Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»




Скачать 100.45 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»
Дата публикации20.06.2013
Размер100.45 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

Урок русского языка в 3 классе
ТЕМА УРОКА

«Способы образования имён существительных»


Разработан учителем начальных классов

Беджаше М.Н.

Краснодар 2012
Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Беджаше Майя Нуриевна, учитель высшей категории.
Тема: «Способы образования имён существительных».

Цели: создание условий для закрепления знаний о способах образования имён существительных; через технологию интеграции формировать интерес к познанию мира, Вселенной, формировать психологически адаптивную личность, умение глубоко ориентироваться в изучаемых предметах.

^ Задачи урока: формировать личностные УУД: мотивацию к работе на результат; навыки сотрудничества в разных ситуациях; доброжелательность и отзывчивость; самооценку;

познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, закрепить знания о способах образования имён существительных, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, осознанно применять знания на практике;

регулятивные^ УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;

коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и с взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других.

Оборудование: мультимедийный комплекс, (презентация, автор Беджаше М.Н.), интерактивная доска; карточки, плакаты, эмблемы.

^ Ход урока.

I. Организационный этап.

Мотивация учащихся (приём «Удивляй»).

1) Сегодня мы представляем проект «Дорога к звёздам». Мы с вами отправимся в увлекательнейшее фантастическое путешествие к планетам Солнечной системы.

2) Постановка проблемы урока.

- Вот три команды- три экипажа, готовых к межпланетному путешествию на другие планеты Солнечной системы: 1 команда-«Вега», 2 команда-«Мицар», 3 команда-«Сириус». Команда, которая быстрее и качественнее выполнит поставленную задачу, раньше других покорит планету.

- Командиры отрядов, доложите о готовности к полёту. (1 экипаж к полёту готов! 2 экипаж к полёту готов! и т. д.).

- Счастливого пути, ребята!

^ II. Актуализация знаний.

1. Полёт на Марс.

а) Чтобы достигнуть планеты Марс, вам предстоит разгадать этот кроссворд и определить способы образования слов – отгадок. Команда, которая лучше справится с поставленной задачей, будет победителем на этом этапе.

Назовите, пожалуйста, тему урока. (АМО «Догадайся»)

б) Актуализация знаний.

Какие задачи стоят на этом уроке? (Закреплять умение определять способы образования имён существительных, грамотно писать, работать в коллективе). (Приём «Лицензия на приобретение знаний).

Желаю вам удачи!

Кроссворд.

1.Без замочка, а запирается (булавка).

2.Маленький-маленький мужичок пятью кушаками подпоясан (бочонок).

3.В лесу, на поляне, стоит кудрявый Ваня (орешник).

4.Рос шар бел, дунул ветер-шар улетел (одуванчик).

5.Африканское животное с рогом (носорог).

6.Домашняя птица (курица).

(Члены команд разгадывают кроссворд, остальные записывают в тетрадях отгаданные слова).

- Что объединяет все эти слова? (Являются одной и той же частью речи-существительными). За этот ответ 1 (2, 3) команда получает балл. Теперь задание для всех команд: определить способ образования этих существительных.

Как справились с поставленной задачей? Оцените свою работу.

б) Подведение итогов помощником.

-Наибольшее количество баллов получила 1 (2, 3) команда. Она раньше всех достигла планеты Марс.

-Какой вы увидели планету? Расскажите о ней. (Ответы детей).

Вы видите на экране красную планету Марс. Она очень пыльная, его почва содержит много соединений железа, придающих планете цвет ржавчины. Марс вдвое меньше нашей Земли по диаметру. Год Марса почти вдвое длиннее земного. На планете есть смена времён года. Но Марс в полтора раза дальше от Солнца, чем Земля, и тепла получает в два с лишним раза меньше.

Мимо Марса на близком расстоянии пролетали межпланетные станции нашей страны и США. Важнейшим открытием было то, что планета покрыта множеством кольцевых гор-кратеров.

Условия на Марсе очень суровы, но предполагают существование на нём простейших форм жизни. В настоящее время в этой области наука шагнула далеко. Через десятилетия мечта землян станет явью, человек посетит эту

планету.

- Спасибо за интересные сообщения.

Подведение итогов этапа.

^ 2.Полёт на Юпитер.

Корректурное письмо.

- Продолжаем полёт. Экипажи направляются к Юпитеру. Чтобы достичь этой планеты, необходимо исправить ошибки в следующих предложениях. Прочтите эти предложения.

^ 1.Братишка полоскал собачку Тёму.

2.Огромные волы швыряли нашу лодку.

3.Все спустились с горки, а Лёша всё слизал.

- Почему предложения вызывают смех?

Задание: каждая команда исправляет ошибки в своём предложении и определяет способ образования имён существительных. За каждый правильный ответ команды получают балл.

Дополнительное задание: определить, какие это предложения по цели высказывания, по интонации, по структуре.

Какие задачи стоят на этом этапе? Что необходимо знать, чтобы успешно справиться с задачей?

Подведение итогов.

- Лучше всех со своей задачей справилась 1 (2, 3) команда. На этом этапе полёта она получила … баллов. Эта команда первая покорила планету Юпитер. Расскажите нам о нём. Вот Юпитер, смотрите на экран. (мультимедийный компонент).

- Спасибо за интересную информацию. Я только добавлю, что из четырёх гигантских планет лучше всего изучен Юпитер, самая большая и ближайшая из этой группы к Солнцу планета. Он в 11 раз больше Земли по диаметру и в 300 раз по массе. Период его обращения вокруг Солнца почти 12 лет. Поскольку планета-гигант сильно удалена от Солнца, её температура очень

низка:-145 градусов.

Взаимооценка работы команд. Подведение итогов.

^ 3.Полёт на Сатурн.

- Продолжим полёт. Предстоит решить следующую задачу: выполнить упражнение № 6 учебника, урок 102. Записать слова в два столбика по способу образования этих существительных 1-й и 2-й команде, 3 команда составляет предложение с одним из слов и делает синтаксический разбор. За правильно выполненные задания команды получают свои баллы. (Представители команд работают у доски, остальные работают в тетрадях).

Подведение итогов. Команда-победитель рассказывает о планете.

-Я только добавлю, что Сатурн-планета-гигант, находящаяся на далёком расстоянии от Солнца, температура на нём – 180 градусов. Период обращения вокруг Солнца 30 лет. Сатурн отличается от планет Солнечной системы тем, что его окружает плоское кольцо, толщиной несколько километров. Ширина этого кольца такова, что по нему, будь оно сплошное, мог бы катиться земной шар.

Физминутка.

«Космонавт».

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потягивания, руки вверх).

А внизу леса, поля-

Расстилается Земля.

(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны).

(Под счёт повторяется несколько раз).

^ 4. Полёт на Уран.

Продолжаем полёт. Чтобы первым добраться до Урана, необходимо выполнить следующие задания: а) восстановить предложения в деформированном тексте, озаглавить текст. Здесь три предложения, каждая команда работает со своим предложением.

(Учащиеся работают с текстом).

1.в, хлопочут, чаще, ловкие, еловой, белочки;

2.кладовых, они, в, вкусные, лесных, спрятали, и, орешки, грибы;

3.осенью, зверьки, платьица, серые, на, переменят, зимние, шубки.

-Как озаглавим текст? («Белочки»). Молодцы!

б) На доске составленный вами текст. Команды, определите способ образования имён существительных в своих предложениях, где это возможно.

Определите, каков текст по типу (текст-повествование). Команда, выполнившая оба задания правильно, получит два балла.

в) Подведение итогов.

-Поделитесь своими впечатлениями о планете Уран. Расскажите о ней. (Ответы детей).

-Спасибо! Особенностью планеты является то, что Уран и Венера-единственные планеты, вращающиеся не в ту сторону, в которую вращаются все остальные. Все его 5 спутников обращаются также в обратном направлении. На планете происходит крайне резкая смена времён года. Год на Уране продолжается 84 земных года.

Мультимедийные компоненты.

^ 5.Полёт на Нептун.

Презентация «Как пишут письма».

- Ребята, у нас Саша ведёт переписку с другом, живущим на Севере. И вы все уже умеете писать письма. Саша согласился предоставить нам своё письмо для работы с текстом. Смотрим на экран. Прочти, Саша, письмо.

^ Здравствуй, Артём!

С большим приветом к тебе твой друг Саша! Я очень ждал, что ты с родителями приедешь к нам на лето. Жаль, что не смог приехать! Увидимся в следующем году. А сейчас я желаю тебе хорошего отдыха в лагере, хороших друзей, отличного настроения на всё лето.

Расскажу тебе о своей поездке в город Геленджик. Он расположен на берегу Чёрного моря. Город-курорт раскинулся на берегу овальной Геленджикской бухты. Городок яркий, чистый, уютный. Он утопает в зелени. В нём много сосен, кипарисов, туй, самшита.

Особенно запомнилось мне тёплое синее море! Ровная гладь чистой воды, бескрайние просторы моря! Оно притягивает как магнит, обнимает и ласкает как живое существо. Море прекрасно в любую погоду. Я бы с ним остался навсегда.

^ В следующем году я тебе покажу всю эту красоту. А сейчас я прилагаю к письму фотографии. На этом заканчиваю своё письмо.

До свидания. Жду ответа. Саша.

-Понравилось вам письмо Саши? О чём он пишет своему другу?

О чём бы вы хотели рассказать своим друзьям?

-Для того, чтобы успешно добраться до Нептуна, необходимо выполнить следующие задания: 1 команда в первом абзаце сделает пунктуационный разбор, т. е. объяснит расстановку знаков препинания.

2 команда во втором абзаце определит способ образования некоторых существительных. 3 команда в третьей части определит склонение и падеж подчёркнутых имён существительных и сделает синтаксический разбор предпоследнего предложения.

Подведение итогов.

-На этом этапе полёта победила 1 (2, 3) команда, она получила … баллов. Эта команда расскажет о Нептуне.

-Спасибо за интересную информацию. Я только добавлю, что это четвёртый из газовых гигантов. Он немного меньше Урана. Сутки на нём длятся 16 часов. Нептун удалён от Солнца более чем на 4500 млн. км. Он так далёк, что затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 165 земных лет. Нептун-голубая планета, своим цветом он обязан голубому газу метану в его атмосфере.

Подведение итогов этапа.

^ 6. Полёт на Плутон.

-Чтобы попасть на самую отдалённую от Земли планету Плутон, надо решить следующую задачу. Вы видите на экране слова. Их нужно распределить в отдельные группы по способу образования этих существительных.

подход, звездопад, лётчик-космонавт, пришкольный, непогода, лесок, листопад, ковёр-самолёт, нефтепровод, горошина, город-герой, забег, подснежник, отголосок, зимушка

-Сколько групп существительных можно выделить? Какие? Молодцы!

1 команда выделяет слова, которые образовались приставочным и суффиксальным способом; 2 команда-слова, образованные приставочно-суффиксальным способом; и 3 команда выписывает слова, которые образовались сложением двух корней с соединительными гласными и без них. (Учащиеся выполняют задания).

-Быстрей и лучше справилась со своей задачей … команда. Она раньше других добралась до планеты. Расскажите, ребята, о ней. (Ответы детей).

-Из всех планет Плутон наиболее удалён от Солнца. Расстояние до него от 4425 до 7375 млн. км. Плутон так далёк, что его очень трудно увидеть с Земли. Даже в самые сильные наземные телескопы Плутон виден только как крошечный кружок, без деталей на поверхности.

- По итогам всех этапов полёта к планетам Солнечной системы наибольшее количество баллов набрала … команда. Она стала победителем проекта «Дорога к звёздам». Молодцы, ребята! Все молодцы, кто бы ни стал победителем, успех принадлежит всем. Спасибо за хорошую работу.

^ III. Итог урока. Рефлексия.

-Что вам особенно понравилось на уроке? Как вы оцениваете свою работу? Спасибо, ребята, за честность, объективность.

Мой любимый 3 класс!

Что ни день-мастер-класс!

Отважные исследователи,

Добрых дел последователи!

Все программы одолеют

На планете знаний,

Ярче звёздочек горят,

Стремясь к вершинам знаний!

- Мой любимый 3 класс, наверное, хочется домой, на самую прекрасную планету Солнечной системы. Вам осталось сделать ещё один смелый шаг-разгадать космический кроссворд. Нужно разгадать зашифрованное слово. Смотрим на экран.

Космический кроссворд.

1.Вторая в мире женщина-космонавт (Савицкая).

2.Первый космонавт мира (Гагарин). 3.Известный конструктор самолётов (Королёв). 4.Одна из собак, которая совершила полёт вокруг

Земли в 1960 году (Белка).

5.Летательный аппарат (ракета).

6.Лётчик космического корабля (космонавт).

7.Аппарат, с помощью которого и мы можем

наблюдать с Земли за работой космонавтов

в космосе (телевизор).

8.Воздушный пояс вокруг нашей планеты (атмосфера).

9.Космодром в Казахстане (Байконур).

10.Имя космонавта Ляхова (Владимир).

11.Первый четвероногий путешественник в космосе

(Лайка).

- Молодцы! Вы нашли зашифрованное слово-этоЦиолковский

Кто такой Циолковский? Кто знает, ребята? (Ответы детей).

- Константин Эдуардович Циолковский-русский учёный и изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники.

Первые научные исследования Циолковского начались в 80-х годах, с 1896 года начал заниматься разработкой теории движения реактивных аппаратов. Циолковским были предложены схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. В 1929 году разработал теорию движения многоступенчатых ракет. Первым разработал идею ракеты-искусственного спутника Земли и изучил условия жизни и работы его экипажа. Исследования и идеи К.Э. Циолковского широко используются при разработке различных современных космических проектов.

- Работа наша подходит к концу. Давайте вспомним, какой теме подчинялась вся наша работа на всех этапах урока? Какова основная тема нашего урока? (Ответы учащихся.)

- Какие способы образования имён существительных усвоили?

Приведите примеры разных способов образования имён существительных.

Молодцы! Благодарю за хорошую работу.

IV. Домашнее задание.

Определить, какое слово лишнее в заданиях. Объяснить свой выбор.

1.Школьник, избушка, повар, ельник, кормушка.

2.Поход, водопад, перелёт, беспорядок, выход.

3.Самолёт, землекоп, заречье, самокат, лесополоса.

4.Выставка-продажа, плащ-палатка, самовар, город-герой, женщина-космонавт.

5.Подоконник, пристройка, смелость, заморозки, присыпка.

Придумать и дописать в каждую группу по два слова.

Похожие:

Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка в 3-ем классе.  Тема урока: Безударные падежные...
Закреплять умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных. 
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка в 4-м классе по теме «Упражнения в распознавании...
Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconРазработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени существительного в речи
Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных...
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка в 3 классе Автор: Казбекова К. Х. Тема урока : Склонение имен прилагательных
Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имен прилагательных
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка в 3 классе «Упражнение в изменении имен существительных...
Совершенствовать умение определять род имен существительных и изменять их по числам. Совершенствовать умение распознавать орфограммы,...
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка в 4 классе Тема: Определение типа склонения имён...
Тема: Определение типа склонения имён существительных в начальной форме (единственное число, именительный падеж)
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка, 4 класс Тема: Склонение имен существительных. Закрепление
Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка в 3-м классе по теме "Склонение имён существительных"
...
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное живет в нашей жизни»
Углубление представления об имени существительном; классификация имен существительных( одуш и неодуш.); умение находить имена существительные...
Урок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Правописание н-нн в суффиксах...
Форма урока: урок-исследование «Лингвистическое путешествие в Палех – край лаковой миниатюры»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница