Скачать 85.25 Kb.
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 94 Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы. тема: "Волшебница вода" Воспитатель: Вагина Татьяна Сергеевна Томск 2012г. Цель: 1.Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды: - отсутствие собственной формы; - текучесть; - пар тоже вода; - вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой , закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. 2.Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. 3.Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами. ^ 1.Проведение беседы о воде, её роли в жизни человека. 2.Проведение занятий - экспериментирований с водой. 3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода". 4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" . 5.Чтение художественной литературы. Демонстрационный материал: Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтровальная бумага. Вещества, которые растворяются в воде, (по выбору) . Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы, любое растительное масло. Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка. Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ. Кипятильник. 1 ЧАСТЬ. Введение. Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами (ответы детей). Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его. Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? ( индивидуальные ответы детей ) А что льется в фонтане ? (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет. ^ Воспитатель: Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? Дети: Стеклянная. Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться. Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить. Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку. Дети: Вода жидкая. Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую. Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется. Воспитатель : А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. Самостоятельная работа детей. Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? Дети: Форму баночки. Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? Дети: Вода приняла форму этих предметов. Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?". Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?". Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?". Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома. ^ Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? Дети: Когда её нагревают. Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает? Дети: Огонь, газ, электронагреватель. Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар. Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? Дети: Она кипит, булькает, бурлит. Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься? Дети: Да, она очень горячая. Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая. Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, В батареях. Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей. ^ Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? Ответы детей. Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая". "Вода - растворитель". Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает. (сахар). Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку. Воспитатель : Теперь вторая загадка. В воде родиться, Воды боится. (соль). Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка. Желтое, а не солнце, Льется, а не вода, На сковороде - пенится, Брызгается и шипит. (масло). Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. Дети: Потому что они в ней исчезают. Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых. Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? Дети: Сахар растворилась в воде. Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? Дети: Соль растворилась в воде. Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде. Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. ^ Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус. Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? Дети: Её нужно очистить от масла. Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей. Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? Дети: Вода стала чистой. Воспитатель: Куда же делось масло? Дети: Все масло осталось на фильтре. Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. 3 ЧАСТЬ. Вывод Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода?" ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая). После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану. Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии. Дети: Вода это жидкость; Вода не имеет собственной формы; Вода может нагреваться, быть горячей; Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра. Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем. Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. |
![]() | Конспект занятия «Весенний подарок» Конспект занятия «Весенний подарок» для детей подготовительной к школе группы: интеграция образовательных областей | ![]() | Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы на... Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать память, зрительное и тактильное восприятие, детей |
![]() | Конспект творческого занятия по изобразительному искусству (рисование)... Вызвать у детей интерес к изображению образов жителей Шахматного королевства при помощи двух цветов – черного (краска, фломастер)... | ![]() | Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... |
![]() | Конспект итогового логопедического интегрированного занятия по развитию... Закрепление, расширение, активизация представлений детей по теме «Морской транспорт, обитатели морей, океанов» | ![]() | Конспект для детей подготовительной группы по образовательной области... Уточнить и углубить знания и представления детей о России. (Территория, президент, столица, язык) |
![]() | Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Беседа... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад компенсирующего вида №346 | ![]() | Конспект физкультурного занятия «Путешествие в страну чувств» Для детей подготовительной группы Муниципальное Бюджетное дошкольное Образовательное учреждение «Детский сад №38 общеразвивающего вида «парус» г. Владивостока приморского... |
![]() | Конспект занятия по изо-деятельности для детей подготовительной группы... Скульптуры, проектор, силуэты горшков, восковые мелки, акварель, кисти, аудиозапись | ![]() | Тема: «узнай себя» Конспект организации совместной деятельности взрослых и детей подготовительной группы |