Урок литературы в 7 классе




Скачать 171.66 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 классе
Дата публикации30.05.2013
Размер171.66 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок

Троян Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Воеводская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Целинного района Алтайского края


Учебное занятие с элементами творческой мастерской
«Четыре меры прекрасного, или В гостях у вишнёвых цветов»
Урок литературы в 7 классе

Цель:

1. Познакомить учащихся с хокку как жанром японской поэзии.

2. Формировать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать формированию фоновых знаний. Познакомить с японской культурой.

4. Создать условия для восприятия японской поэзии через собственное творчество.

5. Способствовать формированию ассоциативного мышления.

6. Способствовать воспитанию любви к поэзии.

7. Воспитывать чувство прекрасного, прививать бережное отношение к миру, к природе.
Оборудование: презентация, компьютер, медиапроектор, экран, стереоколонки.
^ Ход урока:


  1. Погружение в тему. Индуктор.


Титульный слайд

«Четыре меры прекрасного, или

В гостях у вишнёвых цветов»



Учитель предлагает записать тему урока в тетради.
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

  • О временах года

  • О видах искусства

  • О цветах


Учитель: Действительно, обо всём этом мы будем сегодня говорить, но главным предметом нашего разговора будет не это.

Я хочу вам сегодня сделать подарок!

Приглашаю вас в путешествие, в Японию – Страну восходящего солнца!



2 слайд
Учитель: Что вы знаете об этой стране?

Самураи, цунами, цветение сакуры, страна передовых технологий…


  1. ^ Сообщение темы.


Действительно, Япония - удивительная страна. Само название «Страна восходящего солнца» необычное, поэтичное.

Сегодня речь пойдёт об удивительной японской поэзии, а в связи с этим

и о традициях Японии.



3 слайд
По легенде, она образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь из 4 тыс. островов действительно напоминает застывшие капли.



4 слайд


^ Учитель: Чтобы понять классическую японскую поэзию, нужно взглянуть на мир глазами жителя Страны восходящего солнца. Мерами красоты у японцев служат 4 понятия.




5 слайд

1. Первое – саби. Красота и естественность для японцев – понятия тождественные. Все, что неестественно, не может быть красивым. Сущность вещей выявляет время, поэтому японцы видят особое очарование в следах возраста, они ценят прелесть старины, печать времени.



6 слайд
2.Ваби – это отсутствие броского, вычурного, нарочитого. Японцы воспитывают в себе умение довольствоваться малым, японцы находят прекрасное во всём, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта. Красота в простоте.



7 слайд

3. Сибуйэто красота естественности плюс красота простоты. Чашка хороша, если из неё удобно пить чай и если она при этом сохранила первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара. При минимальной обработке материала – максимальная практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.
4.Четвёртый критерий красоты – мастерство намёка или подтекста, прелесть недоговоренности. Японцы сумели увидеть в недолговечности источник красоты. Не случайно своим национальным цветком они избрали именно сакуру (вишню), лепестки которой предпочитают опасть ещё совсем свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой…



^ 8 слайд, 9 слайд

Если мир вечно изменяется, то разве может быть возможна завершённость картины. Поэтому больше способно поведать о красоте то произведение, в котором не всё договорено до конца. На картине художники нарочито оставляют свободное пространство, предоставляя каждому по-своему заполнить его собственным воображением. Юген – это та красота, которая лежит в глубине, не стремясь на поверхность.

Считая завершённость несовместимой с вечным движением жизни, японское искусство на том же основании отрицает симметрию. Нарушение равновесия – олицетворение мира живого и подвижного.

Среди ежеминутной суеты, забот нужно находить мгновения, чтобы, полюбоваться закатом солнца, первым цветком, причудливым камнем или полётом бабочки, прислушаться к шелесту листвы, звуку падающих капель. Потому у японцев развито искусство созерцания.
Японцы знают: всё большое складывается из малого.
Учитель: Сейчас вы сможете восстановить слова старинной японской мудрости, которая гласит:

Слайды 10-13

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите (красивое.)

Всматривайтесь в простое – и вы увидите (сложное.)

Всматривайтесь в малое – и вы увидите (великое.)
Учитель: Каковы главные слова этой мудрости?




14 слайд

Всматривайтесь – и вы увидите.

Всматривайтесь, чтобы увидеть и понять суть вещей.
В этих словах заключена жизненная философия японцев.

Запишем эту мудрость в тетради.



  1. Сотворчество.

Учитель: Какой же будет наша встреча с японской поэзией?

Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Понять своеобразие японских хокку, уметь вдумчиво читать, размышлять над строчками и чувствовать особенно тонко.

Проблема: Чему нас могут научить японские хокку?
Учитель читает стихотворения.
Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах.

Рансэцу

О кленовые листья!

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам.

Сико



15 слайд

Учитель: Прозвучали японские стихи. Чем они необычны? Почему всё-таки стихи?
Поэзия заключается не столько в рифме, сколько в особенном, поэтическом видении мира, которое позволяет в самом обыкновенном и привычном увидеть красоту и многомерность жизни.

Эти лирические стихотворения носят название хокку (хайку). Они стали популярными в Японии в 16-17 веках.




16 слайд

В каждом – только три строчки из семнадцати слогов. В отличие от нашей поэзии, где чередуются ударные и безударные слоги, в японской нет слогового ударения, зато имеет значение количество слогов в каждой строчке: 5 слогов – 7 слогов – 5 слогов. Японский поэт от этого принципа не отступает. И если вы находите отступления от этого принципа, то в этом «виноват» переводчик. Хокку не имеет рифмы и строится на основе одного поэтического образа, одной детали, одной мысли и при этом таят в себе много неожиданного.

При чтении японской поэзии нельзя торопиться. Японские стихи предполагают так называемое «послечувствование», то есть домысел, разворачивание картины.



17 слайд

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Басё

О чём стихотворение? О природе.

Но стихотворение не только, и не столько об этом. Попробуйте «прочесть между строк», то есть то, что скрыто от невнимательного читателя.

Вам предлагается лист с заданием №1 (см. приложение).
Работа в парах.
- Где происходит действие? Почему автор рисует пруд старым?

- Что привлекло внимание автора? Почему?

- Какой след оставила картина в душе художника?

- Каким чувством проникнуто это стихотворение? Почему?

- О чём стихотворение? Только ли о природе?

1 строка – рисует общую картину, созерцаемую автором.

2 строка обращает внимание на то, что привлекло внимание автора.

3 строка – это след, который оставила картина в душе художника.

Старый пруд символизирует покой. Вода не подвижна, он дремлет, как дремлет душа человека.

Прыгнула лягушка – мгновенье и покой нарушен. Вдруг в душе человека воспоминание пробудило яркие чувства. Но …всплеск в тишине. Вновь воцаряется покой, восстанавливается гармония окружающего мира. Восстанавливается и покой в душе.




18 слайд

Жёлтый лист плывёт.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснёшься ты?

Басё

Каким чувством проникнуто это стихотворение? Откуда рождается это чувство?
- Когда происходит действие? Как вы это поняли?

- К кому обращено стихотворение? Как вы об этом этом догадались?

- Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?

- На что похож жёлтый лист?

- Каким чувством проникнуто это стихотворение? Откуда рождается это чувство?

Грустью проникнуто стихотворение. Вызвана она ощущением осени. Автор говорит о быстротечности времени и жизни.
Лексика хокку подчёркнуто проста, поэт избегает вычурных выражений, стилистически окрашенных слов.

Японский читатель – это чуткий и талантливый соавтор. Ему достаточно намёка, там где нам нужно всё объяснить.
Послушайте следующее хокку, объясните смысл этих строк.




19 слайд


Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

Ранран

- Какое время года и дня здесь изображено?

- Где вам видится автор?

- Как вы думаете, он молод? стар?

- Какое у него настроение? Почему?

- Что значит «зонт прошелестел»? Кого вы видите под зонтом? Почему автор не говорит «прошёл человек»?

- О чём говорят слова «нет, не ко мне»?

- Какое состояние передано в стихотворении?



^ 20 слайд, 21 слайд (анимация)

Комментарий учителя

Японский дом не имеет ни окон, ни дверей в нашем понимании. Три стены из четырёх можно в любой момент раздвинуть или вовсе снять. Исчезли перегородчатые створки – и природа вошла в дом, ты можешь любоваться старым камнем, поросшим мхом, соловьём на ветке, облетающими лепестками, так похожими на мотыльков. Нет забора, сад переходит в окружающий пейзаж. Дом отражает мировоззрение человека. Японский дом лишен мебели, человека ничего не отвлекает.
Учитель: В чём своеобразие стихотворений в три строки?
Ученики приходят к выводу, что разные читатели видят разные картины за тремя строчками. Даже один и тот же человек, находясь в разном настроении, будет по-разному воспринимать одно и то же стихотворение. Хокку напоминает калейдоскоп, который каждый раз поворачивается новой, неповторимой гранью. За описанием природы стоит безграничный мир переживаний человека. Стихи просты и сложны одновременно.
Учитель: Как сопрягаются мир человека и мир природы в японской поэзии?
В японском искусстве мир человека и природа существуют как одно целое.

В хокку, как правило, обозначено время года. Не всегда об этом сказано прямо: чаще поэт называет предметы и явления, связанные в сознании японцев с тем или иным сезоном.



Слайды 22 -30 (см. методическое

сопровождение к презентации)

Весна – пион, цветение сакуры, пение лягушек, обильный дождь, пение жаворонка, ива в пуху…

Лето – лотос, соловей, кукушка…

Осень – хризантема, жёлтые листья, поющие насекомые (цикады, сверчки), луна, ветер, долгий моросящий дождь…

Зима – снег, иней, чёрный цвет…
Учитель: Продолжите образные ряды. Вам предлагается лист с заданием №2 (см. приложение).
Работа в группах.



  1. Творчество.




Слайд 31

Каждое живое существо слагает свои песни… И именно это приводит в движение Небо и Землю» (Мацуо Басё)

Несмотря на необычность и сложность хокку, их сочинительством занимаются не только профессионалы. С 16 века в середине января ежегодно устраивается поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот общенациональный конкурс. Лучшие из них зачитываются на торжественной церемонии в присутствии императора, печатаются в газетах.
Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. В малом – великое. Поэт, подобно скульптору, отсекает всё лишнее, чтобы подарить миру настоящий шедевр.

Повторим, что важно для японского поэта:

Недосказанность

Загадка

Открытый финал

Отсутствие или затушёванность я

Не прямое выражение чувств или идеи

Строгая сдержанность поэтического чувства
1. Упражнения в соавторстве.

В данные трехстишия подставьте подходящие по смыслу пропущенные слова и выражения, обоснуйте своё решение. (Стихотворения Мацуо Басё)



Слайды 32 - 33


Цветы увяли.

Сыплются. Падают семена,

Как будто…. (слёзы)
Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

(О, с какой неохотой!)
Прошло уж десять лет,

А кажется, вчера его не стало…

(Плакучей ивы тень! )

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке –

(Это её душа.)
Цикаду поймал,

Взглянул ей в глаза и понял –

(Подходит осень)!
2. Создание собственных творческих работ. Сочинение хокку.

Работы учеников
Лютует зима.

Я жду прихода весны.

Запоёшь ли, свирель?

Плюта Ника

Снег и мороз.

Свищет злой ветер.

Коростеля не слышно.

Пономарёва Екатерина

Жаркое лето.

На грустные листья нарцисса

Упала капля.

Холопов Илья

Цветы пиона

Алеют на солнце.

Лето в саду.

Кулик Нина
^ V. Подведение итогов.
Учитель: Сумели ли мы понять своеобразие хокку? Чему нас может научить японская поэзия?

Японские поэты учат нас беречь всё живое, жалеть всё живое, ценить всё живое. Поэзия хокку призывает нас пристально смотреть и чутко вслушиваться в себя и ммир вокруг, дорожить каждым мгновением прожитой жизни.



Слайд 34

Учитель: Вот и пришла пора прощаться со Страной восходящего солнца.

Всё ли мы узнали о японской поэзии?

Я думаю, вам будет интересно узнать больше о творчестве японских поэтов и других жанрах японской поэзии.



  1. Рефлексия.

Было ли вам комфортно на уроке?

Сумели ли вы выразить свои мысли и чувства?

Какая мелодия звучит в ваших душах?


35 слайд



  1. Домашнее задание.

На выбор.

  1. Объясните смысл предложенных учителем или выбранных самими учениками понравившихся стихотворений. Нарисуйте иллюстрации к понравившимся хокку.

  2. Сочините хокку на тему «Ожидание весны», на свободную тему.


Информационные источники:

Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». - № 2 -2003.

Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». - № 2 -2010.

Приложение
Лист заданий №1
^ Прочтите стихотворение. Как вы понимаете его смысл?
Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Басё*
- Где происходит действие? Почему автор рисует пруд старым?

- Что привлекло внимание автора? Почему?

- Какой след оставила картина в душе художника?

- Каким чувством проникнуто это стихотворение? Почему?

- О чём стихотворение? Только ли о природе?
^ Прочтите стихотворение. Как вы понимаете его смысл?
Жёлтый лист плывёт.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснёшься ты?

Басё*
- Когда происходит действие? Как вы это поняли?

- К кому обращено стихотворение? Как вы об этом этом догадались?

- Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?

- На что похож жёлтый лист?

- Каким чувством проникнуто это стихотворение? Откуда рождается это чувство?
*Цикада – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрёкот.
Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

Ранран*
- Какое время года и дня здесь изображено?

- Где вам видится автор?

- Как вы думаете, он молод? стар?

- Какое у него настроение? Почему?

- Что значит «зонт прошелестел»? Кого вы видите под зонтом? Почему автор не говорит «прошёл человек»?

- О чём говорят слова «нет, не ко мне»?

- Какое состояние передано в стихотворении?
^ Мацукура Ранран (1647—1693) — современник Басё, самурай по происхождению; оставив службу, он поселился в Эдо и стал изучать поэзию под руководством Басё.

*Мацуо Басё (1644 – 1694) – самый известный и любимый японцами поэт. Басё знаменит своими хокку и странствиями. Его подлинное имя - Мацуо Мунэфуса. Родился в провинции Ига (в центре острова Хонсю), в семье небогатого самурая. Родные Басё были людьми образованными.
В 28 лет Басё отправился в город Эдо (Токио) и поселился в хижине в предместье города. Он стал учителем поэзии, к нему стали стекаться ученики всех званий. В 1 684 г. поэт отправился в странствие. Десять лет он бродил по Японии, сочинял стихи о природе, о человеке, о радостях и печалях.

Лист заданий № 2

Задание 1 группе
1.Определите, о каком времени года идёт речь в стихотворениях.

^ 2. Выпишите «сезонные» слова.



Не страшны ей росы:

Глубоко пчела укрылась

В лепестках пиона.
Вишни расцвели.

Не открыть сегодня мне

Тетрадь с песнями.

Под раскрытым зонтом

Пробираюсь сквозь ветви.

Ивы в первом пуху.


Жаворонок поет.

Звонким ударом в чаще

Вторит ему фазан.

О, весенний дождь!

С кровли ручейки бегут

Вдоль осиных гнезд.

Пойдем, друзья, поглядим

На плавучие гнезда уток

В разливе майских дождей!

Басё*



Задание 2 группе

1.Определите, о каком времени года идёт речь в стихотворениях.

^ 2. Выпишите «сезонные» слова.

Откуда кукушки крик?

Сквозь чащу густого бамбука

Сочится лунная ночь.

Всюду поют соловьи.

Там — за бамбуковой рощей,

Тут — перед ивой речной.

Спать бы у реки

Среди пьянящих цветов

Дикой гвоздики.


Все кружится стрекоза...

Никак зацепиться не может

За стебли гибкой травы.
Какое блаженство!
Прохладное поле зеленого риса...
Воды журчанье...
Сквозь прорези в маске

Глаза актера смотрят туда,

Где лотос благоухает.

Басё*



Задание 3 группе
1.Определите, о каком времени года идёт речь в стихотворениях.

^ 2. Выпишите «сезонные» слова.





И осенью хочется жить

Этой бабочке: пьет торопливо

С хризантемы росу.

Холодный дождь без конца.

Так смотрит продрогшая обезьянка,

Будто просит соломенный плащ.

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеется свежий срез.


Опала листва.

Весь мир одноцветен.

Лишь ветер гудит.

Тишина кругом.

Проникает в сердце скал

Легкий звон цикад.

Ночная тишина.

Лишь за картиной на стене

Звенит-звенит сверчок.

Басё*


Задание 4 группе

1.Определите, о каком времени года идёт речь в стихотворениях.

^ 2. Выпишите «сезонные» слова.

Уродливый ворон -
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро!

Ладят зимний очаг.
Как постарел знакомый печник!
Побелели пряди волос.

Срезан для крыши камыш.

На позабытые стебли

Сыплется мелкий снежок.


Первый снег под утро.
Он едва-едва прикрыл
Листики нарцисса.

Луна или утренний снег...
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.
Вот так и кончаю год.

Тоненький язычок огня, -
Застыло масло в светильнике.
Проснешься... Какая грусть!   

Басё*





Похожие:

Урок литературы в 7 классе iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...
Урок литературы в 7 классе iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему
Урок литературы в 7 классе iconКонспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный...
Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К. Паустовский
Урок литературы в 7 классе iconУрок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. «Детство»
Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых»
Урок литературы в 7 классе iconГородского округа г. Урюпинск Волгоградской области Целый мир от красоты
Урок литературы в 5 классе из цикла: родная природа на страницах русской литературы
Урок литературы в 7 классе iconЛитература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей
Урок литературы в 7 классе iconУрок литературы в 11 классе Жанр рассказа как художественное устремление...
Использование толковых словарей на уроках литературы в решении познавательных задач
Урок литературы в 7 классе iconУрок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов»
Организация класса до урока: дать задание прочитать заранее и принести на урок тексты былин
Урок литературы в 7 классе iconУрок русского языка и литературы в 6 классе по теме: «Устаревшие слова»
Клеймёнова Алеся Александровна-учитель русского языка и литературы мкоу казачья кадетская сош №19 г. Пятигорска
Урок литературы в 7 классе iconУрок литературы в 6 классе. Урок-диалог: «Уроки доброты»
Цель – раскрытие духовных ценностей героев рассказа, воспитание этих ценностей в себе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница