Скачать 92.58 Kb.
|
Театрализованная постановка «Рождественский вертеп» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: 1. Познакомить детей с важнейшим событием Священного писания Рождеством Иисуса Христа; приблизить детей к атмосфере этого события. 2. Содействовать развитию познавательного развития у детей к событиям православного календаря. Привлекать детей к подготовке и участию театрализованной постановке. 3. Воспитывать практическое освоение культурных ценностей русского народа. Оборудование: вертеп - двухэтажный кукольный театр-ящик с прорезями для передвижения персонажей; плоскостные фигуры персонажей, закреплённые на деревянных палочка - держателях; Вифлеемская звезда; свечи для подсветки пещеры и дворца царя Ирода; плоскостные изображения деревьев (пальмы, оливы, ели); кукла-младенец, завёрнутая в пелёнку и положенная в деревянное корытце, выстланное соломой; аудиозапись духовных песнопений; маски животных для сценки (воробей, пёс, козлик, бык, ослик), деревянная механическая игрушка «Вертеп». ^ знакомство детей с традиционным празднованием Рождества на Руси; разучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций. Ход Дети входят в зал, становятся полукругом около вертепа и читают стихи: 1 ребёнок: Ночь тиха. По тверди зыбкой Звёзды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни вздохов лишних, Вот пропели петухи – И за ангелами вышли Славить бога пастухи. А над Ним горит высоко Та звезда далёких стран: С ней несут цари Востока Злато, мирну и ладан. 2 ребёнок: Ты лети, мая снежинка, Белокрылая пушинка, Расскажи своим подружкам, Что сегодня Рождество. 3 ребёнок: Это значит, что на свете Появился Божий Сын. Он ещё пока младенец, Но глаза его лучисты, А вокруг него так ясно, А вокруг него так чисто. 4 ребёнок: Он лежит в пещере тёмной, Он, как солнышко сияет, И лучи своей улыбкой Всем на свете посылает. 5 ребёнок: И злым, и вредным, Всем - богатым или бедным, Без разбору: детям, птицам, Диким львам и насекомым, Будто бы своим знакомым! 6 ребёнок: Он пока ещё младенец, Но, как солнышко, сияет, И своей улыбкой доброй Наши души согревает. Педагог: Сегодня мы с вами поговорим об удивительном, светлом и красивом празднике - Рождестве. Этот праздник - День Рождения Иисуса Христа. В день Рождества на всей Земле в домах, храмах зажигают свечи, наряжают ёлки, поют очень красивые песни о родившемся в мир Богомладенце и Его Пречистой Матери Деве Марии. В старые времена на Руси сооружали деревянный кукольный театр-ящик, собирались в избах, где показывали и рассказывали Рождественскую историю. Такая традиция сохранилась и до наших дней. И вы так же, как и дети в далёкие времена, увидите и услышите историю Рождества Христова. /В зале приглушённый свет, освещается свечами только вертеп/ Педагог: Однажды Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил, что у Неё родится Сын, и Она даст Ему имя Иисус, что означает Спаситель. Он будет велик, потому что Он Сын Божий. Мария со смирением ответила Ангелу: «Я раба Господня. Пусть будет всё, что Ты сказал». И Ангел отошёл, а Мария стала ожидать рождения Сына. В то время вышло повеление от римского императора сделать перепись населения. Каждый человек должен был записаться там, откуда он родом. Мария и Иосиф - старец, который был приставлен к Ней, чтобы во всём помогать и опекать Её, происходили из рода царя Давида, поэтому и направились они в город Давидов Вифлеем. Мария ехала верхом на ослике, а Иосиф шёл рядом, стараясь во всём помогать Ей, потому что Она ждала Ребёнка. Пришли они в Вифлеем поздно вечером. Город был переполнен. В гостиницах и в жилых домах совсем не было места. Бедные и уставшие путники не могли найти себе тёплое жильё в городе. Нашли Они за городом в каменистой горе пещеру. В бурю сюда загоняли скот и укрывались от зноя и непогоды пастухи. На этот раз пещера была свободна, и в ней остановились переночевать Иосиф и дева Мария. Ночью в этой бедной пещере вдали от людей и совершилось великое таинство - у Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Иисус Христос. /Открывается ширма верхнего этажа вертепа: на задней стенке изображена пещера, по центру - повитый Младенец в яслях, слева и справа плоскостные фигуры Девы Марии и старца Иосифа, вставленные в прорези; подсветка специальными свечами по углам. Показывать и драматизировать лучше вдвоём, стоя по обеим сторонам вертепа, так как прорези для движения фигур расположены и справа, и слева; ширма также состоит из двух половин, удобнее её открывать и закрывать синхронно./ Педагог: Она спеленала и положила Его на солому в ясли - кормушку для скота. Младенца окружали Ангелы, и тёмные своды пещеры казались прекрасным сияющим небом. Эта великая таинственная ночь, в которую родился Иисус, была необыкновенно тиха. Звёздное небо сверкало над городом. Жители Вифлеема спали, лишь в близлежащих полях несколько пастухов пасли скот. Овцы спали, а пастухи сидели у костра и грелись - ведь была зима. Неожиданно вокруг засиял сильный свет, и перед ними предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь, я принёс вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: сегодня родился Спаситель мира, Сын Божий. Чтобы вы не сомневались в этом - вот вам знак: вы можете пойти и увидеть Его в пещере, где Мать спеленала Его и положила в ясли, куда кладут корм для скота». Внезапно появилось на небе много-много других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи поспешили к пещере. Там они увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Божественному Младенцу и рассказали Марии и Иосифу всё, что Ангел Божий им открыл о Младенце. Потом они вернулись к своим стадам, славя и благодаря Бога за всё. Что видели и слышали. Это было первое чудесное событие после Рождества Христова, которым Бог хотел убедить людей, что Младенец в Вифлееме не просто новорождённый ребёнок, а Сын Божий. Вскоре произошло и второе чудесное событие: из далёкой страны с Востока пришли волхвы. Волхвами и мудрецами назывались учёные люди. Они занимались наблюдением и изучением звёзд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется новая звезда. И вот, когда на небе появилась новая, необычайная звезда, мудрецы сразу поняли, что родился Царь всего мира и пошли с богатыми дарами поклониться Ему. Чудесная звезда привела волхвов в Иерусалим и внезапно исчезла из вида. Мудрецы стали расспрашивать, где родился Царь Иудейский, звезду которого они видели на Востоке. Эти расспросы только смутили народ, а больше всего царя Ирода. Ирод испугался, что лишится своего трона, собрал священников и старейшин и стал расспрашивать о рождении нового царя. Ему отвечали, что Христос должен родиться в Вифлееме - так предрекал пророк. Тогда Ирод призвал к себе волхвов и притворился, будто рад исполнению древнего пророчества. Он просил мудрецов разузнать всё о родившемся и, возвратившись из Вифлеема, известить его, Ирода, чтобы и он мог поклониться царю. /Рассказ сопровождается сменой декораций: открывается нижний этаж вертепа. На заднем плане - вид дворца царя Ирода: трон, царь на троне, колоннада/. Едва волхвы покинули Иерусалим, как чудесная звезда снова засверкала и повела их дальше и остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы увидели Младенца с Матерью его, поклонились и поднесли драгоценные дары: золото - как Царю царей, ладан - как Богу, смирну/драгоценную пахучую смолу/ - как Человеку Спасителю мира. Не распознав коварства Ирода, волхвы хотели, было снова отправиться в Иерусалим, чтобы объявить о Спасителе, но Бог послал им Ангела. Ангел повелел волхвам возвращаться в свою страну иным путём. Царь Ирод от гнева, что волхвы не исполнили его приказания, замыслил жестокий план: повелел погубить всех младенцев в Вифлееме от рождения до 2-х лет. Старцу Иосифу явился Ангел и повелел бежать всем семейством в Египет, пребывать там до тех пор, пока не закончится царствование Ирода. Они так и поступили. С тех пор прошло более 2000 лет. Рождение Иисуса Христа настолько важное и спасительное для людей событие, что даже время стали исчислять по-новому, считая годы от Рождества Христова. Началась новая эра. Педагог рассказывает детям о Рождественской истории и сопровождает свои слова демонстрацией фигурок, изображающих персонажей Рождества (вертеп). Педагог: Если вы, дети, были внимательны, то увидели, что рядом с яслями находились животные. О чём они говорили, вы сейчас узнаете. Дети подготовительной группы показывают сценку " Разговор животных около яслей". 1 ребёнок: В яслях спал на свежем сене Тихий Крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лён Его волос. 2 ребёнок: Бык дохнул в лицо Младенца И, соломою шурша, На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша. 3 ребёнок: Воробьи, сквозь жерди крыши, К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. 4 ребёнок: Пёс, прокравшись к тёплой ножке, Полизал её тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть дитя бочком. 5 ребёнок: Присмиревший белый козлик На его чело дышал. Только глупый серый ослик. Всех беспомощно толкал. 6 ребёнок: "Посмотреть бы на Ребёнка Хоть минуточку и мне" – И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине. 7 ребёнок: А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей, И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: "Смотри скорей " Педагог: Вот такие чудеса совершались в ту ночь. Самыми счастливыми оказались три дерева, которые росли возле пещеры: стройная пальма, пахучая маслина и скромная ёлочка... (Рассказ " Легенда о ёлочке" приложение 1) Каждый из вас, дети, к Новому году получает подарки. В старину дети тоже получали подарки - игрушки. Вот одну из таких необыкновенных игрушек мы сейчас вам покажем. (Педагог демонстрирует детям деревянную игрушку - Рождественский вертеп - с зажигающимися свечами). Дети с интересом наблюдают за движением вертепа, рассматривая всех персонажей на трёхэтажной подставке. В заключении всем детям-зрителям дети-участники Рождественского вертепа дарят бумажных ангелов, выполненных самими детьми. Педагог: Дети, вам понравился Рождественский вертеп? На следующий год мы приглашаем вас вновь посмотреть и поучаствовать в праздновании Рождества Христова. Приложение 1. Легенда о ёлочке. Рождению Христа радовались не только люди, но и вся природа. Самыми счастливыми оказались три дерева, которые росли около пещеры: стройная пальма, пахучая маслина и скромная ёлочка. Если хорошо прислушаться, то можно было понять, о чём они говорили, шелестя своими ветвями... Вот воскликнула маслина: " Какая радость, сестрицы, родился Спаситель! " - и все трое радостно замахали ветвями, восклицая: "Слава! Слава!" Пальма предложила: "Пойдёмте, поклонимся ему и поднесём свои подарки!". Ёлочка попросила и её взять с собой, но пальма презрительно заявила: " И какие подарки ты можешь преподнести Божественному младенцу? Ведь у тебя только колючие иголки да липкая смола..." И они, оттолкнув ёлочку, вошли в пещеру. А ёлочка, грустно посмотрев на них, сама отошла в сторону... Великолепная пальма склонилась над младенцем и подарила ему лучший лист со своих ветвей: " Пусть он навевает тебе прохладу в жаркий день" - сказала она. Маслина наклонила свои ветви, и с них закапало масло, наполнив всю пещеру чудесным ароматом: "Пусть воздух вокруг тебя постоянно благоухает!". А ёлочка грустно смотрела на них и думала: "Они правы. Я такая бедная, мне с ними не сравниться. Я не достойна и приблизиться к Божественному ребёнку!". Всё это видел Ангел и тихо шепнул ей на ухо: "Ты очень скромная и добрая, милая Ёлочка! Я помогу тебе и разукрашу тебя лучше всех!". Поднял Ангел глаза к небу, сверкающему звёздами, сделал знак - и вот одна звёздочка за другой закружились и стали спускаться на зелёные ветви ёлочки - и засияла она разноцветными искрами и огоньками. Когда проснулся маленький Иисус, то не благоухание маслины, не зелёный веер пальмы, а сияющая звёздочками-огоньками ёлочка привлекла его внимание, ей он улыбнулся, к ней протянул свои ручки! От радости ёлочка засветилась ещё ярче. Но не загордилась она, а старалась осветить и своих пристыженных сестёр, не помня зла. Более того, за зло она платила добром! Ангел увидел это и сказал ей: "Ты добрая душа, милая Ёлочка! И поэтому будешь сиять звёздами и разноцветными огоньками. А маленькие дети и взрослые, глядя на тебя, будут веселиться, и прославлять господа Иисуса Христа. С тех пор так и повелось. В ночь перед Рождеством Христовым зажигаются ёлки в каждом доме. И дети радуются самому красивому и волшебному празднику, и верующие прославляют Иисуса Христа. ![]() Библиографический список Бахметова А.Н. Жития святых дел детей. – Издательство Сретенского монастыря, 1997. Воздвиженский П.Н. Священная история в рассказах для детей. – М.: Белый город, 2005. Ионина Н. Православные святыни. – Росса, 2009. Какой у нас сегодня праздник, мама? – М.: ИД «Православный мир», 2006. Народный дневник. Народные праздники и обычаи. – М.: 1991. Староверов Д. Играем вертеп. – Журнал «Обруч» № 6, 1998. – 36 с. Православные праздники – ООО «Издательство АСТ», 2007. Пасхальные рассказы – М.: Храм свв. безср. Космы и Даниила, 1998. |
![]() | Название мероприятия Театрализованная постановка новогодней сказки «Похищение Снегурочки» для 1-4 классов | ![]() | Название занятий ... |
![]() | Урок по теме "Отечественная война 1812 года" Первый этап – подготовительный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы | ![]() | Совместная театрализованная деятельность с детьми разновозрастной... Совместная театрализованная деятельность с детьми разновозрастной группы с нарушением ода |
![]() | Проект по теме: " Музыкальный театр в работе с дошкольниками" Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста | ![]() | Конкурсная познавательно-воспитательная, театрализованная программа Стержневая идея материала: честь, верность, благородство, любовь –вечные категории |
![]() | Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества ( 2013/14 учебный год) Задачи: повторить, что такое бсп; проверить, как 9-классники усвоили правила постановки запятой и точки с запятой в бсп; вспомнить... | ![]() | Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду игры, упражнения, сценарии» Интегрированное занятие с использованием театрализованных игр в подготовительной группе |
![]() | Консультация для воспитателей первой младшей группы Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является её разновидностью | ![]() | Профессиональный конкурс работников образования Тема: Театрализованная деятельность как условие создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста |