Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства




Скачать 341.84 Kb.
НазваниеВеличайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства
страница1/3
Дата публикации06.05.2013
Размер341.84 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3




НФО «Мир через Культуру»

Воскресный лекторий, 27 февраля 2011 года
От Земли до Космических Высот

(Космос глазами художников-космистов
Космичность и Беспредельность жизни в картинах

Леонардо да Винчи, Николая и Святослава Рерихов, Смирнова-Русецкого…

Новые энергии на Земле …Земля не одинока во Вселенной…

Значение человека в жизни планеты…

Необходимость духовного преобразования человека…
Нет на Земле ни одного живого существа, чья жизнь не была бы связана с жизнью Космоса. ^ Вечное существование в Космосе не ограничено одной планетой. Но трудно донести до сознания человечества космичность и беспредельность Жизни.

Все Миры Космоса находятся в тончайшем взаимодействии. Наша планета может испытать самые неожиданные воздействия Дальних Миров. Могут вторгаться воздействия самых отдалённых систем. Космос наполнен неведомой и разнообразной Жизнью.

Земле и её человечеству всегда оказывалось предельно возможное внимание со стороны ^ Космической Иерархии Солнечной системы.

Посылались Великие Вестники в образе обычных, но очень высокоразвитых, Людей.

Они несли свет Высокого Знания, сдвиг в развитии сознания человечества и планеты.

Всё лучшее на Земле получено от ^ Величайшего Солнечного ЛОГОСА и Его Космического Братства. Вся высочайшая Мудрость и Красота – от Него.

Силами Света человечество названо «великой сиротой» во Вселенной.

Ибо, как сказано Матерью Мира, «на Земле люди не верят в Иерархию СВЕТА и не нуждаются в Ней».

Высокие Знания даны, но очень медленно и с большим трудом вмещаются они в узкое примитивное сознание землян.

Вестью о Законах Космической жизни, о космическом строении планеты и человека наполнены труды и откровения Великих Посланцев Многострадального ЛОГОСА Солнечной Системы: Зороастра, Христа, Буды, Моисея, Пифагора, Е.П.Блаватской, Семьи Рерихов и других Великих страдальцев известных и неизвестных.

Отражены Законы Космической жизни и в истоках народной мудрости, запечатлены в художественных образах некоторых Мастеров живописи.
Если земной человек любит смотреть на звёздное небо, если оно привлекает его своей гармонией и поражает необъятностью — значит, у него в груди бьётся живое сердце. Когда-то оно сможет отзвучать на сокровенные слова о жизни Космоса.

Чувство космической Гармонии зародилось ещё в античной Греции. Именно отсюда сквозь толщу столетий до нас дошёл тот удивительный поток идей, который во многом определил сущность нашей цивилизации. Эпоха Возрождения означала не только возврат к античному культурному наследию, но и его критическое переосмысление…

Первым, кто глубоко, мощно и ново сказал человечеству о великом космическом предназначении, был гениальный провидец, художник, мыслитель и учёный, посланник Иерархии Света, Космический Учитель Леонардо да Винчи.

Всю жизнь Леонардо да Винчи познавал Законы Вселенной и учился любить её красоту. Своим мысленным взором, не сдерживаемым никакими границами, Он проникал в её беспредельные дали и дивился её величию. Горные пейзажи на дальнем плане Его полотен воплощали всеохватный образ мира. Его зрительная способность была такова, что Он мог видеть "бесконечные творения природы" в том их пространственно-временном качестве, когда они отражают подлинную Космическую Действительность.

Вселенная была для Него не мёртвой и пустой бездной, а пространством, куда можно проникать своей мыслью. У каждого человека есть такие возможности – в этом был уверен Леонардо.

В Его живописи присутствие ^ Дальних Миров ощущается весьма определённо.

Он помещает своих героев на фоне почти инопланетных пейзажей, рисуя их на уровне верхней части головы, то есть, как бы соединяя духовную сущность человека с неземными вершинами. Таким образом, Леонардо живописным языком выражает мысль, что наши жизненные нити протянуты от Земли до космических высот, и человеческий разум охватывает не только планету, но и просторы Вселенной.

Восхищаясь красотой земных материальных форм, он в то же время видит Вселенную наполненной явлениями Духа. Только в такой гармонии восприятия земного и космического возможно подлинное бытие человека.

^ Трагедию человечества Леонардо видит в том, что оно отвратило свой взор от Высшего. Он говорил: "Слепое неведение так нас водит под влиянием сладострастных утех, из-за незнания истинного света... И пустой блеск отнимает у нас бытие... О несчастные смертные, откройте глаза!".

Его солнечный свет стал не отвлечённой сущностью, а реальной средой окружающей природы, в которую погружено всё живое.

Его знаменитое сфумато - тончайшие воздушные переходы от света к тени - создали Ему славу живописца мягкого рассеянного света.

Однако было бы большим упрощением считать, что поэтика света в картинах Леонардо сводится только к физической освещённости. Нет. В его полотнах, помимо всего прочего, живёт ещё божественная красота и свет в том его высшем качестве, как понимал его Леонардо, - истинный Свет.

Этот истинный Свет ярче всего проявился в картине "Мадонна в гроте". О его образном доминировании свидетельствует здесь многое.

Любовные чувства, которые объединяют всех персонажей и которые составляют, быть может, самую понятную и ярко выраженную суть образов, Великого мастера, видимо, имеют самое непосредственное отношение к истинному свету.

Возможно, тут Леонардо даёт некий ключ к пониманию своих произведений.

Надо полагать, что только с помощью Высшей, человек может приблизиться к постижению истинного Света. Обычных рациональных знаний недостаточно, чтобы осознать присутствие Высшего Начала в мире.

В большом алтарном образе «Мадонна в гроте» всё дышит собственным осмыслением религиозной темы и природно-космических начал и определить его можно, как осияние святых персонажей льющимся из Космоса бесконечным Божественным Светом, который есть сама Истина и Вечность. На картине - просвет в скалах и целая аллея гигантских зубчатых утёсов, будто указующие персты, куда-то ведут. Куда?

И исток реки, и скалистые зубья ведут туда, где за туманной дымкой всё растворяется в небесном сиянии. Там - Беспредельность.

В картине - "^ Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (1508-1518) - горной панорамой Леонардо также увлекает взгляд в Космос.

В композиции явно просматривается движение, которое направлено по диагонали вниз из левого верхнего угла. Оно начинается с горного хребта, который своей дугой повторяет рисунок плеча и правой руки Девы Марии. Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны - матери Марии. Мотив наклонных линий многократно повторен в протянутых руках Марии и младенца и имеет своим завершением маленького ягнёнка - символ жертвенного агнца. Поэтому нисходящему пути трансформируется и эмоциональное содержание. Если Анна смотрит с величавой мудростью, то Мария - с нежностью и состраданием, как будто предчувствуя трагическую гибель своего сына.

Что бы ни писали о Леонардо как о гении, как бы ни восхваляли Его разносторонние научные и художественные достижения, но всё же более всего Он поражает всех, как непревзойдённый живописец человека.

Леонардо так и остался в истории живописи одинокой вершиной, до которой никто из мастеров последующего времени так и не смог подняться. Леонардовские герои потому-то так прекрасны, что являются средоточием Вселенной. Помещая человека в центр неземного горного мира, как бы символизирующего собой пространство космоса, Леонардо утверждал его величие и красоту.

Мона Лиза изображена выше всех гор, её голова как бы венчает космическое пространство. Создаётся впечатление, что дух её витает, царствует в нём, и что само это Пространство живое, оно - в какой-то мере созвучно человеческой ипостаси.

Действительно, подобные ассоциации могут показаться не беспочвенными, если встать на точку зрения итальянского гуманиста 15-го века Марсилио Фичино, считавшего, что всё существующее в Природе имеет свою душу. Все души у людей разной степени совершенства, так что весь Космос предстаёт в виде Иерархии Существ, наделённых в той или иной мере потенциалом одухотворённости. На этой иерархической лестнице внизу находятся совсем низко-организованные объекты, вроде камней и скал, а верхние ступени ведут к Богу. Во Вселенной между ними осуществляется взаимодействие с помощью сил. Эти "духо-творящие силы делают природу живой и творческой".

Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико делла Мирандола углубляет понимание вселенской сущности человека: "...Человеческая субстанция вмещаете себя все природные субстанции и полноту целой вселенной".

Эти представления философов Леонардо, кажется, облёк в полнокровную живописную концепцию. Быть может, портрет Моны Лизы как раз и воплощает в себе это вселенское вмещение всех субстанций. Это образ космического смысла, обладающий способностью духо-творящего воздействия на окружающую реальность.

Пространство картины словно пропитано чем-то незримым. Всё, что изобразил художник, уже хранит это духо-творящее воздействие, и будущее будет разворачиваться в соответствии с тем, что замыслил человек.

Ренессансные гуманисты видели в человеке творца, отдающего свои силы служению на общее благо. Однако земная реальность всё более разрушала этот столь дорогой и так любовно взлелеянный ими идеал. Нарастающие противоречия нельзя было не заметить. Они болезненно воспринимались мыслящими умами и нашли своё гениальное воплощение в "Тайной вечере" Леонардо, написанной для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане.

Средневековые художники в "Тайной вечере" обычно делали акцент на сакральный аспект евхаристического таинства; тут же впервые с потрясающей силой отражена подлинная нравственная драма. Апостолы у Леонардо как взволнованное море человеческих страстей. Нервно-напряжённая поза Иуды выдаёт в нем предателя.

И только Христос поразительно спокоен. Он сидит, потупив взор, и весь его облик выражает понимание предстоящего трагического пути. Иуда, для которого сребреники оказались высшей ценностью в мире, и Христос, великий в своём жертвенном облике - вот два этических полюса, вот суть нравственной коллизии.

Леонардо написал Христа на фоне оконного проёма с синеющими далями и пологими холмами. Плавным очертаниям рельефа вторят мягкие линии Его одежд и ниспадающих волос. Голова же Христа как бы венчает высокий купол неба, а значительность Его мысли сродни широте земного простора. Их сущностную взаимосвязь художник подчёркивает всеми изобразительными средствами. Христос как бы абсолютно вписан в космическое пространство и составляет с ним, со всеми его субстанциональными элементами гармоничное единство. В данном случае здесь выражена та же концепция, что и в портрете Моны Лизы: сопоставление духовно-нравственного мира героя с одухотворёнными стихиями Космоса.

Человек-Бог-Вселенная - эта триада впервые так "материалистически", в таком универсальном масштабе была раскрыта Леонардо да Винчи.

Гениальный художник творил в переломный период истории итальянского Ренессанса XV-XVI веков.
Другой переломный период истории - русский Серебряный Век конца XIX-го – начала XX-го. И хотя эпохи эти отстоят друг от друга на несколько столетий, но в своих глубинных основах, в феноменах духовного взлета их культуры немало общего.

Особенно много общего в философской и художественной сферах.

С конца XIX-го века началось буквально тотальное проникновение темы Космоса в интеллектуальную жизнь России.

Складывалось целое течение - «русский космизм». При чрезвычайной многоликости направления, всех его представителей роднила особая, «миро-целостная» направленность мышления. Воспринимая мир как целое, они не допускали не только отъединения от природы, но и разъединённости различных форм познания и творчества, призывая их к синтезу.

Дело в том, что за последние несколько столетий западно-европейская наука раздробила представления о мире и жизнедеятельности человека. И российские «космисты» стремились воссоздать то Единое знание, которое несло бы в себе понимание переплетённости как земных, так и надземных причин и следствий в жизнедеятельности человека.

Поиск едино-мудрого знания осуществляли философы В.Соловьёв, Н.Федоров, С.Булгаков, Н.Бердяев, Николай и Елена Рерих, А.Лосев и другие. В их работах природа и общество рассматриваются как сложнейшее целостное порождение Космоса.

Задачи науки и искусства они видели в возвращении людям потерянной космичности сознания. «Космисты» верили в особую предназначенность человека.

Поиск вели многие. Но истинный мир Космоса проникал в сознания единиц.

Это зависело от духовного развития и полноты устремления.
И вот словно сам Великий Леонардо в лице Н.К.Рериха шагнул к нам через столетия, чтобы продолжить начатые им труды. Это ^ Луч Владыки Солнечной системы воплощался в человеческом теле вначале в образе непостижимого Леонардо да Винчи, затем художника и мыслителя Н.К.Рериха, чтобы на новом витке развития планетарной жизни помочь больному человечеству и планете обрести духовное здоровье.

Конец 20 и начало 21 века – это кульминация духовного падения человечества.

Существование человечества непосредственно будет зависеть от того, сможет ли оно сделать гармоничными свои взаимоотношения с природой, Космосом, преодолеть внутреннюю дисгармонию человека, разрыв его высшей и низшей природы.

^ Дух – центральный стержень жизни, Высшее, что есть в человеке, – свои истоки берёт в Космосе. Рассказ о жизни Духа – рассказ о космической жизни и её Законах.
Каждое произведение Великого Мыслителя, художника, философа Н.К.Рериха дышит жизнью Космоса, жизнью Духа. Любое из 7-ми тысяч полотен рассказывает о таинствах космической жизни нашей планеты. До него никто не был так откровенен.

^ Николай Константинович Рерих через свои полотна широко открыл человечеству границы таинственного и неизведанного. Его картины – это терафимы, наполненные эманациями напряжённейших пространственных токов. Это магниты, притягивающие и укрепляющие созвучные сознания, выводящие из привычной колеи обывательского мышления.

Только правильное понимание пространственной Жизни и связь с Иерархией Света могли дать им такую притягательную мощь, всколыхнуть скрытые дремавшие силы, дать толчок к новому мышлению.

Мысль ^ Великого Логоса Солнечной Системы заключена в них.
Мыслями Истины держится мир!

Мысли возносят и мысли питают,

Мысли, как стрелы, пронзают эфир,

Дымные тучи огнём очищают.
Мысль – это сила всех действий и слов,

Мысль – это зёрна посевов и всходов,

Первопричина видений и снов,

Ключ от ворот сокровенного входа.
^ Мысль – творящая сила Космоса. Но ещё не пришло осознание этой силы и овладение ею земным человечеством.

Возьмем картину «Охота», (1937 г.). Что художник хотел сказать этим сюжетом?

На узком переднем плане на коне скачет охотник. Одна из двух убегающих ланей уже споткнулась, сражённая его стрелой. Жизнь жестока. Охотник должен есть и одеваться.

Но не все же время, ибо он - человек, мыслитель (у животных только зачатки мысли) и потому должен мыслить прекрасно и устремляться к прекрасным целям.

На дальнем плане художник рисует белоснежную гору с изумительной фактурой, как символ прекрасной мысли человека, устремлённого к познанию Космоса, в противовес обычной, житейской, земной. По одной из меньших гор течёт слезка.

Гора (эволюционно на три ступени ниже человека) плачет, глядя на этого «мыслителя». Но он продолжает стрелять. Поэтому этот план мысли обозначен узкой полоской внизу и мало значит для Николая Рериха. Светлая же гора занимает центральное место в картине. И автор зовёт нас быть в мыслях и устремлениях наших подобными этой горе.
«Н.К.Рерих, как и все замечательные люди своего времени, шёл впереди своего века.

Его мысль была устремлена в будущее. В этом будущем он видел осуществленным великое назначение человека как сотрудника Космических сил и гражданина Вселенной.

Он не ограничивал жизнь человека Землею, он видел жизнь на Далёких Мирах и звал к сотрудничеству с ними.

Он был твёрдо уверен, что человек выйдет за пределы планеты и вольётся в жизнь Дальних Миров. Он считал, что на некоторых из них люди достигли высоких ступеней знания и силы и что землянам можно многому поучиться у них.

Устремление к Дальним Мирам он считал фактором, открывающим перед человечеством новые возможности неслыханных достижений в области науки, во всех отраслях знания. Возможности человеческого знания он считал ничем не ограниченными.

Он верил в великое светлое будущее человечества». (ГАЙ т. 58)

В произведениях Рериха отражается великая полнота космического мировоззрения.

Трудно найти другого художника со столь цельным идейным обликом. Каждая картина кажется космосом в себе. Все элементы формы, детали композиции подчинены единому лейтмотиву, единой идее. Мы чувствуем в картинах Рериха победу человеческого духа над тяжестью плотной материи, преображение инертного вещества в духовные структуры, великое озарение и великую поэзию полёта мысли в Космос.
Рерих понимал: звёзды – это не безучастные светила, а вестники поворотных моментов в судьбах людей и планеты. В своей особой поэтической манере Великий Мыслитель создал следующие строки:
«Вчера ещё Кассиопея

Была и грустна и туманна,

Альдебаран пугливо мерцал.

И не показалась Венера.

Но теперь воспрянули все.

Орион и Арктур засверкали.

За Альтаиром далёко

новые звёздные знаки

блестят, и туманность

созвездий ясна и прозрачна.

Разве не видишь ты

путь к тому, что мы завтра отыщем?

Звёздные руны проснулись

Бери своё достоянье…
Картина «Звезда Матери Мира».

В 1224 году планета Венера максимально приблизилась к Земле. Ауры двух планет соприкоснулись. Земля получила новые ранее ей неведомые пространственные токи.

Начался процесс преобразования. Ускорилось время. Все события стали протекать в новом темпе. Матерь Мира послала свой луч.

Планету Венера назвали «Звездой Матери Мира».
Из пространства Галактики к Земле устремлены новые мощные, более тонкие, более совершенные энергии. Они несут мощный огненный потенциал высоких Энергий.

На Востоке Огнём (Агни) называют ^ Всеначальную Космическую Энергию, а тот огонь, который мы видим в нашей жизни, есть всего лишь одно из грубых проявлений Космической Энергии в материальном мире.

Физические земляне привыкли к тому, что огонь опасен для человека, и потому им трудно представить, что всё Пространство наполнено Огнём. Между тем все энергии Космоса есть различные состояния Всеначальной Космической Энергии.

Не имеет значения, как мы Её назовем, главное, чтобы мы осознали, что Она присутствует всюду, в том числе в каждом из нас.
«Нам не уйти от века Огня. И потому лучше оценить и овладеть этим сокровищем.

Скепсис хорош в мере разумности, но, как сомнение невежества, он будет лишь разлагателем. Между тем, весь мир сейчас особенно ярко разделился на разрушителей и созидателей. С кем будем?» (Н.К.Рерих. «Держава Света»).
Огненные энергии Космоса приближаются к Земле впервые от начала её сформирования 5 млрд. лет тому назад. Такого времени не бывало на этой планете.

Эти энергии посылаются на помощь Земле для создания особых условий для развития духовности, для строительства Новой Эпохи – Эпохи Духоразумения.

Новые энергии должны быть осознаны, усвоены и применены, т.е. должны встретить родственные энергии от человечества и, сгармонизировавшись с ними, насытить ауру Земли, войти в жизнь планеты и трансмутировать (повысить, усовершенствовать) её энергетику, переведя тем самым всю Землю на новую ступень Эволюции.

Также неординарно решает Рерих и картину "Моисей Водитель" (1925).

Ветхозаветное событие - получение Моисеем скрижалей каменных - произошло на горе Синай, когда её осенила слава Господня. У Рериха гора Синай - скалистая вершина.

Её накрыло облако, темнее ночи, а слава Господня представлена на картине в виде извивающейся ленты северного сияния. Моисей, словно венчая вершину, протянул руки вверх и почти касается льющихся из Космоса потоков Света. Параллельные мазки светло-зелёного с белыми корпускулами на иссиня-чёрном фоне рождают ощущение фосфоресцирующего сияния. И набегающие одна на другую рифмованные колонки лучей полярного сияния - всё это, как раскрытая книга скрижалей, как проявление космического Огня, логосу которого внимает Моисей. У Рериха космический Огонь – это духовно-материальная субстанция, способная соединить Высшее и земное, Бога и человека. С её помощью можно передать озарённую огненную мысль - так надо понимать смысл "огневидения" Моисея.
Как бы продолжение этой темы другая картина художника «Звезда героя» (1933).

На ней тоже изображён человек. Перед ним звёздное небо, и он, может быть, впервые задумался, какое он имеет отношение к этому звёздному небу и какое оно имеет отношение к нему. Это уже познающий человек, а значит, герой, ибо идёт в неведомое непроторенной дорогой. Человек, как всегда у Н.К. Рериха, не выписан в деталях, только намечен контур. Этот человек сидит, то есть еще привязан к Земле.

По небу летит комета. Она ни на что не опирается, кроме как на своё устремление, скорость. Это символ абсолютного устремления к цели. На Востоке есть красивая легенда, что каждая планета или звезда зарождается как комета и устремляется в Беспредельность в поисках свободного места и, когда находит его, начинает устойчиво вращаться там, как наше Солнышко, которое мы все любим.

На пути кометы к этому свободному месту в пространстве, звёзды стараются притянуть её к себе и уничтожить, и только за счёт скорости комета проскакивает среди них. Она есть абсолютный символ устремления человека к цели, иначе – звезда героя.

А теперь посмотрим, какое отношение эта, казалось бы, целиком космическая тема имеет к нам. В жизни каждого дня мы колеблемся много раз, как поступить, так или иначе, и пока колеблемся, мы не успешны. Но бывает, что идём к цели однозначно и непоколебимо. Тогда мы всегда имеем успех, ибо в едином порыве устремлены к цели.

Так Небо и Земля соприкасаются, и Космос прямо связан с духовной жизнью каждого дня Земли. Художник никогда не уходил от жизни. Этим Он близок нам.
Носительницей Космических Знаний Николай Константинович Рерих считал Культуру.

Он был уверен, что культура, возродив общие для всех народов первоистоки космического единства, поможет сблизить их и остановить дальнейшее разрушение планеты.

В глубинах народной памяти, в сокровенных страницах летописей хранятся повествования о Культуре Духа: о нравственных ценностях, об общинной жизни, о славных сражениях и победах. Языком живописи идёт рассказ-напоминание о вечных непреходящих ценностях космической жизни. В творческой гамме Его искусства мы видим каменный век и древних славян, мадонн и Святых христианских фресок, выразителей духовной культуры народов Азии.

В картинах «^ Веления неба» (1915) и «Знамение» (1915) Н.К.Рерих изображает древних людей в странных и непонятных для современного человека состояниях.

Они как бы внимают пространству, узнавая что-то очень важное для себя.

Возможно, так в древности и происходил процесс общения с Космическим Логосом.
По Космическому праву именно России предстоит искать и найти пути духовного возрождения человечества.

Картина «^ Книга Довис. Голубиная Книга», (1922) написана по сюжету известного, замечательного русского сказания.

Разверзлось небо, и на площади сказочного города упала книга. Это — величественная книга жизни, где запечатлены законы Вселенной, происхождение человечества и его грядущее. Пришли все, смотрят. Стоят царь, советник, сановники, царевна и поодаль народ. Хотят понять, что в ней написано. Но даже царь, который выглядит как самый мудрый из всего народа, разводит руками, не может понять, что же в книге написано. Он стоит на переднем плане в центре картины на возвышении, являя собой синтез всего знания этого народа.

Да, есть такие глубины мысли, что человек может делать длительные и напряженные усилия и лишь частично приближаться к осознанию их. Николай Рерих зовёт нас не думать упрощенно о мире, а делать усилия в осознании более сложных и трудных истин Мироздания, учиться читать Книгу Природы, «Книгу Довис». И сама книга выглядит как птица летящая, которая зовёт нас в полёт к новым трудным, но прекрасным осознаниям истин Бытия. Облачная голова седовласого старца (символ Высшей, Космической Мудрости) смотрит вниз на площадь, на земную, житейскую, мудрость (синтезированную в облике царя) и указывает несоизмеримостью обоих размеров на огромную разницу между ними в качестве и широте знания.

Нам давно указана формула «Руками и ногами человеческими». Перед глазами возникает картина Н.К.Рериха «Знаки Христа» и сделанное Христом начертание на песке руки и ноги человеческой. И как результат земного труда — построение Храма Нового Мира, предначертанного в звёздных рунах. В этой величественной картине, где изображены два великих Духа, два друга (Христос и Мориа) всё, даже золотистый зеленовато-фиолетовый песок пустыни, насыщено космическим настроем.
Картины Рериха убеждают своей естественностью, внутренней правдой. Этого можно добиться лишь космическим мышлением. "Если простота выражения, ясность желания будут соответствовать неизмеримости величия Космоса - то это путь истинный", - писал художник. Простота эта проявляется, прежде всего, в том, что сами физические характеристики Космоса - пространственная и временная бесконечность, свет и огонь, ритм, гармония - осмысливаются им как эстетические категории. Ясность же замысла обычно кроется в представлениях о верхнем мире, которые возникли у человечества ещё на заре истории.

Действительно, древний человек связывал Космос с Солнцем, Небом, горами и мифологически осмысливал происходящие в них перемены - особенно утром и вечером.

Царство высокогорья необычайно возгорается при восходе Солнца - Рерих любил писать это состояние. Люди низин наблюдают нечто подобное на рассвете.

Здесь же, в горах, первые лучи ещё не показавшегося Солнца создают феерическое зрелище. Казалось бы, для планеты это краткий миг, но Рерих в своих картинах останавливает его и расцвечивает купол неба загорающимся пламенем.

В Его полотнах фактически нет времени, как нет и пространственных границ. Однако внешнее движение заменяется в них внутренней динамикой образа - ожиданием дневного светила. С этими ранними лучами Рерих посылает аккорды жизнерадостных красок - тех творческих созвучий, на которые настроена космическая жизнь.

Не случайно художник писал: "Через цвет звучит приказ будущего!"

Космос Рериха - это не только пейзажи, в которых первый космонавт - Юрий Гагарин - видел Землю как из иллюминатора ракеты. Это художественное познание красоты Вселенной и её связи с человечеством, это путь к духовному совершенствованию, это устремление к Дальним Мирам.

Рерих объединил космос физический, космос эстетический и космос духовный в одном высоком понятии Беспредельности. Это понятие трудно объяснить научными определениями, но легче выразить на языке искусства. Можно сказать - в динамике форм природы в искусстве Рериха отражается великий огненный ритм космической эволюции, сформулированный еще Гераклитом в известном научном тезисе:
  1   2   3

Похожие:

Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconПролог
Чувства любви, нежности, человеческого братства в значительной мере оказались утрачены; в своем отношении друг к другу его современники...
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconИсследование сгорания элементов «космического мусора»
Исследование сгорания элементов «космического мусора» в земной атмосфере при телевизионном метеорном мониторинге
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconЗдание братства черноголовых Таллинн
Своеобразием, архитектурными контрастами основных и подсобных строений эти ансамбли формировали целые кварталы города, создавая на...
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Лиан Солнечного муниципального района Хабаровского...
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconКто не видел широкой улыбки Гагарина?
Русской, плоть от плоти её народа и гордость его. И нам, российским школьникам, интересна и поучительна судьба этого удивительного...
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства icon2. 06. 2013 г. К канонам Многоуровневости, Многогранности и Фрактального...
Мироздания – Единства Целого и его частей, Фрактального подобия Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека), многоуровневости...
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconГостиница „Сий Бриз” расположена в центральной части курорта Солнечный...
Гостиница „Сий Бриз” расположена в центральной части курорта Солнечный берег, на набережной. С гостиницы открывается прекрасный вид...
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconАльфред Бауэр Учение о звуке и действии Логоса Основы Хирофонетики...
Мысли, изложенные в этой книге, возникли у меня в ходе моей профессиональной деятельности. Я столкнулся с загадкой, удовлетворительного...
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconПроекты Ярмарки социально-педагогических инноваций – 2012, отобранные на Аукцион
«И нитью братства связаны одной» (Реализация программы военно-патриотического воспитания «Сыны Отечества», целевого проекта «Детское...
Величайшего Солнечного логоса и Его Космического Братства iconМаленькие исследователи космоса проек т
Проблема: проявления детьми стремления к открытиям неизведанного космического пространства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница