются от других людей тем, что все обычное они воспринимают под особенным углом зрения.

Ваша задача сейчас, слушая стихи, понять, какой видят осень поэты.

2. Выразительное чтение.

– Как изображает осень каждый поэт?

(У Ф. Васильева осень – обиженная девочка.

У А. Барто – почтальон, рассылающий письма-листья.

У Г. Сулеймановой – красавица-девушка

У И. Бунина – тихая вдова.)

^ III АКТИВИЗАЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

- А теперь вы попробуйте представить осень в разных образах, определить основные атрибуты каждого.

( Волшебница: волшебная палочка, слова-заклинания, шапка-невидимка;

художница: осенняя палитра, удивительные кисти;

почтальон: осенний ветер-помощник, улетающие птицы, т. д.)

^ IVСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Учащиеся пишут сочинения «Моя осень».

Если сами не могут определиться, предлагаю образы:

-злобная старуха,

- модельер,

- разбойница,

- рачительная хозяйка,

- нищенка,

-веселая шалунья,

- царица,

- красавица,

- труженица, т. д.


^ V ПРИЛОЖЕНИЕ

(работы учеников)

1. Осень – самая красивая пора. Но немножко грустно. Царица-осень ходит, срывает листья. Она говорит птицам, что надо улетать. Они собираются в шумные стаи и улетают в теплые края.

Деревья закрывают корни листьями, чтобы они не замерзли зимой.

Шуршат под ногами опавшие листья, словно разноцветный ковер лежит под ногами.

Глядишь, то тут, то там грибы так и просятся в корзинку к тебе.

Осень щедро одаривает нас подарками: ягоды, грибы, орехи и прекрасное настроение.

Осень – золотая пора.

Н. Шаханин

2. Поздней осенью каждый день льют дожди, солнца почти не бывает. На улицах слякоть, сырость, с крыш бежит вода.

Осень кричит голосами птиц, улетающих на юг. А ветры дуют такие сильные, что шапки слетают у людей. Кажется, что мы обидели чем-то осень.

Такая капризная осень

Красноперова Ю.

3.Осень – злющая старуха, которая несет с собой ветры, дожди, слякоть. Звери впадают в зимнюю спячку, птицы улетают. Больше не будет тепла, а только холод.

Осень – это дряблая, морщинистая, вредная старуха. Она всегда всем недовольна: шляпы срывает с прохожих, лужи на дорогах разливает, листья с деревьев сбрасывает, бывает, и снежком припорошит.

Но ее злоба скоро кончится, придет зима холодная.

Бородин К.
4. Осень! Какая ты красавица!

Ты в ярко-желтую листву одета, но не слышно птиц вовсе.

А подосиновик последний сдвинул шапку набекрень.

Ели темнеют издали.

Красноперова М.

5. Наступила осень и стала одевать леса в осенние наряды.

Пройдет Осень и оставит золотой след.

Коснется своей палочкой дерева и озолотит его.

Подует буйными ветрами, и ни одного листочка на дереве не останется.

Дорошкова Н.

6. Осень наступает почти внезапно. За одну ветреную и долгую ночь сад сбрасывает свою листву. Она лежит на земле разноцветными грудами .

Осень смешивает чистые краски. Она наносит их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Сухая листва не только золотая и пурпурная, но и фиолетовая, и серая, и почти серебряная.

Ушалов С.
7. Вот и наступила Осень.

Она пришла к нам доброй искусной волшебницею И вот взмахнула она волшебной палочкой, и вдруг листья из зеленых превратились в золотые, багряные. Закружились листочки на ветру, словно балерины в танце. И вот уже земля покрыта пестрым ковром. А листья летят и летят, словно золотой дождь.

Но не стоит думать, что Осень только волшебница. Она еще и прекрасный модельер. Стоит только посмотреть, в какие наряды оделись деревья. Вот стоят они с высоко поднятой головой и гордятся своей красотой.

Осень еще и художница. Ведь только настоящий художник мог подобрать такие яркие краски, чтобы разукрасить деревья.!

Но Осень не терпит хвастовства. А некоторые деревья любят похвастаться своими новыми осенними нарядами. И если Осень это услышит, напустит она ветер, дождь с грозой и громом , и не останется на бедных деревьях ни одного листочка.

Тихою вдовою бродит Осень по лесу. Одета она в пестрое платье, с венком из осенних листьев на голове.

Самая красивая и справедливая!

Андреева А.

8.Осень, листья золотые.

Наступила золотая осень, все сияет желтым, красным и багряным.

Деревья красные и желтые стоят.

На некоторых деревьях по одному листочку.

Когда морозы, вода застывает, иней траву покрывает.

Осень-проказница,

Ветры дуют буйные, листочки с деревьев срывает.

Ох, осень, осень, махнула своим посохом, инеем покрылась травка и вода подстыла.

Ух, проказница!

Все засохло, пожелтело, а она все идет и идет.

Л. Финк




Пишем сочинение- миниатюру

«Моя осень»

(Урок развития речи в 5 классе)

Из опыта работы

Смолиной Г. Н.
Заливино - 2005




Похожие:

Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconУрок развития речи. Русский язык 8-9 класс. Тема: Урок развития речи,...
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, ассоциативно образного мышления
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconНапишите Сочинение-миниатюру, по картине Нины Ватолиной. "Вести с Фронта."
Дайте краткое описание картине Н. Н. Ватолиной, включите в сочинение текст письма солдата своим родным. В письме используйте языковые...
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconУрок развития речи в специальном 6 классе VII вида Сочинение описание...
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconУрок развития речи: Сочинение по картине И. И. Левитана
Экскурсия – наблюдение за изменениями в природе весной, за наступившим половодьем
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconСочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Оборудование: компьютер с доступом к сети Интернет, мультимедийная доска, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», фонограмма...
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconУрок по окружающему миру и развитию речи по теме «Волшебница-осень»
Учителем-логопедом Кмитой Ириной Сергеевной в 1-в классе гоу цо №2006 юзао г. Москвы
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconУрок чтения и развития речи на тему «Ветер»
Я хочу представить урок чтения и развития речи на тему «Ветер» Михаил Васильевич Исаковский проведенный в Цивильской специальной...
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconУрок развития связной речи в 8 классе Тема: Сочинение по картине...
Цель: Показать, как художник раскрывает основную мысль картины, подготовить учащихся к описанию изображённого на картине на основе...
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconСочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 1...
Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 – 1 стр.) Кому из литературных героев присуще данное качество?...
Урок развития речи в 5 классе «Пишем сочинение-миниатюру «Моя осень» iconПраздник, посвящённый дню матери
Педагог вместе с детьми до праздника готовит сочинение «Моя мама». Это сочинение-описание внешности, черт характера, занятости мам...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница