Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник




Скачать 114.53 Kb.
НазваниеУчебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник
Дата публикации15.04.2013
Размер114.53 Kb.
ТипУчебник
shkolnie.ru > Астрономия > Учебник




Экспериментальная работа: апробирование учебников

нового поколения.

МАСТЕР – КЛАСС.
ЦЕЛИ: распространение опыта работы учителя по внедрению нового УМК по литературе (учебник под ред. Б.А. Ланина, издательский центр «Вентана-Граф»).

- повышение мотивации педагогов к овладению тренинговыми методами и приемами арт - терапии).

ЗАДАЧИ: познакомить педагогов с опытом работы по новому учебнику;

-углубить знания педагогов о тренинговых технологиях и приемах арт-терапии;

-создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Оборудование: цветная бумага, фломастеры, карандаши, клей, краски.



^ Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и

самое необходимое, что приходится делать сегодня.

В.А. Караковский


Ход мастер- класса.

УЧИТЕЛЬ: Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня, – это познакомить вас с учебником нового поколения, а также нацелить вас на дальнейшее повышение мотивации к овладению тренинговыми технологиями и приемами арт-терапии как активными методами обучения.

В условиях модернизации системы образования проблема повышения качества знаний учащихся приобретает особую актуальность. Качество образования, несомненно, зависит от качества учебников. В стране ежегодно издается немало учебников и учебных пособий по различным предметам. Здесь очень важно из всего многообразия выбрать те, которые отвечают последним достижениям дидактики и методической мысли.
С 2008 года я работаю по новому учебнику «Литература» под ред. Б.А. Ланина (издательский центр «Вентана-Граф», Москва). От традиционного учебника он отличается тем, что

  • Обеспечивает обучение на компетентностном подходе.

  • Очевидной и неоспоримой новизной, которую предлагает учебник, является использование Интернета в процессе формирования читательских навыков.

  • Наряду с традиционными формами и методами предложены и новые: работа в малых группах на уроке; «медленное чтение»; проекты; исследования.

  • Способствует в первую очередь развитию творческих способностей учащихся.

Но современный «учебник – это не только пособие для ученика, но и очень важное методическое пособие для учителя, ядро, своеобразный сценарий учебного процесса» (С.Т. Шаповаленко).

Предлагаю краткую экскурсию по учебнику нового поколения, чтобы понять, какие новые идеи реализованы в данном пособии.

  • Стр. 8 Рубрика «Повторяем пройденное», как видите, уч-ся предлагаются дифференцированные вопросы. Задания имеет репродуктивный, частично-поисковый, творческий характер. Таким образом личностно - ориентированный подход в обучении решается не формально: выбор своего вопроса гарантирует ребенку ситуацию успеха.

  • Стр. 10 И в основе творческих заданий этот же выбор (далее знакомство с новыми рубриками).

  • Стр. 47 Рубрика «Виртуальная кладовочка» (Интернет). Учебник предлагает сайты, на которых представлен различный материал. К слову сказать, таких интернет - уроков 6. Здесь можно найти не только дополнительную информацию на изучаемую тему, но и, что немаловажно, опубликовать свои произведения, поучаствовать в конкурсе, получить оценку своей работы. Так несколько работ (сказок) наших уч-ся (Соколов Петр, Славова Оля) помещены на данном сайте. Позитивные воспитательные и развивающие позиции такого урока неоспоримы.

  • Стр. 160 Благодаря Интернет ребята учатся ориентироваться в потоке информации, перерабатывать ее. Богатый материал по творчеству П. П. Бажова позволил ребятам создать свой оригинальный творческий проект.

Коротко, как мы работали над проектом «Голоса седой старины». Ребята получили задание написать сказ на выбор по темам а) Мой родной край б) Случай из жизни. Сказ – жанр для ребят достаточно новый. Учащиеся наблюдали над языком сказов, листая многочисленные интернет - страницы, они в свою «кладовочку» собирали материал для собственного сказа - как начать сказ, как его закончить, обороты речи, характерные для сказа. Такая подготовительная работа позволила создать свои оригинальные произведения, итогом творческой работы стал сборник, а лучшие сказы (их пять) отправлены на конкурс, посвященный 130-летию П.П. Бажова.

  • Стр. 64 Уже в 5 классе ребята приобретают опыт работы над проектом. Творческий коллективный проект – читательская конференция «Мой любимый автор сказок». Предлагаемые творческие задания составлены таким образом, что каждый без исключения может выбрать творческое задание, сообразно своим желаниям и способностям. В нашем случае ребята выбрали двух авторов: А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена. Формы представления своего автора дети предложили разные: компьютерная презентация, инсценировка сказок, выставка книг и иллюстраций, викторины и игры.

Материалы урока - конференции сняты на камеру.

Как видите, учебник дает большую возможность для внедрения новых технологий. Он составлен таким образом, что в нем изначально заложены новые методы и приемы организации учебного процесса. Ведущими технологиями являются проектные, ИКТ, интерактивные.

Сейчас же я вам попытаюсь показать, как можно построить урок, гармонично сочетая несколько технологий: тренинговых и приемов арт-терапии.

Сегодня активно используются в образовательном процессе тренинговые технологии. В современной литературе встречаются различные определения тренингов. Из многообразия определений я выделила ключевые понятия.

Итак, ^ ОДНОЙ СТРОКОЙ - ТРЕНИНГ

- активно мобилизует;

-активный метод обучения;

- активное групповое обучение навыкам общения в жизни и в

обществе;

- способствует социализации участника групповой работы;

-гармонизирует личность человека;

- способствует позитивному изменению Я – КОНЦЕПЦИИ.

Как видите, в основе тренинга АКТИВНЫЕ методы и приемы. Для развития творческих способностей сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным.

Проведение тренингов основывается на определенных, общих для многих видов тренингов принципах:

- активности,

- «Я – высказывания» (этот закон требует излагать свою точку зрения только от первого лица: «Я считаю, я думаю, я чувствую…), высказывания, начинающиеся с «Мы…», недопустимы.

- предложения в участники только себя.

- вежливости, тактичности,

-доброжелательности (у всех у нас есть достоинства и недостатки, поэтому необходимо терпимо относиться к чужим особенностям).
Арт-терапия. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов».

Итак, ОДНОЙ СТРОКОЙ – АРТ-^ ТЕРАПИЯ

- свободное средство самовыражения и самопознания через

творчество;

- заметный личностный рост участников арт - терапевтических

воздействий;

- мобилизация творческого потенциала человека;

-способствует самоактуализации, утверждению индивидуально -

неповторимого способа бытия в мире.
Если учесть, что в свете новых социальных требований мы должны воспитать «образованную, предприимчивую, мобильную, способную к сотрудничеству личность, которая может принимать самостоятельно решения в ситуации выбора» ( Концепция модернизации российского образования) , есть ли положения, противоречащие и целям и задачам обучения? Нет. Наоборот, в сочетании эти технологии позволяют отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося, данные методы – это дидактический инструмент, который создает условия для развития творческих способностей, эти приемы стимулируют природную детей тягу к самопознанию.


Практическое применение этих технологий я попытаюсь сегодня показать.

  

Человек, схвативший хотя бы однажды кошку

за хвост, знает о котах значительно больше, чем

тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел.

^ ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

МОТИВИРУЮЩЕЕ НАЧАЛО.

Тренинг «Посмотри на хорошего человека».

У меня в сумке портрет самого хорошего, удачливого, трудолюбивого, любящего работу всей душой человека, преданного своему делу, неунывающего, настоящего педагога. Чей там портрет? Когда все предположения иссякнут, предлагается заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет (в сумке зеркало). Комментировать увиденное нельзя. Чей же все-таки портрет?

Посмотрите, сколько имен прозвучало, сегодня собрались хорошие ученики.

Почему зеркало?

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА (работа с учебником - стр.238). Выполните проект «Ты – мое зеркало». Попросите своего друга (подругу) написать, что ему в вас нравится, что не нравится. Сделайте то же и вы. Обменяйтесь впечатлениями и сделайте «выводы»- каждый для себя. Условие одно: не обижать, но и не обижаться (последнее труднее) – задание учебника.

^ ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.Тренинг "Кто я?"

Это задание участники группы выполняют на специальных листочках. На вашем рисунке символично, а может, вполне конкретно изобразите самоощущение через указанные предметы (приемы выполнения различные – рисунок, аппликация и др.)

На лугах растут цветы,

А какой цветочек ТЫ?

Расцветает радуга после дождя,

А какого цвета у тебя душа?

Звери резвятся в лесу на полянке,

А что ты за зверек расскажи без утайки.

Солнышко ясное с неба нам светит,

Недостатки наши, конечно, заметит.

Облаком их поскорей нарисуй,

Если их много ты не горюй.

Искоренить их не так уж и просто,

Просто будь добрым и слушайся взрослых.

РЕФЛЕКСИЯ.

Представьтесь не своим именем, а названием того растения или цветка, которое вам нравится.

Если вы зверек, то кто?

А какого цвета ваше настроение?

^ 2. Тренинг «Пять слов о тебе». Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги, чтобы получилась ваша нарисованная ладошка. Напишите на ладошке свое имя, потом передайте листок справа, а сами получите рисунок ладошки от соседа слева. На одном из пальчиков полученного рисунка напишите какое – нибудь привлекательное качество этого человека, на ваш взгляд (можно использовать доброжелательные пожелания). Например, «Ты чуткий и отзывчивый», «Ты наше солнышко» или «Желаю тебе победы не соревнованиях». Так дальше нарисованные ладошки передаются по кругу, и каждый пишет свое, пока ладошка не вернется к ее владельцу.

РЕФЛЕКСИЯ. Обменяйтесь впечатлениями: прочитайте «Пять слов о себе».

Какие вы чувства испытали, когда прочитали о себе мнение окружающих?

^ 3. Тренинг «Чего и тебе желаю»

В произвольном порядке по кругу от участника к участнику перекидывается мячик (или мягкая игрушка) со словами: «У меня лучше всего получается, чего и тебе желаю».

Начинает ведущий, он первый кидает мячик любому участнику и говорит, например: «У меня лучше всего получается встречать гостей, чего и тебе желаю». Получивший мячик тоже признается в том, что ему удается лучше всего и потом передает слово другому. (Достоинства записываются на лучиках солнца, а недостатки - на тучках).

Цель творческой работы — ни одного серенького, ни одного безликого ребенка. Ведь ученик должен видеть светлые вершины, а не идти с наклоненной головой, присматриваясь к ухабам и болотцам. Поэтому отрицательные качества личности необходимо «высветить» мягко.

^ 4. Тренинг «Психологическая поддержка».

Участникам предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за …». Сосед справа поворачивается к нему и произносит: «Все равно ты молодец, потому что…» Таким образом, называя положительные черты этого участника, он оказывает психологическую поддержку. (Негативное качество записывается на облако)

РЕФЛЕКСИЯ. Мастер задает следующие вопросы:

1.Какая часть задания была для вас наиболее приятной, первая или вторая?

2.Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества?

3.Что вы чувствовали, когда слышали от другого о своих положительных качествах?

^ 5.Тренинг «Волшебная лавка».

Представьте, что существует лавка, в которой можно поменять недостаток на достоинство. Например, вы - покупатель - хотите приобрести качество, которого у вас не хватает, взамен можете расплатиться качеством, которое вас не устраивает (или присутствует в вас в избытке).

^ 6.Тренинг «Неласковое слово о себе».

Внутри большой ладошки нарисуйте маленькую, вспомните, когда большая ручка обидела маленькую. Вспомните проступок, за который вам сегодня неприятно, стыдно, одним «неласковым словом» назовите качество, запишите его на облачке.

Физкультминутка (поможет лучше узнать друг друга).

Встаньте те, кто умеет вышивать крестиком.

Помашите руками, если вы любите танцевать.

Потопайте, если вам нравится фильм «Девчата».

Похлопайте себе, если вы хоть иногда поете в ванной.

Потянулись к солнцу, кто хочет быть успешным.

ВО Т и закончен наш портрет, я вижу ярких красок на ваших работах больше. А тучи? «Что было бы одно солнце, если бы не было в мире теней?»Мы сегодня смотрелись в зеркало, но само по себе ЗЕРКАЛО - ЭТО тайна, никем не разгаданная: разве разгадана Жизнь? Любовь? А разве до конца можно разгадать человека?

Ваше домашнее задание эссе «Это есть я».

Р Е Ф Л Е К С И Я

  1. Будет ли такой урок здоровьесберегающим? У вас на столах «Лист обратной связи». Рассмотрите диагностическую карточку и выразите свое отношение к мастер – классу по критериям.

Критерии здоровьесберегающего урока.

  • Комфортная обстановка на уроке.

  • Познавательная активность на каждом этапе урока, для каждого ребёнка.

  • Смена видов деятельности.

  • Эмоциональная разрядка на уроке.

  • Наличие физминутки.

Поставьте + или – напротив каждого из критериев. Соблюдались ли критерии на таком уроке?

^ 2.Рассмотрите диагностическую карточку и выразите свое отношение к мастер – классу (по пятибалльной системе).

ВСЕМ СПАСИБО. У вас получится лучше.

Творческий проект «Ты – мое зеркало».

Мотивирующее начало.

1.Кто я?

На лугах растут цветы,

А какой цветочек ТЫ?

Расцветает радуга после дождя,

А какого цвета у тебя душа?

Звери резвятся в лесу на полянке,

А что ты за зверек расскажи без утайки

Солнышко ясное с неба нам светит,

Недостатки наши, конечно, заметит,

Облаком их поскорей нарисуй,

Если их много ты не горюй.

Искоренить их не так уж и просто,

Просто будь добрым и слушайся взрослых.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Пять слов о тебе. ______________________________________________________

______________________________________________________________________

3.Чего и тебе желаю. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Психологическая поддержка. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ 5.Волшебная лавка.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Неласковое слово о себе __________________________________________________________________

Лист обратной связи.

Рассмотрите диагностическую карточку и выразите свое отношение к мастер - классу.

^ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
проведения мастер класса

  1. Будет ли такой урок, на ваш взгляд, здоровьесберегающим?

Критерии здоровьесберегающего урока.

  • Комфортная обстановка на уроке.

  • Познавательная активность для каждого ребёнка.

  • Смена видов деятельности.

  • Эмоциональная разрядка на уроке.

  • Наличие физминутки.

Поставьте + или – напротив каждого из критериев. Соблюдались ли критерии на таком уроке?

2.Рассмотрите диагностическую карточку и выразите свое отношение к мастер – классу.



Благодарю за внимание! Сделайте лучше меня.

Похожие:

Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник iconПрограмма работы семинара: Создание банка данных опыта работы по...
...
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник iconУчебник «Биология 8 класс «Человек и его здоровье»
Тип урока: изучения нового материала (по дидактической цели) комбинированный (по способам организации деятельности)
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник iconО создании и полномочиях рабочих групп по подготовке к введению фгос нового поколения
В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник iconПриказ №197 от 16 июля 2010 года «О создании и полномочиях Совета...
В целях обеспечения эффективной разработки проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы в соответствии...
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник iconЛитература Примерная программа общеобразовательных учреждений по...
Списки учебников в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской федерации...
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник iconМастер класс
Деятельностный подход в обучении: урок «открытия» нового знания с использованием эор
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник iconПриказ «19» ноября 2010г. №263-од г. Новокуйбышевск «О создании рабочей...
В целях обеспечения эффективного введения фгос нового поколения и на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 16....
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник iconЛитература 5-11 классы под ред, Г. И. Беленького умк по литературе
...
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник icon«Информационно-методический центр Арсенал образования»
«Учебник по русскому языку как средство реализации основных идей государственного образовательного стандарта нового поколения»
Учебников нового поколения. Мастер класс. Цели: распространение опыта работы учителя по внедрению нового умк по литературе учебник icon«Информационно-методический центр Арсенал образования»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница