Театрализованная постановка




Скачать 92.58 Kb.
НазваниеТеатрализованная постановка
Дата публикации30.05.2013
Размер92.58 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Астрономия > Документы
Театрализованная постановка

«Рождественский вертеп»

(для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:

1. Познакомить детей с важнейшим событием Священного писания Рождеством Иисуса Христа; приблизить детей к атмосфере этого события.

2. Содействовать развитию познавательного развития у детей к событиям православного календаря. Привлекать детей к подготовке и участию театрализованной постановке.

3. Воспитывать практическое освоение культурных ценностей русского народа.

Оборудование:

вертеп - двухэтажный кукольный театр-ящик с прорезями для передвижения персонажей; плоскостные фигуры персонажей, закреплённые на деревянных палочка - держателях; Вифлеемская звезда; свечи для подсветки пещеры и дворца царя Ирода; плоскостные изображения деревьев (пальмы, оливы, ели); кукла-младенец, завёрнутая в пелёнку и положенная в деревянное корытце, выстланное соломой; аудиозапись духовных песнопений; маски животных для сценки (воробей, пёс, козлик, бык, ослик), деревянная механическая игрушка «Вертеп».
^ Предварительная работа:

знакомство детей с традиционным празднованием Рождества на Руси; разучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций.
Ход

Дети входят в зал, становятся полукругом около вертепа и читают стихи:

1 ребёнок: Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звёзды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни вздохов лишних,

Вот пропели петухи –

И за ангелами вышли

Славить бога пастухи.

А над Ним горит высоко

Та звезда далёких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, мирну и ладан.
2 ребёнок: Ты лети, мая снежинка,

Белокрылая пушинка,

Расскажи своим подружкам,

Что сегодня Рождество.
3 ребёнок: Это значит, что на свете

Появился Божий Сын.

Он ещё пока младенец,

Но глаза его лучисты,

А вокруг него так ясно,

А вокруг него так чисто.
4 ребёнок: Он лежит в пещере тёмной,

Он, как солнышко сияет,

И лучи своей улыбкой

Всем на свете посылает.
5 ребёнок: И злым, и вредным,

Всем - богатым или бедным,

Без разбору: детям, птицам,

Диким львам и насекомым,

Будто бы своим знакомым!
6 ребёнок: Он пока ещё младенец,

Но, как солнышко, сияет,

И своей улыбкой доброй

Наши души согревает.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим об удивительном, светлом и красивом празднике - Рождестве. Этот праздник - День Рождения Иисуса Христа. В день Рождества на всей Земле в домах, храмах зажигают свечи, наряжают ёлки, поют очень красивые песни о родившемся в мир Богомладенце и Его Пречистой Матери Деве Марии. В старые времена на Руси сооружали деревянный кукольный театр-ящик, собирались в избах, где показывали и рассказывали Рождественскую историю. Такая традиция сохранилась и до наших дней. И вы так же, как и дети в далёкие времена, увидите и услышите историю Рождества Христова.

/В зале приглушённый свет, освещается свечами только вертеп/

Педагог: Однажды Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил, что у Неё родится Сын, и Она даст Ему имя Иисус, что означает Спаситель. Он будет велик, потому что Он Сын Божий. Мария со смирением ответила Ангелу: «Я раба Господня. Пусть будет всё, что Ты сказал». И Ангел отошёл, а Мария стала ожидать рождения Сына.

В то время вышло повеление от римского императора сделать перепись населения. Каждый человек должен был записаться там, откуда он родом. Мария и Иосиф - старец, который был приставлен к Ней, чтобы во всём помогать и опекать Её, происходили из рода царя Давида, поэтому и направились они в город Давидов Вифлеем.

Мария ехала верхом на ослике, а Иосиф шёл рядом, стараясь во всём помогать Ей, потому что Она ждала Ребёнка. Пришли они в Вифлеем поздно вечером. Город был переполнен. В гостиницах и в жилых домах совсем не было места. Бедные и уставшие путники не могли найти себе тёплое жильё в городе. Нашли Они за городом в каменистой горе пещеру. В бурю сюда загоняли скот и укрывались от зноя и непогоды пастухи. На этот раз пещера была свободна, и в ней остановились переночевать Иосиф и дева Мария. Ночью в этой бедной пещере вдали от людей и совершилось великое таинство - у Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Иисус Христос.

/Открывается ширма верхнего этажа вертепа: на задней стенке изображена пещера, по центру - повитый Младенец в яслях, слева и справа плоскостные фигуры Девы Марии и старца Иосифа, вставленные в прорези; подсветка специальными свечами по углам.

Показывать и драматизировать лучше вдвоём, стоя по обеим сторонам вертепа, так как прорези для движения фигур расположены и справа, и слева; ширма также состоит из двух половин, удобнее её открывать и закрывать синхронно./

Педагог: Она спеленала и положила Его на солому в ясли - кормушку для скота. Младенца окружали Ангелы, и тёмные своды пещеры казались прекрасным сияющим небом. Эта великая таинственная ночь, в которую родился Иисус, была необыкновенно тиха. Звёздное небо сверкало над городом. Жители Вифлеема спали, лишь в близлежащих полях несколько пастухов пасли скот. Овцы спали, а пастухи сидели у костра и грелись - ведь была зима. Неожиданно вокруг засиял сильный свет, и перед ними предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь, я принёс вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: сегодня родился Спаситель мира, Сын Божий. Чтобы вы не сомневались в этом - вот вам знак: вы можете пойти и увидеть Его в пещере, где Мать спеленала Его и положила в ясли, куда кладут корм для скота». Внезапно появилось на небе много-много других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи поспешили к пещере. Там они увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Божественному Младенцу и рассказали Марии и Иосифу всё, что Ангел Божий им открыл о Младенце. Потом они вернулись к своим стадам, славя и благодаря Бога за всё. Что видели и слышали. Это было первое чудесное событие после Рождества Христова, которым Бог хотел убедить людей, что Младенец в Вифлееме не просто новорождённый ребёнок, а Сын Божий. Вскоре произошло и второе чудесное событие: из далёкой страны с Востока пришли волхвы. Волхвами и мудрецами назывались учёные люди. Они занимались наблюдением и изучением звёзд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется новая звезда. И вот, когда на небе появилась новая, необычайная звезда, мудрецы сразу поняли, что родился Царь всего мира и пошли с богатыми дарами поклониться Ему. Чудесная звезда привела волхвов в Иерусалим и внезапно исчезла из вида. Мудрецы стали расспрашивать, где родился Царь Иудейский, звезду которого они видели на Востоке. Эти расспросы только смутили народ, а больше всего царя Ирода. Ирод испугался, что лишится своего трона, собрал священников и старейшин и стал расспрашивать о рождении нового царя. Ему отвечали, что Христос должен родиться в Вифлееме - так предрекал пророк. Тогда Ирод призвал к себе волхвов и притворился, будто рад исполнению древнего пророчества. Он просил мудрецов разузнать всё о родившемся и, возвратившись из Вифлеема, известить его, Ирода, чтобы и он мог поклониться царю.

/Рассказ сопровождается сменой декораций: открывается нижний этаж вертепа. На заднем плане - вид дворца царя Ирода: трон, царь на троне, колоннада/.

Едва волхвы покинули Иерусалим, как чудесная звезда снова засверкала и

повела их дальше и остановилась над тем местом, где находился родившийся

Младенец Иисус. Волхвы увидели Младенца с Матерью его, поклонились и поднесли драгоценные дары: золото - как Царю царей, ладан - как Богу, смирну/драгоценную пахучую смолу/ - как Человеку Спасителю мира. Не распознав коварства Ирода, волхвы хотели, было снова отправиться в Иерусалим, чтобы объявить о Спасителе, но Бог послал им Ангела. Ангел повелел волхвам возвращаться в свою страну иным путём. Царь Ирод от гнева, что волхвы не исполнили его приказания, замыслил жестокий план: повелел погубить всех младенцев в Вифлееме от рождения до 2-х лет.

Старцу Иосифу явился Ангел и повелел бежать всем семейством в Египет, пребывать там до тех пор, пока не закончится царствование Ирода. Они так и поступили.

С тех пор прошло более 2000 лет. Рождение Иисуса Христа настолько важное и спасительное для людей событие, что даже время стали исчислять по-новому, считая годы от Рождества Христова. Началась новая эра.

Педагог рассказывает детям о Рождественской истории и сопровождает свои слова демонстрацией фигурок, изображающих персонажей Рождества (вертеп).

Педагог: Если вы, дети, были внимательны, то увидели, что рядом с яслями находились животные. О чём они говорили, вы сейчас узнаете.
Дети подготовительной группы показывают сценку " Разговор животных

около яслей".
1 ребёнок: В яслях спал на свежем сене

Тихий Крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лён Его волос.
2 ребёнок: Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.
3 ребёнок: Воробьи, сквозь жерди крыши,

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.
4 ребёнок: Пёс, прокравшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком.
5 ребёнок: Присмиревший белый козлик

На его чело дышал.

Только глупый серый ослик.

Всех беспомощно толкал.
6 ребёнок: "Посмотреть бы на Ребёнка

Хоть минуточку и мне" –

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине.
7 ребёнок: А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей,

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: "Смотри скорей "
Педагог: Вот такие чудеса совершались в ту ночь. Самыми счастливыми оказались три дерева, которые росли возле пещеры: стройная пальма, пахучая маслина и скромная ёлочка... (Рассказ " Легенда о ёлочке" приложение 1)

Каждый из вас, дети, к Новому году получает подарки. В старину дети тоже получали подарки - игрушки. Вот одну из таких необыкновенных игрушек мы сейчас вам покажем. (Педагог демонстрирует детям деревянную игрушку - Рождественский вертеп - с зажигающимися свечами).

Дети с интересом наблюдают за движением вертепа, рассматривая всех персонажей на трёхэтажной подставке.

В заключении всем детям-зрителям дети-участники Рождественского вертепа дарят бумажных ангелов, выполненных самими детьми.

Педагог: Дети, вам понравился Рождественский вертеп? На следующий год мы приглашаем вас вновь посмотреть и поучаствовать в праздновании Рождества Христова.
Приложение 1. Легенда о ёлочке.

Рождению Христа радовались не только люди, но и вся природа. Самыми счастливыми оказались три дерева, которые росли около пещеры: стройная пальма, пахучая маслина и скромная ёлочка. Если хорошо прислушаться, то можно было понять, о чём они говорили, шелестя своими ветвями...

Вот воскликнула маслина: " Какая радость, сестрицы, родился Спаситель! " - и все трое радостно замахали ветвями, восклицая: "Слава! Слава!"

Пальма предложила: "Пойдёмте, поклонимся ему и поднесём свои подарки!". Ёлочка попросила и её взять с собой, но пальма презрительно заявила: " И какие подарки ты можешь преподнести Божественному младенцу? Ведь у тебя только колючие иголки да липкая смола..." И они, оттолкнув ёлочку, вошли в пещеру. А ёлочка, грустно посмотрев на них, сама отошла в сторону...

Великолепная пальма склонилась над младенцем и подарила ему лучший лист со своих ветвей: " Пусть он навевает тебе прохладу в жаркий день" - сказала она.

Маслина наклонила свои ветви, и с них закапало масло, наполнив всю пещеру чудесным ароматом: "Пусть воздух вокруг тебя постоянно благоухает!".

А ёлочка грустно смотрела на них и думала: "Они правы. Я такая бедная, мне с ними не сравниться. Я не достойна и приблизиться к Божественному ребёнку!".

Всё это видел Ангел и тихо шепнул ей на ухо: "Ты очень скромная и добрая, милая Ёлочка! Я помогу тебе и разукрашу тебя лучше всех!". Поднял Ангел глаза к небу, сверкающему звёздами, сделал знак - и вот одна звёздочка за другой закружились и стали спускаться на зелёные ветви ёлочки - и засияла она разноцветными искрами и огоньками.

Когда проснулся маленький Иисус, то не благоухание маслины, не зелёный веер пальмы, а сияющая звёздочками-огоньками ёлочка привлекла его внимание, ей он улыбнулся, к ней протянул свои ручки!

От радости ёлочка засветилась ещё ярче. Но не загордилась она, а старалась осветить и своих пристыженных сестёр, не помня зла. Более того, за зло она платила добром! Ангел увидел это и сказал ей: "Ты добрая душа, милая Ёлочка! И поэтому будешь сиять звёздами и разноцветными огоньками. А маленькие дети и взрослые, глядя на тебя, будут веселиться, и прославлять господа Иисуса Христа.

С тех пор так и повелось. В ночь перед Рождеством Христовым зажигаются ёлки в каждом доме. И дети радуются самому красивому и волшебному празднику, и верующие прославляют Иисуса Христа.



Библиографический список
Бахметова А.Н. Жития святых дел детей. – Издательство Сретенского монастыря, 1997.

Воздвиженский П.Н. Священная история в рассказах для детей. – М.: Белый город, 2005.

Ионина Н. Православные святыни. – Росса, 2009.

Какой у нас сегодня праздник, мама? – М.: ИД «Православный мир», 2006.

Народный дневник. Народные праздники и обычаи. – М.: 1991.

Староверов Д. Играем вертеп. – Журнал «Обруч» № 6, 1998. – 36 с.

Православные праздники – ООО «Издательство АСТ», 2007.

Пасхальные рассказы – М.: Храм свв. безср. Космы и Даниила, 1998.

Похожие:

Театрализованная постановка iconНазвание мероприятия
Театрализованная постановка новогодней сказки «Похищение Снегурочки» для 1-4 классов
Театрализованная постановка iconНазвание занятий
...
Театрализованная постановка iconУрок по теме "Отечественная война 1812 года"
Первый этап – подготовительный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы
Театрализованная постановка iconСовместная театрализованная деятельность с детьми разновозрастной...
Совместная театрализованная деятельность с детьми разновозрастной группы с нарушением ода
Театрализованная постановка iconПроект по теме: " Музыкальный театр в работе с дошкольниками"
Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная постановка iconКонкурсная познавательно-воспитательная, театрализованная программа
Стержневая идея материала: честь, верность, благородство, любовь –вечные категории
Театрализованная постановка iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества ( 2013/14 учебный год)
Задачи: повторить, что такое бсп; проверить, как 9-классники усвоили правила постановки запятой и точки с запятой в бсп; вспомнить...
Театрализованная постановка iconАнтипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду игры, упражнения, сценарии»
Интегрированное занятие с использованием театрализованных игр в подготовительной группе
Театрализованная постановка iconКонсультация для воспитателей первой младшей группы
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является её разновидностью
Театрализованная постановка iconПрофессиональный конкурс работников образования
Тема: Театрализованная деятельность как условие создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница